Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература
Оценка 5

Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
5 кл—11 кл
06.11.2018
Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература
Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература Данные методические разработки могут помочь учителям-предметникам, работающим в 5-11 классах, молодым педагогам, в их повседневной педагогической работе. Нестандартные уроки и интерактивные игры могут быть также использованы в ходе Недели русского языка и литературы в школе.
нестандартные формы работы.docx
Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература Данные методические разработки могут  помочь учителям­предметникам, работающим в 5­11  классах, молодым педагогам, в их повседневной педагогической работе. Нестандартные уроки и  интерактивные игры могут быть также использованы в ходе Недели русского языка и литературы  в школе. Цель: охарактеризовать нестандартные формы работы и интерактивные технологии, которые  можно применять в учебном процессе. Задачи: показать эффективность применения интерактивных приемов на уроках русского языка и литературы; ­ помочь участникам учебного процесса разнообразить формы работы на уроках и во внеурочной  деятельности.  В современных условиях в связи с понижением интереса школьников к обучению учитель должен  использовать способы и методы, которые способствовали бы формированию интереса к изучению  того или иного предмета, развитию творческих способностей, активности учащихся, а также  приобретению практических навыков. К таковым можно отнести нестандартные формы работы на уроках русского языка и литературы, которые я часто использую на практике. 1. Урок­суд Элемент урока русского языка. Суд над несклоняемыми именами существительными иноязычного происхождения. Главный принцип – развить умение анализировать и обобщать языковые явления, вести  исследовательскую работу. Тема: Несклоняемые заимствованные имена существительные Цель: выяснить, виновны ли неизменяемые заимствованные существительные в том, что люди,  говорящие на русском языке, редко употребляют их в речи. Схема элемента урока Судья: «Виновны ли несклоняемые заимствованные существительные в том, что люди, говорящие  на русском языке, редко употребляют их в речи?» 1.Прокуроры: «Не всегда понятно лексическое значение этих слов» Адвокаты: «Есть словари иностранных слов с толкованием значения» 2.Прокуроры: «Не изменяются» Адвокаты: «Как можно изменить слово иноязычного происхождения по законам русской  лингвистики?» 3. Прокуроры: «Не склоняются» Адвокаты: «Но ведь можно определить род этих слов по роду нарицательных существительных,  которыми эти названия могут быть заменены (Тбилиси – город – мужской род, Онтарио – озеро –  средний род), а число и падеж – по именам прилагательным и числительным, которые к ним  относятся (Он поклонился почтенной мадам (единственное число, дательный падеж). На зеленых  авеню (множественное число, предложный падеж) проходил торжественный парад)» Присяжные: «Признать невиновными, т.к.  1) это результат взаимодействия и взаимопроникновения многих языков; 2) эти слова обогащают состав русского языка» Итог суда: «Несклоняемые заимствованные имена существительные не виновны в редком  употреблении, т.к. каждый эрудированный человек должен обогащать свой словарный запас и  использовать заимствованные слова в речи» 2. Урок брейн­ринг Главный принцип этого урока – необходимость повторить материал изученной темы или раздела  учащимися, что способствует закреплению. Правила проведения урока брейн­ринга. 1. Класс делится на команды по 6 человек. 2. Играют одновременно по 2 команды. 3. Учитель задает по 3 вопроса в каждом раунде. 4. Учитель задает вопросы и произносит команду «время», после чего капитан имеет право  поднять руку, что свидетельствует о готовности команды отвечать, затем один из участников  должен дать правильный и полный ответ на вопрос. 5. Если одна команда дала неправильный ответ, тогда другая команда получает право на ответ и  20 секунд для размышления. 