МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК
СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
КГУ «ЛЕДЕНЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
МАМЛЮТСКОГО РАЙОНА
Слова «бранные» и слова «благодарные»: их влияние на окружающий мир и здоровье человека
Направление: история и литература
Секция: Языкознание
Выполнила: ученица 9 класса
Юрасова Арина Дмитриевна
Научный руководитель:
Серебрякова Альфия Хурматулловна
учитель русского языка и литературы
Научный консультант:
Амержанова Ш.К.
Преподаватель ЧУ «ЦПМ»,
г.Петропавловск
Г. Мамлютка, 2019 год
ОТЗЫВ
на научный проект «Слова «бранные» и слова «благодарные»: их влияние на окружающий мир и здоровье человека» по секции языкознание
Объектом исследования в данном проекте стала человеческая речь и её влияние на состояние человека и окружающий мир. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что слова материальны и могут влиять на окружающий мир и здоровье человека положительно и отрицательно, в зависимости от эмоциональной наполненности посыла, которые вкладывает в слова говорящий.
Эта тема не нова, но почти каждый день мы сталкиваемся с речевыми проблемами и конфликтами, так как в основе любой человеческой деятельности лежит общение. Данное исследование ещё раз заостряет внимание на том, насколько важными являются эмоциональная наполненность и качество общения как основного вида деятельности человека.
Зачастую мы не задумываемся о том, как говорим, что говорим и зачем говорим. Вспомним высказывание Мигеля де Сервантеса: «Говорить не думая, всё равно, что стрелять, не целясь». В этих словах слово приравнивается к пуле, которая не достигнет цели, если нет прицела. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», - сказал в своём стихотворении замечательный советский поэт Вадим Сергеевич Шефнер.
Данное исследование на основе теоретического анализа семантического значения слов «бранный» и «благодарный», а также опираясь на практическую часть: выявление отношения учащихся и учителей КГУ «Леденёвская средняя школа» к словам «бранным» и «благодарным», (доброжелательным), утверждает, что слова «бранные» имеют отрицательную силу воздействия на окружающих, а слова «благодарные» - положительную.
Также в исследовании уделяется внимание современным научным фактам, подтверждающим гипотезу: рассказывается о трудах Петра Гаряева, доказавшего, что слово влияет на материю, слово является геном, ген – это цепочка, состоящая из слов. Русский учёный, профессор, путём сложнейших экспериментов доказал, что слово влияет не только на окружающий мир – животных и растения – но и напрямую воздействует на гены человека.
Таким образом, заявление авторов проекта о том, что слова имеют силу влияния на окружающий мир, не являются голословными и базируются на научной основе.
Своей работой Юрасова Арина Дмитриевна и её руководитель Серебрякова Альфия Хурматулловна призывают к сознательному отношению к речевым поступкам, к ответственности за свои речевые действия, ведь любым необдуманным словом можно нанести вред окружающим. Кроме того, авторы показывают, что речевым поведением каждый из нас может принести пользу обществу, семье и друг другу.
Результатом работы стали практические рекомендации по «рациональному использованию» слов в общении. Данные рекомендации авторы назвали «11 Золотых правил общения» и обосновали их практическую значимость.
Хочется пожелать авторам дальнейших успехов в их исследованиях и новых интересных тем и работ.
Амержанова Ш. К., преподаватель, ЧУ «ЦПМ», город Петропавловск.
АБСТРАКТ
Цель исследования заключается в формировании у современной молодёжи сознательного отношения к речевому поведению, ответственности за эмоционально-речевые поступки как гаранта психологического, социального и физического здоровья.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Выявить специфику влияния особенностей речевого поведения на окружающую действительность и здоровье человека.
2. Рассмотреть особенности влияния слов «бранных» и слов «благодарных» на окружающую действительность и здоровье человека и тем самым доказать, какие из них наиболее желательны в человеческом общении.
3. Оценить нравственную, актуальную значимость ответственности за речевые поступки в реалиях современности.
4. На основе данных исследования о влиянии слова на окружающий мир создать основной продукт исследования – практическую инструкцию в виде рекомендаций по «рациональному пользованию» словами в общении.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что слова материальны и могут влиять на окружающий мир и здоровье человека как положительно, так и отрицательно – в зависимости от эмоционального посыла - заряда говорящего.
Объект исследования: человеческая речь.
Предмет исследования: влияние слов «бранных» и слов «благодарных» на окружающий мир и здоровье человека.
Методы исследования:
1. Общетеоретические: абстракция и конкретизация, сравнение, индукция, дедукция.
2. Социально-психологические: анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы.
3. Описательные: дополнение исследования отдельными понятиями, фактами и примерами.
