Научно-практическая работа на тему: Создание упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русская литература
Взрослым
16.11.2017
В рамках данной работы рассмотрены: актуальность выбранной темы, причины создания упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока.
Данный упрощенный словарь символов по творчеству А.А.Блока поможет студентам проникнуть в творческую лабораторию поэта, сделать анализ стихотворений, так как символы содержат в себе перспективу безграничного развертывания смыслов, являются и полноценными образами, их можно воспринимать и без содержащихся в нем потенциальных смыслов.Научно - исследовательская работа
НИР 2016 Создание упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ЛЯНТОРСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Научнопрактическая работа
на тему:
Создание упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока
Автор: Кантемиров Мурад
студент 1 курса
Лянторский нефтяной техникум (филиал)
ФГБОУ ВО «ЮГУ» в г. Лянторе
Специальность 13.02.11 Техническая
эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического
оборудования (по отраслям)
Научный руководитель: Абдулманафова
Г.С., старший методист, преподаватель
высшей категории Лянтор, 2016
Аннотация
В рамках данной работы рассмотрены: актуальность выбранной темы,
причины создания упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока.
Данный
упрощенный
словарь символов по творчеству А.А.Блока
поможет студентам проникнуть в творческую лабораторию поэта, сделать
анализ стихотворений, так как символы содержат в себе
перспективу
безграничного развертывания смыслов, являются и полноценными образами, их
можно воспринимать и без содержащихся в нем потенциальных смыслов.
В тоже время символы настолько неопределенны, что описать их
значение нелегко, поэтому мы предлагаем малую часть символов, с целью
оказания помощи определить скрытую сущность символов. ВВЕДЕНИЕ
о Блоке надо не говорить, а петь.
К. Федин
Цель создания словаря:
оказание помощи творческим личностям, которых интересует подлинный
жизненный смысл поэтических творений А. Блока;
оказание помощи студентам при проведении анализа стихотворений поэта.
Задачи:
ознакомление с творчеством поэта;
изучение символов в творчестве А.Блока;
проведение анкетирования среди студентов 1 курса.
Методы и приемы:
1. Исследовательский метод.
2. Практическое исследование (анкетирование).
Символизм литературнохудожественное направление, считавшее целью
искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.
Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие
творчества божественного». Ключевым понятием символизма является символ
многозначное иносказание, в отличие от аллегории однозначного иносказания.
Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов.
Кроме того, символ является и полноценным образом, его можно воспринимать
и без содержащихся в нем потенциальных смыслов. Символ в сжатом виде
отражает постижение единства жизни, ее истинной, скрытой сущности.
Мы рассмотрим упрощенный словарь символов, который считаю
актуальным и обусловленным следующими моментами:
недостаточное понимание смысла символов; затруднения при анализе стихотворений и поэм А.А.Блока;
недостаточная изученность символов для осмысления значений.
Если вы любите мои стихи,
преодолейте их яд,
прочтите в них о будущем..
А.А.Блок
Над составлением словаря символов я решил работать, когда на уроке
литературы многие из студентов испытывали затруднения в разгадывании
значений символов. Для того чтобы оказать помощь студентам, которые
затрудняются раскрыть сущность символов при анализе стихотворений Блока,
решил создать словарь. Изучая лирику поэта, мы видим, что значения символов
колеблются в широких пределах, поэтому я свою работу назвал «Создание
упрощенного словаря символов по творчеству А. Блока» (приложение 1).
Для того чтобы постичь систему символов Блока, следует изучить и
продумать всю его поэзию, это очень трудная работа, где необходима работа
души.
Прежде, чем представлю вашему вниманию словарь, необходимый при
изучении творчества Блока, обращусь к отдельным моментам творчества
А.Блока.
Творчество А. Блока, великого и гениального поэта, связано с одной из
модернистских литературных течений того времени – символизмом, с которым
связаны основные темы, идеи и образы лирики Блока.
