Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
ОБЗР
1 кл—4 кл
01.04.2017
Проект носит теоретико - аналитический характер. Практическую значимость придают использованные методы исследования.
Исследовательская работа включает в себя умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.
Проверка гипотезы осуществлялась теоретическим и эмпирическим способом. Гипотезы нашли своё подтверждение.
сот тел.doc
Министерство образования Республики Казахстан
КГУ «Комплекс Белоусовская начальная школа – детский сад»
Восточно – Казахстанская область, Глубоковский район
1
Автор работы: Жамакаев Ермек
ученик 3 класса «А»
Секция:
Медицина и Психология
Тема: «Влияние сотового телефона на
здоровье младшего школьника»
Руководитель:
Храмова Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов 2
2017 год
Отзыв
на научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье
младшего школьника»
Авторы: Жамакаев Ермек, ученик 3 класса «А»
КГУ «Комплекс Белоусовская начальная школа детский сад»
Отзыв подготовила: руководитель Храмова Татьяна Николаевна, учитель
начальных классов КГУ «Комплекс Белоусовская начальная школа
детский сад»
Работа Жамакаева Ермека актуальна не только для учащихся, но и для
родителей.
носит теоретико аналитический характер. Практическую
Проект
значимость придают использованные методы исследования.
Исследовательская работа включает в себя умение видеть проблему,
задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения,
классифицировать и структурировать материал, работать с текстом,
доказывать и защищать свои идеи.
Проверка гипотезы осуществлялась теоретическим и эмпирическим
способом. Гипотезы нашли своё подтверждение.
создание
Подбор литературы,
презентации осуществлялось учеником самостоятельно. В ходе работы над
структурированность информации,
проектом Ермек проявил следующие положительные качества:
ответственность, любознательность, познавательный интерес, навыки
самоменежмента. Материалы проекта могут быть использованы на
классных часах, уроках познания мира, родительских собраниях, для
проведения бесед
внеклассной работе.
мндицинских работников со школьниками, во Научный руководитель: Храмова Т.Н.
3
Дневник научного исследования
Тема исследования: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего
школьника»
Автор работы: Жамакаев Ермек
Место учебы: КГУ «Комплекс Белоусовская начальная школа –
детский сад», 3 класс «А»
ВКО, Глубоковский район, п. Белоусовка
Руководитель: Храмова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов 4
Директор школы: С.А. Горбачёва
Дата
Содержание работы
1 занятие Выявление интереса
Примечания
Методы
исследования
беседа
ребёнка к теме.
2 занятие Формулировка проблемы опрос
3 занятие Определение цели
беседа
проекта
Является ли тема
актуальной?
Актуальность
данной темы.
4 занятие Определение основных
частично
Работа с
источников информации
поисковый
литературными и
интернет –
источниками.
5
зянятие
Сбор информации по
теме для решения
поставленных задач;
анкетирование,
статистический
анализ
6 занятие Систематизация
эксперимент
собранного материала.
7 занятие Подготовка и
компьютерное
После проведения
оформление результатов
в виде доклада,
презентации;
моделирование.
эксперимента и
ознакомления со
своим проектом Оформление Портфолио
проекта (запись на
электронный носитель
всех документов
проекта).
8 занятие Отчет о проделанной
работе.
Защита научно –
исследовательской
работы.
компьютерное
моделирование
Руководитель: Т.Н. Храмова
5
одноклассников,
многие
постараются
правильно
использовать
сотовый телефон
Выступление на
научной –
конференции. 6
Содержание
Аннотация
Введение
План проведения проекта
1. История изобретения сотовых телефонов
2. Влияние сотового телефона на здоровье людей
3. Результаты анкетирования
4. Беседа с учителями
5. Культура и ограничение использования сотовых телефонов
6. Несколько советов
Заключение
Литература 7
«Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Автор работы: Жамакаев Ермек Ерикович
Ученик 3 «А» класса
КГУ «Комплекс Белоусовская начальная школа – детский сад»
ВКО, Глубоковский район, п.Белоусовка
Научный руководитель: Храмова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
Аннотация
Цель исследования:
Выяснить какое влияние оказывает использование сотового телефона на
детский организм.
