Нейройога - как терапия искусством движения
Оценка 4.9

Нейройога - как терапия искусством движения

Оценка 4.9
Документация +3
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
27.03.2019
Нейройога - как терапия искусством движения
Документ содержит в себе описание метода арт-терапии для углубленного изучения в самообразовании педагога-психолога в специальной коррекционной школе. Метод для изучения был взят как вид вид двигательной арт-терапии или иначе нейройога. Описание метода, его преимущества и функции применительно к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2018-2019.docx
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа ­ детский сад №10» Аналитический отчет по самообразованию педагога­ психолога Васеневой И.И. за 2018­2019 учебный год. Тема: «Нейройога – как терапия искусством движения» 2019 г. Пояснительная записка Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать,   почувствовать   все   многообразие   окружающей   среды?   Как   помочь   им   познать   свое   Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Что   бы   решить   данную   проблему,   психологами   системы   образования   стали   использоваться креативные методы в коррекционной работе, а в частности, технологии арт­терапии. Арт­терапия   представляет   собой   совокупность   психокоррекционных   методик,   имеющих различия   и   особенности,   определяющиеся   как   жанровой   принадлежностью   к   определенному   виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения. Актуальность.  Арт­терапия   в   учреждениях   образования   ­   это   метод   коррекции   и   развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно­развивающих направлений, в которых используются в основном   вербальные   каналы   коммуникации,   Арт­терапия   использует   «язык»   визуальной   и пластической экспрессии. Это особенно  актуально  при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Применительно   к   специальному   образованию   арт­терапию,   можно   рассматривать,   как   синтез нескольких   областей   научного   знания   (искусства,   медицины   и   психологии),   а   в   лечебной   и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства   в   своеобразной   символической   форме   и   позволяющих   с   помощью   стимулирования художественно­творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. Методологическую   основу   арт­терапевтического   направления   в   психологии   заложили   такие известие   психологи   и   психотерапевты,   как   О.   Постальчук,   М.   Мауро,   К.   Тисдейла,   К.   Кейз,   Т. Боронска, М. Либманн, К. Дрюкер, С. Льюис, Д. Байере, П. Луззатто, Д. Калманович, Б. Ллойд, Д. Мерфи, Э. Крамер, К. Кейз и Т. Дэлли, Д. Вудз, Д. Энли. Основываясь   на   гуманистическом   подходе,   Арт­терапия   преследует   единую  цель  — гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства. Дети   в   большинстве   случаев   затрудняются   в   вербализации   своих   проблем   и   переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.                                                  Функциями арт­терапии являются: 1. Катарсическая ­ очищающая, освобождающая от негативных состояний. 2. Регулятивная ­ снятие нервно­психического напряжения, регуляция психосоматических процессов,  моделирование положительного психоэмоционального состояния. 3. Коммуникативно­рефлексивная   ­ обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование  адекватного межличностного поведения, самооценки.                             Преимущества метода арт­терапии А. И. Копытин выделяет следующие: ­ Арт­терапия не имеет возрастных ограничений в использовании. Нет противопоказаний к участию  тех или иных людей в арт­терапевтическом процессе. ­ Арт­терапия является средством преимущественно невербального общения. ­ Арт­терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. ­ Арт­терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает положительные эмоции, помогает  сформировать более активную жизненную позицию. ­ Арт­терапия основана на мобилизации творческого потенциала ребёнка с ОВЗ, внутренних  механизмов саморегуляции и исцеления.                                                               Основные принципы арт­терапии:           Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»; Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;           Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от  содержания, формы и качества. Терапия   детей   с ограниченными   возможностями   требует   бережного   и чуткого   подхода.   Его обеспечивает арт­терапевтический метод, который посредством художественной деятельности даёт ребёнку   комфортное   эмоциональное   самочувствие   и улучшение   психологического   здоровья.   Ибо ребёнок, как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Значение   психокоррекционной   работы   средствами   арт­терапии   в   работе   с   детьми   отмечали многие   психологи:   с   проблемами   в   эмоционально   –   личностном   развитии   (Т.А.Добровольская, О.А.Карабанова),   с   задержкой   психического   развития   (Л.В.Кузнецова,   Е.А.Медведева),   при   ДЦП (Г.В.Кузнецова) и др. Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Арт­терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танце­двигательная терапия. На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория (В.Райх, 1942; Г.