6. Если капитан команды поднял руку до команды «время», тогда учитель объявляет «фальш­ старт» и команда лишается права отвечать на этот вопрос. Вопросы к уроку­брейн­рингу по русскому языку (итоговый урок по теме «Имя  существительное») 1. Почему имя существительное отвечает на два вопроса: кто? и что? (существительные делятся  на одушевленные и неодушевленные)  2. Какие имена существительные относятся к общему роду? ( 1) существительные, содержащие  оценку, качество характера: неряха, молодец; 2) существительные, называющие лица по  профессии: редактор Иванова) 3. Какие имена существительные имеют форму только множественного числа? ( 1) название  составных и парных предметов: брюки, сани; 2) название материалов или их остатков: консервы,  очистки; 3) название промежутков времени, игр: сутки, шахматы; 4) название действий и  состояния природы: переговоры, заморозки; 5) некоторые географические названия: Афины,  Карпаты) 4. На какие лексико­грамматические разряды делятся нарицательные имена существительные?  (конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные) 5. Какие имена существительные имеют форму только единственного числа?( 1) собирательные  существительные: листва, молодежь; 2) вещественные существительные: песок, щавель; 3)  название качества или признака: белизна, злоба; 4) название действия или состояния: плавание,  удивление; 5) собственные названия: Москва, Пушкин; 6) слова: бремя, вымя, пламя, темя) 6. В каких случаях мягкий знак пишется на конце имён существительных после шипящих? (в  существительных женского рода, относящихся к III склонению) 7. Какие имена существительные относятся к І склонению? Приведите примеры (существительные мужского и женского рода с окончаниями ­а, ­я: юноша, девушка) 8. Какие имена существительные относятся ко ІІ склонению? Приведите примеры  (существительные мужского рода с нулевым окончанием: апрель, существительные среднего рода  с окончанием ­о, ­е: поле) 9. Какие имена существительные относятся к ІІІ склонению? Приведите примеры  (существительные женского рода с нулевым окончанием: ночь) 10. Назовите разносклоняемые существительные?( 10 существительных на ­мя: имя, время,  бремя, темя, вымя, пламя, племя, семя, знамя, стремя, существительное мужского  рода путь) 11. Какие существительные являются несклоняемыми? (существительные иноязычного  происхождения: кофе, кольраби, некоторые географические названия: Сочи, Баку,  сложносокращенные слова: ГАИ, ТЮЗ) 12. Как определить род у несклоняемых географических названий? (по роду нарицательного  существительного, которым это название может быть заменено: Сочи ­ город ­ мужской род) 13. В каких случаях НЕ пишется слитно с именами существительными?( 1) если без НЕ не  употребляется: неряха; 2) если возможна замена синонимом без НЕ: неправда ­ ложь) – тренинговый метод, обычно используемый на уроках литературы. Например, 14. В каких случаях в именах существительных пишется суффикс ЧИК? (у существительных,  обозначающих людей по роду их занятий или действий, после согласных Д, Т, З, С, Ж: летчик) 15. Какую синтаксическую функцию выполняют имена существительные? (существительные  могут выступать в роли всех членов предложения) Для закрепления, систематизации и обобщения изученного материала по теме или разряду можно  проводить не только уроки­брейн­ринги, но и уроки­викторины, и уроки­конкурсы «Самый  умный», где вопросы могут использоваться те же, но состязания будут проходить не в  командной, а в личной форме. 3. Интерактивные игры. Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший  интерес у учащихся вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую  деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют  эффективной отработке программного материала. Как известно, ролевые игры на уроках  способствуют выполнению важных методических задач: ­ обеспечению необходимости многократного повторения программного материала; ­ тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта. С помощью игр можно развивать память, внимание, логическое мышление. Среди ролевых игр,  мною часто используемых, можно назвать: 1. Ситуации «Учитель–ученик», в которых предусматривается взаимопроверка (учащиеся  обмениваются тетрадями и проверяют их, исправляя ошибки, при словарных диктантах, при  аудировании или чтении молча, при распределительных и выборочных диктантах, при языковых  или литературных викторинах и т.д.) Такие ситуации позволяют учащимся почувствовать себя в  роли обучающего и проверяющего. 2. Мозговой штурм   после изучения рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни» на вопрос «Что такое настоящее  мужество?» учащиеся отвечают: ответственность за свои поступки, способность защищать  слабого, умение подавить в себе лень и зависть, способность сохранить до конца жизни  собственную честь и достоинство, быть полезным Родине и миру вообще и т.