НЕКОТОРЫЕОСОБЕННОСТИМЕТРОРИТМИЧЕСКОЙОРГАНИЗАЦИИ
КРЫМСКОЙФОЛЬКЛОРНОЙМУЗЫКИИЕЁВЗАИМОСВЯЗИС
БОЛГАРСКОЙ
МуллаевАлимКаримович
СтудентIкурсамагистратуры кафедрыкомпозициииинструментовки ГосударственнойконсерваторииУзбекистана
ХасановА.Т.и.о.доценткафедры«композициииинструментовки».
Тел.:+998904025212
Аннотация:Настоящая статья посвящена обзору крымской фольклорноймузыкисцельюкраткогоознакомлениястановления необычнойвомногоморигинальноймузыкальнойкультуры,которая вбиралавсебяправилаимузыкальныепринципымногихнародов, приэтомсохраняясамобытныечертысвоегонарода,музыка которыхвсвоюочередьформироваласьвстепныхигорныхрайонах. Ключевыеслова:фольклорнаямузыка,профессиональноеискусство, жанры песен,метроритм,мелодия,певец,этнограф-любитель, композитор.
Annotation:ThisarticleisdevotedtothereviewofCrimeanfolkmusicin ordertobrieflyfamiliarizetheformationofanunusualinmanyways originalmusicalculture,whichabsorbedtherulesandmusicalprinciplesof manypeoples,whilepreservingthedistinctivefeaturesofitspeople,whose musicinturnwasformedinthesteppeandmountainousregions. Keywords:folkloremusic,professionalart,genresofsongs,metrorhythm, melody,singer,amateurethnographer,composer.
Xulosa:ushbumaqolaQrimfolklormusiqasinio'rganishgabag'ishlangan bo'lib,uko'plabxalqlarningqoidalarivamusiqiytamoyillarinio'zida mujassametgan,o'zxalqiningo'zigaxosxususiyatlarinisaqlabqolgan, musiqaningo'zigaxosxususiyatlarinisaqlabqolgano'zigaxosmusiqiy madaniyatnishakllantirishniqisqachatanishtirishuchuno'znavbatida,u cho'lvatog'lihududlardashakllangan.
Kalitso'zlar:folklormusiqasi,professionalsan'at,qo'shiqjanrlari, metroritm,melodiya,qo'shiqchi,havaskoretnograf,bastakor.
А.В.Луначарский,будучив1929годувКрыму,писал:
«Высокоодаренныйтюркскийнародвэтойсвоейветви,в благодатныхстранахКрыма,наполуострове,гдепересекалисьпути столькихнародов,гдеперекрещивалосьвлияниеВостокаиЗапада, немогнеразвернутьсовершенносвоеобразной,мягкой,яркойи поэтическойкультуры»[6,с.3].
Этисловавидногогосударственногодеятеля,первогонаркома просвещенияРоссии,писателя,критика,публициста,переводчика, искусствоведа можнобылобыпоставитьэпиграфомкданной статье,посвященнойобзорукрымскойфольклорноймузыки.Цель даннойпубликации–краткийэкскурсстановлениянеобычнойво многоморигинальноймузыкальнойкультуры,вобравшейвсебя правилаимузыкальныепринципы многихнародов,сохранивпри этомсамобытныечертысвоегонарода,музыкакоторыхвсвою очередьформироваласьвстепныхигорныхрайонах.Такимобразом, онаразвиваласьиобогащалась,оставаясь,втожевремя,именно крымскотатарской[1]народно-национальнойкультурой.
Чтобыконкретизироватьданныйобзор,остановимсянадвух основныхрайонахкрымскогополуострова,накоторыхвосновноми зародиласьфольклорнаямузыкакрымскихтатар.Далеепопытаемся найтиобщиечертымеждудругимистранамииполученныйсинтез новой,самобытнойкрымскотатарскойфольклорноймузыки.