Задачи:
1.Изучить литературу и собрать материал о истории изобретения сотового
телефона.
2.Выявить предпочитаемые сотовые телефоны среди учащихся вторых
классов.
3.Определить роль сотового телефона в жизни школьника.
4. Выяснить положительное и отрицательное влияние сотового телефона на
здоровье школьника
Гипотеза: Если школьник будет знать положительное и отрицательное
влияние сотового телефона, то сможет сохранить своё здоровье.
Новизна исследования заключается в том, что не было подобного
исследования в нашей школе.
Объект исследования: сотовые телефоны
Предмет исследования: Влияние сотового телефона на здоровье школьника.
Практическая значимость заключается в том, что данный материал можно
использовать как теоретический материал на уроках познания мира, классных часах, внеклассных мероприятиях, для проведения родительских
собраний по данной теме.
Методы исследования:
статистический анализ, анкетирование, компьютерное моделирование.
8 9
Вывод:
В своей работе, пользуясь печатными и Интернетресурсами, я узнал много
интересного о сотовом телефоне.
Когда и где появился первый сотовый телефон? Какой первый сотовый
оператор Казахстана?
С помощью анкетирования мне удалось выявить наиболее предпочитаемые
мобильные телефоны, и их функции. Таким образом, при детальном
анализе, гипотеза поставленная нами в начале исследования, была
полностью подтверждена. 10
Введение
К настоящему времени в Казахстане насчитывается более 8 миллионов
пользователей сотовых телефонов и более 17 миллионов человек проживает
на территориях, охваченных сотовой связью. Эта проблема затрагивает
всех. При работе сотовой связи ее основные компоненты сотовый телефон
и базовая станция создают электромагнитное поле. И пользователь сотового
телефона, и человек, не использующий сотовый телефон, но живущий
вблизи объектов сотовой связи, находятся в этом электромагнитном поле.
Нельзя сказать, что электромагнитное поле сотового телефона "проходит
мимо" организма человека.
Сегодня невозможно представить себе человека, который не пользуется
сотовым телефоном. А ведь еще какихто 2530 лет назад это устройство
было огромной роскошью. Сотовый телефон с широчайшим набором
функций, красивым дизайном, малым весом.
Сотовый телефон – это средство связи, которое в наше время есть
практически у всех: у детей, подростков, взрослых, пожилых людей.
Появляются новые сотовые телефоны с новыми уникальными
возможностями.
Меня заинтересовал вопрос: «А вреден или полезен сотовый телефон для
младшего школьника?». Для того чтобы выявить знания у окружающих о
влиянии сотового телефона на здоровье человека, я разработал анкету,
которая состоит из 7 вопросов. В опросе участвовали 25 учеников и
родителей 3 «А» класса, 30 педагогов школы. (Приложение Раздел 1). 11
Получив данные результаты, я решил провести исследовательскую работу
по данной теме.
Цель исследования:
Выяснить какое влияние оказывает использование сотового телефона на
детский организм.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.Изучить литературу и собрать материал об истории изобретения сотового
телефона.
2.Выявить предпочитаемые сотовые телефоны среди учащихся вторых
классов.
3.Определить роль сотового телефона в жизни школьника.
4. Выяснить положительное и отрицательное влияние сотового телефона на
здоровье школьника
Гипотеза: Если школьник будет знать положительное и отрицательное
влияние сотового телефона, то сможет сохранить своё здоровье.
Объект исследования: сотовые телефоны
Предмет исследования: Влияние сотового телефона на здоровье
школьника.
Методы исследования: статистический анализ, анкетирование,
компьютерное моделирование.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что данный
материал можно использовать как теоретический материал на классных
часах, внеклассных мероприятиях, для проведения бесед медицинскими
работниками , на уроках.
Новизна нашей работы состоит в том, что не было подобного
исследования в нашей школе. 12
План проведения проекта
Организационный этап:
1. Выявление интереса ребёнка к теме.
