Нестандартные формы урока иностранного языка - применение метода ситуационного анализа
Оценка 4.7

Нестандартные формы урока иностранного языка - применение метода ситуационного анализа

Оценка 4.7
doc
08.05.2021
Нестандартные формы урока иностранного языка - применение метода ситуационного анализа
Нестандартные формы урока иностранного языка - применение метода ситуационного анализа.doc

Нестандартные формы проведения уроков иностранного языка с применением метода ситуационного анализа

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд новых проблем. Основной целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Наши ученики должны быть компетентными, способными вести диалог с представителями различных этносов.Хочу поделится с вами опытом применения ситуационного анализа кейс-стади на уроках иностранного языка, поскольку он, на мой взгляд, позволяет развить и усовершенствовать коммуникативную компетенцию у учащихся.

Целью обучения иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции, что требует многообразия форм организации учебного процесса.

Сегодня практически любой творчески работающий учитель применяет хотя бы изредка в своей деятельности нестандартные формы обучения школьников.

Как провести нетрадиционный урок иностранного языка, который был бы не только логически построен с точки зрения методики, но и интересен и познавателен для обучающихся?

На мой взгляд, нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Мой опыт мне подсказывает, что такие уроки – одни из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

На данный момент мы можем выделить около 50 видов нестандартных уроков: конкурс, турнир, КВН, деловая игра, исследование, мозговая атака, интервью, урок мудрости, пресс-конференция, устный журнал, урок-сказка, урок-суд, цирк, ученый Совет, инсценировка художественного произведения, урок-проект, и, конечно же, интерактивная игра.

Однако в жизни необходимо объективно оценивать реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать интересы других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность. Для обучения этому как нельзя лучше подходит метод ситуационного анализа (кейс-метод / сase study). Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Метод был впервые применен в Harvard Business School в 1924 году. Кейсовая технология обучения – это обучение действием.

Отличительными особенностями кейс–метода являются:

  • описание реальной проблемы/ ситуации (сочетание теории и практики);
  • альтернативность решения;
  • единая цель и коллективная работа по выработке решения (ребята учатся формулирват и аргументировать, зачастую предлагают неоднозначные решения);
  • функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
  • эмоциональное напряжение учащихся.

Успех кейс-метода зависит от трех основных составляющих: качества кейса, подготовленности обучающихся и готовности самого учителя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии.

Выделяют различные классификация кейсов.

Например, по структуре кейсы бывают:

  • Структурированные кейсы (highly structured case) — короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными.
  • Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определенной области.
  • Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) – наблюдение за решением такого кейса дает возможность увидеть, способен ли ученик мыслить нестандартно.

По размеру кейсы бывают:

  • Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких уроков,
  • Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию,
  • Мини-кейсы (1-2 страницы) предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии.

Данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. Кейс-метод можно представить в виде сложной системы, в которую интегрированы элементы практически всех нетрадиционных методов обучения:

1. Мысленное экспериментирование (видение причинно-следственных связей). Фраза «Представьте себе, что….» совершенно незаменима в данном случае.

2. Методы описания

3. Проблемный метод (формирует проблемный подход к действительности, ведь кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

4. «Мозговая атака» (применяется как средство повышения активности учащихся при возникновении у группы реальных затруднений в осмыслении ситуации)

5. Дискуссия (занимает центральное место в кейс-методе, учит самостоятельности мышления, умению аргументировать)

6. Метод моделирования ситуации (чем ближе эта модель к реальной ситуации, тем ценнее кейс)

Кейс должен отвечать следующим условиям:

  • наличие реально существующей группы людей, организации, на основе которой разработана ситуация;
  • определенная хронология событий, временные рамки;
  • наличие реальной проблемы, конфликта, не должна иметь однозначного решения,
  • ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи, их действия, поступки;
  • действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.

Организация обучения на основе метода конкретных проблем / ситуаций содержит следующие этапы:

1.Подготовительный этап (до начала занятий).

Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.

2.Ознакомительный этап (во время занятия)

Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

3. Аналитический этап (начало обсуждения кейса).

Цель этапа: проанализировать кейс в группе/группах и выработать решение.

4. Итоговый этап (презентация групповых решений).

Цель: представить и обосновать решение / выводы группы по кейсу.

Мною были применены на практике около 18 конкретных ситуаций, отвечающих требованиям технологии кейс-стади. Были обозначены проблемы, выданы описания конкретных ситуаций подробно в письменном виде, выделены роли и установлены требования к результату деятельности. В процессе обсуждения кейса учителю следует воздержаться от ответов на вопросы. На выполнение задание отводится определенное время. Класс делится на группы по 4-5 человек. У групп одинаковое задание, но результат будет разным. По завершению работы группы каждый участник высказывает свое мнение по проблеме, потом один из группы озвучивает общее решение.

Формы контроля за уровнем достижений учащихся.

Подводя итог каждого занятия, учащиеся оценивают друг друга сами, мнение учителя учитывается. Оценивание происходит по следующим критериям:

  • вклад в общее дело,
  • активность,
  • правильность речи (лексическое и грамматическое наполнение),
  • коммуникативные умения

Критерии могут быть дополнены сообща. Рефлексия проводится в виде синквейна.

Тема/Topic

Конкретная ситуация/Background

Участники/

Participants

1. Выбор места жительства Country- life or city-life

Молодая семья живет с родителями в большом городе. Вдруг получает в наследство домик в деревне.

Муж, жена, родители

2. Бизнесс/ Business

Семья хочет начать свой бизнес (открыть книжный магазин), но такого количества наличных денег нет.

Муж, жена, родители, брат мужа

3.Школьная форма/Uniform

Многодетная мать пришла в школу – не хватает средств на школьную форму.

Директор, родители

4.Компьютеры/Computers

Мама подростка в отчаянии. Сын играет на компьютере дни и ночи напролет.

Мама, сын, друзья семьи

Примеры, представленные в данном докладе, наглядно иллюстрируют возможность использования кейсовой технологии на уроках английского языка в школе. Применение данной технологии способствует формированию коммуникативной компетенции, развивает критическое мышление, исследовательскую деятельность учащихся и, на мой взгляд, показывает интересные результаты и рекомендуется для практического применения.


Скачано с www.znanio.ru

Нестандартные формы проведения уроков иностранного языка с применением метода ситуационного анализа

Нестандартные формы проведения уроков иностранного языка с применением метода ситуационного анализа

Успех кейс-метода зависит от трех основных составляющих: качества кейса, подготовленности обучающихся и готовности самого учителя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии

Успех кейс-метода зависит от трех основных составляющих: качества кейса, подготовленности обучающихся и готовности самого учителя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии

Организация обучения на основе метода конкретных проблем / ситуаций содержит следующие этапы: 1

Организация обучения на основе метода конкретных проблем / ситуаций содержит следующие этапы: 1

Тема/Topic Конкретная ситуация/Background

Тема/Topic Конкретная ситуация/Background
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2021