Салливан, 1953), аналитическая психология К. Юнга (1961). Одним из главных достоинств двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки   зрения   понимания   строения   и   роли   движения   в   жизни   человека   и   целостного   подхода   к телесному и психическому здоровью. Большое влияние на развитие двигательной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. "Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как ­ позволим себе встать на точку зрения души ­ душа ничего не может значить без тела..." К.Юнг считал, что артистические переживания, которые он называл   "активным   воображением",   выраженные,   например,   в   танце,   могут   извлечь   неосознанные влечения   и   потребности   из   бессознательного   и   сделать   их   доступными   для   катарсического освобождения и анализа. "Душа и тело ­ не отдельные сущности, а одна и та же жизнь". На   развитие   двигательной   арт­терапии   повлияла   психоаналитическая   теория,   в   частности, взгляды   Вильгельма   Райха   на   характер   человека   как   защитный   панцирь,   сдерживающий инстинктивные   проявления   человека.   Райх   полагал,   что   каждое   проявление   характера   имеет соответствующую ему физическую позу, и, что характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечной   ригидности   и   зажимов.   По   Райху,   человек,   освободившись   с   помощью   специальных физических   упражнений   от   мышечного   панциря,   познает   свое   тело,   осознает   свои   внутренние побуждения диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями и чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту. В современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего  того  или  иного  отклонения  в  психическом  и  психосоматическом развитии.  Уже  вполне  приемлемым  считается  развитие  ребенка  на  уровне нижней  границы  нормы. Терапия движением, как физическая культура должны стать неотъемлемым элементом образа жизни любого ребенка, даже если у него ограниченные возможности здоровья. Это также означает, что приобщение   к  физической   культуре  необходимо   начинать   уже  на  самых  начальных  этапах  роста, развития и воспитания детей, имея в виду формирование у них потребностей, мотивов, глубоких интересов к занятиям физическими упражнениями, спортом, играми. К   основной   группе   учащихся   с   ОВЗ   относятся   следующие   дети:   глухие,   слабослышащие, позднооглохшие,   слепые,   слабовидящие,   с   тяжелыми   нарушениями   речи,   с   нарушениями   опорно­ двигательного   аппарата,   с   задержкой   психического   развития,   с   умственной   отсталостью,   с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. В обучении таких детей акцент должен быть сделан не на формировании академических знаний и умений,   а   на   приобретении   ребенком   практико­ориентированных   знаний   и   умений   и   жизненных компетенций, необходимых для дальнейшей самостоятельной полноценной жизнедеятельности. Двигательная арт­терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из   эффективных   форм   их   социализации,   предоставляющей   широкие   возможности   для   развития способностей   и   интересов   таких   детей,   коррекции   нарушений   их   развития.   При   организации образовательного   процесса   в   начальной   школе,   прежде   всего,   необходимо   учитывать   медико­ физиологические   и   психологические   предпосылки   ­   знать   состояние   здоровья,   физические, психические, личностные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Научные исследования, отечественный и зарубежный опыт показывают, что чем раньше начата медико­психолого­педагогическая   реабилитация,   тем   она   более   эффективна.   Развивающийся, формирующийся организм более пластичен и чувствителен к воздействию физических упражнений, коррекции и компенсации двигательных и психических нарушений. Коррекционно­развивающая   направленность   педагогических   воздействий   ­   основа   методик адаптивной двигательной арт­терапии. Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только   на   преодоление,   сглаживание,   выравнивание,   ослабление   физических   и   психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств. Именно поэтому в работе с детьми, имеющими стойкие нарушения в развитии, приоритетное место   занимает  нейройога  ­   авторская   программа,   разработанная   психологом,   детским нейропсихологом,   ведущим   специалистом   Центра   управления   стрессом   (Санкт­Петербург) Кузнеченковой ­ уникальный комплекс оздоровления и развития ребенка, основанный на мудрости древних  телесных и духовных практик и современных методиках развития и коррекции. А в работах Тихонова   были   предприняты   попытки   построения   учебного   процесса   по   физической   культуре   в системе развивающего обучения, которая и лежит в основе новых ФГОСов. Нейропсихологическая коррекция способствует развитию мозга ребенка, улучшению процессов нервной деятельности, повышению умственных способностей, активизируют вестибулярный аппарат и работу лобных долей мозга, которые отвечают за поведение и контроль действий. Нейройога  ­   современная   эффективная   программа,   состоящая   из   двух   взаимодополняющих блоков: нейропсихологической коррекции и йоги. В   этом   эффективном   тандеме   нейрокоррекционная   составляющая   отвечает   за   развитие   у ребёнка   высших   психических   функций   (память,   мышление,   речь),   улучшению   процессов   нервной деятельности,   раз  витию   умственных   способностей,   а   так   же   происходит   воздействие   на  участки мозга, которые отвечают за поведение и самоконтроль. Йога является второй эффективной составляющей. Занятия по этому древнему направлению улучшают осанку ребёнка, укрепляют мышечный каркас, внутренние органы, координацию движений, но   самое   главное   ­   дыхание!   