2. Формулировка проблемы
Подготовительный этап:
1. Формулировка цели проекта
2. Определение основных источников информации
Этап реализации проекта:
1. Сбор информации по теме для решения поставленных задач;
2. Систематизация собранного материала;
3. Подготовка и оформление результатов в виде доклада, презентации;
5. Отчет о проделанной работе.
Заключительный этап:
Оформление Портфолио проекта (запись на электронный носитель всех
документов проекта). 13
1.История изобретения сотовых телефонов
Исследовательская компания Bell Laboratories в США в 1946 году
создала первый в мире радиотелефонный сервис. [11] Возможности
радиотелефонов были ограничены: мешали помехи и небольшой радиус
действия радиостанции. Устройство весом около 12 кг размещалось в
багажнике машины, пульт управления и трубку выносили в салон, а ради
антенны приходилось продырявить
крышу машины. На разработку
первой модели сотового телефона
Motorola затратила 15 лет и
огромную сумму $100 млн.
В апреле 1973 года инженер
Мартин Купер, сотрудник
компании Motorola, совершил
первый звонок с сотового телефона. [5] Мартин Купер совершил тот
исторический звонок он с помощью телефона, похожего на кирпич. Высота 25 см, толщина и ширина около 5 см. Первая в мире "сотка" весила около
килограмма..Купер утверждает, что постоянное ношение ее в руках сильно
укрепило его мышцы.
В 1973 году в Великобритании был выпущен первый портативный сотовый
14
телефон Motorola Dyna Tac 800X. Motorola первой
начала массовый выпуск мобильных телефонов и на
долгое время стала законодателем мод в мире
беспроводной телефонной связи. Успех сотовых
телефонов был ошеломляющим. Телефонные компании
не могли предоставить телефоны всем желающим,
потому что их возможности были ограничены недостаточным количеством
частот, мощностями АТС и недостаточным количеством сотовых
передатчиков. К примеру, компания Bell System, создавшая свою модель
сотового телефона на полгода позже Motorola, в 1978 году в НьюЙорке
имела 545 клиентов, а еще 3.7 тыс. стояли в очереди на
покупку. В масштабах США в очереди на покупку
стояли 20 тыс. клиентов Bell System, им было
сообщено, что период ожидания может занять 510
лет.
А первый коммерческий сотовый телефон появился на
рынке только через десять лет, 6 марта 1983 г. В 1989 году в
Великобритании был выпущен сотовый телефон микрофон которого
размещался на крышке (флипе), Motorola micro Tac.
В 1993 году в США произведен первый мобильный телефон со встроенными
часами. В 1996 году в Великобритании был выпущен первый сотовый
телефон «раскладушка», Motorola start TAC.
Был произведен Nokia Communicator, он включал в себя множество
функций, в том числе и электронную почту, и отправку факса. 15
В 1997 году в России выпущен первый мобильный телефон, который может
работать 350 часов без подзарядки Philips Spark
Выпущен первый мобильный телефон с цветным экраном Siemens S10.
В 1999 году в США выпущен сотовый телефон с поддержкой технологии
WAP Nokia 7110.
В 2000 году в Японии был выпущен первый Iphone со встроенной
фотокамерой.
В 2002 году в Китае был выпущен первый мобильный телефон со
встроенной цифровой камерой Samsung V 200.
Первый звонок по мобильному телефону в России был осуществлен в 1991
году.
История развития сотовой связи в Казахстане началась с 1994 года. [10]
Именно тогда появился первый национальный оператор связи «Алтел».
Компания представляла услуги, действующего более чем в 70 странах
мира, используя технологию и оборудование фирмы Motorola. Следующим
важным событием стало появление компании«КарТел» в 1998 году.
Год спустя «Алтел» перешел на другой стандарт связи, который
действует и сейчас. На тот момент количество клиентов компании достигло
15000, еще порядка 10000 клиентов пользовались более дешевыми
услугами карточной сети «Тумар».
