НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТРОРИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КРЫМСКОЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ МУЗЫКИ И ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗИ С БОЛГАРСКОЙ
Оценка 4.9

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТРОРИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КРЫМСКОЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ МУЗЫКИ И ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗИ С БОЛГАРСКОЙ

Оценка 4.9
Исследовательские работы +2
pdf
искусство +2
7 кл—11 кл +1
16.06.2022
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТРОРИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КРЫМСКОЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ МУЗЫКИ И ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗИ С БОЛГАРСКОЙ
Настоящая статья посвящена обзору крымской фольклорной музыки с целью краткого ознакомления становления необычной во многом оригинальной музыкальной культуры, которая вбирала в себя правила и музыкальные принципы многих народов, при этом сохраняя самобытные черты своего народа, музыка которых в свою очередь формировалась в степных и горных районах.
Муллаев Алим-Статья про крымскую музыку.pdf

НЕКОТОРЫЕОСОБЕННОСТИМЕТРОРИТМИЧЕСКОЙОРГАНИЗАЦИИ

КРЫМСКОЙФОЛЬКЛОРНОЙМУЗЫКИИЕЁВЗАИМОСВЯЗИС

БОЛГАРСКОЙ

МуллаевАлимКаримович

СтудентIкурсамагистратуры кафедрыкомпозициииинструментовки ГосударственнойконсерваторииУзбекистана

ХасановА.Т.и.о.доценткафедры«композициииинструментовки».

Тел.:+998904025212

Аннотация:Настоящая статья посвящена обзору крымской фольклорноймузыкисцельюкраткогоознакомлениястановления необычнойвомногоморигинальноймузыкальнойкультуры,которая вбиралавсебяправилаимузыкальныепринципымногихнародов, приэтомсохраняясамобытныечертысвоегонарода,музыка которыхвсвоюочередьформироваласьвстепныхигорныхрайонах. Ключевыеслова:фольклорнаямузыка,профессиональноеискусство, жанры песен,метроритм,мелодия,певец,этнограф-любитель, композитор.

Annotation:ThisarticleisdevotedtothereviewofCrimeanfolkmusicin ordertobrieflyfamiliarizetheformationofanunusualinmanyways originalmusicalculture,whichabsorbedtherulesandmusicalprinciplesof manypeoples,whilepreservingthedistinctivefeaturesofitspeople,whose musicinturnwasformedinthesteppeandmountainousregions. Keywords:folkloremusic,professionalart,genresofsongs,metrorhythm, melody,singer,amateurethnographer,composer.

Xulosa:ushbumaqolaQrimfolklormusiqasinio'rganishgabag'ishlangan bo'lib,uko'plabxalqlarningqoidalarivamusiqiytamoyillarinio'zida mujassametgan,o'zxalqiningo'zigaxosxususiyatlarinisaqlabqolgan, musiqaningo'zigaxosxususiyatlarinisaqlabqolgano'zigaxosmusiqiy madaniyatnishakllantirishniqisqachatanishtirishuchuno'znavbatida,u cho'lvatog'lihududlardashakllangan.

Kalitso'zlar:folklormusiqasi,professionalsan'at,qo'shiqjanrlari, metroritm,melodiya,qo'shiqchi,havaskoretnograf,bastakor.

А.В.Луначарский,будучив1929годувКрыму,писал:

«Высокоодаренныйтюркскийнародвэтойсвоейветви,в благодатныхстранахКрыма,наполуострове,гдепересекалисьпути столькихнародов,гдеперекрещивалосьвлияниеВостокаиЗапада, немогнеразвернутьсовершенносвоеобразной,мягкой,яркойи поэтическойкультуры»[6,с.3].

Этисловавидногогосударственногодеятеля,первогонаркома просвещенияРоссии,писателя,критика,публициста,переводчика, искусствоведа можнобылобыпоставитьэпиграфомкданной статье,посвященнойобзорукрымскойфольклорноймузыки.Цель даннойпубликации–краткийэкскурсстановлениянеобычнойво многоморигинальноймузыкальнойкультуры,вобравшейвсебя правилаимузыкальныепринципы многихнародов,сохранивпри этомсамобытныечертысвоегонарода,музыкакоторыхвсвою очередьформироваласьвстепныхигорныхрайонах.Такимобразом, онаразвиваласьиобогащалась,оставаясь,втожевремя,именно крымскотатарской[1]народно-национальнойкультурой.