Следует отметить,что в основном этнографической деятельностьюнаполуостровеКрым,никтонезанималсявплотьдо ХХвека.Ноисторическисложилось,чтонекоторыеисследователии музыканты,такилииначе,сталкивалисьскультуройкрымскихтатар. СрединихвыделяетсяимяН.Н.Миронова[2],которыйв20-хгодах прошлого столетия связал свою жизнь и деятельность с Узбекистаном[3].Так,отправляясьвэтнографическиепоездки,он такжепобывали вКрыму,гдезаписалнесколькомелодий, некоторыеизкоторыхобработалдлянебольшогосимфонического ансамбля.Отметимтакжеэпизодическиесвязирядамузыкальных деятелейснародноймузыкальнойкультуройкрымскихтатар,среди которыхкомпозиторА.А.Спендиаров,художникморянистИ.К. Айвазовский(родившийсявКрыму).Малоктознает,норусский композиторМ.И.Глинкаоднимизпервыхсталиспользоватьвсвоем творчествекрымскотатарскуюмузыку.Такимобразом,виденживой интересмузыкантовкэтоймузыке.Однакоспециальнымеё изучениемниктоособонезанимался.
Большиепеременывэтойобластипроизошлилишьтолько после Великой Октябрьской Революции, когда начало формироватьсяпрофессиональноеискусствокрымскихтатар. Отметимпервыхкомпозиторов–этоА.Рефатов,И.Бахшиш,А. КаврииР.Амзаев(певцыиинструменталисты).Исполнителина народных инструментах (зурна и кавал),также получали музыкальноеобразование,параллельноскоторымвозникбольшой интересикмузыкесвоегонарода,вылившийсявсобираниеи изучениекрымскогофольклора.Так,в1929годубылиздансборник подназванием«ПесниКрыма».Ав1931годувышелвсвет«Сборник народныхпесенимелодий»,записанныхАсаномРефатовым.Сбором образцовнародноймузыкизанималсяиА.Кончевский–певеци этнограф-любитель.
И,наконец,самаяобширнаяиклассифицированнаяпожанрам книга«ЗвучитХайтарма»Я.Шерфединова,изданнаяв1979годуи включающаяболее300песениинструментальныхнаигрышей– традиционных,обрядовыхисовременных(исходяизстилевого исполненияХХвека)крымскойфольклорноймузыки.Однако,обо всемпопорядку.
Песникрымскихтатаримеютдваназвания:«йыр»или«тюркю». Обавпереводеозначают«песня».«Йыр»–песнитатарстепных районов.Онилаконичныпосодержаниюинесложныпоформе. «Тюркю»–песнигорцев,сложныепоформеиширокораспевные, отличающиесябогатойорнаментикой(видимоотвлияниявосточных стран)[4].Обычноонидвухилитрехчастные.
Авотхоровыепеснивстречаютсяредко.Вцеломони обрядовые,атакжесвадебные.Существуютхоровыепесниипод танцы,ноэтоотдельнаягруппа.
Чтокасаетсяладовойсторонынародноймузыки,тодляпесен степныхрайоновхарактернадиатоническаяоснова,адлягорных– преобладаниеувеличеннойсекунды.Например,ладс12звуками. Ладстремяувеличеннымисекундами:
Диапазон мелодий крымскотатарскихпесен обычноне превышаетноны,авинструментальноймузыкеонгораздошире.
Особенностью многихпесен является инструментальное вступление,чащевыдержанноевстилепесниивыполняющее подготовительнуюфункциювведенияв«атмосферу»песниилидуха тоговремени.Обычноинструментальныйсоставчастоварьируется (восновномсоскрипкой,кларнетом,трубойибубном),сопровождая солиставунисон.Отметим,саминапевыимелодии,исполняемые ансамблем(инструментальные)начинаютсяходами,вводящимив тонику.
Метроритмпесенкрымскихтатарвесьмаразнообразен.Вних присутствуютпростыеисложныеразмеры.Так,4/8и3/8или 4/8+3/85 господствуютв танцевальныхмелодиях(что при соединениивоединовметроритмесоздаетразмер7/8,который частоиспользуетсявинструментальныхпроизведенияхипеснях). Многиедругиенапевыисполняютсявразмерах5/8+4/8или наоборот4/8+5/8взависимостиот«ритмики»–ритмической организации6.
Народнаямузыкататарвосновномодноголосна,приигрев унисонс инструментальнымансамблем проявляютсячерты гетерофонности,когдавременамимелодическаялинияварьируется илижепредстаётукрашенноймелизмами,втовремякакдругие голосазвучатнеизменяясь.Внейтакжеприсутствуютсвоеобразные жанры,ккоторымотносятся«чины»,распространенныевстепной частиКрыма.«Чины»–этопесниимпровизационногохарактера. Обычноонипредставляютсобойкороткиемелодиипо8тактов, небольшогодиапазона.Темпумеренныйилимедленный.
