Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Чебоксарский медицинский колледж»
Министерства здравоохранения Чувашской Республики в городе Канаш
ТЕМА:
«Первообразная функция и неопределенный интеграл.
по предмету «Математика»
Пояснительная записка
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Интегральное исчисление» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности Сестринское дело и предназначена для проведения занятия со студентами 1 курса по дисциплине «Математика». Согласно рабочей программе и КТП на изучение данной темы отводится 4 часов. Материалы методической разработки теоретического занятия составляют три основных блока: методический, информационный и самоконтроля.
В методическом блоке даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия.
Информационный блок включает терминологический словарь, материалы теоретического задания, раздаточный материала для студентов.
Блок самоконтроля знаний включает в себя:
-контрольные вопросы для самоконтроля;
С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной обучающей системы, где представлены текстовый материал, иллюстративный материал, схемы и т.д., которые отражают основные моменты теоретического занятия.
Предложенные варианты внеаудиторной самостоятельной работы студентов, (написание сообщений, составление терминологического словаря, составление кроссвордов и т.д.) способствуют более углубленному и детальному изучению данной темы.
Предлагаемый в методической разработке материал может быть использован как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения материала, обобщения ранее полученных знаний.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен уметь:
Студент должен знать:
Цели занятия:
1. Дидактические: формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС:
2. Развивающие:
3. Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к профессии мед.работника;
- воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы;
- воспитывать толерантность;
- продолжить формирование аккуратности и точности.
Тип занятия: лекция -дискуссия
Вид занятия: теоретическое занятие
Методы обучения: частично-поисковый
Оснащение: Мультимедийная презентация
Продолжительность занятия: 90 минут.
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ.
1. Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины |
Обеспечиваемые дисциплины и МДК |
|
2. Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы |
Обеспечиваемые темы |
|
|
Используемая литература:
Для студентов: Основная литература:
Для преподавателей:
ХОД ЗАНЯТИЯ
Основные этапы теоретического занятия и их содержание |
Время мин. |
Обоснование методических приемов |
1. Организационный момент Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих. |
5 |
С целью настроить студентов на восприятие учебной атмосферы занятия, воспитания организованности и ответственности студентов. |
2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства. Актуализация знаний.
|
10 |
С целью мотивации необходимости получения знаний, использования их в будущей практической деятельности. |
3. Изложение нового материала с использованием активных методов изложения. План: 1. Неопределенный интеграл 2. Определенный интеграл |
60 |
Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций. |
5. Подведение итогов занятия. |
10 |
С целью логического завершения занятия, создания ситуации для системного подхода в изучении дисциплины. |
6. Сообщение домашнего задания |
5 |
С целью координации самостоятельной работы студентов. |
I. Неопределенный интеграл.
Общая логика математических построений предсказывает, что имеет смысл поставить вопрос об обратной операции, у которой есть большие шансы оказаться не менее полезной. Смысл ее таков: дана функция f(x), на которую мы теперь смотрим как на результат дифференцирования некоторой другой, пока неизвестной функции F(x). Эту функцию надо найти.
Определение 1: Функция F(x) называется первообразной для функции f(x), если F′(x) = f(x) или dF(x) = f(x)dx . Любая первообразная функции f(x) может быть представлена в виде F(x) + C , где C – const.
Определение 2: Неопределённым интегралом от
функции f(x) называется совокупность всех её первообразных.
Обозначение: .
Основные свойства неопределённого интеграла:
Таблица неопределённых интегралов.
Примеры: 1.
2.
II. Определенный интеграл.
Криволинейная трапеция.
Рассмотрим функцию в системе координат, определённую на отрезке
[a ; b].
f(b) B 1. Фигура aABb называется криволинейной
f(a) А f(x) трапецией (т.к. Аа II Вв)
а b 2. Криволинейной трапецией называется
множество точек, координаты которых
удовлетворяют условиям: а ≤ х ≤ в
0 ≤ у ≤ f(x)
Определение 3: Определённым интегралом на отрезке [a ; b] называется предел интегральной суммы при условии, что длина наибольшего из элементарных отрезков (max ∆xk) стремится к нулю.
I = =lim ∑ f(xk) ∆xk
max ∆xk→0 k=1
Числа а и в соответственно называются нижним и верхним пределами интегрирования.
Геометрический смысл определённого интеграла: Если f(x) 0 на [a
; b], то определённый интеграл геометрически
представляет собой площадь криволинейной трапеции –фигуры, ограниченной линиями
y = f(x), x =a, x =b, y = 0.
Основные свойства определённого интеграла:
Правило вычисления определённых интегралов (Формула Ньтона – Лейбница):
где
Вычисление площади плоской фигуры.
Площадь криволинейной трапеции, ограниченной кривой y = f(x) [f(x) ≥ 0], прямыми x = a и x = b и отрезком [a ; b] оси Ox, вычисляется по формуле
S = (1)
Пример: Вычислить площадь плоской фигуры, ограниченной линиями
и
отрезком [-1; 2] оси Ox.
Данная фигура представляет собой криволинейную трапецию, поэтому её площадь вычисляется по формуле (1).
Вопросы для самоконтроля
опросы для самоконтроля:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.