Именно   недостаток   кислорода   в   большинстве   случаев   становится причиной многих нарушений как мозговой деятельности, так и работы внутренних органов и общего физического развития. Методика специально разрабатывалась автором как для детей с особенностями развития, так и с целью раскрытия потенциальных возможностей обычного ребёнка. Особую направленность нейройога приобретает при работе с детьми, страдающими ЗПР, ЗРР, СДВГ, аутизмом, расстройствами поведения и другими особенностями развития. Работа в их группах строится с учетом актуальных потребностей. Занятия нейройогой предназначены для проведения как в групповой, так и   индивидуальной  форме.   В   начале   каждого   занятия   дается   сюжетная   история,   которая   превращает   упражнения   в увлекательную  игру.  Каждое  упражнение ­ это  маленькое  представление,  в котором изображается какое­то животное или предмет. Каждое   занятие   обязательно   включает   в   себя  структурные   компоненты,   оказывающие определенный оздоровительный эффект: 1. Растяжки­разминки   –   оптимизация   тонуса   мышц,   снятие   мышечного   напряжения.   Они  тонизируют  вестибулярный  аппарат,  улучшают  гибкость позвоночника,  укрепляют  костную  систему,  развивают  умение  открыто выражать свои чувства. 2. Массаж – повышение  энергетического  потенциала,  подготовка  к сложным упражнениям. 3. Глазодвигательные   упражнения   –   расширение   поля   зрения;   развитие   межполушарного взаимодействия; энергизация организма. 4. Артикуляционные  упражнения – укрепление  речевого  аппарата; улучшение произношения. 5. Упражнения   на   развитие   мелкой   и   общей   моторики   –   развитие   межполушарного  взаимодействия;   снятие   синкинезий   (непроизвольных   дополнительных   движений);   развитие высших психических функций; развитие лобных долей мозга; развитие интеллекта. 6. Сложные растяжки – предназначены для различных целей, у каждой растяжки свой эффект. 7. Функциональные   упражнения   –   развитие   коммуникативных   навыков;   развитие   внимания;  снижение  импульсивности,  агрессивности, гиперактивности. 8. Скороговорки  – отработка правильного произношения. 9. Дыхательные упражнения – улучшение  ритмизирования  организма; развитие  самоконтроля  и  произвольности;   снижение   гиперактивности,   импульсивности;   улучшение   кровообращения; увеличение жизненного объема легких; интенсивный массаж внутренних органов. 10. Релаксация – расслабление,  успокоение  возбужденных  мышц; развитие  умения  сознательно  расслаблять   мышцы;   развитие   способности быстро восстанавливать силы после физических нагрузок.                                                   Эффект сказочных комплексов нейройоги: • активизация работы мозга; • повышение тонуса нервной системы; • развитие навыков саморегуляции; • улучшение межполушарного взаимодействия; • развитие познавательного мышления и речи; • развитие эмоционально­коммуникативной сферы; • оздоровление организма, повышение иммунитета. Соединение   лучших   нейрокоррекционных   методик   и   упражнений   йоги   настолько   серьезно тренирует не только тело, но и мозг, метод  применим с детьми с задержкой психического и речевого развития, умственной отсталостью, ДЦП. Таким образом, метод нейройоги ­ эта новая система развития, которая способствует развитию мозга,   психики   ребёнка,   укреплению   нервной   системы   и   тонуса   организма.   Она   охватывает   все возможные виды физкультурной деятельности детей с физическими и умственными недостатками, помогает им адаптироваться к окружающему миру, так как обучение разнообразным видам движений связано   с   развитием   психофизических   способностей,   общением,   эмоциями,   познавательной   и творческой деятельностью. И при этом подходит каждому ребёнку. Выводы: Работа по данной теме шла через изучение теоретического материала, осмысление, пополнение опыта и его апробирования. Как помочь детям с ограниченными возможностями здоровья занять в обществе достойное социальное место, как безболезненно вывести их во взрослую жизнь ­ главная задача, которую я поставила перед собой. Я считаю, что использование элементов двигательной арт­терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ дает хороший результат. В процессе творческой деятельности дети быстрее идут на контакт, происходит самораскрытие, снимается тревожность.  В процессе работы над данной темой самообразования я пришла к следующим выводам: занятия нейройогой,   как   терапией   искусством   движения,   заключают   в   себе   большие   возможности.   Они являются средством эмоционально­эстетического и волевого развития детей.  В   процессе   занятий   совершенствуются   все   психические   функции:   зрительное   восприятие, представление,   воображение,   память,   мыслительные   операции   (анализ,   сравнение,   обобщение)   и другие.                   