Этапы исследовательской деятельности:
1. Формулировка проблемы и цели исследования.
2. Выдвижение гипотезы исследования.
3. Постановка задач исследования.
4. Фиксация экспериментальных данных.
5. Анализ, отбраковка, группировка экспериментальных данных.
6. Аналитическая обработка полученных данных.
7. Выводы и рекомендации.
Значимость данной исследовательской работы вызвана тем, что в последнее время падает уровень речевого поведения во время общения, теряют ценность общечеловеческие нравственные категории. Поэтому выбранная нами тема как никогда актуальна. Надеемся, что исследование влияния слов «бранных» и слов «благодарных» на окружающий мир и здоровье человека позволит повысить качество и эмоциональную наполненность речевого поведения. Сегодня, когда человеческое общение вышло за рамки простого диалога и становится глобальным и тотальным в условиях цифровизации жизни (Интернет, мобильная связь и прочее), особо остро встаёт вопрос о сохранении речевой культуры. Как никогда, важна ответственность за речевые поступки, осознанный подход к эмоциональной наполненности слова.
Девизом нашего исследования стали слова российского академика, специалиста по молекулярной биологии, основателя волновой генетики Петра Гаряева: «Мы все родом из слов, которые записаны в наших хромосомах. И любое слово может влиять на наши хромосомы, т.е. гены». [6]
Результатом нашей работы являются рекомендации по «рациональному использованию» слов в общении, названные нами «11 Золотых правил общения». Данные материалы могут быть использованы на уроках психологии, русского языка и литературы, самопознания, на классных часах и внеклассных мероприятиях. В этом и состоит практическая значимость нашего исследования.
Оглавление
· Введение 7-8
· Исследовательская часть 9-23
I. Семантический анализ слова «бранный» 9-10
II. Семантический анализ слова «благодарный» 11
III. Выводы 12-13
IV. Научные факты 14-15
V. Результаты авторского исследования 16-20
VI. Выводы 21-23
· Заключение 24-25
· Список литературы и источников 26
· Приложение 27-30
ВВЕДЕНИЕ
Главная Книга человечества Библия начинается так: «Вначале было слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог…». По мнению учёного и исследователя С.Н.Лазарева в данных словах Библии зашифрована информация о том, что слово материально, сначала – информация - духовное, затем – материализация – материальное. [1] Слово – это мощнейшее оружие человека. В русской пословице говорится: «Ветры горы разрушают – слово народы подымает». [2] Слово стоит у истоков всего, что совершается в мире. Сегодня учёные утверждают, что слова материальны, они облекают осязаемую форму. Мы согласны с их мнением. Слово имеет мощную силу эмоционального воздействия. Но, увы, не каждый может владеть этой силой. Восточная мудрость гласит: «Разумный владеет своим языком». В русской народной пословице сказано: «Слово пуще стрелы разит». [2] Словом можно поддержать кого-то, а можно и ранить.
По речи человека можно узнать не только его мысли, но и характер, ведь всё взаимосвязано. Характер – это наши реакции на события окружающего мира, поступки и поведение людей. Слова выражают наше отношение ко всему и, одновременно, влияют на окружающий мир, положительно или отрицательно. Каждое слово заряжено нашей энергией: созидательной энергией добра, или, к сожалению, разрушительной энергией зла. Чем больше мы вкладываем в слова энергии и эмоций, тем большим будет их влияние, созидательное или разрушительное. В пословице говорится: «От слова спасенье, и от слова погибель». [2] В ней выражена поистине народная мудрость. Можно сказать что-то, не обдумав, и сильно этим обидеть. Бранные, не несущие добра, слова не принесут никакой пользы. Всегда нужно мыслить и говорить позитивно. Не зря психологи, поэты и писатели говорят о силе доброго, чистого слова. Известный бард Булат Окуджава пел: «Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это все любви прекрасные моменты!». В словах поэта заключена разгадка силы благодарного, доброго слова. Добрые слова – это слова, сказанные с любовью, добродушием, с чистыми помыслами и намерениями, без пожелания зла.
В повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» главный герой каждое утро приводил в порядок свою Планету. Он вырывал ростки баобабов, ведь если они вырастут, то разорвут маленькую планету в клочья! А баобабы эти – злость, негатив, недоброжелательность, лень … Словом, то, что разрушает нашу жизнь, множась и вырастая. Человек – существо разумное, а значит, должен уметь управлять своими эмоциями Мы все в ответе за свои слова, чувства и эмоции. Нужно культивировать добрые, чистые, дарящие свет эмоции, а тяжёлые, затемняющие рассудок сдерживать, обезвреживать и превращать в добро. Если в разговоре с человеком произносить добрые, позитивные, любящие слова, то и собеседник, скорее всего, ответит тем же. Не зря существует Золотое правило: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Чистота мыслей, слов и намерений должны стать сознательным позитивным выбором каждого. Ведь это – основополагающие кирпичики таких общечеловеческих ценностей, как общение и дружба, мир и любовь, единство и согласие. Особенно важными они становятся для нас сегодня, позволяя укреплять мир и межнациональное согласие и в нашем государстве.
