Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
5 кл—11 кл
06.11.2018
Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература
Данные методические разработки могут помочь учителям-предметникам, работающим в 5-11 классах, молодым педагогам, в их повседневной педагогической работе. Нестандартные уроки и интерактивные игры могут быть также использованы в ходе Недели русского языка и литературы в школе.
нестандартные формы работы.docx
Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература
Данные методические разработки могут помочь учителямпредметникам, работающим в 511
классах, молодым педагогам, в их повседневной педагогической работе. Нестандартные уроки и
интерактивные игры могут быть также использованы в ходе Недели русского языка и литературы
в школе.
Цель: охарактеризовать нестандартные формы работы и интерактивные технологии, которые
можно применять в учебном процессе.
Задачи: показать эффективность применения интерактивных приемов на уроках русского языка и
литературы;
помочь участникам учебного процесса разнообразить формы работы на уроках и во внеурочной
деятельности.
В современных условиях в связи с понижением интереса школьников к обучению учитель должен
использовать способы и методы, которые способствовали бы формированию интереса к изучению
того или иного предмета, развитию творческих способностей, активности учащихся, а также
приобретению практических навыков. К таковым можно отнести нестандартные формы работы на
уроках русского языка и литературы, которые я часто использую на практике.
1. Уроксуд
Элемент урока русского языка. Суд над несклоняемыми именами существительными иноязычного
происхождения.
Главный принцип – развить умение анализировать и обобщать языковые явления, вести
исследовательскую работу.
Тема: Несклоняемые заимствованные имена существительные
Цель: выяснить, виновны ли неизменяемые заимствованные существительные в том, что люди,
говорящие на русском языке, редко употребляют их в речи.
Схема элемента урока
Судья: «Виновны ли несклоняемые заимствованные существительные в том, что люди, говорящие
на русском языке, редко употребляют их в речи?»
1.Прокуроры: «Не всегда понятно лексическое значение этих слов»
Адвокаты: «Есть словари иностранных слов с толкованием значения»
2.Прокуроры: «Не изменяются»
Адвокаты: «Как можно изменить слово иноязычного происхождения по законам русской
лингвистики?»
3. Прокуроры: «Не склоняются»
Адвокаты: «Но ведь можно определить род этих слов по роду нарицательных существительных,
которыми эти названия могут быть заменены (Тбилиси – город – мужской род, Онтарио – озеро –
средний род), а число и падеж – по именам прилагательным и числительным, которые к ним
относятся (Он поклонился почтенной мадам (единственное число, дательный падеж). На зеленых
авеню (множественное число, предложный падеж) проходил торжественный парад)»
Присяжные: «Признать невиновными, т.к.
1) это результат взаимодействия и взаимопроникновения многих языков;
2) эти слова обогащают состав русского языка»
Итог суда: «Несклоняемые заимствованные имена существительные не виновны в редком
употреблении, т.к. каждый эрудированный человек должен обогащать свой словарный запас и
использовать заимствованные слова в речи»
2. Урок брейнринг
Главный принцип этого урока – необходимость повторить материал изученной темы или раздела
учащимися, что способствует закреплению. Правила проведения урока брейнринга.
1. Класс делится на команды по 6 человек.
2. Играют одновременно по 2 команды.
3. Учитель задает по 3 вопроса в каждом раунде.
4. Учитель задает вопросы и произносит команду «время», после чего капитан имеет право
поднять руку, что свидетельствует о готовности команды отвечать, затем один из участников
должен дать правильный и полный ответ на вопрос.
5. Если одна команда дала неправильный ответ, тогда другая команда получает право на ответ и
20 секунд для размышления.
6. Если капитан команды поднял руку до команды «время», тогда учитель объявляет «фальш
старт» и команда лишается права отвечать на этот вопрос.
