"Не проходите мимо..." Урок русской литературы по рассказу Е.Носова "Кукла"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
08.04.2017
Равнодушие стало причиной не только нравственной, но и экологической проблемы, которую затронул автор в начале рассказа. Писатель хотел напомнить каждому из нас об ответственности за все, что есть живого на земле.
В рассказе Е. И. Носов предлагает читателю «кинуть взор вокруг себя» и посмотреть на то, что он уже уничтожил – песчаные излучины, омут, где жила рыба, берега, которые покрылись илом и заросли обильной травой, силу которой дают удобрения, сносимые дождями с полей. И подумать о том, что нужно сделать, чтобы сохранить то, что еще осталось!Равнодушие стало причиной не только нравственной, но и экологической проблемы, ко¬торую затронул автор в начале рассказа. Писатель хотел напомнить каждому из нас об ответственности за все, что есть живого на земле.
Не проходите мимо....docx
Е.И.Носов. «Кукла»
Что есть человек…
Самый большой грех по отношению к
ближнему — не ненависть, а равнодушие; вот
истинно вершина бесчеловечности. Джордж
Бернард Шоу
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать
Ход урока.
1. Оргмомент.
Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть, и надеюсь на плодотворное
сотрудничество!
Как вы думаете, почему я пришла на урок не одна? С кем я пришла? Правильно с куклой,
познакомьтесь с ней, ее зовут Аленка.
2. Введение в тему и цели урока.
Прочтите, пожалуйста, эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы думаете, о чем мы
сегодня с вами будем говорить?
Правильно, о добром, сердечном отношении друг к другу
И поможет нам в этом рассказ Евгения Ивановича Носова «Кукла», который вы
прочитали дома
3. Проверка Д/З.
Дома вы ознакомились с информацией, данной в вашем учебнике о Е.Носове и прочитали
его рассказ «Кукла».
4.Какие цели мы поставим в начале своей деятельности?
(познакомиться с личностью писателя,
Проанализировать рассказ «Кукла»,
Выделить проблемы, поднятые автором в рассказе,
развивать навыки работы с текстом. умение вырабатывать собственное мнение на
основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
воспитывать социальную ответственность;
формирование содержания понятий «равнодушные люди», «черствые люди»,
«одиночество человека».
Создать творческий проект на тему «Поможем природе – поможем друг другу»)
5. Листы самооценки 6. Знакомство с личностью писателя.
Для того чтобы глубже понимать творчество писателя, очень важно узнать его
внутренний мир, время, в котором он жил и создавал свои произведения. (Сообщение
ученика)
Евгений Иванович Носов родился 1 января 1925г. в селе Толмачево под Курском.
Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием
трав, чтобы продать их и заработать на хлеб.
Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его,
шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, где ему пришлось пережить фашистскую
оккупацию. После Курского сражения Носов уходит на фронт.
После войны закончил среднюю школу. А затем работал корреспондентом в газете.
Журналистские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления.
Многое дало и постоянное общение с природой. Большой опыт работы в прессе
подтолкнул Евгения Ивановича к писательскому делу – он начинает писать прозу. А с
1961г. становится профессиональным писателем. Его перу принадлежат такие книги,
как «Берега» (1971), «Красное вино победы» (1979) и многие другие.
7. Работа над содержанием рассказа. Аналитическая беседа
Дома вы прочитали рассказ, познакомились с его содержанием.
Что изображено на слайде? загрязнённая природа, мусор)
А почему я показываю вам эти фотографии?
З а д а н и е : зачитать начало рассказа, описание омута.
Работа со словарем(Омут – глубокая яма в реке, ударяющаяся в крутой берег
вода крутит воду и в яме, создавая воронкуводоворот.)
«…В не так далекое время любил я наведываться под Липино, верстах в двадцати
пяти от дома. В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в
знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река,
упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что
начинает крутить целиком весь омут, создавая обратно круговое течение.
Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли,
торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и
нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки. Ну а ночью у омута и
вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет
по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяинсом…»
Есть ли связь между фотографиями природы, изображенными на слайде, и описанием
природы в рассказе Носова? (Да, есть)
От какого лица ведется повествование в рассказе? (от первого). Где происходит действие? (в деревне, расположившейся на берегу живописной
реки Сейм). Когдато доводилось рассказчику бывать в этих местах, которые славились
знатной рыбалкой. И вот автор вновь приезжает сюда.
– Какая картина предстала перед писателем через несколько лет? (Русло реки
сузилось, песчаные излучины заросли травой, на месте омута – «грязный серый
меляк». Река обмелела, не нужен теперь и перевозчик Акимыч и его шалаш. Не
нужны и удочки: рыбы в реке нет.) Его ужасают перемены в природе, произошедшие за
несколько лет.
(Поехал и не узнал реки. Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах
затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых
мелей и кос. Не стало приглубых тягунов быстрин, где прежде на вечерней зорьке
буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. )
Что произошло с рекой? (Река обмелела, затравенела, сузилась)
Почему такие ужасные изменения произошли с рекой и природой в целом? (люди
мусорят, загрязняют природу, заиливают речку, убивают рыбу и других
обитателей водоема )
Согласитесь, перемена разительная. Мощная, бурная река превратилась в заболоченную
речушку. Что же произошло? Кто во всем виноват? Такими вопросами начинает зада
ваться читатель и пытается найти в рассказе ответ.
На примере прочитанного описания природы, подумайте, какая проблема
поднимается Носовым?
Формулирование первой проблемы:
«Потребительское отношение человека к природе» экологическая проблему
Бездушное, безответственное отношение человека к природе» (Запишем ее в
тетрадях.)
Итак, мы выявили первую проблему рассказа.
8. Главные герои
Вспомните, кто является героями произведения?
9. Работа с иллюстрацией
Взгляните на иллюстрацию на стр175. Кто изображен на рисунке?
(Это Акимыч, местный перевозчик. Т. е. бывший, поскольку река обмелела. Теперь
Акилмыч служит сторожем в местной школе.
– Чем теперь занимается он? (Садовник, сторож, давно на пенсии, но сидеть без
дела не может.)
Что их связывает с автором? (военное прошлое). Сам писатель ушел на фронт
восемнадцатилетним пареньком, сражался в составе противотанковой бригады, был
тяжело ранен. Позже все пережитое, увиденное, запомнившееся оживало в его книгах. В
своих произведениях Носов никогда не описывал непосредственно военные действия.
– Какой след в жизни Акимыча оставила война? (Тяжелая контузия;
разволновавшись, он не мог говорить. Акимыч был тяжело ранен: контужен. Контузия
или снарядный шок — это общее поражение организма вследствие воздействия воздушной, водяной или звуковой волны. Последствия контузии разнообразны — от
временной утраты слуха, зрения, речи до тяжёлых нарушений психической деятельности.
Вот и для Акимыча контузия не прошла бесследно. В минуты сильного волнения,
стресса, он теряет способность говорить. Именно в такой момент встретил рассказчик
Акимыча. Что же заставило сторожа так разволноваться? Объяснить Акимыч ничего не
мог, но привел рассказчика к школьной ограде).
Прочтите описание пейзажа, который наблюдал рассказчик, идя вслед за Акимычем
(от слов «Мы пошли мимо школьной ограды…» до слов «Ощущение праздничности и
радости бытия»).
Какие эпитеты подчеркивают праздничность и радостность наблюдаемой героем
картины?
Видел ли эту красоту Акимыч?
Описанию пейзажа посвящено 20 строк, куклы – 8. Случайно ли это?
С какой целью автор поместил сюда описание праздничного пейзажа?
– Куда же он держал путь? («Вот гляди». «В грязном придорожном кювете валялась
кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная
лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых подетски губах. Но светлые
шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте
носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой». …Ведь облик человеческий».
«Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется… Может, со мной с войны
такое. На всю жизнь нагляделся я человечины…» – так объясняет свое отношение
Акимыч к увиденному и будто извиняется перед кемто за это. Акимыч ни в чем не
виноват: он отдал свое здоровье, а потребовала бы Родина, отдал бы и жизнь свою за
жизни тех, кто живет рядом с ним, кто учится и работает в «белокаменной школе». Он
только не может понять легкомысленности (услышав о сожженном шалаше, который
укрывал его от непогоды, а теперь мог бы пригодиться попавшему в непогоду, «он
повертел указательным пальцем у виска, мол, на это большого ума не надо») тех, кто все
на пути жжет, крушит, ломает то, что может пригодиться им самим, что принадлежит
всем и ему тоже.
Картина действительно ужасная, тем более, оттого, что мы понимаем: это не просто
случайно поломанная ребенком кукла. Она была изуродована намеренно и уже далеко не
детьми.
Вглядитесь в его лицо и позу Акимыча.. Что они выражают? (лицо напряженное,
опирается на черенок от лопаты, сутулится; иллюстрация выражает
озабоченность, грусть, тоску, скорбь, печаль)
Какой момент рассказа изображен на данной иллюстрации? (эпизод, когда Акимы
увидел, что в придорожном кювете лежит изуродованная кукла)
Вы правы, Акимыч – человек, прошедший войну, повидавший немало жестокости и
насилия, он очень огорчен увиденным и недоумевает, как же так люди могли
надругаться над куклой. Герой размышляет, какие люди могли совершить такой
отвратительный поступок.
Как же на этот вопрос отвечает Акимыч? (стр. 174) Это чья же работа?
Кто ж их знает... не сразу ответил Акимыч, все еще сокрушенно глядя на куклу,
над которой ктото так цинично и жестоко глумился. Нынче трудно на кого думать.
Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того
набираются. («С куклой это не первый случай. Езжу я и в район, и в область и вижу:
то тут, то там под забором ли, в мусорной куче выброшенные куклы валяются.
Которые целиком прямо, в платье, с бантом в волосах, а бывает, без головы или: без
обеих ног... Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом: сожмется... Может, со
мной с войны такое. На всю жизнь; нагляделся я человечины... Вроде и понимаешь:
кукла. Да, ведь обликто человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не
отличишь. И плачет полюдски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги
не могу видеть. Колотит меня всего»)
Читая рассказ, испытываешь чувства страха и жалости. Ведь кукла так похожа на чело
века, что мы начинаем понимать: если ктото так изуродовал куклу, то он также безжа
лостно поступит и с человеком.
Вместе с Акимычем мы разделяем его негодование, боль, отчаяние: «Вроде и понимаешь:
кукла. Да, ведь обликто человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не
отличишь. И плачет полюдски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги не
могу видеть. Колотит меня всего».
Как вы думаете, на что в этом эпизоде хотел обратить внимание автор? (на
черствость, жестокость людей)
Какую проблему он ставит перед нами? (Бездуховность, жестокость и
равнодушие людей)
Формулирование второй проблемы
«Бездуховность, жестокость и равнодушие людей друг к другу» (Запись в
тетрадях)
А как люди в обществе относятся друг к другу? Всегда ли они находят
взаимопонимание, отзываются на чужую боль, помогают друг другу?
Спасибо за ваши интересные ответы. Действительно, ребята, Люди встречаются
самые разные – одни добрые, открытые, душевные, другие – черствые и жестокие.
Продолжим анализ
Выразительно чтение отрывка учителем (стр. 174)
А люди идут мимо каждый по своим делам, и ничего... Проходят парочки, за руки
держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках бровью
не поведут. Детишки бегают привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько
мимо прошло учеников! Утром в школу, вечером из школы. А главное учителя:
они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты
научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!... Эх! Словарная работа.
Как вы понимаете слово святотатство? (бесстыдство, поругание)
В словаре Ожегова дается следующее определение термина (Святотатство
(книжн. ) поругание, оскорбление чегонибудь заветного, святого «Словарь
русского языка» С. И. Ожегова)
Почему Акимыч так близко к сердцу принимает чужую жестокость, а другие
проходят мимо? (кукла похожа на человека; Акимыч – фронтовик, нагляделся
человечины, не может спокойно переносить такую жестокость по отношению к
кукле)
В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а позднее – «Кукла». Ребята,
давайте подумаем, почему автор изменил название? (через главного героя Носов
хочет выразить протест против бессердечия, жестокости людей по отношению к
кукле и друг другу)
Действительно, еще древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом
походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа.