Мы уверены, что нужно всегда поддерживать и радовать людей благодарным, добрым словом, понимать настроение, дарить любовь. В народе говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Нужно делать счастливыми людей, и добро возвратится сторицей, всё вернётся бумерангом. Даже в самой сложной ситуации не нужно сдаваться, ведь нет такой задачи, которая не имела бы решения. Именно в эту трудную минуту тебя поддержат добрым, ласковым, благодарным, т.е. дарящим благо словом.
Цель содержания нашего проекта: чтобы в нашем мире стало меньше бранных, неприятных, разрушительных слов, а их место заняли «благодарные», тёплые и добрые слова; чтобы люди не стеснялись выражать свои чувства в полной их мере, чистоте и красоте. Такими, какими они хранят их в себе.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
бра́н-н-ый
1. соотносящийся по значению с существительным брань; нецензурный, ругательный. Бранные слова. Бранное выражение. [3]
Синонимы
ругательный, скверный, сквернословный, упрекающий, плохой, худой
вежливый, литературный [3]
2. устар. военный, боевой.
Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. А. С. Пушкин, «Повести покойного Ивана Петровича Белкина/Метель». Бранные доспехи. [3]
Синонимы
военный, боевой
мирный [3]
Происходит от существительного брань, далее от праслав. *bornъ, производн. от основы гл. *borti (см. бороться) – оборона, оборонный, бороться. [3]
бра́нь
Лексическое значение
· бранные, ругательные, оскорбительные слова, ругань. Вдруг толпа гусаров окружила нас с ужасною бранью. А. С. Пушкин, «Капитанская дочка». [4]
· порицание, упрёки, поношение, ругань, проклятия. Начиналась ломка, падение разных вещей, битьё посуды, опрокидыванье стульев; кончалось тем, что надо было его выгнать из комнаты, или он сам уходил с бранью и проклятиями. И. А. Гончаров, «Обломов». [4]
· устар. драка, колотня, свалка, рукопашная, побоище. Толкование взято из Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля. [4]
· устар. бой, битва, сеча, сражение; война. Сражение было весьма кровопролитное. Тут ещё началась брань кровопролитнее первой. М. Д. Чулков, «Пересмешник, или Славенские сказки». [4]
Этимология (происхождение)
Происходит от праслав. *o-born-, от кот. в числе прочего произошли: др.- оборона, обороняться, бороться. [4]
Синонимы
1. ругань, ругательство
2. сквернословие
3. драка, колотня, свалка, рукопашная, побоище
4. битва, бой, война, сеча
Антонимы
1. похвала
2. славословие
3. мир
1. Бранью праву не быть / бранью прав не будешь.
2. Броня на брань, ендова на мир.
3. Лучше брани: Никола с нами (религ. основа).
4. Худой мир лучше доброй брани.
5. Бранное слово большую обиду творит.
6. От слова спасенье, и от слова погибель.
7. Хоть слово – не обух, а от него люди гибнут.
8. От одного слова - да навек ссора.
9. Слово – не стрела, а пуще стрелы разит. [2]
1. испытывающий благодарность, то есть чувство признательности за сделанное добро, оказанное внимание или услугу
2. перен. оправдывающий затраченные силы, средства [5]
Синонимы
1. признательный
2.стоящий
Из русск. благо + дарить, дар; предположительно, калька др.-греч. εὐχαριστέω «благодарить, быть благодарным», εὐχάριστος «благодарный»; из εὐ « благо, хорошее» + χαρίζομαι «делать приятное, дарить». [5]
Пословицы и поговорки
1. Доброе слово лечит, а злое – калечит
2. Доброе слово сказать – посошок в руки дать
3. Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
4. На добрый привет добрый и ответ.
5. Доброе слово и гнев побеждает.
6. Доброе слово окрыляет.
7. Доброе слово и кошке приятно.
8. Доброе слово в воде не тонет.