Вопросы к урокубрейнрингу по русскому языку (итоговый урок по теме «Имя
существительное»)
1. Почему имя существительное отвечает на два вопроса: кто? и что? (существительные делятся
на одушевленные и неодушевленные)
2. Какие имена существительные относятся к общему роду? ( 1) существительные, содержащие
оценку, качество характера: неряха, молодец; 2) существительные, называющие лица по
профессии: редактор Иванова)
3. Какие имена существительные имеют форму только множественного числа? ( 1) название
составных и парных предметов: брюки, сани; 2) название материалов или их остатков: консервы,
очистки; 3) название промежутков времени, игр: сутки, шахматы; 4) название действий и
состояния природы: переговоры, заморозки; 5) некоторые географические названия: Афины,
Карпаты)
4. На какие лексикограмматические разряды делятся нарицательные имена существительные?
(конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные)
5. Какие имена существительные имеют форму только единственного числа?( 1) собирательные
существительные: листва, молодежь; 2) вещественные существительные: песок, щавель; 3)
название качества или признака: белизна, злоба; 4) название действия или состояния: плавание,
удивление; 5) собственные названия: Москва, Пушкин; 6) слова: бремя, вымя, пламя, темя)
6. В каких случаях мягкий знак пишется на конце имён существительных после шипящих? (в
существительных женского рода, относящихся к III склонению)
7. Какие имена существительные относятся к І склонению? Приведите примеры (существительные
мужского и женского рода с окончаниями а, я: юноша, девушка)
8. Какие имена существительные относятся ко ІІ склонению? Приведите примеры
(существительные мужского рода с нулевым окончанием: апрель, существительные среднего рода
с окончанием о, е: поле)
9. Какие имена существительные относятся к ІІІ склонению? Приведите примеры
(существительные женского рода с нулевым окончанием: ночь)
10. Назовите разносклоняемые существительные?( 10 существительных на мя: имя, время,
бремя, темя, вымя, пламя, племя, семя, знамя, стремя, существительное мужского
рода путь)
11. Какие существительные являются несклоняемыми? (существительные иноязычного
происхождения: кофе, кольраби, некоторые географические названия: Сочи, Баку,
сложносокращенные слова: ГАИ, ТЮЗ)
12. Как определить род у несклоняемых географических названий? (по роду нарицательного
существительного, которым это название может быть заменено: Сочи город мужской род)
13. В каких случаях НЕ пишется слитно с именами существительными?( 1) если без НЕ не
употребляется: неряха; 2) если возможна замена синонимом без НЕ: неправда ложь) – тренинговый метод, обычно используемый на уроках литературы. Например,
14. В каких случаях в именах существительных пишется суффикс ЧИК? (у существительных,
обозначающих людей по роду их занятий или действий, после согласных Д, Т, З, С, Ж: летчик)
15. Какую синтаксическую функцию выполняют имена существительные? (существительные
могут выступать в роли всех членов предложения)
Для закрепления, систематизации и обобщения изученного материала по теме или разряду можно
проводить не только урокибрейнринги, но и урокивикторины, и урокиконкурсы «Самый
умный», где вопросы могут использоваться те же, но состязания будут проходить не в
командной, а в личной форме.
3. Интерактивные игры. Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший
интерес у учащихся вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую
деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют
эффективной отработке программного материала. Как известно, ролевые игры на уроках
способствуют выполнению важных методических задач:
обеспечению необходимости многократного повторения программного материала;
тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.
С помощью игр можно развивать память, внимание, логическое мышление. Среди ролевых игр,
мною часто используемых, можно назвать:
1. Ситуации «Учитель–ученик», в которых предусматривается взаимопроверка (учащиеся
обмениваются тетрадями и проверяют их, исправляя ошибки, при словарных диктантах, при
аудировании или чтении молча, при распределительных и выборочных диктантах, при языковых
или литературных викторинах и т.д.) Такие ситуации позволяют учащимся почувствовать себя в
роли обучающего и проверяющего.
2. Мозговой штурм
после изучения рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни» на вопрос «Что такое настоящее
мужество?» учащиеся отвечают: ответственность за свои поступки, способность защищать
слабого, умение подавить в себе лень и зависть, способность сохранить до конца жизни
собственную честь и достоинство, быть полезным Родине и миру вообще и т.д. Этот метод
позволяет учащимся высказать свое мнение и толерантно принять точку зрения другого.
