Неопределенный и определенный интегралы
Оценка 5

Неопределенный и определенный интегралы

Оценка 5
docx
20.11.2023
Неопределенный и определенный интегралы
лекция неопр интеграл.docx

  Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Чебоксарский медицинский колледж»

Министерства здравоохранения Чувашской Республики в городе Канаш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА:

 «Первообразная функция и неопределенный интеграл.

по предмету «Математика»

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

      Методическая разработка теоретического занятия по теме «Интегральное исчисление» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности Сестринское дело и предназначена для проведения занятия со студентами 1 курса по дисциплине «Математика». Согласно рабочей программе и КТП на изучение данной темы отводится 4 часов. Материалы методической разработки теоретического занятия составляют три основных блока: методический, информационный и самоконтроля.

       В методическом блоке даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия.

       Информационный блок включает терминологический словарь, материалы теоретического задания, раздаточный материала для студентов.

Блок самоконтроля знаний включает в себя:

-контрольные вопросы для самоконтроля;

      С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной обучающей системы, где представлены текстовый материал, иллюстративный материал, схемы и т.д., которые отражают основные моменты теоретического занятия.

      Предложенные варианты внеаудиторной самостоятельной работы студентов, (написание сообщений, составление терминологического словаря, составление кроссвордов и т.д.) способствуют более углубленному и детальному изучению данной темы.

       Предлагаемый в методической разработке материал может быть использован как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения материала, обобщения ранее полученных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 

В соответствии с требованиями ФГОС:

Студент должен уметь:

  • решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
  • решать задачи при освоении образовательной программы.

Студент должен знать:

  • значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;
  • основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
  • основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;
  • основы интегрального и дифференциального исчисления
  • основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятности и математической статистики, основные численные методы решения прикладных задач.

Цели занятия:

1. Дидактические: формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС:

  • участие в формировании элементов общих и профессиональных компетенций в области математики:
  • участие в формировании элементов ПК1.7, ПК 2.8, ПК 3.7, ПК 4.9. Оформлять медицинскую документацию

2. Развивающие:

  1. развивать способность осуществлять поиск информации;
  2. развивать способность организовывать свою деятельность, выбирать методы и способы решения поставленных задач;
  3. развивать способность принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях;
  4. развивать вычислительные навыки.
  5. развивать способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3);
  6. Развивиать спсособность организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12)

3. Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к профессии мед.работника;

- воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы;

- воспитывать толерантность;

- продолжить формирование аккуратности и точности.

Тип занятия: лекция -дискуссия

Вид занятия: теоретическое занятие

Методы обучения: частично-поисковый

Оснащение: Мультимедийная презентация

 

Продолжительность занятия: 90 минут.

 



ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ.

1. Межпредметные связи

Обеспечивающие дисциплины

Обеспечиваемые дисциплины и МДК

  • МДК 02.01.3 Сестринской уход при заболеваниях в хирургии

 

2. Внутрипредметные связи

Обеспечивающие темы

Обеспечиваемые темы

  • Производная функции, её геометрический и механический смысл. Формулы производных.
  • Изучение производных суммы, произведения, частного функций.
  • Изучение производной при исследовании функций и построения графиков.
  • Обыкновенные дифференциальные уравнения.

 

 

Используемая литература:

Для студентов: Основная литература:

  1. Пехлецкий И.Д. Математика. М.,2011.
  2. Учебное пособие по математике. Иванова Н.Л., Костригина Т.А.2014г.

Для преподавателей:

  1. Данко П.Е., Попов А.Г, Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах, в 2-х ч. М., 2018
  2. Гроссман С., Тернер Дж. Математика для биологов. М., 1983

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Основные этапы теоретического занятия

и их содержание

Время

мин.

Обоснование методических приемов

1. Организационный момент

Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих.

5

С целью настроить студентов на восприятие учебной атмосферы занятия, воспитания организованности и ответственности студентов.

2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства. Актуализация знаний.

  • Сообщение темы занятия, плана теоретического занятия; информация о целях занятия, методах подачи теоретического материала. Указание на межпредметные связи и связь с будущей профессией. Актуальность темы. Мотивация.
  • Актуализация опорных знаний

10

С целью мотивации необходимости  получения знаний, использования их  в  будущей практической деятельности.

3. Изложение нового материала с использованием активных методов изложения.