9. Добрые слова дороже золота. [2]
III. Выводы:
Семантический анализ слова «бранный» показал:
1. Прилагательное «БРАННЫЙ» является производным от существительного «БРАНЬ», которое, в свою очередь, происходит от праслав. *bornъ, что означает «бой, битва, сеча, война, сражение». Слово *bornъ произведено от основы гл. *borti , что означает «бороться, оборона, оборонный». [4]
2. Семантический анализ слова «бранный» показывает: бранные слова человек употребляет для обороны, защиты, в словесном сражении. Мы, сами того не подозревая, участвуя в невидимых словесных сражениях, наносим друг другу невидимые «раны» ругательными, оскорбительными словами, вкладывая в них негативный, недоброжелательный эмоциональный посыл.
3. Это подтверждает народная мудрость, отразившаяся в сложенных веками русских народных поговорках:
Слово – не стрела, а пуще стрелы разит
Слово – не обух, а от него люди гибнут
Бранное слово большую обиду творит
От одного слова - да навек ссора
От слова спасенье, и от слова погибель
Худой мир лучше доброй брани
Бранью праву не быть / бранью прав не будешь
Броня на брань, ендова на мир
Лучше брани: Никола с нами (религ.основа) [2]
4.Особого внимания заслуживают 2 последние пословицы.
«Лучше брани: Никола с нами» - данная пословица напрямую указывает на религиозные устои народного менталитета. Чем браниться-ругаться, лучше обратиться к святому Николаю Чудотворцу за защитой от бесов, разжигающих распри, ругань, брань. В народном религиозном понимании, любая брань происходит по хитрому наущению бесов, которые суть плохие мысли и осуждение других.
«Броня на брань, ендова на мир» – данная пословица напрямую указывает на нравственный запрет на брань (в 2 значениях) и нравственный посыл – намерение на мир, мирную жизнь (в 2 значениях).
Семантический анализ слова «благодарный» показал:
1. Из русск. благо + дарить, дар; предположительно, калька др.-греч. εὐχάριστος «благодарный»; из εὐ « благо, хорошее» + χαρίζομαι «делать приятное, дарить». [5]
2.Семантический анализ слова «благодарный», а также подбор родственных слов благодушный, благотворный, благотворительный, благожелательный, благонамеренный, благой, благостный, блаженный показывает: благодарные, добрые слова человек употребляет для высказывания одобрения, помощи, поддержки. [5]
Мы, сами того не подозревая, участвуя в невидимых глазу словесных действиях, лечим душевные «раны» друг друга, вселяем силы и уверенность, дарим позитивные эмоции, используя в речи добрые, благодарные слова, вкладывая в них положительный, доброжелательный эмоциональный посыл.
3.Это подтверждает народная мудрость, отразившаяся в сложенных веками русских народных поговорках:
Доброе слово сказать – посошок в руки дать.
Доброе слово лечит, а злое – калечит.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
На добрый привет добрый и ответ.
Доброе слово и гнев побеждает.
Доброе слово окрыляет.
Доброе слово и кошке приятно.
Доброе слово и в воде не тонет.
Добрые слова дороже золота. [2]
IV. Научные факты
Доктор биологических наук, академик Института Управления Российской Академии молекулярной биологии, основатель волновой генетики, Пётр Петрович Гаряев, путём сложнейших экспериментов доказал, что слово влияет не только на окружающий мир – животных и растения – но и напрямую воздействует на гены человека. Большинство его исследований о том, как слово влияет на материю. Учёный утверждает: « Слово – это ген, слово обладает свойствами гена порождать. Идея возникает, затем она материализуется в слове, а потом воплощается в жизнь. Воплощаясь, слово превращается в искусственный мир, т.е. тот мир, который мы создаём». [6] Академик говорит, что миром, как живым, так и неживым, управляет информация, а «информация – это и есть слово». [6]
«Мы все родом из слов, которые записаны в наших хромосомах. И любое слово может влиять на наши хромосомы, т.е. гены» - утверждает и доказал экспериментальным путём учёный. [6] П. Гаряев изобрёл аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания, влияющие на хромосомы ДНК всего живого. Эксперименты показали, что, если человек часто ругается, его хромосомы рвутся и гнутся, а гены меняются местами. Таким же образом «бранные» слова влияют и на других людей: «бранные» слова «взрываются» в генетическом аппарате человека, вследствие чего происходят мутации, которые поколение за поколением приводят к вырождению. В результате влияния «бранных» слов и нецензурной брани ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. [6]
Учёные зафиксировали: «бранные» слова вызывают мутагенный эффект, генетические мутации, подобные тому, что даёт радиоактивное излучение мощностью в тысячи рентген.