Сообщение учащегося
Куклаоберег.
Сейчас многие думают, что играть в куклы – занятие детское. Но много веков назад от
ношение к кукле было очень серьезным. Древние люди считали, что кукла с нарисован
ным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. На Руси
куклы были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов. Постепенно
кукла превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически привлека
тельной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках ребенка, кото
рый через игру постигает жизнь. Ребенок учится любить, заботиться, оберегать. Для него
кукла живая.
В конце рассказа Акимыч хоронит куклу, как человека. Последняя фраза оставляет нас
наедине со своей совестью: «Всего не закопать», – с горечью произносит Акимыч. Дей
ствительно, спрятать, закопать, убрать с глаз – это ли решение проблемы?
В рассказе мы читаем: «Он сутуло, согбенно перешагнул кювет…»
Как вы думаете, почему автор использует эти эпитеты? Проведите исследование.
Сутулый – ссутуленный, слегка сгорбленный;
Согбенный – (устар., высок.) сгорбленный, согнутый) .
Какой эпитет несет нейтральную окраску (Сутулый), а какой экспрессивную?
(Согбенный)
В какой связи упоминается в рассказе война? Есть ли связь с событиями,
возмутившими Акимыча ?
Прочитайте последнее предложение рассказа (стр. 176)
Всего не закопать… Рассказ заканчивается фразой» Всего не закопать». Как вы понимаете ее ?
На какие размышления наводит читателя финал рассказа?
Чем близок автору Акимыч?
Как же связан рассказ с эпиграфом к уроку?
Какой знак препинания стоит в конце предложения? (многоточие)
Когда мы обычно ставим многоточие? (когда мысль не завершена, недосказана)
Какие мысли спрятаны за многоточием? К чему призывает нас автор? (много на
земле равнодушных и жестоких людей, автор призывает читателей к тому,
чтобы мы искореняли в своем сердце равнодушие, черствость и были более
отзывчивыми на проблемы других людей)
Спасибо, ребята, за ваши отклики. Все вы верно подметили, Акимыч – один в поле
не воин, он должен быть в каждом из нас, а мы должны нести ответственность
за свои поступки и подавать пример подрастающему поколению.
Какую нравственную проблему поднимает Носов? (Ответственность взрослых за
судьбу подрастающего поколения)
Формулирование третьей проблемы
«Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения»
Зафиксируем ее в тетрадях.
Можно найти немало примеров того, что кукла для нас является отождествлением с че
ловеком. В ваших учебниках по литературе вы можете найти стихотворение К. Случев
ского «Кукла».
Послушайте его. (Учащийся читает наизусть)
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла...
На человека ты, кукла, вполне походила!
Есть ли связь между этим стихотворением и рассказом «Кукла»? В чем она?
– Этот рассказ был сначала назван «Акимыч», затем «Кукла». Как вы думаете,
какое название лучше? Почему?
– Как вы воспринимаете красоту окружающего вас мира? Может ли вас
взволновать цветок, красота осеннего леса? Делаете ли вы чтолибо, чтобы природа
вашего края стала краше?
Ребята, мы сегодня с вами размышляли над очень важными и серьезными
нравственными проблемами. Мне важно узнать, как вы поняли рассказ Е. И. Носова.
Для этого я предлагаю вам составить центон 5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Давайте вернёмся к теме урока. Как она звучит?
Верно ли были подобраны слова? Мимо чего не должны проходить люди?
Евгений Иванович Носов в своем рассказе пытается бороться не только с жестокостью,
но и с равнодушием людей. Польский писатель Бруно Ясенский удивительно точно
заметил: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга
своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не
предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и
убийство»
Кукла напомнила Акимычу пережитое во время войны. «На всю жизнь нагляделся я че
ловечины», – признается он.
Война научила Акимыча ценить жизнь и все, что с ней связано: прекрасную природу,
любимое дело, человеческие поступки. Война давно закончилась. И видеть смерть реки,
куклы, человека Акимычу невыносимо. Больше всего возмущает Акимыча, что никто
вокруг не бьет тревогу: «А люди идут мимо каждый по своим делам, и ничего... ..