3. Театральные инсценировки (с применением элементов костюмов, масок), в которых учащиеся
творчески переосмысливают литературный образ, представляемый ими, и обыгрывают его со
своей позиции и точки зрения. Например, роль Лисы из известной басни И. Крылова «Лисица и
ворона» может быть исполнена не в общепринятом образе хитрой и льстивой плутовки, а в образе
агрессивно настроенного, голодного и бескомпромиссного животного, а Ворона вынуждена не
демонстрировать свои вокальные данные, а беспрекословно и добровольно отдать сыр и улететь
подальше то этого злого леса и его обитателей. Или, после изучения рассказа А. Чехова
«Хамелеон», роль полицейского надсмотрщика Очумелова может быть исполнена не в обычном
амплуа глупого и льстивого охранника базарного порядка, а в образе молчаливого бюрократа,
который что и дело переписывает протоколы в зависимости от показаний свидетелей
происшествия. Хрюкин так и не добивается компенсации за материальный ущерб (укушенный
палец). А Собачка не понимает: кого кусать – бездействующую службу порядка или жадного
золотника, который готов пожертвовать своим пальцем ради наживы.
Такой подход к инсценировкам литературных произведений, адаптированных к современной
жизни, в которых учащиеся чувствуют себя не только актерами, но и авторами сценария,
режиссерами, творческой комиссией, обеспечивает не только эффективную отработку и
многократное повторение программного материала, но и стимулирует к исследовательской
деятельности, мотивирует познавательный интерес (обычно после проведения в классе
театральных представлений учащиеся читают внепрограммные произведения этих же авторов).
4. Игры на внимание 1) «Цветное склонение»
Учитель называет существительные – названия цветов (мимоза, ландыш, герань, орхидея, нарцисс,
полынь, пион, ромашка, петуния, клевер, сирень, гладиолус, настурция, кактус и т.д.), если это
существительное относится к І склонению – учащиеся кричат «Один», если ко ІІ склонению –
«Два», если к ІІІ склонению – «Три». Главное условие – называть цветы быстро.
2) «Хлопок» эта игра может быть использована на любом уроке или мероприятии, где нужно
классифицировать слова на виды, типы, разряды. Например, определить разряд имён
числительных: если учитель называет количественное числительное – ребята хлопают в ладоши.
Если – порядковое числительное – топают ногой. Или, если в слове, названном учителем, пишется
мягкий знак – учащиеся хлопают в ладоши, если мягкий знак не пишется – молчат, и т.д.
3) «Правый левому не товарищ» эта игра также может быть использована абсолютно на любом
уроке и мероприятии, где требуется также классифицировать слова на виды, типы или разряды.
Например, определить в форме какого числа может употребляться имя существительное. Если
учитель называет существительное, которое употребляется только в единственном числе
(молодежь, молоко, человечество и т.д.) – учащиеся поднимают правую руку; если учитель
называет существительное, которое употребляется только в форме множественного числа (сутки,
сани, ножницы и т.д.) – ученики поднимают левую руку; если учитель называет существительное,
которое может употребляться в форме и единственного, и множественного чисел (лист – листья,
карандаш – карандаши и т.д.) – ребята поднимают обе руки. Такие игры способствуют быстрому
запоминанию материала, а главное, проходят быстро, весело и интересно.
Таким образом, широко используя на практике формы проведения нестандартных уроков,
способствуя развитию творческих способностей учащихся, часто прибегая к игровым моментам
на уроках, мне удается привить интерес учащихся к изучению материала по русскому языку и
литературе, а также развить диалогическую и монологическую, устную и письменную речь
учеников на уроках. Дети не должны потерять интерес и рвение к обучению, значит, главная
задача учителя – сделать урок разнообразным, интересным и эффективным.
Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература
Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература
Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература
Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.