Эксперимент с «облучением» «бранными» словами много лет проводился на семенах растения арабидопсис. Почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродцами. Через несколько поколений потомство полностью выродилось. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слов, они произносились то громко, то шёпотом. Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные «благословляли» семена, убитые радиоактивным излучением в 10 тысяч рентген. Аппарат зафиксировал, как перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК постепенно вставали на свои места и срастались. Убитые семена ожили под силой благословенного слова. [7]
Многочисленными экспериментами группы учёных было доказано влияние эмоциональной информации слова, его эмоциональной наполненности на объекты живого и неживого мира.
Подтверждённая исследователями способность людей воздействовать словами на программы наследственности известна верующим людям с давних времён. Из святоотеческой литературы мы знаем, как, благодаря мощной силе слова святых отцов, словом исцелялись больные и воскрешались мёртвые. Причём благословение праведника распространялось не только на конкретного человека, но и на его потомство.
В результате своих исследований, П. Гаряев пришёл к ошеломляющему выводу: ДНК воспринимает человеческую речь. А.С.Пушкин когда-то писал своей жене: «Не марай душу чтением французских романов». [7]
Таким образом, группа специалистов по молекулярной биологии Института Управления Российской Академии наук под руководством П.П.Гаряева с помощью особой аппаратуры установила: человеческая речь способна влиять на молекулы ДНК, заставляя их менять форму и структуру! Если человек постоянно употребляет в речи «бранные» слова, нецензурные выражения, его хромосомы рвутся, мутируют и деформируются. Конечный результат мутации аналогичен последствиям воздействия радиационного излучения мощностью в несколько тысяч рентген. Это может привести к разрушению организма не только любителя ругательств, но и тех, кто слышит «бранные» слова, а особенно - его потомства... [7]
И наоборот, слова «благодарные», дарящие благо, благожелательные, добрые и гармоничные, соединяют перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК.
V. Результаты авторского исследования
Вопросы анкетирования для школьников:
1. 1) Нравится ли Вам, когда мама или другие (родственники, знакомые) с утра говорят доброжелательные слова, напутствуют добрыми пожеланиями хорошего дня?
Рисунок 1. Результаты процентного соотношения ответов школьников на 1 вопрос анкетирования.
Ряд 1. Да, очень нравится. Ряд 3. Не нравится, но терплю.
Ряд 2. Нравится, но не очень. Ряд 4. Совершенно не нравится
2. Нравится ли Вам, когда учитель с утра или в начале урока говорит Вам доброжелательные слова, приветствует, напутствует добрыми пожеланиями хорошего дня, хорошего настроения, хорошего урока?
Рисунок 2. Результаты процентного соотношения ответов школьников на 2 вопрос анкетирования.
Ряд 1. Да, очень нравится. Ряд 3. Не нравится, но терплю.
Ряд 2. Нравится, но не очень. Ряд 4. Совершенно не нравится
3. Нравится ли Вам, когда учитель, оценивая Вашу работу на уроке или дома, хвалит Вас, высказывая доброжелательные слова, используя одобрительные смайлики?
Рисунок 3. Результаты процентного соотношения ответов школьников на 3 вопрос анкетирования.
Ряд 1. Да, очень нравится. Ряд 3. Не нравится, но терплю.
Ряд 2. Нравится, но не очень. Ряд 4. Совершенно не нравится
4. Нравится ли Вам, когда мама или другие (родственники, знакомые) говорят недоброжелательные слова, называют недобрыми (бранными, грубыми, ругательными) словами?
Рисунок 4. Результаты процентного соотношения ответов школьников на 4 вопрос анкетирования.
Ряд 1. Да, очень нравится. Ряд 3. Совершенно не нравится
Ряд 2. Не нравится, но терплю Ряд 4. Нравится, но не очень
5. Какие чувства и ощущения Вы испытываете, когда мама, учитель или другие (родственники, знакомые) хвалят Вас, говорят добрые, благожелательные слова, называют ласковыми именами?
Рисунок 5. Результаты процентного соотношения ответов школьников на 5 вопрос анкетирования.
Ряд 1. Радость Ряд 3. Я становлюсь спокойным и уверенным
Ряд 2. Счастье Ряд 4. Мне всё равно
6. Какие чувства и эмоции, ощущения Вы испытываете, когда мама или другие (родственники, знакомые) бранят Вас, говорят бранные, недоброжелательные слова, называют грубыми именами?
Рисунок 6. Результаты процентного соотношения ответов школьников на 6 вопрос анкетирования.
Ряд 1. Горе Ряд 3. Я становлюсь тревожным и неуверенным
Ряд 2. Несчастье Ряд 4. Мне всё равно
Вопросы экспертного опроса для учителей:
1. Как часто Вы с утра или в начале урока говорите ученикам, детям в семье доброжелательные слова, напутствуете добрыми пожеланиями хорошего дня, отличного настроения?
