Научно-теоретическая концепция технологии диалогового обучения как многоаспектного явления
Оценка 4.6
Лекции
doc
психологическая работа +1
Детсад
02.09.2017
В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения основной целью занятий по развитию речи в ДОУ является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими, то есть формирование коммуникативной компетенции.
В соответствии с этим, в настоящее время в дошкольном образовании активно ведется поиск различных инновационных технологий, способствующих достижению вышеуказанной цели. При наличии множества педагогических технологий наиболее подходящей для использования в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения является технология диалогового обучения, способствующая формированию коммуникативной компетенции дошкольников.
Уразова статья.doc
Уразова Т.Е.
ГККП яслисад №2 г.Павлодар
Научнотеоретическая концепция технологии диалогового обучения как
многоаспектного явления
В.С.Библера,
М.М.Бахтина,
С.С.Аверинцева,
Понятие диалога является в современной науке чрезвычайно глобальным понятием,
обладающим довольно емким содержанием, в связи с чем его целесообразно рассматривать в
концептуальном аспекте, с научнотеоретической точки зрения. Научнотеоретическая
концепция диалоговой технологии предполагает анализ понятия с двух сторон: с одной
стороны, диалог культур как философскокультурологическая категория; с другой стороны
– диалоговая технология обучения как научно дидактическая категория.
Общефилософский аспект более широк, его истоки берут свое начало еще со времен
античной философии в трудах Сократа, Платона и Аристотеля, затем в ХYIII ХIХ веках
данное понятие получает творческое переосмысление в работах представителей немецкого
идеализма и романтизма И.Канта, В.Гегеля, Л.Фейербаха, в фундаментальных исследованиях
Э.Гуссерля, М. Хайдеггера, К. Ясперса, М.Бубера, А.А.Майера, далее данная идея была
продолжена в теоретических воззрениях философов ХХ века О.Шпенглера, А.ЛевиСтросса,
Р.Барта,
Ю.А.Лотмана,
Р.Якобсона,
В.В.Иванова и мн. др.
Наиболее значимую роль в становлении понятия диалога культур в общефилософском
аспекте сыграли эстетические взгляды М.М.Бахтина, которые затем были продолжены в
философскопедагогических взглядах В.С.Библера, который ввел это понятие на научном
уровне в педагогику. Согласно этому, с дидактической точки зрения речь идет об
использовании в учебновоспитательном процессе диалоговой технологии.
На современном этапе развития нашего общества проблема обучения общению,
соответствующему технологии диалогового обучения, приобретает особую актуальность. На
нынешнем этапе психологопедагогического и дидактического осмысления технология
диалогового обучения рассматривается в рамках идеи развивающего взаимообучения, как
способ обучения – это способ взаимообучения, взаимного учения пониманию друг друга,
взаимообогащающему партнеров по коммуникации личностными смыслами. Хотя проблема
диалогового обучения является в принципе новой и неразработанной дидактической
проблемой, внедрение такой технологии в настоящее время в процесс обучения происходит
на всех уровнях образовательной системы.
Методологической основой данной технологии выступили идеи М.М.Бахтина о «культуре
как диалоге», «внутренней речи» Л.С.Выготского и основные постулаты «философской
логики культуры» В.С.Библера [1; 2; 3]. Диалоговая технология (это не вопросно
ответная беседа) представляет собой учебный диалог в универсальнопедагогическом
смысле, который предполагает:
рассмотрение различных понятий в разрезе разных логик и способов понимания мира;
особое общение между участниками общения, отстаивающими
собственный взгляд на мир; уважение мнения и личности ученика; его
самоопределение и самоорганизация;
внутренний спор с самим собой, основанный на столкновении различных культурно
логических блоков;
выход диалога за грань известного и неизвестного не только ученику, но и учителю;
внедрение в структуру учебного материала казусов и парадоксов, утверждений
сомнений, «вопросительных утверждений», стимулирующих коммуникативную
активность участников общения[3, с.37].
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986. – 444 с., с. 384.
1 2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1990.
3. Библер В.С. Культура. Диалог культур//Вопросы философии, 1989, №6. – С. 3142.
2
Научно-теоретическая концепция технологии диалогового обучения как многоаспектного явления
Научно-теоретическая концепция технологии диалогового обучения как многоаспектного явления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.