Основными темами и образами в творчестве А.Блока являются:
образ прекрасной дамы: сборник «Стихи о Прекрасной Даме», «Вхожу я в
тёмные храмы...»;
тема России: «Россия», «Река раскинулась…», «На железной дороге»,
«Скифы»;
тема революции: «Двенадцать»;
образ страшного мира: «Ночь, улица, фонарь…», «В ресторане», «Фабрика». А. Блок создал многогранную, своеобразную, цельную, всеобъемлющую
систему символов (это имена, числа, цвета, погода, света, полета, пути,
двойничества, смерти, ветра, горда).
Символика красок в стихотворениях Блока интересна, хотя трудна для
необходимо найти бережные и точные
истолкования,
восприятия,
формулировки. Например, символика цветов:
«белое» и «светлое» чистое, гармоничное, совершенное (обычно здесь,
на Земле, рядом);
«синее» звездное, высокое (часто недостижимое);
«черное», «лиловое» катастрофическое, тревожное, гибельное;
«красное», «пурпурное», «пунцовое» цвета полнокровной жизни,
страсти (манящие и горячие);
«желтое» цвет увядания, тления.
Некоторые символы настолько неопределенны, что описать их значение
нелегко, например:
слово «чорный» (опять – таки непременно через «о») символ чегото
грозного, опасного, но в то же время мистически значительного;
«Жолтые» фонари, «жолтая» заря (Блок писал имя прилагательное «желтый»
через «о» и придавал этому большое значение) символизирует пошлость
повседневности.
Еще в 1903 году им написано стихотворениепредсказание "Все ли
спокойно в народе". За два года до первой русской революции, за четырнадцать
лет до кровавых событий 1917го и последующих военных лет поэт сумел
увидеть ужасы народного бунта:
Все ли спокойно в народе?
Нет, император убит.
Ктото о новой свободе.
На площадях говорит...
А. Блок сумел заглянуть вглубь, в истоки бунта, сумел прозреть мрачного
вершителя революционных преобразований, разрушителя с нечеловеческим
ликом:
Кто ж он, народный смиритель?
Темен, и зол, и свиреп:
Инок у входа в обитель
Видел его и ослеп.
Он к неизведанным безднам
Гонит людей, как стада...
Посохом гонит железным...
Боже! Бежим от Суда!
Тема пришествия Антихриста спустя годы возникнет в "Двенадцати",
повторится в поэме "Возмездие": Двадцатый век... Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла!
(Еще черней, еще огромней
Тень Люциферова крыла).
Слуховые галлюцинации и зрительные фантомы, что наблюдал Блок на
улицах Петрограда, мистические ощущения поэта и предвидения пророка
вылились в музыкальноречевую полифонию поэмы, отразились в особой
атмосфере смешения в одной точке земного шара полярных начал добра и зла:
Черный вечер.
Белый снег...
С чем же посланы они в мир, прельщать или творить добро? Как узнать
истинное лицо новых посланцев, в свое время спрашивали и Христа ученики.
"Берегитесь лжепророков, отвечал им Учитель. По плодам их узнаете их"
(Мф 7:1516). И Его ученики шли в мир, даря людям кроткую христианскую
любовь, учили добру, милосердию и всепрощению. Плоды же нового учения,
увы, горьки и скорбны. Ему свойственна жажда раздора, крови, разрушения
всего и вся:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем
Не в пространстве, а во времени, шествуя в даль десятилетий, эпох,
времен, идут ученики зла и мрака:
...Идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Итак, учение двенадцати красногвардейцевпосланцев есть полный
контраст христианскому к такому выводу постепенно приводит нас поэт. И
уже не трудно догадаться, кем посланы они. Вчитываясь в текст, мы понимаем,
что красногвардейцы своеобразная составляющая разбушевавшейся стихии зла:
ночь, холод, ветер, метель их среда. Но разве может дьявольское быть
постоянным, надежным? Нет, зло играет, забавляется даже теми, кто служит
ему. В ответ на выстрелы красногвардейцев
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах.
Этот смех демонический. Вихрь революции, словно пляска бесов,
втянувшая в свою круговерть человека.
Спаситель. И это Его "надвьюжное" шествие как предчувствие
будущего избавления, просветления и единения народа на основе Любви. Ведь в
символ розы, вызывающий недоумение у толкователей образа Христа только
лишь в ортодоксальном духе, в иконописном стиле православия, означает
гармонию и единство. Так идут державным шагом,
Позади голодный пес,
Впереди с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз
Впереди Иисус Христос.