Какправило,«чины»исполняютсявовремясольныхилиже групповыхсоревнованиймеждумолодымилюдьми.Обычноодин человексочинялилиимпровизировалнатекстпесниимелодии,а другойегоподхватывалипродолжалсочинятьилиповторял знакомуювсеммелодию.Вэтовремязанимпелавсяостальная группа.Такойжетрадициипридерживалисьидевушки.Большая популярностьтакихпесенныхсостязанийположиланачалок появлениюодаренныхпоэтовипевцов–«Кедаев»,творчество которыхвыражаломыслиичаяниянарода.Всвоихстихахкедаи рассуждалилионевежествеинелогичныхпоступкахправителейи
54/8и3/8или4/8+3/8-Естьвариантпеременногоразмера,аестьвариантвнутритактового делениявпесненаотдельныефразы.СпецификапесенкрымскихтатариБалканскихстран.
6Я.Шерфединов.ЗвучитХайтарма.Издательстволитературыиискусстваим.ГафураГуляма.Т. 1979.С.6.
былизаэтогонимы.В1920годахониполучилигосударственную поддержку,иихименасегодняхорошоизвестны–этоИсмаилСалат, Бекманбет-акай,Эш-Мирза,ДжангазиШерфеддин.
У крымских татар есть немало песен и мелодий,
заимствованныхудругихнародов,однакосегоднятатарысчитают ихсобственнымисамостоятельнымипроизведениями.Например, песня«Эйсеверсинъ,эмсевмезсинъ»восновемелодиикоторой напевгородскойрусскойпесни«Тынелюбишь,толькогубишь»,ау «Менанамнынъ биркъызиэдим»–украинскаянароднаяпесня «Былаяоднауматери».
Ноодноизсамыхнеобычныхявленийвисторииформирования крымской народной музыки – это взаимосвязи некоторых особенностейиправилметроритмики,вчастностиорнаментики Болгарскойнародноймузыки.Здесьследуетконкретизировать именнотрадиционнуюнароднуюмузыкуБолгарии,котораятакже имеетбогатоекультурно-историческоеформированиеотдуховных песнопений«болгарскихраспевов»,вомногомобновленнойпосле освобожденияотвлияния«Османскойимперии»,вплотьдоХХвека. Каждыйисторическийэпизодпривносилсвоичертыиособенности своейкультуры–этовосточнаяорнаментикавболгарскоймузыкеи такиенародныеинструменты,каксантур,(онбытовалвкрымской народноймузыкевплотьдоХХвека),кавал(пастушечьяфлейта), которыйблизокктурецкойфлейте.
крымскихтатаримеетсяаналогэтогоинструментаподназванием «тулуп-зурна»,обычноиспользуемыйвцеляхвоенныхдействийили обрядов.
Навторойкартинкесправа–духовоймузыкальныйинструмент кавал,в переводестурецкого пастушечья флейта,также встречающаясявгорныхобластяхкрымскогополуостровау пастухов.
И,наконец,самыйраспространенныйударныйинструмент– «довул»,сдвухсторонпокрытыймембраной.Егоможнособеих сторонударятьколотушками.Ониспользуетсявомногихстранах Азии,БлижнегоВостокаиБалканскихстран.
Для начала,чтобы понять ритмическую организацию болгарскоймузыки,нужноучестьдваосновополагающихмомента, т.е.принципа.Это–стихотворнаяформаболгарскихнародныхпесен в оригинале на родном языке и музыкально-ритмическая составляющая. Например, в балете «Весна священная»
И.Стравинскогоестьпринципыорганизацииметроритмическогои ритмическоговарьированиянаосноверусскихнародныхпесен,т.е. ритмическоеварьированиепроисходитотизмененияакцентности слоговвзятыхизнародныхобрядовыхславянскихпесен.Такчто болгарскаямузыка,формировавшаясяподвлияниямимногих культур,сформироваласвоюспецифическуюритмическуюформу[3, с.57].И этотолькоодноизнаправленийпутипонимания ритмическойорганизации.
Чтокасаетсямелодическойстороны,топримерновXVIIвеке призахватестраныОсманскойимперией,произошлоеёразвитиеи обогащениевпланевосточной,византийскойорнаментики,ладового разнообразия.Так,например,используятерминологию«аксака»– понятиетеориихромыхритмоввтурецкихмелодияхбыло заимствованоивведеносновымтерминомД.Христовым:понятие неправильныхтактовввокально-танцевальныхжанрахболгарской музыки.