д. Этот метод  позволяет учащимся высказать свое мнение и толерантно принять точку зрения другого. 3. Театральные инсценировки (с применением элементов костюмов, масок), в которых учащиеся  творчески переосмысливают литературный образ, представляемый ими, и обыгрывают его со  своей позиции и точки зрения. Например, роль Лисы из известной басни И. Крылова «Лисица и  ворона» может быть исполнена не в общепринятом образе хитрой и льстивой плутовки, а в образе  агрессивно настроенного, голодного и бескомпромиссного животного, а Ворона вынуждена не  демонстрировать свои вокальные данные, а беспрекословно и добровольно отдать сыр и улететь  подальше то этого злого леса и его обитателей. Или, после изучения рассказа А. Чехова  «Хамелеон», роль полицейского надсмотрщика Очумелова может быть исполнена не в обычном  амплуа глупого и льстивого охранника базарного порядка, а в образе молчаливого бюрократа,  который что и дело переписывает протоколы в зависимости от показаний свидетелей  происшествия. Хрюкин так и не добивается компенсации за материальный ущерб (укушенный  палец). А Собачка не понимает: кого кусать – бездействующую службу порядка или жадного  золотника, который готов пожертвовать своим пальцем ради наживы. Такой подход к инсценировкам литературных произведений, адаптированных к современной  жизни, в которых учащиеся чувствуют себя не только актерами, но и авторами сценария,  режиссерами, творческой комиссией, обеспечивает не только эффективную отработку и  многократное повторение программного материала, но и стимулирует к исследовательской  деятельности, мотивирует познавательный интерес (обычно после проведения в классе  театральных представлений учащиеся читают внепрограммные произведения этих же авторов). 4. Игры на внимание 1) «Цветное склонение» Учитель называет существительные – названия цветов (мимоза, ландыш, герань, орхидея, нарцисс,  полынь, пион, ромашка, петуния, клевер, сирень, гладиолус, настурция, кактус и т.д.), если это  существительное относится к І склонению – учащиеся кричат «Один», если ко ІІ склонению –  «Два», если к ІІІ склонению – «Три». Главное условие – называть цветы быстро. 2) «Хлопок» ­ эта игра может быть использована на любом уроке или мероприятии, где нужно  классифицировать слова на виды, типы, разряды. Например, определить разряд имён  числительных: если учитель называет количественное числительное – ребята хлопают в ладоши.  Если – порядковое числительное – топают ногой. Или, если в слове, названном учителем, пишется мягкий знак – учащиеся хлопают в ладоши, если мягкий знак не пишется – молчат, и т.д. 3) «Правый левому не товарищ» ­ эта игра также может быть использована абсолютно на любом  уроке и мероприятии, где требуется также классифицировать слова на виды, типы или разряды.  Например, определить в форме какого числа может употребляться имя существительное. Если  учитель называет существительное, которое употребляется только в единственном числе  (молодежь, молоко, человечество и т.д.) – учащиеся поднимают правую руку; если учитель  называет существительное, которое употребляется только в форме множественного числа (сутки,  сани, ножницы и т.д.) – ученики поднимают левую руку; если учитель называет существительное,  которое может употребляться в форме и единственного, и множественного чисел (лист – листья,  карандаш – карандаши и т.д.) – ребята поднимают обе руки. Такие игры способствуют быстрому  запоминанию материала, а главное, проходят быстро, весело и интересно. Таким образом, широко используя на практике формы проведения нестандартных уроков,  способствуя развитию творческих способностей учащихся, часто прибегая к игровым моментам  на уроках, мне удается привить интерес учащихся к изучению материала по русскому языку и  литературе, а также развить диалогическую и монологическую, устную и письменную речь  учеников на уроках. Дети не должны потерять интерес и рвение к обучению, значит, главная  задача учителя – сделать урок разнообразным, интересным и эффективным.

Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература

Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература

Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература

Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература

Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература

Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература

Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература

Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2018