Применение данного вида деятельности в коррекционной работе с детьми с ОВЗ позволяет получить положительные результаты:  Создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей, позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками;  Оказывается влияние на осознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности саморегуляции, уверенности в себе за счёт социального признания и участия в общем процессе деятельности;  Под   воздействием   занятий   нейройогой   с   элементами   арт­терапии   происходят   существенные изменения в поведении детей: они становятся более раскрепощенными, собранными и внимательными.  Существенно повышается личностная ценность, формируется позитивная "Я ­ концепция" ребенка с ОВЗ. Все это обеспечивает психологическую разгрузку, релаксацию детей. Появляется спокойствие, чувство   защищенности,   уверенности   в  себе,   своих   силах,   ощущение   радости.   Творческий   процесс является   главным   терапевтическим   механизмом,   позволяющим   в   особой   символической   форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму её разрешения. Через игру, сказку, движение  арт­терапия  даёт выход  внутренним конфликтам и сильным  эмоциям, помогает понять   собственные   чувства   и   переживания,   способствует   повышению   самооценки   и   помогает   в развитии   творческих   способностей   детей   с   ОВЗ.   Кроме   того,   активная   творческая   деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения.  Использование методов арт­терапии на занятиях нейройогой с учащимися начальных классов, создаёт   положительный   настрой   в   классе,   снижает   утомляемость,   способствует   творческому самовыражению,   затрагивает   нераскрытые   дарования   у   детей,   облегчает   процессы   коммуникаций, вызывает   эмпатию   среди   участников,   даёт   положительные   результаты   в   развитии   внутреннего контроля и повышение адаптационных способностей детей, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество.  Таким   образом,   основываясь   на   научно   исследовательском   материале   и   собственном практическом   опыте,   можно   констатировать   следующее:   двигательная   арт­терапия   посредством нейройоги ­ технология, позволяющая при относительно небольших временных и финансовых затратах создать условия для выявления потенциальных возможностей и стимулирования личностного роста ребёнка,   коррекции   и   развития   (самореализации,   самовыражения,   повышение   адаптивных способностей личности, изменение стереотипов её поведения, проявление социальной и творческой активности). Список используемых источников. Вачков И. В. Сказкатерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось­ 89, 2007. ­ 144с. Ворожцова   О.А.   Музыка   и   игра   в   детской   психотерапии.   –   М.:   Издательство   Института психотерапии, 2004. – 96 с Грабенко Т. М., Зинкевич­Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. ­ СПб.: «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2004.­64 с. Грегг М. Ферс. Тайный мир / Перевод с англ – СПб.: Деметра, 2003 – 176с. Декер­Фойгт Г. Г. Введение в музыкотерапию / СПб.: Питер 2003. – 208с. Зинкевич­Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.  Игры в сказкотерапии. — СПб., Речь, 2006. 208 с. Киселева М. В. Арт­терапия в практической психогии и социальной работе. СПб. – Речь, 2007 ­ 336с. Киселева М. В. Арт­терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с. Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интеrpативная танцевально"двиrательная терапия. Издание 2..е, расширенное и дополненное.  СПб.: Речь, 2006. ­ 286 с. Копытин А. И.  Практикум по арт­терапии /  СПб.: Питер, 2001. — 448 с. Копытин А.И.  Арт­терапия ­ новые горизонты / ­ М.: Когито­Центр, 2006. ­ 336 с. Короткова Л. Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. – М.: ЦГЛ, 2006. – 144с. Кузнеченкова . Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья ­ Речь, 2010 ­ 192 с. Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. — СПб.: Питер, 2001. — 416 с. Лебедева Л. Д. Практика арт­терапии: подходы, диагностика, система занятий. ­ СПб.: Речь, 2003. ­256 с. Медведева   Е.А.,   Левченко   И.Ю.,   Комиссарова   Л.Н.,   Добровольская   Т.А.   Артпедагогика   и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов /. ­ М.: Академия, 2001. – 248 с. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 512 с. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии / СПб.: Речь, 2004.— 224 с. Шамрея В. К., Курпатова В. И. Психотерапия: учебное пособие / Под ред.. – СПб.: СпецЛит,  2012. – 496 с. Шевченко Ю. С., Крепица А. В. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и  подростками. Методическое пособие. – Балашов: Изд­во БГПИ, 1998. – 56 с.

Нейройога - как терапия искусством движения

Нейройога - как терапия искусством движения

Нейройога - как терапия искусством движения

Нейройога - как терапия искусством движения

Нейройога - как терапия искусством движения

Нейройога - как терапия искусством движения

Нейройога - как терапия искусством движения

Нейройога - как терапия искусством движения

Нейройога - как терапия искусством движения

Нейройога - как терапия искусством движения

Нейройога - как терапия искусством движения

Нейройога - как терапия искусством движения

Нейройога - как терапия искусством движения

Нейройога - как терапия искусством движения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2019