Чтобыконкретизироватьданныйобзор,остановимсянадвух основныхрайонахкрымскогополуострова,накоторыхвосновноми зародиласьфольклорнаямузыкакрымскихтатар.Далеепопытаемся найтиобщиечертымеждудругимистранамииполученныйсинтез новой,самобытнойкрымскотатарскойфольклорноймузыки.

Следует отметить,что в основном этнографической деятельностьюнаполуостровеКрым,никтонезанималсявплотьдо ХХвека.Ноисторическисложилось,чтонекоторыеисследователии музыканты,такилииначе,сталкивалисьскультуройкрымскихтатар. СрединихвыделяетсяимяН.Н.Миронова[2],которыйв20-хгодах прошлого столетия связал свою жизнь и деятельность с Узбекистаном[3].Так,отправляясьвэтнографическиепоездки,он такжепобывали вКрыму,гдезаписалнесколькомелодий, некоторыеизкоторыхобработалдлянебольшогосимфонического ансамбля.Отметимтакжеэпизодическиесвязирядамузыкальных деятелейснародноймузыкальнойкультуройкрымскихтатар,среди которыхкомпозиторА.А.Спендиаров,художникморянистИ.К. Айвазовский(родившийсявКрыму).Малоктознает,норусский композиторМ.И.Глинкаоднимизпервыхсталиспользоватьвсвоем творчествекрымскотатарскуюмузыку.Такимобразом,виденживой интересмузыкантовкэтоймузыке.Однакоспециальнымеё изучениемниктоособонезанимался.

Большиепеременывэтойобластипроизошлилишьтолько после Великой Октябрьской Революции, когда начало формироватьсяпрофессиональноеискусствокрымскихтатар. Отметимпервыхкомпозиторов–этоА.Рефатов,И.Бахшиш,А. КаврииР.Амзаев(певцыиинструменталисты).Исполнителина народных инструментах (зурна и кавал),также получали музыкальноеобразование,параллельноскоторымвозникбольшой интересикмузыкесвоегонарода,вылившийсявсобираниеи изучениекрымскогофольклора.Так,в1929годубылиздансборник подназванием«ПесниКрыма».Ав1931годувышелвсвет«Сборник народныхпесенимелодий»,записанныхАсаномРефатовым.Сбором образцовнародноймузыкизанималсяиА.Кончевский–певеци этнограф-любитель.

И,наконец,самаяобширнаяиклассифицированнаяпожанрам книга«ЗвучитХайтарма»Я.Шерфединова,изданнаяв1979годуи включающаяболее300песениинструментальныхнаигрышей– традиционных,обрядовыхисовременных(исходяизстилевого исполненияХХвека)крымскойфольклорноймузыки.Однако,обо всемпопорядку.

Песникрымскихтатаримеютдваназвания:«йыр»или«тюркю». Обавпереводеозначают«песня».«Йыр»–песнитатарстепных районов.Онилаконичныпосодержаниюинесложныпоформе. «Тюркю»–песнигорцев,сложныепоформеиширокораспевные, отличающиесябогатойорнаментикой(видимоотвлияниявосточных стран)[4].Обычноонидвухилитрехчастные.

Авотхоровыепеснивстречаютсяредко.Вцеломони обрядовые,атакжесвадебные.Существуютхоровыепесниипод танцы,ноэтоотдельнаягруппа.

Чтокасаетсяладовойсторонынародноймузыки,тодляпесен степныхрайоновхарактернадиатоническаяоснова,адлягорных– преобладаниеувеличеннойсекунды.Например,ладс12звуками. Ладстремяувеличеннымисекундами:

Диапазон мелодий крымскотатарскихпесен обычноне превышаетноны,авинструментальноймузыкеонгораздошире.

Особенностью многихпесен является инструментальное вступление,чащевыдержанноевстилепесниивыполняющее подготовительнуюфункциювведенияв«атмосферу»песниилидуха тоговремени.Обычноинструментальныйсоставчастоварьируется (восновномсоскрипкой,кларнетом,трубойибубном),сопровождая солиставунисон.Отметим,саминапевыимелодии,исполняемые ансамблем(инструментальные)начинаютсяходами,вводящимив тонику.