В тот же 1999 год право
на предоставление услуг сотовой связи
получила корпорация «Толкын»
(ныне — ТОО «Мобайл Телеком
Сервис») с брэндовым названием
«Жаршы». Еще более интересным 16
фактом можно назвать коммерческий запуск компании GSM Kazakhstan
торговой марки Aсtiv и K’Cell.
2005 год можно назвать решающим годом, когда произошел резкий
скачек количества пользователей мобильной связи. Такому увеличению
послужило несколько фактов:
— Брэнд Beeline выходит на казахстанский рынок сотовой связи.
— Открыт обмен SMSсообщениями между абонентами сетей
Предприятиями связи Казахстана за январь 2016 года, по данным
Комитета по статистике, оказано услуг на сумму свыше 58 млрд тенге . [6]
Из диаграммы видно, что самая доходная часть в Казахстане – это
мобильная связь, которая составляет около 30% предоставляемых услуг в
Казахстане.
В настоящее время технология мобильной связи 3G и 4G поколения
объединяет как высокоскоростной мобильный доступ с услугами сети
интернет, так и технологию радиосвязи, которая создаёт канал передачи
данных, позволяющую организовывать видеотелефонную связь, смотреть
на мобильном телефоне фильмы и телепрограммы и т.д.. Тем самым,
можно сказать, что с увеличением потребности человека в связи возрастает
риск возникновения болезней, связанных с использованием сотового
телефона.
2. Влияние сотового телефона на жизнь и здоровье человека 17
Сотовая связь является неотъемлемой частью нашей жизни. Цены на услуги
тарификации перестали «кусаться», как это было раньше, когда сотовый
вид связи еще не принимал массового распространения по миру.
Все кажется прекрасным, люди радуются новым приобретением –
многофункциональным телефонам, смартфоном, объединяющих в себе
массу функций, делающих жизнь человека проще:
Cвязь: всегда можно связаться с окружающим миром, позвонить родителям,
друзьям
Калькулятор: посчитать решение примеров на математике
Интернет: в свободное время можно выйти на свои любимые сайты,
проверить почту, посмотреть последние новости
Музыка: наслаждаться любимыми песнями
Будильник: никогда не проспишь, заводя его
Bluetooth: имея такую функцию на телефоне, можно передавать файлы,
письма на расстоянии, при этом абсолютно бесплатно
Календарь: заранее происходит оповещение у кого день рождение в
ближайшие дни, что очень удобно.
Мало кто задумывался о внутреннем содержании своего с виду
привлекательного мобильного телефона, о том, может ли приносить вред
здоровью ежедневное его использование, да и вообще как он работает.
К сожалению, такими вопросами не задается почти никто. Познания своего
аппарата максимум ограничивается прочтением инструкции
по эксплуатации, да и то не всегда.
Поэтому, сотовый телефон имеет и отрицательное воздействие на жизнь и
здоровье человека. [1]
Вопервых, сотовый телефон понижает иммунитет.
Вовторых, страдает зрение. 18
Втретьих, сотовый аппарат может спровоцировать попадания в человека
молнии.
Вчетвертых, происходит нарушение генного порядка.
Впятых, телефон нарушает фазы сна.
Вшестых, плохо влияет на биологические ритмы человека.
Вседьмых, может привести к развитию раковых опухолей.
Сотовый телефон, как и вся техника, излучает вредное воздействие,
которое называется SAR (единица измерения удельной величины
поглощения излучения организмом человека вредного воздействия сотового
аппарата). [2] Чем больше в телефоне функций, тем, как правило, выше
уровень SAR. В точности и наоборот. Так например, у Nokia N 73
SAR=1.12, что является очень высоким. А у Samsung SGHC400 SAR=0.31.
[9]
Именно эта причины служат поводом для того, чтобы отказаться
от его использования, или же на максимум снизить время разговора, дабы
спасти свое здоровье от необратимых последствий.
3.Результаты анкетирования
В анкетировании принимали участие 80 человек.