План:

1. Неопределенный интеграл

2. Определенный интеграл

60

Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций.

5. Подведение итогов занятия.

10

С целью логического завершения занятия, создания ситуации для системного подхода в изучении дисциплины.

6. Сообщение домашнего задания

5

С целью координации самостоятельной работы студентов.




 

 

 

 

 

 

 

  1. Материалы теоретического занятия

I. Неопределенный интеграл.

Общая логика математических построений предсказывает, что имеет смысл поставить вопрос об обратной операции, у которой есть большие шансы оказаться не менее полезной. Смысл ее таков: дана функция f(x), на которую мы теперь смотрим как на результат дифференцирования некоторой другой, пока неизвестной функции F(x). Эту функцию надо найти.

Определение 1: Функция F(x) называется первообразной для функции f(x), если F′(x) = f(x) или dF(x) = f(x)dx . Любая первообразная функции f(x) может быть представлена в виде F(x) + C , где C – const.

Определение 2: Неопределённым интегралом от функции f(x) называется совокупность всех её первообразных. Обозначение: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_2.png.

Основные свойства неопределённого интеграла:

  1. https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_3.png
  2. https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_4.png

Таблица неопределённых интегралов.

  1. https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_5.png
  2. https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_6.png
  3. https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_7.png
  4. https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_8.png
  5. https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_9.png
  6. https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_10.png
  7. https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_11.png
  8. https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_12.png
  9. https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_13.png
  10. https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_14.png
  11. https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_15.png

Примеры: 1. https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_16.png

2. https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_17.png

 

II. Определенный интеграл.

Криволинейная трапеция.

Рассмотрим функцию в системе координат, определённую на отрезке [a ; b].https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_18.png

f(b) B 1. Фигура aABb называется криволинейной

f(a) А f(x) трапецией (т.к. Аа II Вв)

а b 2. Криволинейной трапецией называется

множество точек, координаты которых

удовлетворяют условиям: а ≤ х ≤ в

0 ≤ у ≤ f(x)

Определение 3: Определённым интегралом на отрезке [a ; b] называется предел интегральной суммы при условии, что длина наибольшего из элементарных отрезков (max ∆xk) стремится к нулю.

I =https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_19.png =lim ∑ f(xk) ∆xk

max ∆xk→0 k=1

Числа а и в соответственно называются нижним и верхним пределами интегрирования.

Геометрический смысл определённого интеграла: Если f(x) 0 на [a ; b], то определённый интеграл https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_19.png геометрически представляет собой площадь криволинейной трапеции –фигуры, ограниченной линиями y = f(x), x =a, x =b, y = 0.

Основные свойства определённого интеграла:

  1. https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_21.png
  2. https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_22.png

Правило вычисления определённых интегралов (Формула Ньтона – Лейбница):

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_23.pngгде https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_24.png

Вычисление площади плоской фигуры.

Площадь криволинейной трапеции, ограниченной кривой y = f(x) [f(x) ≥ 0], прямыми x = a и x = b и отрезком [a ; b] оси Ox, вычисляется по формуле

S = https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_19.png (1)

Пример: Вычислить площадь плоской фигуры, ограниченной линиями

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/01/k_583fabc881f52/364509_26.png и отрезком [-1; 2] оси Ox.

Данная фигура представляет собой криволинейную трапецию, поэтому её площадь вычисляется по формуле (1).

 

 

Вопросы для самоконтроля

опросы для самоконтроля:

  1. Дать определение первообразной
  2. Дать определения неопределенного и определенного интегралов
  3. Назовите основные свойства неопределенного интеграла
  4. Назовите основные свойства определенного интеграла

 

 

 

 

 

 


 

Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения

Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения

Пояснительная записка

Пояснительная записка

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО

Тип занятия: лекция -дискуссия

Тип занятия: лекция -дискуссия

Основные этапы теоретического занятия и их содержание

Основные этапы теоретического занятия и их содержание

Материалы теоретического занятия

Материалы теоретического занятия

II. Определенный интеграл. Криволинейная трапеция

II. Определенный интеграл. Криволинейная трапеция

S = (1) Пример: Вычислить площадь плоской фигуры, ограниченной линиями и отрезком [-1; 2] оси

S = (1) Пример: Вычислить площадь плоской фигуры, ограниченной линиями и отрезком [-1; 2] оси
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2023