Некоторые вопросы патриотического воспитания дошкольников

  • Документация
  • doc
  • 27.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современные изменения в образовании обусловили необходимость приобщения семей с детьми к изучению народных традиций, как источника развития чувства рода и чувства Родины, поликультурного воспитания, как способа формирования открытой, понимающей и принимающей позиции ребёнка при общении с разными культурами, формирование отношения к своему и другим народам. В связи с этим, нами разработан и реализуется педагогический проект, направленный на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.Статья
Иконка файла материала Казазаева ДА Демченко ОВ -Статья.doc
УДК 37                                                                        Демченко Ольга Владимировна Казазаева Дарья Андреевна, воспитатели МБДОУ детского сада общеразвивающего вида «Белочка» п.г.т. Федоровский Сургутского района ХМАО­ Югры НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ               Современные   изменения   в   образовании   обусловили   необходимость приобщения семей с детьми к изучению народных традиций, как источника развития чувства рода и чувства Родины,  поликультурного воспитания, как способа   формирования   открытой,   понимающей   и   принимающей   позиции ребёнка   при   общении   с   разными   культурами,   формирование   отношения   к своему и другим народам. В связи с этим, нами разработан и реализуется педагогический   проект,   направленный   на   гражданско­патриотическое воспитание   дошкольников.   Публикации   последних   лет   подчёркивают   роль исторического наследия и традиционных семейных ценностей в воспитании детей.   Поэтому   организуемая   в   детском   саду   анимационно­игровая деятельность   с   детьми   и   родителями,   призванная   обеспечить   развитие гражданско­патриотических   чувств,   имеет   большую   актуальность,   как совместная   творческая   деятельность   культурно­исторической   и патриотической тематики [3].            В современной трактовке анимационная деятельность понимается как оживление программ развлечений и досуга. Анимация ­ это деятельность по разработке и осуществлению специальных программ проведения свободного времени   детей   и   родителей,   организация   развлечений   и   спортивного проведения семейного досуга. К анимационной деятельности относят малые и крупные   формы   представлений,  развлекательные   мероприятия,  конкурсные игровые   программы   с   привлечением   элементов   театрализации.   Оживление достигается   не   столько   драматургической   и   сценарной   работой,   сколько вовлечением детей и родителей в действие, их участием в нём [1].         Назначение социально­культурной анимации в данном контексте состоит в активном приобщении дошкольников и их родителей к истории и культуре на основе   творчества,   создания   условий   для   снятия   психологического 1раскрытия   интеллектуальных   возможностей   личности, напряжения, раскрепощения   инициативы,   включения   в   реальную   жизнь.   Актуальность данного направления педагогической деятельности связана со значительным повышением   роли   анимации   в   сфере   взаимодействия   образовательной организации   с   семьями   воспитанников.   Направленность   анимационной деятельности   на   поликультурное   образование   ­   одно   из   важнейших направлений   в   работе.   Основная   идея   деятельности   по   поликультурному образованию ­ пробудить у детей и их родителей интерес к культуре разных народов через знакомство с играми и игрушками, традициями и обычаями, бытом и трудом, разных народов, формировать навыки доброжелательного отношения к представителям разных национальностей и рас. Социальное и эмоционально­личностное   развитие   ребёнка   порождает   одну   из   основных проблем:   образование   традиционно   было   ориентировано   на   обеспечение познавательного развития детей. В дошкольном образовании эта проблема  стоит особенно остро, так как предназначение дошкольного периода развития заключается в развитии игровой деятельности [1; 3].               Поднятие престижа семьи и поликультурное воспитание становится сегодня   важной   задачей   воспитания   не   только   дошкольников,   но   находит продолжение в содержании гражданско­патриотического воспитания во всех звеньях   общеобразовательной   школы.   Поликультурное   воспитание   в контексте данной проблемы предполагает учет культурных и воспитательных интересов   разных   национальностей   и   предусматривает:   заинтересованность ребенка   и   членов   его   семьи   различными   ценностями   в   ситуации существования   множества   разнородных   культур;   взаимодействие   между людьми с разными традициями; ориентацию на диалог культур [2; 3].        Анимационная деятельность будет способствовать активному включению семей с детьми в различные виды образовательной деятельности гражданско­ патриотической   направленности,   если   при   их   организации   будут   учтены следующие   условия:   дифференцированный   подход   к   выявлению   и   учёту образовательных потребностей и интересов семей разных национальностей; включение   в   анимационные   программы   популярных   форм   досуговой деятельности; стилевое единство между основной программой мероприятия и его анимационной частью.     Конечной   целью   анимационно­игровой   деятельности   гражданско­ патриотической   направленности   в   условиях   ФГОС   ДО   является удовлетворённость   детей   и   родителей   отдыхом,   их   хорошее   настроение, положительные   впечатления,  восстановление   моральных  и  физических  сил, 2развитие   патриотических   чувств.   Благодаря   взаимодействию   педагогов   с членами   семей   дошкольников   сложный   процесс   формирования   личности каждого ребенка должен проходить наиболее гармонично.               Проводя  параллель между национальными культурами народов, проживающих   в   посёлке   Фёдоровский   (русской,   чеченской,   молдавской, украинской, узбекской, татарской), можно с уверенностью сказать, что все они в своей основе имеют общее. В первом ряду нравственных ценностей – гуманные   качества:   доброта,   внимательность,   бескорыстная   помощь, справедливость,   любовь   к   матери   и   семье,   дружелюбие,   честность   и правдивость. Для того, чтобы культура оказывала воздействие на духовное, нравственное   развитие   дошкольника,   а   дети   испытывали   потребность   в овладении   её   ценностями,   необходимо   сформировать   основу,   что предполагает знание семейных национальных традиций, фольклора и обрядов. Основные пути гражданско­патриотического  воспитания: целенаправленная, значительная   каждодневная   работа   с   дошкольниками     по   формированию общечеловеческих ценностей:   «жизнь», «добро», «семья», «дом», «любовь», «дружба»,   «Родина»;   реализация   лозунга   «Все   разные   –   все   равны!»; деятельность по реализации прав каждого ребенка, формированию позитивной национальной   идентичности;   преодоление   подавления   других,   возвышения себя над коллективом, формирование мужественности, ответственности    и патриотизма.         Проект ориентирован на формирование личности, способной к активной жизни в многонациональной среде, обладающей развитым чувством уважения национальных   культур.   Результатом   реализации   проекта   станет формирование поликультурного мышления, что в итоге будет способствовать развитию   бесконфликтного   взаимодействия   ребенка   в   многокультурном обществе.   Учитывая,   что   Ханты­Мансийский   автономный   округ   ­   Югра считается одним из самых полиэтнических в России, где проживают более 120 национальностей,   направленный   на   привитие   ценностей многонациональной культуры можно считать направленным на  поддержание межнационального мира и согласия.   проект,   Библиографический список: 1. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А. Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. ­ М.: Владос, 2011.­144 с. 32.   Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.­249 с. 2.Опыт педагогической деятельности /Под ред. В.Н. Шацкой, Л.Н. Скаткина. ­ М.: Педагогика, 2010.­186 с.  3. Человек в истории – Россия, ХХ век. –М., 2010.­148 с. © Д.А. Казазаева. О.В. Демченко, 2016 4