Анализ анкет показал:
1. Есть ли у вас сотовый телефон? Да – 79 человек
Нет – 1 человек
19
Вывод: таким образом, практически все опрошенные имеют мобильный
телефон.
2. Какой марки у Вас сотовый телефон?
Nokia – 28 человек
Samsung – 29 человек
LG – 17 человек
Другие – 5 человек
Вывод: Таким образом, выявлены три самых распространенных марки
телефонов. Это Samsung, Nokia, LG.
3. Во сколько лет у Вас появился сотовый телефон?
с 5 до 7 лет – 24 человека
с 17 до 20 лет – 11 человек с 21 до 30 лет – 30 человек
с 31 до 40 лет и старше – 14 человек
20
Вывод: Таким образом, у учащихся нашей школы телефон появился в 1
классе, у взрослых в более позднем возрасте.
4. Функции, для которых чаще всего Вы используете сотовый телефон.
Общение – 79 человек
Сообщение –17 человека
Будильник – 2 человека
Фото, видео съемка – 18 человек
Интернет – 29 человека
Игры – 12 человек
Калькулятор – 4 человека
Вывод: Таким образом, большинство респондентов используют мобильный
телефон для общения, интернета, фото и видеосъёмки , отправки
сообщений.
5.Сколько времени в сутки Вы проводите с сотовым телефоном?
10 мин. – 1 час – 62 человека 2 – 3 часа –8 человек
4 – 8 часов – 5человек
9 – 12 часов – 4человек
24 часа – 0 человек
21
Вывод: Таким образом, большинство респондентов пользуются мобильным
телефоном достаточно большое время.
6.Какие нарушения здоровья Вас беспокоят после использования сотового
телефона?
Не беспокоят 66 человек
Головная боль – 6 человек
Зрение 3 человека
Слабость – 2 человека
Нарушение сна – 2 человека Вывод: К сожалению, большинство опрошенных считает, что сотовый
телефон не наносит вреда здоровью.
22
7. Где Вы носите телефон?
В сумке (в портфеле) 57 человек
В кармане – 20 человек
На шее2 человек
Вывод: Таким образом, большинство опрошенных носят телефон
правильно. Вызывают опасения ношение сотового телефона в кармане и на
шее. 4.Беседы с учителями
Я решил узнать мнение учителей о влиянии сотовых телефонов на
успеваемость учащихся. Большинство сказали, что дети не расстаются со
23
своими телефонами. И не только на перемене
играют в него, слушают музыку и многое
другое, так ещё это происходит на уроках.
Даже если сделать
замечание, то
ученики всё равно
продолжают играть в
телефон. Отвлекаются на телефонные звонки.
Ученики нашего класса тоже играют в телефон на
некоторых уроках и не слышат
объяснений учителя, часто
отвечают невпопад. Иногда даже
ребята пытаются отвечать на
полученные звонки. По моему
убеждению, во время урока надо
не играть, а слушать то, что
говорит учитель.
Сотовые телефоны в школе становятся проблемой для учителей.
5. Культура и ограничение использования мобильных телефонов
Существуют определенные нормы общения по телефону, определены места,
где недопустимо использовать телефон.
В транспорте. С 2000 года в большинстве стран запрещено даже включать
телефон на борту самолёта. Сейчас на некоторых рейсах разрешено
разговаривать по сотовому телефону. Японцы предпочитают не 24
разговаривать по сотовому телефону в общественном транспорте из
вежливости.
В медицинских учреждениях: это связано с влиянием на медицинскую
аппаратуру, в частности, аппаратуру искусственного жизнеобеспечения.
При вождении — в Казахстане, России, Украине, Беларуси и многих других
странах водителю запрещено пользоваться средством связи, удерживая его
в руке (то есть разрешено при использовании гарнитуры).
В учебных, государственных и прочих учреждениях (в храмах, в театрах).
Наблюдая за школьниками 2 классов на переменах в школе, на улице, я
обратил внимание на манеру общения ребят по телефону. Ребята
разговаривают довольно громко, не обращая внимания на окружающих.
Речь обрывистая, содержит много своеобразных сокращений.