Метроритмпесенкрымскихтатарвесьмаразнообразен.Вних присутствуютпростыеисложныеразмеры.Так,4/8и3/8или 4/8+3/85 господствуютв танцевальныхмелодиях(что при соединениивоединовметроритмесоздаетразмер7/8,который частоиспользуетсявинструментальныхпроизведенияхипеснях). Многиедругиенапевыисполняютсявразмерах5/8+4/8или наоборот4/8+5/8взависимостиот«ритмики»–ритмической организации6.

Народнаямузыкататарвосновномодноголосна,приигрев унисонс инструментальнымансамблем проявляютсячерты гетерофонности,когдавременамимелодическаялинияварьируется илижепредстаётукрашенноймелизмами,втовремякакдругие голосазвучатнеизменяясь.Внейтакжеприсутствуютсвоеобразные жанры,ккоторымотносятся«чины»,распространенныевстепной частиКрыма.«Чины»–этопесниимпровизационногохарактера. Обычноонипредставляютсобойкороткиемелодиипо8тактов, небольшогодиапазона.Темпумеренныйилимедленный.

Какправило,«чины»исполняютсявовремясольныхилиже групповыхсоревнованиймеждумолодымилюдьми.Обычноодин человексочинялилиимпровизировалнатекстпесниимелодии,а другойегоподхватывалипродолжалсочинятьилиповторял знакомуювсеммелодию.Вэтовремязанимпелавсяостальная группа.Такойжетрадициипридерживалисьидевушки.Большая популярностьтакихпесенныхсостязанийположиланачалок появлениюодаренныхпоэтовипевцов–«Кедаев»,творчество которыхвыражаломыслиичаяниянарода.Всвоихстихахкедаи рассуждалилионевежествеинелогичныхпоступкахправителейи

54/8и3/8или4/8+3/8-Естьвариантпеременногоразмера,аестьвариантвнутритактового делениявпесненаотдельныефразы.СпецификапесенкрымскихтатариБалканскихстран.

6Я.Шерфединов.ЗвучитХайтарма.Издательстволитературыиискусстваим.ГафураГуляма.Т. 1979.С.6.

былизаэтогонимы.В1920годахониполучилигосударственную поддержку,иихименасегодняхорошоизвестны–этоИсмаилСалат, Бекманбет-акай,Эш-Мирза,ДжангазиШерфеддин.

У крымских татар есть немало песен и мелодий,

заимствованныхудругихнародов,однакосегоднятатарысчитают ихсобственнымисамостоятельнымипроизведениями.Например, песня«Эйсеверсинъ,эмсевмезсинъ»восновемелодиикоторой напевгородскойрусскойпесни«Тынелюбишь,толькогубишь»,ау «Менанамнынъ биркъызиэдим»–украинскаянароднаяпесня «Былаяоднауматери».

Ноодноизсамыхнеобычныхявленийвисторииформирования крымской народной музыки – это взаимосвязи некоторых особенностейиправилметроритмики,вчастностиорнаментики Болгарскойнародноймузыки.Здесьследуетконкретизировать именнотрадиционнуюнароднуюмузыкуБолгарии,котораятакже имеетбогатоекультурно-историческоеформированиеотдуховных песнопений«болгарскихраспевов»,вомногомобновленнойпосле освобожденияотвлияния«Османскойимперии»,вплотьдоХХвека. Каждыйисторическийэпизодпривносилсвоичертыиособенности своейкультуры–этовосточнаяорнаментикавболгарскоймузыкеи такиенародныеинструменты,каксантур,(онбытовалвкрымской народноймузыкевплотьдоХХвека),кавал(пастушечьяфлейта), которыйблизокктурецкойфлейте.

крымскихтатаримеетсяаналогэтогоинструментаподназванием «тулуп-зурна»,обычноиспользуемыйвцеляхвоенныхдействийили обрядов.

Навторойкартинкесправа–духовоймузыкальныйинструмент кавал,в переводестурецкого пастушечья флейта,также встречающаясявгорныхобластяхкрымскогополуостровау пастухов.

И,наконец,самыйраспространенныйударныйинструмент– «довул»,сдвухсторонпокрытыймембраной.Егоможнособеих сторонударятьколотушками.Ониспользуетсявомногихстранах Азии,БлижнегоВостокаиБалканскихстран.

