Словарь понятий по работе с одаренными детьми
ЕЕ
КОНЦ ПЦИЯ
мысль. Научная к.
, и, ж. (книжн.). Система взглядов на чтон.; основная
Компетенция – это применение знаний, умений, навыков на практике.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми (Рабочая концепция
одаренности).
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
(Рабочая концепция одаренности).
Талант – высокая степень одаренности, реализованная человеком в
определенной области (Ю.З. Гильбух).
Классификация одаренности по различным основаниям:
по широте проявления – общая и специальная;
по
типу предпочитаемой деятельности
– интеллектуальная,
(спортивная),
академическая,
конструкторская, творческая, лидерская (организаторская);
психомоторная
художественная,
по интенсивности проявления повышенная готовность к обучению
(одаренные, высоко одаренные, исключительно одаренные);
по виду проявления – явная, скрытая;
по временным характеристикам – одаренные с нормальным типом
возрастного развития, с опережением (вундеркинды) или отставанием;
по возрастным особенностям – стабильная или преходящая,
временная.
Талантливые дети – это дети, достижения которых отвечают требованиям
объективной новизны и социальной значимости, отвечающие критериям
профессионального мастерства и творчества.
1Факторы развития одаренности.
Среда развития (чем богаче окружающая ребенка среда, тем реальнее
становится решение задачи развития способностей).
Требования и характер деятельности (развитие деятельности по инициативе
самого ребенка это и есть творчество).
Духовные ценности (мотивация деятельности, направленность и система
ценностей, создающие основу становления духовности личности; отсутствие
или потеря духовности – потеря таланта).
Сопровождение – «следовать рядом, вместе с кемнибудь, или идя за кем
нибудь» (С.И. Ожегов).
Сопровождение – специальный вид помощи субъекту (человеку,
организации) в решении вопросов предупреждения и преодоления проблем его
развития (Е.И. Казакова).
Виды сопровождения:
предупреждение возникновения проблемы;
обучение сопровождаемого методам решения проблем в процессе
разрешения проблемной ситуации;
экстренная помощь в кризисной ситуации.
Педагогическое сопровождение развития личности носит комплексный
характер, а именно: отражает механизмы взаимодействия людей в социальной
сфере, одновременно выступает во временной, пространственной и
институциональной формах.
Сопровождение как процесс.
Концепция педагогического сопровождения рассматривается как процесс
заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия,
поощрения максимальной самостоятельности ребенка, проявляющаяся в его
активности.
Индивидуальноориентированное сопровождение – решение конкретных
проблем конкретной личности.
Система сопровождения – комплекс профессиональных деятельностей
субъектов образовательной системы,
направленных на выявление
2индивидуальных образовательных возможностей и потребностей
обучающихся и построения на их основе индивидуальной образовательной
стратегии (планирование).
Индивидуальная образовательная траектория – план и программа
развития ребенком своих способностей, реализация потенциальных
возможностей с целью повышения уровня конкурентоспособности и
формирования своей личности (Е.А. Александрова).
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – временная
последовательность реализации образовательной деятельности школьника.
Алгоритм разработки и реализации индивидуальных траекторий (Е.А.
Александрова). Алгоритм включает следующие шаги:
1.
Педагог разрабатывает собственную версию индивидуальной
образовательной траектории обучающегося на основе:
анализа индивидуальных особенностей ребенка, стиля его учебной
образовательных
деятельности и межличностного общения,
предпочтений;
проектирования возможной направленности его образовательной
траектории;
прогноза темпа и результатов её реализации.
2. Обсуждение педагогом совместно с обучающимся возможностей и
перспектив построения индивидуальной образовательной траектории,
мотивация обучающегося на формирование его собственного
видения, корректировка собственного представления и самооценки
обучающегося.
Педагог моделирует педагогические ситуации (тренинги, деловые
игры) с целью подготовки обучающегося к свободному выбору своей
траектории.
3.
4. Совмещение представлений об индивидуальной образовательной
5.
траектории педагога и обучающегося.
Реализация индивидуальной образовательной траектории самим
обучающимся, консультации педагога.
6. Координация работы всех педагогов, работающих с обучающимся.
37. Мотивация и коррекция
продвижения обучающегося по
индивидуальному маршруту, анализ возникающих проблем.
8. Формирование запроса обучающимся к педагогу по поводу способа
самостоятельного решения проблем познавательной деятельности и
межличностного общения и организация их взаимодействия в
процессе осуществления индивидуальной образовательной
траектории.
организация презентации
Совместная (педагог, обучающийся)
результатов реализации индивидуальной образовательной
траектории и осуществление рефлексии процесса и результатов
деятельности.
9.
4