6. Несколько советов
Для уменьшения вреда мобильного телефона нужно:
1.Отодвинуть трубку на 10 см от уха, интенсивность облучения, согласно
формуле, уменьшится в 100 раз по сравнению с той, которая воздействует
на нас, когда мы держим мобильный телефон на расстоянии 1 см от уха.
2.Вес мозга у ребенка меньше, костная ткань черепа тоньше, мозг у детей
активно развивается. Поэтому, даже несмотря на то, что связь между
«сотовым» излучением и опухолевыми заболеваниями мозга пока не
подтвердилась, ребенку (особенно младше 8 лет) стоит ограничивать в
разговорах.
3. Носить телефон в чехле в отдельном кармашке сумке или портфеля; ни в
коем случае не носить мобильный телефон на шее, в карманах пиджаков,
курток, джинсах.
4.Цена, как правило, влияет на качество, при условии если телефоны по
функциям примерно равны, то большая разница в цене может как раз на это 25
указывать, старайтесь не покупать подержанные телефоны или
неопознанные
5.Находясь дома, кладите его на расстоянии не менее 50 см от себя. Не
держите мобильный телефон под подушкой и в руках, когда спите.
6.При выборе телефона, учитывать уровень излучения SAR (это уровень
излучения мобильного телефона). Помнить, чем меньше значение SAR, тем
менее опасен мобильный телефон.
7.Говорить по телефону не дольше трех минут подряд и между разговорами
делайте передышку минут на 15.
8. Слушать музыку через наушники не более 10 – 15 минут.
9.Смотреть на дисплей телефона не более 15 минут.
10.Не использовать телефон в машине, самолете и других видах наземного
и воздушного транспорта, так как это приводит к сбою приборов техники и
увеличению электромагнитного воздействия.
11. Не разговаривать по телефону, когда он заряжается.
12.Не заряжать влажный телефон, немедленно заменять поврежденные
батареи.
13. Не оставлять сотовый телефон вблизи от отопительных приборов. 26
Заключение
Сотовый телефон стал неотъемлемой частью нашей жизни, мы без него
как без рук. Мнения специалистов об их пользе и вреде расходятся, то они
говорят, что это опасно, то ничего страшного в этом нет. Мы с вами
убедились, что сотовый телефон со всеми его достоинствами – это полезная
и необходимая вещь, а, учитывая его недостатки, можно утверждать, что
телефон наносит вред человеку. И станет ли он другом или врагом,
полностью зависит только от нас самих.
Таким образом, выдвинутая мной гипотеза нашла свое подтверждение.
Телефон – это средство общения, непосредственно связанное с техникой,
которое стало неотъемлемой частью жизни современного человека. Но
нужно помнить, что он таит в себе опасности, которые может избежать и
преодолеть каждый здравомыслящий человек. Литература
1. http://nauka.name/2006/10/25/vred_sotovykh_telefonov__realnost.html /О
вреде сотовых телефонов
27
2. www.skachatreferat.ru/poisk/вредипользамобильноготелефона/1
3. А.А.Леонович, О.Г.Хинн. Я познаю мир: Детская энциклопедия:
Физика. – М.: «АСТ», 1996г
4. Маркушевич А.И., Кузнецов А.М. Детская энциклопедия. Том 5
5. Э.Муртазин. От «кирпича» до смартфона. Удивительная эволюция
мобильного телефона. — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 234 с.
6.
http://profit.kz/news/telecom/Новости Связи и коммуникаций в
Казахстане
7. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении. М.: АРКТИ, 2003
8.
http://www.tomobile.ru, http://www.portalslovo.ru /
9. http://www.ferra.ru/online/phones/s26610/ Самые опасные и безопасные
сотовые телефоны
10.http://profit.kz/articles/1070/SotovayasvyazvKazahstanevcherai
segodnya/ Сотовая связь в Казахстане: вчера и сегодня
11.https://ru.wikipedia.org/wiki/Сотовый_телефон 28
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Научный проект по теме: «Влияние сотового телефона на здоровье младшего школьника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.