Интерес представляет одно из названий стихотворений «Неведомому богу»
(1899). В книге Деяний святых апостолов (17: 22 – 28) читаем: «И, став среди
ареопага, Павел сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно
набожны. Ибо, приходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на
котором написано: «Неведомому богу». Сегото, которого вы, не зная, чтите, я
проповедую вам». Название стихотворения является цитатой библейского
текста. В данном стихотворении речь идет о том, что поэт надеется на нового,
неведомого Бога:
О, верь! Я жизнь тебе отдам,
Когда бессчастному поэту
Откроешь двери в новый храм,
Укажешь путь от мрака к свету!..
В стихотворении «В глубоких сумерках собора» читаем:
Смотри, ты многого ль достиг?
Смотри, как жалок ты и слаб,
Трусливый и безвестный воин,
Ленивый и лукавый раб.
В стихотворении «Идут часы, и дни, и годы», есть слова, написанные на
латинском языке: «Ecce home», в переводе они означают «се человек». По
евангельской легенде Понтий Пилат, указывая на приведенного к нему Иисуса
Христа, произнес: «Се человек». В Евангелии от Иоанна, (19:5) читаем: «Тогда
вышел Иисус в терновом венце и багрянице. И сказал им Пилат: Се человек».
Толкование этого выражения:
вот тот кого ищут,
1)
2) о человеке высоких нравственных качеств;
3) вот настоящий человек.
В стихотворение это выражение звучит таким образом:
вот мучимый,
страдающий;
И вдруг (как памятно, знакомо!)
Отчетливо, издалека
Раздался голос: Ecce homo!
Меч выпал. Дрогнула рука. В данном случае выражение «Се – человек» можно рассматривать двояко.
С одной стороны оно может обозначать человека, которого разыскивают, но с
другой стороны под этим сочетанием можно понимать «настоящего человека, с
высокими нравственными качествами», при виде которого из рук убийцы
выпадает меч.
Выражение «ревность по дому». Это цитата из текста Нового Завета. «При
сем ученики его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоем снедает
Меня» (Иоанн, 2:17). В библейском тексте это выражение обозначает «рвение к
«Божьему дому», то есть стремление к Богу и его учению. Блок
переосмысливает библейское выражение, в стихотворении оно обозначает
«привязанность к родному дому».
Ещё один из интересных моментов: библейский оборот «нести свой крест»
вошел в следующие блоковские строки:
1) расти, покорствуй, крест неси (стихотворение «Коршун»);
2) Христос, уставший крест нести (стихотворение «Венеция» (1);
3) и крест свой бережно несу (стихотворение «Россия»).
1.В избушке мать над сыном тужит:
«На хлеба, на, на грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси».
Слово «покорствуй» становится синонимом словосочетания «нести
крест», выражение несет символический смысл: «каждый человек должен идти
по уготованной ему дороге, стойко преодолевая все невзгоды и лишения».
2. Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Выражение «терновый венец» нашло отражение в лирике Александра
Блока. В его стихотворениях читаем:
1) В белом венчике из роз, впереди Исус Христос (поэма «Двенадцать»);
2) В венке спаленных роз (цикл «Флоренция» «Голубоватым дымом»);
3) Не венчал мою голову траурный лавр («Не венчал мою голову траурный
лавр»)
4) Терны венчают смиренных и мудрых («Странных и новых ищу на страницах»).
В выражении «траурный лавр» сохраняется связь с библейским понятием
«терновый венец», так как оно обозначает страдание, но это непросто страдание,
а страдание, приводящее к смерти. Связь «траурного лавра» с «терновым»
венцом ощущается еще и потому, что для Иисуса Христа «терновый венец» стал
и «траурным лавром».
В текст поэмы «Двенадцать» Блок сознательно включает белый цвет, то
есть цвет «божественный», символизирующий пребывание Бога среди людей,
Его любовь к ним. В стихотворении «Голубоватым дымом» из цикла «Флоренция»
встречается образ «венка из роз»
И легкой пеной пенится
Бокал Христовых слез …
Пляши и пой на пире,
Флоренция, изменница,
В венке спаленных роз!
