Л.С. Шуцкая, мастер производственного обучения,
КГБОУ НПО «ПУ№1», г.Барнаул, Алтайский край
НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО–КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 190629.07 МАШИНИСТ КРАНА (КРАНОВЩИК)
В условиях модульной организации образовательного процесса по ФГОС в системе начального профессионального образования большое внимание уделяется практическому обучению. Это связано с тем, что современному обществу необходимы выпускники с высоким уровнем профессиональной квалификации. Практико–ориентированный подход обучения и содержание учебного материала в нем позволяет приблизить обучение к жизни, выбранной специальности, учесть жизненный опыт. Практико–ориентированный подход обучения позволяет обеспечить возможность применить теоретические знания на практике и пополнить их; повысить эффективность образовательного процесса и мотивацию к обучению. [3]
Огромную роль в организации практико–ориентированного обучения играет предметная деятельность обучающихся на лабораторно–практических занятиях.
Производя действия с учебными предметами, обучающийся осваивает социально-профессиональный опыт, накопленный человечеством. Без освоения предметов, обучающийся не может нормально развиваться как профессионал.
Знакомясь с профессионально необходимыми предметами и оборудованием и осваивая их, обучающийся выделяет их различные признаки и свойства, при этом идет развитие его профессионального восприятия. Запоминая признаки и названия предметов, обучающийся одновременно овладевает приемами работы с ними. Учась действовать предметами, обучающийся размышляет, развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие его как специалиста.
Овладение предметной деятельностью влияет на освоение других видов профессиональной деятельности. Ведь предметная деятельность – это основа, от которой берет начало трудовая деятельность и профессиональная компетентность специалиста.
Если действия с предметами уже в начале обучения не стали заботой педагогов профессионального обучения, может получиться так, что у обучающегося все из рук валится, движения угловаты и неповоротливы. Обучающийся, кажется, и старается, а все у него наперекосяк получается. Одним словом, вместо профессионально компетентного специалиста, выходит «неумеха».
Как развиваются предметные действия? Сначала это манипулятивные действия с предметами (ощупывание, выяснение формы и т. д.). Затем результативные (разборка, сборка и т. д.). Потом появляются собственно предметные действия, которые обучающийся выполняет в соответствии, с назначением предметов. Таким образом, уже в пределах начала обучения действия обучающегося постепенно усложняются.
Пример организации предметной деятельности при практико–ориентированном обучении:
Лабораторно - практическая работа.
Тема: Кривошипно-шатунный механизм двигателя КамАЗ-740.
Цели работы:
- изучить на практике устройство сборочных единиц кривошипно–шатунного механизма (КШМ) двигателя и приобрести навыки по их разборке и сборке;
- научиться правильно устанавливать поршневые кольца на поршень, поршень вместе с шатуном в цилиндр, собирать шатунные и коренные вкладыши.
Монтажное оборудование, приспособления и инструменты:
монтажный блок цилиндров с КШМ; детали механизма, штанги, коленчатый вал с шатунами, поршнями и крышками опор; специальный съемник для извлечения поршневых колец; специальное приспособление для обжатия поршневых колец при установке поршня в гильзу цилиндра; щуп; комплект инструментов, динамометрический ключ, специальный торцовый ключ для отворачивания гаек держателя сальника заднего конца коленчатого вала, деревянная выколотка, специальные съемники для разборки головки цилиндра и снятия форсунок.
Основные теоретические положения:
Изучить устройство КШМ, используя при изучении плакаты и детали двигателя.
Порядок выполнения работы:
Изучить теоретический блок, используя плакаты и детали изучаемого двигателя. Внимательно рассмотреть детали, обратив внимание на их форму местонахождение резьбовых и других мест соединений.
Разобрать КШМ двигателя КамАЗ-740 (частично), одновременно изучая его устройство[1,2].
Порядок разборки:
1. вывернуть болты и гайки крепления картера (поддона) двигателя и снять картер;
2. для первого и пятого цилиндров снять крышки шатунов, вкладыши и извлечь поршни с шатунами;
3. снять поршневые кольца;
4. извлечь стопорное кольцо поршневого пальца, выпрессовать поршневой палец;
5. продефектовать снятые детали, удалить нагар из канавок поршня.
Собрать КШМ двигателя КамАЗ-740 в обратном порядке, соблюдая следующие технические условия:
1. шатун с поршнем собрать так, чтобы выборки под клапаны в днище поршня и паз в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне;
2. компрессионные кольца ставить скошенной стороной (клеймом «Вверх») в сторону камеры сгорания, а замки расположить в противоположные стороны;
3. при установке маслосъемных колец сначала разместить пружинный расширитель, затем — маслосъемное кольцо, при этом стык расширителя должен находиться диаметрально противоположно замку кольца;
4. выборки в днище поршня должны располагаться ближе к середине блока;
5. гайки шатунных болтов затягивать в два приема. Момент силы при проведении первого приема (30 ± 1) Н м; вторым приемом довернуть гайку на 90°. Перед затягиванием резьбу шатунных болтов смазать моторным маслом.
При организации предметной деятельности необходимо учитывать, какой результат должен быть достигнут по окончании (изучение устройства, обучение сборе или разборке и т. д.), иначе результат не будет получен.
При этом педагог готов помочь обучающемуся, готов научить его. Это и есть немаловажное условие освоения обучающимся предметной деятельности — обучение со стороны педагогов. Однако обучение — это не дрессировка. Для начала нужно заинтересовать обучающегося. Не спешить помогать, тем более действовать за него. Понаблюдать за ним: как он пытается действовать с новым для него предметом, определите, в какой мере и какая помощь ему нужна. Позволяйте обучающемуся самому учиться и помогайте только в той мере, в какой это необходимо. Для этого и надо наблюдать за ним. Дайте обучающемуся возможность «поэкспериментировать», попробовать разные варианты действия.
Учить следует тому, чего обучающийся не знает, не умеет, и в той мере, в какой он в этом нуждается. То есть активность познания, поиск, находки надо поддерживать и с их учетом строить обучение. Это касается не только освоения предметной, но и всех других видов деятельности и обучения вообще.
Действуя таким образом, педагог поможет обучающемуся приобрести ту базу, которая в дальнейшем позволит ему быть ловким в действии, инициативным, самостоятельным, самодостаточным, адаптивным к постоянно меняющимся жизненным условиям, а, значит, более успешным профессионалом.
Список литературы
1. Автомобили семейств КамАЗ-5320. Руководство по ремонту и техническому обслуживанию. – М.: Третий Рим, - 1998.
2.
Барун В.Н., Азаматов Р.А.,
Машков Е.А. и др. Автомобили КамАЗ: Техническое обслуживание и ремонт. – 2-е
изд., перераб. и доп. – М.:
Транспорт, 1988. – 325 с.
3. Гладкова Н.Г., Кирсанова Л.В. Практико – ориентированнный подход в преподавании специальных дисциплин через использование интергированных занятий / Н.Г. Гладкова, Л.В. Кирсанова // Методист. – 2012. - № 10 – с.46 – 48.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.