Впрочем,приведемтаблицуизкнигиД.Христоваспараметрами классификацийболгарскихпесен[3,с.63].
Типстихосложения (как правило цезурированный,с ясными и постоянными |
Формула стиха 7 (4+3) |
Музыкально ритмический тип(слоговые музыкально ритмические |
Жанровая принадлежность мелодий |
Музыкальные образцы (песниисточники) |
Регион |
границами |
|
формулы) |
|
|
|
Болгарскаянароднаяпесняна9/16«жетварска»трудовая
Эпическаяпесняпроюношу-богатыряЭдиге
Этопримеркрымскотатарскойпесни«Эдиге»спеременными
Таким образом, принципы ритмической организации болгарскихнародныхпесенитанцевмогуттакжеиспользоватьсяив крымскотатарскихнародныхпеснях,особенножанрово-обрядовых, сохраняяприэтомсвоюладовуюспецификуипринципделения слоговвпеснях.Возможно,укого-товозникнетвопрос:какжетак, заимствуяпринципыритмикиболгарскоймузыки,получаемтеже принципыделенияслогов,присущиекрымскотатарскоймузыке?! Заметим,чтодлякрымскотатарскойнародноймузыки,какпесенной, такиинструментальной,характернобогатоезаимствованиеумногих народовВосточныхстран,вособенностиБалканских.Кстати,оно имеломестоещёсдревности,когдакрымскиетатарызаимствовали принципыритмикиустранБлижнегоВостокаиЗапада.
Аритмическаяорганизациякрымскотатарскихтанцеви инструментальныхпроигрышейболеегибка:используяпринципы нерегулярностиихромыхритмовболгарскойнародноймузыки,они преобразуются,врезультатечегополучаетсясинтездвухкультур, когда,используется мелодическийраспевнаодном слоге, получившийразвитиеотвосточныхпесенныхтрадицийижанров. Следуетподчеркнуть,чтовлияниеВосточнойЕвропыивцелом ЗападнойЕвропыдоэтоготакжебыли,еслиучестьгеографическое расположение,ведьвесьКрымскийполуостровявлялсяторговым центром,который,посути,былиместомкультурногообогащения.
Списокиспользованнойлитературы:
1.БартокБ.Овлияниикрестьянскоймузыкинамузыкунашего времени.Барток.Б.:сб.статей/Сост.Е.И.Чигарева/.Москва:Музыка, 1977.С.245–249.
2.БартокБ.Означениинародноймузыки.Советскаямузыка,1965,№
2.С.98–102.
3.ВалентинаН.ДиссертационнаяработаБолгарскаянациональная спецификахоровоготворчестваДобриХристова.Тема:Болгарская метрикаиритмика.Кишинев.2016.
4.Музыкальнаяэнциклопедия,том.3(Корто–Октоль).М.1976.
5.MusicintheBalkansByJimSamsonLEIDEN • BOSTON2013year.
6.ШерфединовЯ.ЗвучитХайтарма.Издательстволитературыи искусстваим.ГафураГуляма,Т.1979.
[1] Новыйорфографическиисправленныйвариант,ранееписавшийсячерездефис«крымскотатарский».
[2] МироновНиколайНазарович(1870-1952)‒музыкант-этнограф,композитор,музыкальнообщественныйдеятель,военныйкапельмейстер.Сыгралзначительнуюрольвстановлении музыкальнойэтнографиивУзбекистане.Втечение1922‒1928гг.совершилэтнографические экспедициивТашкентской,Самаркандской,Бухарскойобластях,ВосточнойСибири,аулы КавказаивКрыму.
[3] МироновН.ОбзормузыкальныхкультурузбековидругихнародовВостока.Книгаподобщей редакцией заслуженного деятеля музыки народов ВостокаН.Н.Миронова.ИЗДАНИЕ ИНМУЗХОРУЗА.Самарканд.1931.
[4] Влияниевосточныхстрантакжепрослеживаетсяоткочевыхарабов«Киммерийцев»вдревние века,атакжевлияниякультурытурков«Османскойимперии»иеёвосточнойорнаментики.
Балканскиестранытакженеосталисьвстороне.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.