Рисунок 7. Результаты процентного соотношения ответов учителей на 1 вопрос экспертного опроса.
Ряд 1. Иногда Ряд 3. Очень часто
Ряд 2. Часто Ряд 4. Практически всегда
2. Как часто Вы используете для оценивания работы и поведения учеников, детей в семье доброжелательные слова, одобрительные смайлики или иные способы?
Рисунок 8. Результаты процентного соотношения ответов учителей на 2 вопрос экспертного опроса.
Ряд 1. Иногда Ряд 3. Очень часто
Ряд 2. Часто Ряд 4. Практически всегда
3. Как часто Вы используете для оценивания работы и поведения учеников, детей в семье порицающие, отрицательные оценочные слова?
Рисунок 9. Результаты процентного соотношения ответов учителей на 4 вопрос экспертного опроса.
Ряд 1. Иногда Ряд 3. Очень часто
Ряд 2. Часто Ряд 4. Практически всегда
VI. Выводы
Анализ практической части нашего исследования, а именно результатов школьного исследования путём проведения анкетирования учащихся по анкете-опроснику показал:
1. Согласно графикам-диаграммам результатов процентного соотношения ответов учащихся на вопросы опросника, от 83 до 92 % школьникам очень нравится, когда мама, учитель или другие (родственники, знакомые) с утра говорят доброжелательные слова, напутствуют добрыми пожеланиями хорошего дня (анализ с 1 по 3 вопрос анкетирования).
2. 70 % школьников совершенно не нравится, когда мама или другие (родственники, знакомые) говорят недоброжелательные слова, называют недобрыми (бранными, грубыми, ругательными) словами; 24 % школьников это не нравится, но они терпят; 6 % школьников нравится, но не очень. Нет таких учащихся, которым бы очень нравилось, когда их называют грубыми, бранными словами (анализ 4 вопроса).
3. 60 % учащихся испытывают радость, когда мама, учитель или другие (родственники, знакомые) хвалят их, говорят добрые, «благодарные», доброжелательные слова, называют их ласковыми именами; 20 % учащихся ощущают счастье; 17 % учащихся становятся спокойными и уверенными; 3 % учеников всё равно (анализ 5 вопроса).
4. 60 % учащихся испытывают горе, когда мама или другие (родственники, знакомые) бранят их, говорят бранные, недоброжелательные слова, называют грубыми именами; 20 % учащихся ощущают несчастье; 17 % учащихся становятся тревожными и неуверенными; 3 % учеников всё равно (анализ 6 вопроса).
5. Учащимся нравятся больше остальных следующие слова: радость, доченька/сыночек, люблю, мама, папа, семья, солнышко, доброе утро, ягодка, жаным, красавица (7 вопрос)
6. Учащимся не нравятся больше остальных следующие слова: война, смерть, плохой, стыд, дурак, лень, глупый, наркотики (8 вопрос).
7. 6 самых любимых слов-словосочетаний школьников: добрый, любимый, хороший, мама, маленький мой/маленькая моя (9 вопрос).
8. 6 самых нелюбимых слов-словосочетаний школьников: плохой, глупый, ужас, ненавижу, вредный/вредная, нецензурная брань (10 вопрос).
9. Учащиеся хотели бы слышать чаще остальных следующие слова:
молодец, умничка, так держать, ты сможешь, доброе утро, спокойной ночи, удачи.
10. Учащиеся хотели бы не слышать никогда следующие слова:
плохой, плохо, ты неправильно поступил, нецензурная брань.
Анализ практической части нашего исследования, а именно результатов школьного исследования путём проведения экспертного опроса учителей по анкете-опроснику показал:
1. 67 % учителей часто с утра или в начале урока говорят ученикам, детям в семье доброжелательные слова, напутствуют добрыми пожеланиями хорошего дня и отличного настроения; 23 % делают это очень часто; 8 % иногда; 2 % практически всегда (анализ 1 вопроса).
2. 53 % учителей часто используют для оценивания работы и поведения учеников, детей в семье доброжелательные слова, одобрительные смайлики или иные способы; 35% очень часто; 7% иногда; 5 % практически всегда (анализ 2 вопроса).
3. Для оценивания работы и поведения учеников, детей в семье учителя используют следующие одобряющие, доброжелательные слова:
хорошо, отлично, с упер, умница, ты молодец, здорово, очень хорошо, всё получится (анализ 3 вопроса).
4. 80 % учителей иногда используют для оценивания работы и поведения учеников, детей в семье порицающие, отрицательные оценочные слова; 10 % часто; 8% очень часто; 2% практически всегда (анализ 4 вопроса).