Если рассматривать «венок из роз» в творчестве Блока как символ
чистоты, то в стихотворении «Голубоватым дымом» они выступают, напротив,
как символ «грешного». Слово «изменница» в характеристике Флоренции,
определение «спаленный» рядом с «венком роз», являются основными
определяющими в понимание образа.
Следующее интересное словосочетание «Неопалимая купина» по
библейскому мифу чудесный горящий, но не сгорающий куст терновника, в
пламени которого Бог явился Моисею (Исход, 3:2).
В стихотворениях Блока встречается образ купины в таком виде:
1) Моисеев куст («Весна в реке ломает льдины»);
2) Белый огонь Купины
(«Странных и новых ищу на страницах»);
3) Но за майскими, тонкими чарами
Затлевает и нам Купина
(«Старушка и чертенята»)
4) Тайно тревожна и тайно любима
Дева, Заря, Купина.
(«Странных и новых ищу на страницах»)
5) В синем утреннем небе найдешь
Купину расцветающих роз
6) Этот злак, что сгорел, не умрет.
Этот куст – без истления – тощ.
(«Полюби эту вечность болот»)
(«Влюбленность»)
В стихотворении «Странных и новых ищу на страницах» образ Купины
выступает как символ вечной женственности.
Белая Ты, в глубинах несмутима,
В жизни – строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима,
Дева, Заря, Купина.
Блекнут ланиты у дев златокудрых,
Зори не вечны, как сны.
Терны венчают смиренных и мудрых
Белым огнем Купины. У Блока любимая ассоциируется c белым цветом. В данном случае белый
цвет выступает как традиционный символ чистоты и невинности.
У поэта в одном ряду стоят понятия «Дева» и «Заря». Сближение земного
«Дева» и божественного «Заря». Для поэта любимая олицетворяет
одновременно земное и космическое.
Выражение «Моисеев куст» встретилось в стихотворении «Весна в реке
ломает льдины».
Что сожалеть в дыму пожара,
Что сокрушаться у креста,
Когда всечасно жду удара
Или божественного дара
Из Моисеева куста!
В стихотворении «Моисеев куст» олицетворяет божественную силу,
которая может даровать человеку и божественный дар, и удар.
«Труба архангела». Выражение обозначает грозное предзнаменование. По
евангельскому сказанию, трубы ангелов должны были возвещать великие
бедствия людям перед Страшным судом.
1) Плачет ребенок. И ветер молчит.
Близко труба и не видно во мраке.
(«Плачет ребенок. Под лунным серпом» 14декабря 1903)
2) Страшно верим, выси мерим,
Вечно ждем трубы
(«Сторожим у входа в терем»)
3) Ангел, Мученик, Посланец
Поднял звонкую трубу.
(«Поединок»)
4) И в полях гуляет смерть –
Снеговой трубач.
(«И опять снега»)
5) Близок вой похоронных труб,
Смертен вздох охлажденных губ.
(«Черная кровь»(8))
6) Лучи метнулись заревые
И трубный ангел в высоте.
(«Когда я прозревал впервые»)
7) Утешься: ветер за окном –
То трубы смерти близкой
(«Ты в комнате один сидишь»)
8) Нити дьявольской Судьбы,
Звуки ангельской трубы.
(«Угар») 9) Замолкли ангельские трубы
Немотствует дневная ночь.
(«Когда я прозревал впервые»)
Заключение.
Итак, мы видим, что среди поэтов символистов Блок занимает особое
место, разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником
крайнего индивидуализма и пессимизма, проповедником искусства для
искусства, экспериментатором, отрицающим предшествующую традицию
(«Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен»). Используя идеи
символизма, его методы, поэт выразил свой внутренний мир, жизнь эпохи,
воплотив свое творческое кредо:
О, я хочу безумно жить:
Все сугцее увековечить,
Безличное врчеловечить,
Несбывшееся воплотить!
При помощи проведенного исследования доказано, что в работе
проанализированы причины необходимости упрощенного словаря символов.
Для этого: ознакомились с литературой;
Интернетресурсами;
провели анкетирование среди студентов 1 курса.