Для начала,чтобы понять ритмическую организацию болгарскоймузыки,нужноучестьдваосновополагающихмомента, т.е.принципа.Это–стихотворнаяформаболгарскихнародныхпесен в оригинале на родном языке и музыкально-ритмическая составляющая. Например, в балете «Весна священная»

И.Стравинскогоестьпринципыорганизацииметроритмическогои ритмическоговарьированиянаосноверусскихнародныхпесен,т.е. ритмическоеварьированиепроисходитотизмененияакцентности слоговвзятыхизнародныхобрядовыхславянскихпесен.Такчто болгарскаямузыка,формировавшаясяподвлияниямимногих культур,сформироваласвоюспецифическуюритмическуюформу[3, с.57].И этотолькоодноизнаправленийпутипонимания ритмическойорганизации.

Чтокасаетсямелодическойстороны,топримерновXVIIвеке призахватестраныОсманскойимперией,произошлоеёразвитиеи обогащениевпланевосточной,византийскойорнаментики,ладового разнообразия.Так,например,используятерминологию«аксака»– понятиетеориихромыхритмоввтурецкихмелодияхбыло заимствованоивведеносновымтерминомД.Христовым:понятие неправильныхтактовввокально-танцевальныхжанрахболгарской музыки.

Впрочем,приведемтаблицуизкнигиД.Христоваспараметрами классификацийболгарскихпесен[3,с.63].

Типстихосложения

(как правило цезурированный,с ясными и

постоянными

Формула

стиха 7

(4+3)

Музыкально ритмический тип(слоговые музыкально ритмические

Жанровая принадлежность мелодий

Музыкальные образцы (песниисточники)

Регион

границами

 

формулы)

 

 

 

Болгарскаянароднаяпесняна9/16«жетварска»трудовая

Эпическаяпесняпроюношу-богатыряЭдиге

Этопримеркрымскотатарскойпесни«Эдиге»спеременными

Таким образом, принципы ритмической организации болгарскихнародныхпесенитанцевмогуттакжеиспользоватьсяив крымскотатарскихнародныхпеснях,особенножанрово-обрядовых, сохраняяприэтомсвоюладовуюспецификуипринципделения слоговвпеснях.Возможно,укого-товозникнетвопрос:какжетак, заимствуяпринципыритмикиболгарскоймузыки,получаемтеже принципыделенияслогов,присущиекрымскотатарскоймузыке?! Заметим,чтодлякрымскотатарскойнародноймузыки,какпесенной, такиинструментальной,характернобогатоезаимствованиеумногих народовВосточныхстран,вособенностиБалканских.Кстати,оно имеломестоещёсдревности,когдакрымскиетатарызаимствовали принципыритмикиустранБлижнегоВостокаиЗапада.

Аритмическаяорганизациякрымскотатарскихтанцеви инструментальныхпроигрышейболеегибка:используяпринципы нерегулярностиихромыхритмовболгарскойнародноймузыки,они преобразуются,врезультатечегополучаетсясинтездвухкультур, когда,используется мелодическийраспевнаодном слоге, получившийразвитиеотвосточныхпесенныхтрадицийижанров. Следуетподчеркнуть,чтовлияниеВосточнойЕвропыивцелом ЗападнойЕвропыдоэтоготакжебыли,еслиучестьгеографическое расположение,ведьвесьКрымскийполуостровявлялсяторговым центром,который,посути,былиместомкультурногообогащения.

Списокиспользованнойлитературы:

1.БартокБ.Овлияниикрестьянскоймузыкинамузыкунашего времени.Барток.Б.:сб.статей/Сост.Е.И.Чигарева/.Москва:Музыка, 1977.С.245–249.

2.БартокБ.Означениинародноймузыки.Советскаямузыка,1965,№

2.С.98–102.

3.ВалентинаН.ДиссертационнаяработаБолгарскаянациональная спецификахоровоготворчестваДобриХристова.Тема:Болгарская метрикаиритмика.Кишинев.2016.

4.Музыкальнаяэнциклопедия,том.3(Корто–Октоль).М.1976.

5.MusicintheBalkansByJimSamsonLEIDEN • BOSTON2013year.

6.ШерфединовЯ.ЗвучитХайтарма.Издательстволитературыи искусстваим.ГафураГуляма,Т.1979.



[1] Новыйорфографическиисправленныйвариант,ранееписавшийсячерездефис«крымскотатарский».