5. Для оценивания работы и поведения учеников, детей в семье учителя используют следующие порицающие, отрицательные оценочные слова: неправильно, плохо, отвратительно, тупой (5 вопрос).
6. Учителям нравятся больше остальных следующие слова: уважение, сострадание, эволюция, прогресс, оптимизм, радость, всё будет хорошо (6 вопрос).
7.Учителям не нравятся больше остальных следующие слова: война, ненависть, тьма, враг, злость, ясно, потом, быстрее (7 вопрос).
8. 6 самых любимых слова учителей: свет, любовь, счастье, доброта, мир, дети (8 вопрос).
9. 6 самых нелюбимых слова учителей: власть, ложь, боль, гнев, слёзы, война (9 вопрос).
Также данный анализ показывает:
те слова, которые учащиеся хотели бы слышать чаще остальных, а именно: молодец, умничка, так держать, ты сможешь, доброе утро, спокойной ночи, удачи совпадают с доброжелательными словами, которые используют учителя для одобрения и похвалы:
хорошо, отлично, с упер, умница, ты молодец, здорово, очень хорошо, всё получится.
Вместе с тем, от 83 до 92 % школьникам очень нравится, когда мама, учитель или другие (родственники, знакомые) с утра говорят доброжелательные слова, напутствуют добрыми пожеланиями хорошего дня. Но только 67 % учителей часто с утра или в начале урока говорят ученикам доброжелательные слова, напутствуют добрыми пожеланиями хорошего дня, и только 53 % учителей часто используют для оценивания работы и поведения учеников доброжелательные слова.
Таким образом, исходя из процентного соотношения, соответственно 92% к 67 и 53%, хотелось бы порекомендовать учителям нашей школы чаще использовать в речи «благодарные», доброжелательные, поощрительные слова, похвалу как стимул к хорошей учёбе учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования нами были поставлены задачи:
1. Выявить специфику влияния особенностей речевого поведения на окружающую действительность и здоровье человека.
2. Рассмотреть особенности влияния слов «бранных» и слов «благодарных» на окружающую действительность и здоровье человека и тем самым доказать, какие из них наиболее желательны в человеческом общении.
3. Оценить нравственную, актуальную значимость ответственности за речевые поступки в реалиях современности.
4. На основе данных исследования о влиянии слова на окружающий мир создать основной продукт исследования – практическую инструкцию в виде рекомендаций по «рациональному пользованию» словами в общении.
Девизом нашей работы стали слова российского академика, специалиста по молекулярной биологии, основателя волновой генетики Петра Гаряева: «Мы все родом из слов, которые записаны в наших хромосомах. И любое слово может влиять на наши хромосомы, т.е. гены».
На основе
a. Семантического анализа слов «бранный» и «благодарный»
b. Анализа научно-популярной литературы и экспериментальных данных по предмету исследования
c. Проведённых исследований о влиянии СЛОВА на окружающий мир
нами создан основной продукт исследования – практическая инструкция в виде рекомендаций по «рациональному использованию» слов в общении, названная нами « 11 Золотых правил общения».
Полученные материалы могут быть использованы на уроках психологии, русского языка и литературы, самопознания, на классных часах и внеклассных мероприятиях.
В этом мы видим неоспоримую практическую значимость нашего исследования.
Практические рекомендации
по «рациональному использованию» слов в общении
11 «ЗОЛОТЫХ» ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ
1. Прежде чем сказать, подумайте.
2. Прогнозируйте результаты своей речи.
3. Не уходите от конфликта – старайтесь разрешить его наиболее позитивным способом (принцип Р.Киплинга «Мы с тобой одной крови, ты и я …»).
4. В общении всегда СОЗНАТЕЛЬНО используйте доброжелательные, «благодарные» слова. Они помогут Вам установить эмоциональный контакт и расположить собеседника.
5. Помните – слова МАТЕРИАЛЬНЫ. Слова «благодарные» положительно влияют на здоровье и самочувствие как адресата речи, так и самого говорящего.
6. Говорите «хорошие» слова ИСКРЕННЕ. Искренность – это открытость к общению.
7. Не употребляйте в речи слов «бранных». Они устанавливают эмоциональные барьеры в общении.
8. Помните – слова МАТЕРИАЛЬНЫ. «Бранные» слова отрицательно влияют на здоровье и самочувствие как адресата речи, так и самого говорящего.
9. В общении всегда сохраняйте ДОСТОИНСТВО: учитывайте интересы собеседника, но не забывайте о защите своих интересов.
10. Относитесь к общению сознательно и конструктивно. Всегда помните об ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ стороне общения.