Следовательно, на основании выше изложенного можно сделать вывод,
что задачи, поставленные в работе, были выполнены, а цели достигнуты. Ведь не
зря писал Ф. Сологуб, что символ окно в бесконечность. Свои студенческие
бесконечные значения символов, постарался показать в своем словаре.
Учитывая сказанное, я составил
словарь символов,
необходимый при изучении творчества поэта. Конечно, это лишь небольшая
часть символов.
упрощенный
Надеюсь, что продолжу работу над словарем, но для этого необходим
особый философский настрой, кропотливая аналитическая и исследовательская
работа.
Приложение 1
Б
Белый цвет – любовь, свет, символ чистоты и невинности, знак посвящения себя
Вечной Женственности.
Белый (снег), черный (вечер) полярные начала добра и зла.
Бездна, «Люциферовы крыла» – тёмное будущее России.
Берег новая жизнь, новые открытия, новое понимание жизни и поэзии.
Болото – обыденная жизнь, не освещенная мистически.
Белая вьюга ожидание невесты и встреча с ней.
Белый снег раскол, разделение.
В Венок из роз – обычно, символ чистоты, но иногда символ «грешного»
(например, в стихотворении «Голубоватым дымом»).
Ветер – знак приближения перемен, символ Революции.
Весна время, когда приходит любовь, надежда на встречу.
Вечер – молодость, символ уходящей в прошлое жизни державы.
Вьюга вихрь революции словно пляска бесов, втянувшая в свою круговерть
человека.
Голубь – весть.
Голодный волк сторож.
Голодный пес – символ старого мира.
Г
Д
Дева – олицетворение земного.
Дороги – символ России, бескрайние просторы, неисчерпаемая красота.
Двенадцать апостолов – последователи Христа.
Двенадцать красногвардейцев символ двенадцати апостолов.
Двенадцать – старый мир.
Е
Екатерина (образ поэмы «Двенадцать») переводится с греческого как
«чистая»).
«Ecce home» (лат.«се человек», Евангелии от Иоанна) –
1) вот тот кого ищут, вот мучимый, страдающий;
2) о человеке высоких нравственных качеств;
3) вот настоящий человек.
Ж
«Жолтые фонари», «жолтая» заря – пошлость повседневности.
Жёлтый цвет — пошлость, обыденность.
Желтые окна – обман.
З
Заря – прекрасное чувство, олицетворение божественного.
Затлевать «Тлеть – гореть, сгорать без пламени, еле поддерживать собой
горение», начало длительного процесса горения. Зима, ночь – разлука и торжество злого начала.
Звезда любовь к женщине.
Закат Девы – реальная, земная девушка.
И
Иисус Христос – образ спасения и всепрощения.
Иисус Христос невидимый вождь, жертва, судия, пророк.
Иисус Христос выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в
любовь и добро.
Иисус Христос спаситель мира, новая зарождающаяся жизнь
Инок
нечеловеческим ликом, лирический герой.
вершитель революционных преобразований,
разрушитель с
К
Купина (неопалимая) символ вечной женственности, некой очищающей,
божественной силы.
Кровавый (флаг) символ страданий креста, в руках у Спасителя.
Красная гвардия кровопролитие, ветер революции.
Красный флаг кровопролитие, ветер революции.
Катька чистая, символ России, красота, но падшая.
Красный цвет полнокровная жизнь, страсть.
Л
Любимая – олицетворение, одновременно, земного и космического.
Лето (господне) – новая жизнь, возможное светлое будущее.
Лиловый цвет крушение идеала, веры в саму возможность встречи с любимым
человеком.
М
Моисеев куст (Библ.) божественная сила, которая может даровать человеку и
божественный дар, и удар.
Младенец – радость, будущее России.
Метель – воплощение революционной стихии.
Метель вихрь революции словно пляска бесов, втянувшая в свою круговерть
человека.
Н вершитель революционных преобразований,
Народный смиритель
разрушитель с нечеловеческим ликом.
Невоскресший Христос – иногда в этом образе выступает поэт.
«Надвьюжное» (шествие) предчувствие будущего избавления, просветления и
единения народа на основе Любви.
