Нетрадиционные методы и приёмы, используемые в работе с детьми с диагнозом ОНР
Оценка 4.9

Нетрадиционные методы и приёмы, используемые в работе с детьми с диагнозом ОНР

Оценка 4.9
docx
08.01.2021
Нетрадиционные методы и приёмы, используемые в работе с детьми с диагнозом ОНР
Нетрадиционные методы логопедии.docx

МБДОУ «Детский сад «Звёздочка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Нетрадиционные методы и приёмы, используемые в работе с детьми с диагнозом ОНР

 

 

Выполнила: Попова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абакан 2020

Нетрадиционные методы логопедии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционно го воздействия.

 На сегодняшний день к методам нетрадиционного воздействия, относятся

 • Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.

• Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.

 • Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

 • Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

 • Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

 • Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.

• Пескотерапия (sand-play) – игра с песком, как способ развития ребенка.

Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память, внимание, повышае т работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижае т уровень утомляемости. Нетрадиционные методы направлены на регуляцию эмоционально- волевой сферы ребенка, понимание ребенком своих переживаний, поиск способов их преодоления.

Данные методы способствуют развитию коммуникативной функции речи, при этом замет но усиливают эффект работы логопеда. Нетрадиционные методы отлично сочетаются в комплексной коррекции речи за счет того, что ребенок лучше запом инает и усваивает речевой материал. Эффективность нетрадиционных методов определяется:

 - необычностью замысла, организации и методики проведения занятий

, - заинтересованностью детей,

 - развитием их творческой самостоятельности

 - созданием благоприятного климата на занятиях,

 - ориентировкой детей на коммуникацию.

 Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка с ОНР особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика - это основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов, таких как внимание,память, восприятие, мышление, речь.

Все чаще предлагаются в современной литературе игры и упражнения с использованием нетрадиционного материала (бытовых предметов): пипетки, пинцеты, зубочистки, прищепки.

 ^ Игры для развития мелкой моторики.

 1. Упражнение с пипеткой. Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе сподручные средства: части от конструктора, различные мелкие формочки.

 2. Упражнение с пинцетом В те же самые формочки пинцетом можно накладывать бусинки, пуговицы. Сюда же можно отнести сортировку по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

 3.Наматывание ниток. Используются мелкие игрушечные насекомые и нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек

4.Зубочистка Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

 5.Сортировка семян. Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета или вручную.

 6.Переливание жидкостей и не только Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.

 7.Коробочка с прищепками Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, я наклеила круглые стикеры с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.

 Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только проведение артикуляционной гимнастики в традиционном её виде, но и разнообразные нетрадиционные артикуляционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей: сказки про язычок.

Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают

 В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.

Хромотерапия - наука, изучающая свойства цвета.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения

Этапы введения гимнастики Брейн Джим

 «Массаж для всех и каждого» Слово массаж происходит от арабского слова масс – касаться. Благоприятное воздействие массажа на организм переоценить невозможно. Массаж не требует особого дорогостоящего оборудования. Существуют различные виды массажа, использование которых помогает в коррекции с детьми с ОНР. ^

 Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В конце XX века мир облетела сенсационная весть. Профессор сеульского национального университета Пак Чже Ву, 30 лет своей жизни посвятивший изучению восточной медицины, разработал оригинальный метод самоисцеления, получивший название «су джок» (в переводе с корейского «су» — кисть, а «джок» — стопа). С его помощью можно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача. Главное же заключалось в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму человека никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата.

^ В основе метода Су -Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. В чем же заключается это подобие?

Тело человека имеет 5 условно отдельных частей: голова, две руки и две ноги. И у кисти руки, и у стопы ноги — по 5 пальцев, которые соответствуют 5 частям тела. Это сходство наглядно можно представить, рассмотрев собственную кисть. Максимально отставленный большой палец — это голова, мизинец и указательный пальцы — руки, а средний и безымянный — ноги. Возвышение ладонной поверхности, расположенное под большим пальцем, — грудная клетка, остальная ее часть — брюшная полость. Тыльная сторона кисти — спина, а продольная линия, условно делящая кисть пополам, — позвоночник.

^ Особое место в методике Су-Джок отводится большому пальцу, на котором «лицо» находится на ладонной поверхности, а «затылок», соответственно, — на тыльной стороне руки. И кисти, и стопы — единственные части человеческого тела, для которых такое структурное подобие характерно. Они являются, по мнению самого автора системы Су- Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела». На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела.^ Следовательно, актуальность использования массажера Су-джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что: - во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему; - во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

 Использование Су –Джока в логопедии: 1.^ Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом ^

 2.Автоматизация поставленных звуков. Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи

^ 3.Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико- грамматических категорий. Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводим упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

 При использовании Су – Джок шаров для развития памяти и внимания дети выполняют такие инструкции: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. ^

 4. При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

^ 5. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый –около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

^ 6. Использование шариков для слогового анализа слов. Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов. Это лишь некоторые примеры использования су–джок массажера в нашей работе. Следовательно, применение Су-джок массажёров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей

 Эту работу можно проводить в игровой форме, с использованием забавных стихов или сказок.

 

 1. Ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом.

 Я мячом круги катаю,

 Взад - вперед его гоняю.

 Им поглажу я ладошку.

 Будто я сметаю крошку,

 И сожму его немножко,

 Как сжимает лапу кошка,

 Каждым пальцем мяч прижму,

 И другой рукой начну.

 

 2. Ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

 Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

 Вышли пальцы погулять,

 Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

 Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

 Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

 Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

 А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

 

 

 Ходит ежик без дорожек,

 Не бежит ни от кого.

 С головы до ножек

 Весь в иголках ежик.

 Как же взять его?

  Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)

Автоматизация звука в слогах, словах фразах. (массажный шарик, валик, массажное кольцо)

Используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.

- «Шарик мы ладонью  «стук», повторяем в слове (слоге) звук»

- «Шарик мне назад верни, слоги (слово, фразу) верно повтори»

- Проговаривание различных стишков, насыщенных корректируемыми звуками

(Автоматизацию звука Ж, с помощью массажного шарика )

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

(Автоматизация Ш с помощью массажных колец)

Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МБДОУ «Детский сад «Звёздочка»

МБДОУ «Детский сад «Звёздочка»

Нетрадиционные методы логопедии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка

Нетрадиционные методы логопедии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка

Тонкая моторика - это основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов, таких как внимание,память, восприятие, мышление, речь

Тонкая моторика - это основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов, таких как внимание,память, восприятие, мышление, речь

В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми

В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми

Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему; - во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на…

Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему; - во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на…

Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю

Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю

Используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи

Используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи

Нетрадиционные методы и приёмы, используемые в работе с детьми с диагнозом ОНР

Нетрадиционные методы и приёмы, используемые в работе с детьми с диагнозом ОНР
Скачать файл