11. Молчание – золото. Говоря много и бесцельно, Вы вхолостую растрачиваете силы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Лазарев С.Н. Человек будущего. Воспитание родителей. Часть 2 – СПб., 2009.
2. М.А.Рыбникова. Русские пословицы и поговорки. Издательство Академии наук СССР. Москва, 1961.
3. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов; под общ. Ред. Л.И.Скворцова – 28-е изд., перераб.-Москва: Мир и образование: ОНИКС, 2012.
4.Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н.Ушакова: М: Русские словари, 1995.
5. Толковый словарь русского языка/ Под ред. Д.Н.Ушакова.- М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
6. www.merovedenie.ru/ (org)
7. www.relgros.su/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкетирование
1. Фамилия_________________Имя____________Класс________
2. Нравится ли Вам, когда мама или другие (родственники, знакомые) с утра говорят доброжелательные слова, напутствуют добрыми пожеланиями хорошего дня?
А) Да, очень нравится.
В) Нравится, но не очень.
С) Не нравится, но терплю.
Д) Совершенно не нравится.
3. Нравится ли Вам, когда учитель с утра или в начале урока говорит Вам доброжелательные слова, приветствует, напутствует добрыми пожеланиями хорошего дня, хорошего настроения, хорошего урока?
А) Да, очень нравится.
В) Нравится, но не очень.
С) Не нравится, но терплю.
Д) Совершенно не нравится.
4. Нравится ли Вам, когда учитель, оценивая Вашу работу на уроке или дома, хвалит Вас, высказывая доброжелательные слова, используя одобрительные смайлики?
А) Да, очень нравится.
В) Нравится, но не очень.
С) Не нравится, но терплю.
Д) Совершенно не нравится.
5. Нравится ли Вам, когда мама или другие (родственники, знакомые) с утра говорят недоброжелательные слова, называют недобрыми (бранными, грубыми, ругательными) словами?
А) Да, очень нравится.
В) Нравится, но не очень.
С) Не нравится, но терплю.
Д) Совершенно не нравится.
6. Какие чувства и ощущения Вы испытываете, когда мама или другие (родственники, знакомые) хвалят Вас, говорят добрые, благожелательные слова, называют ласковыми именами?
А) радость
В) счастье
С) я становлюсь спокойным и уверенным
Д) мне всё равно
7. Какие чувства и эмоции, ощущения Вы испытываете, когда мама или другие (родственники, знакомые) бранят Вас, говорят бранные, недоброжелательные слова, называют грубыми словами?
А) горе
В) несчастье
С) я становлюсь тревожным и неуверенным
Д) мне всё равно
8. Перечислите те слова, которые Вам нравятся больше остальных:
_____________________________________________________________
9. Перечислите те слова, которые Вам не нравятся больше остальных:
_____________________________________________________________
10. Назовите шесть самых любимых слов:
_____________________________________________________________
11. Назовите шесть самых нелюбимых слов:
_____________________________________________________________
12. Какие слова Вы бы хотели слышать чаще остальных? Перечислите их:
_____________________________________________________________
13. Какие слова Вы бы хотели не слышать никогда? Перечислите их:
____________________________________________________________
Экспертный опрос
1. Фамилия __________________ Имя_______________________
Отчество _________________ Предмет ______________________
2. Как часто Вы с утра или в начале урока говорите ученикам, детям в семье доброжелательные слова, напутствуете добрыми пожеланиями хорошего дня, отличного настроения?
А) Иногда.
В) Часто.
С) Очень часто.
Д) Практически всегда.
3. Как часто Вы используете для оценивания работы и поведения учеников, детей в семье доброжелательные слова, одобрительные смайлики или иные способы?
А) Иногда.
В) Часто.
С) Очень часто.
Д) Практически всегда.
4. Какие именно доброжелательные слова Вы используете для оценивания работы и поведения учеников, детей в семье? Перечислите их.
_____________________________________________________________
5. Как часто Вы используете для оценивания работы и поведения учеников, детей в семье порицающие, отрицательные оценочные слова?
А) Иногда.
В) Часто.
С) Очень часто.
Д) Практически всегда.
6. Какие именно порицающие, отрицательные оценочные слова Вы используете для оценивания работы и поведения учеников, детей в семье? Перечислите их.
_____________________________________________________________
7. Перечислите слова, которые Вам нравятся больше остальных:
_____________________________________________________________
8. Перечислите слова, которые Вам не нравятся больше остальных:
_____________________________________________________________
9. Назовите 6 самые любимые слова:
__________________________________________________________________
10. Назовите 6 самые нелюбимые слова:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.