«Неси крест», «покорствуй» – каждый человек должен идти по уготованной
ему дороге, стойко преодолевая все невзгоды и лишения, исполняя
предначертанное свыше.
Ночь – разлука
Невеста символ гармонии и света.
Незнакомка – символ вечной красоты, дьявольский сплав из многих миров.
О
Одежда – крушение идеала.
Образ дороги, степи, поля – символ России.
Отрок – лирический герой.
П
Пепел – желание свободы.
Пожар (в крови) жажда раздора, крови, разрушения всего и вся.
«Покорствуй» – каждый человек должен идти по уготованной ему дороге,
стойко преодолевая все невзгоды и лишения, исполняя предначертанное свыше.
Плат узорный до бровей – женщина, страна, это земля, возлюбленная, мать,
жена.
Пес — земное обличье черта.
Пес безродный – символ старого мира.
Пожар воплощение революционной стихии, новый мир.
Пурпурный, пунцовый цвет полнокровная жизнь, страсть.
Прекрасная дама – воплощение Вечной Женственности, идеал красоты,
спасительница мира.
Р
Размыкание кругов – порыв к светлому.
Рыцарь – стремление к женщине.
Рыцарь Прекрасной Дамы лирический герой.
Розы гармония и единство.
Раб (ленивый и лукавый), воин (трусливый и безвестный), определение
жизненных качеств человека. Ревность по дому привязанность к родному дому.
Ревность по дому привязанность к родному дому, стремление туда вернуться.
Родина – надежда и утешение.
С
Синий цвет – вера в надежду, возможность встречи, недостижимое, звездное,
высокое.
Синий плащ – неуспокоенность, неумение смериться.
Смех – смысл – демонический.
Смерть – политические перемены.
Солнце – ассоциация с чемто светлым.
Солнце – символ Женственности, символ счастья, любви
Суд – страшный суд Господа Бога (Библ.).
Снедая (тревогою сердце) – душевное беспокойство, волнение.
Снежный стан невеста.
Степи – символ России, бескрайние просторы, неисчерпаемая красота.
Сырая ночь путь в неизвестность.
Т
Терновый венец страдания, тяжелый мучительный путь; символ страдания
Евангелии от Иоанна.
Траурный лавр страдание, но это непросто страдание, а страдание, приводящее
к смерти.
Труба архангела, трубный глас (Еванг.) трубы ангелов должны были возвещать
великие бедствия людям перед Страшным судом, грозное предзнаменование.
Утро – время, когда надежда на встречу наиболее крепка.
У
Х
Храм (новый) – новая жизнь, возможное светлое будущее.
Ч
«Чорный» – грозный, опасный.
Черный вечер раскол, разделение.
Черный цвет катастрофический, тревожный, гибельный. Литература:
1. Уроки словесности. Дидактические материалы по русскому языку и
литературе. Серебряный век русской поэзии. «Интеллект – Центр»,
М.:2014
2. Смолякова Н.В. Русская литература XX век. М. «Издат – школа 2000»,
2014.
3. Лукьянченко О.А. Устный экзамен по литературе. 11 классс.Изд.3е –
Ростов н/Д: Феникс. 2014.
Научно-практическая работа на тему: Создание упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока
Научно-практическая работа на тему: Создание упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока
Научно-практическая работа на тему: Создание упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока
Научно-практическая работа на тему: Создание упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока
Научно-практическая работа на тему: Создание упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока
Научно-практическая работа на тему: Создание упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока
Научно-практическая работа на тему: Создание упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока
Научно-практическая работа на тему: Создание упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока
Научно-практическая работа на тему: Создание упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока
Научно-практическая работа на тему: Создание упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока
Научно-практическая работа на тему: Создание упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока
Научно-практическая работа на тему: Создание упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока
Научно-практическая работа на тему: Создание упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока
Научно-практическая работа на тему: Создание упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока
Научно-практическая работа на тему: Создание упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока
Научно-практическая работа на тему: Создание упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока
Научно-практическая работа на тему: Создание упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока
Научно-практическая работа на тему: Создание упрощенного словаря символов по творчеству А.А.Блока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.