Никогда не говорите «мне все равно». Не надо стремиться афишировать свое
равнодушие.
Это не показатель Вашей независимости. Что Вы чувствуете, когда Вам говорят «мне все
равно» Становится пусто и холодно внутри. Вы ёжитесь и протестуете. Чаще всего, про
себя… Ведь собеседнику… «все равно»… Всего какихто два слова, а как глубоко
проникают они в душу, занозой впиваются в сердце и остаются гнить, иногда напоминая о
себе. Человек не может жить без уверенности в том, что он комуто нужен, что его
любят. Он чахнет, переживает, замыкается в себе, погибает. Худшее преступление,
которое мы можем совершить по отношению к людям, — это не ненавидеть их, а
относиться к ним равнодушно; в этом — суть бесчеловечности. Прошу, никогда не
говорите «мне все равно»…
«Пожелание».
Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу:
Избавляйся от…
Будь всегда…
Помни…
Вывод.
Равнодушие стало причиной не только нравственной, но и экологической проблемы, ко
торую затронул автор в начале рассказа. Писатель хотел напомнить каждому из нас об
ответственности за все, что есть живого на земле.
В рассказе Е. И. Носов предлагает читателю «кинуть взор вокруг себя» и
посмотреть на то, что он уже уничтожил – песчаные излучины, омут, где жила рыба,
берега, которые покрылись илом и заросли обильной травой, силу которой дают удобрения, сносимые дождями с полей. И подумать о том, что нужно сделать, чтобы
сохранить то, что еще осталось!
Сейчас прозвенит звонок, и вы уйдете с моего урока. Но хочется верить, что урок
доброты, преподнесенный Акимычем и Е.И.Носовым, вы будете всю жизнь помнить, где
бы вы ни находились, что бы вы ни делали, сколько бы лет вам ни было. И тогда,
несмотря ни на что, ваша жизнь будет намного интереснее, содержательнее, добрее.
Я очень рада. Я от души благодарю вас, ребята, за плодотворную работу и хочу
закончить урок следующим стихотворением:
Мы – куклы. Берите. И в дом свой несите.
И пусть на столе, на стене, на диване
Мы вам улыбнемся, когда захотите
И, может, теплее комунибудь станет.
А если комуто однажды взгрустнется
Откройте нам то, что гнетет вашу душу.
И кукла поймет, и щекой к вам прижмется,
И, может быть, круг ваш печальный разрушит.
Но не обижайте, в нас спрятана сказка…
В нас столько тепла и доверия к людям.
И, может быть, кукла – всего только маска
Мечты, о когдато несбывшемся чуде…
Оценивание ответов учащихся.
Домашнее задание
1. Недавно вы писали сочинение на тему: «Нужны ли людям сочувствие и сострада
ние?». Можно ли рассказ Носова «Кукла» включить в рассуждение на эту тему?
2. Прочитать рассказ Е.И.Носова «Живое пламя».
Список литературы
1.
2.
Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 20012
Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2014.
Дополнительая:
ФЭБ: Словарь литературных терминов
1.
2. Словари. Литературные термины и понятия.
3. Толковый словарь русского языка.
4. Е.И. Носов. Биография
"Не проходите мимо..." Урок русской литературы по рассказу Е.Носова "Кукла"
"Не проходите мимо..." Урок русской литературы по рассказу Е.Носова "Кукла"
"Не проходите мимо..." Урок русской литературы по рассказу Е.Носова "Кукла"
"Не проходите мимо..." Урок русской литературы по рассказу Е.Носова "Кукла"
"Не проходите мимо..." Урок русской литературы по рассказу Е.Носова "Кукла"
"Не проходите мимо..." Урок русской литературы по рассказу Е.Носова "Кукла"
"Не проходите мимо..." Урок русской литературы по рассказу Е.Носова "Кукла"
"Не проходите мимо..." Урок русской литературы по рассказу Е.Носова "Кукла"
"Не проходите мимо..." Урок русской литературы по рассказу Е.Носова "Кукла"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.