[2] МироновНиколайНазарович(1870-1952)‒музыкант-этнограф,композитор,музыкальнообщественныйдеятель,военныйкапельмейстер.Сыгралзначительнуюрольвстановлении музыкальнойэтнографиивУзбекистане.Втечение1922‒1928гг.совершилэтнографические экспедициивТашкентской,Самаркандской,Бухарскойобластях,ВосточнойСибири,аулы КавказаивКрыму.

[3] МироновН.ОбзормузыкальныхкультурузбековидругихнародовВостока.Книгаподобщей редакцией заслуженного деятеля музыки народов ВостокаН.Н.Миронова.ИЗДАНИЕ ИНМУЗХОРУЗА.Самарканд.1931.

[4] Влияниевосточныхстрантакжепрослеживаетсяоткочевыхарабов«Киммерийцев»вдревние века,атакжевлияниякультурытурков«Османскойимперии»иеёвосточнойорнаментики.

Балканскиестранытакженеосталисьвстороне.

НЕКОТОРЫЕОСОБЕННОСТИМЕТРОРИТМИЧЕСКОЙОРГАНИЗАЦИИ

НЕКОТОРЫЕОСОБЕННОСТИМЕТРОРИТМИЧЕСКОЙОРГАНИЗАЦИИ

Высокоодаренныйтюркскийнародвэтойсвоейветви,в благодатныхстранахКрыма,наполуострове,гдепересекалисьпути столькихнародов,гдеперекрещивалосьвлияниеВостокаиЗапада, немогнеразвернутьсовершенносвоеобразной,мягкой,яркойи поэтическойкультуры»[6,с

Высокоодаренныйтюркскийнародвэтойсвоейветви,в благодатныхстранахКрыма,наполуострове,гдепересекалисьпути столькихнародов,гдеперекрещивалосьвлияниеВостокаиЗапада, немогнеразвернутьсовершенносвоеобразной,мягкой,яркойи поэтическойкультуры»[6,с

Узбекистаном [1] .Так,отправляясьвэтнографическиепоездки,он такжепобывали вКрыму,гдезаписалнесколькомелодий, некоторыеизкоторыхобработалдлянебольшогосимфонического ансамбля

Узбекистаном [1] .Так,отправляясьвэтнографическиепоездки,он такжепобывали вКрыму,гдезаписалнесколькомелодий, некоторыеизкоторыхобработалдлянебольшогосимфонического ансамбля

ХХвека)крымскойфольклорноймузыки

ХХвека)крымскойфольклорноймузыки

Метроритмпесенкрымскихтатарвесьмаразнообразен

Метроритмпесенкрымскихтатарвесьмаразнообразен

В1920годахониполучилигосударственную поддержку,иихименасегодняхорошоизвестны–этоИсмаилСалат,

В1920годахониполучилигосударственную поддержку,иихименасегодняхорошоизвестны–этоИсмаилСалат,

Навторойкартинкесправа–духовоймузыкальныйинструмент кавал,в переводестурецкого пастушечья флейта,также встречающаясявгорныхобластяхкрымскогополуостровау пастухов

Навторойкартинкесправа–духовоймузыкальныйинструмент кавал,в переводестурецкого пастушечья флейта,также встречающаясявгорныхобластяхкрымскогополуостровау пастухов

Такчто болгарскаямузыка,формировавшаясяподвлияниямимногих культур,сформироваласвоюспецифическуюритмическуюформу[3, с

Такчто болгарскаямузыка,формировавшаясяподвлияниямимногих культур,сформироваласвоюспецифическуюритмическуюформу[3, с

Таким образом, принципы ритмической организации болгарскихнародныхпесенитанцевмогуттакжеиспользоватьсяив крымскотатарскихнародныхпеснях,особенножанрово-обрядовых, сохраняяприэтомсвоюладовуюспецификуипринципделения слоговвпеснях

Таким образом, принципы ритмической организации болгарскихнародныхпесенитанцевмогуттакжеиспользоватьсяив крымскотатарскихнародныхпеснях,особенножанрово-обрядовых, сохраняяприэтомсвоюладовуюспецификуипринципделения слоговвпеснях

ЗападнойЕвропыдоэтоготакжебыли,еслиучестьгеографическое расположение,ведьвесьКрымскийполуостровявлялсяторговым центром,который,посути,былиместомкультурногообогащения

ЗападнойЕвропыдоэтоготакжебыли,еслиучестьгеографическое расположение,ведьвесьКрымскийполуостровявлялсяторговым центром,который,посути,былиместомкультурногообогащения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2022