Нейропсихологический подход в коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей
педагог – психолог МБУ «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи» г. Перми
Валентина Андреевна Липовка
Нейропсихологическая коррекция
– комплекс специальных психологических методов, приемов..., которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.
Нейрокоррекционные игры и упражнения можно использовать с самого раннего детства, как в индивидуальной, так и в групповой работе и не только с детьми, но и со взрослыми. Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений…
Нейропсихологическая коррекция способствует:
Развитию произвольности
Развитию двигательной сферы Нормализации нервно-мышечного тонуса
Нормализации деятельности нервной системы
Развитию активного взаимодействия с окружающими
Развитию коммуникативных навыков Коррекции «неустойчивого» поведения и эмоциональных нарушений
Движения тела и пальцев при выполнении которых развивается межполушарное взаимодействие, что способствует снятию синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечных зажимов.
Коммуникативные упражнения Индивидуальные - направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом.
Парные - способствуют развитию «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать другого человека.
Групповые – способствуют формированию у ребёнка навыков взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
И. п. — сесть на пол (стул), скрестив ноги, спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, перед собой, с выдохом, немного сгибаясь при этом. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет другой возможности.
Обучение перекрестно-латеральным движениям с целью налаживания коммуникативных связей между полушариями и отдельными областями головного мозга для создания новых нейронных связей и упрочения уже имеющихся.
Упражнения:
Ножницы- перекрёстные движения руками перед собой, меняя правую
и левую руки;
Поза Наполеона- обхватываем себя руками, меняя то правую, то левую
«Крюк Кука»
Снимает нервно-мышечное напряжение и гармонизирует психические процессы. Это упражнение можно использовать в начале и в конце любых антистрессовых программ и в ситуации, когда необходимо успокоиться.
Можно выполнять стоя сидя или лежа, что дает возможность им воспользоваться людям с частичной неподвижностью тела
Ноги параллельны. Их нельзя скрещивать
Соедините попарно кончики пальцев рук и расположите кисти перед грудью. Держите пальцы так, словно держите небольшой шар. Взгляд направлен вниз. Кончик языка между зубов. Время выполнения 1-2 минуты. Но можно делать и дольше до появления зевоты.
Крюки
Для выполнения этих упражнений скрестить лодыжки так, как удобно. Затем скрестить руки, соединив пальцы в “замок” и вывернув кисти рук. Кончик языка прижать к нёбу при вдохе и расслаблять при выдохе. Можно это же выполнять сидя на стуле. 5 минут простого сидения в этой позе успокаивает нервы. Это сложное перекрёстное движение активизирует моторные и сенсорные зоны каждого полушария мозга, а также активизирует работу среднего мозга, который находится прямо над твёрдым нёбом. Т.о. достигается объединение эмоций и процессов мышления, приводя к наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.
Релаксация “Волна”
Цель: добиться согласованных действий от всех участников группы, учить соотносить свои действия с действиями окружающих, подстраиваться под них. Доброжелательно реагировать на промахи своих товарищей, получить положительные эмоции.
Под сопровождение спокойной музыки учащиеся, стоя в кругу, и, взявшись за руки, поочерёдно поднимают руки вверх т.о., чтобы движение рук было плавным, без заминок, разрывов и скачков, как – бегущая волна. “Волна” движется сначала вправо, затем влево.
Литература:
Ахутина Т.В. и Иншакова О.Б. «Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет».
Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред Л.С.Цветковой. – М., 2001.
Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития в детском возрасте. Москва, 1999.
Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. - М., «Восхождение», 1997.
Зегебард Г.М., Ильичева О.С. Формирование графоматорных навыков. Методическое пособие. – М., 2008.
Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.
Семаго Н.Я., Семаго М.М., Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М: Аркти, 2010. – 208 с.
Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта в дошкольников» «Обучение детей с учетом психофизиологии»
Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.
Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 4-е, исправленное и дополненное. – М, 2002.
Цветкова Л. С., Цветков А. В. Нейропсихологическое консультирование в практике психолога образования. – М., 2008.
Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 1999.
Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М., «Восхождение», 1998.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.