Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дороховская средняя общеобразовательная школа» города Бежецка -5 Тверской области
Методическая разработка
Тема: «Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования в школе на уроках изобразительного искусства»
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3-4
Введение 5-6
1. Нетрадиционные техники на уроках изобразительного искусства 7-12
2. Творческие способности школьников и способы их развития. 13-15
Методика обучения школьников нетрадиционным техникам изображения
Заключение 16
Пояснительная записка
"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок". В. А. Сухомлинский
Развитие творческих способностей играет большую роль в развитии коммуникативной компетенции учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Современное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. А творческое развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. В концепции федеральных государственных стандартов в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих качеств личности ребёнка. Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух – трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Дети, в отличие от взрослых, способны не бояться "трудностей" в созидании нового, они искренне стараются проявить себя в творческой деятельности: любят сочинять, выступать на сцене, участвовать в конкурсах, викторинах.
Развивая воображение детей, мы помогаем им понять, "проиграть" свои устремления, что очень важно для развития внутренней жизни. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Рисование способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. Наконец, занятия живописью это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима ребенку для физического, психического и умственного развития. В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать творческие задания. В своей работе я часто использую различные методы и приемы рисования нетрадиционными способами. Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
«Школьный возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир».
Ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства. И нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на всё новое, удивительное, яркое душой ребёнка. Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Потребность в красоте и доброте появляется у малыша с первых дней его жизни: он тянется к красивой игрушке, замирает, услышав звуки музыки; немного повзрослев, рассматривает яркие иллюстрации в книжке, пытается изобразить на бумаге только ему понятную красоту.
Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным.
Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, способностями.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе
Творчество – высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное.
Тема доклада актуальна в наше время, так как благодаря использованию различных видов нетрадиционных техник при изображении пейзажа на уроках изобразительного искусства приводит к развитию творческих способностей.
Проблема состоит в том, что учителя очень мало используют нетрадиционные техники изображения, так как это требует более длительной подготовки к уроку и умений владения этими техниками.
Ребенок не только должен заниматься каким-то одним видом деятельности, а она должна быть разнообразной, так как у ребенка пропадает интерес к предмету, и он его просто не желает воспринимать. Он должен познавать различные сферы деятельности. На основе этого у ребенка появится стимул к определенной деятельности и ему захочется познавать все новое, еще не постигшее им.
При работе в нетрадиционных техниках при изображении пейзажа огромную роль играет самостоятельность и воображение. Выполняя рисунок, дети фантазируют, придумывают что-то интересное, в результате получается конкретный продукт деятельности.
Таким образом, работа в нетрадиционных техниках на уроках изобразительного искусства позволяет в полной мере проявить детям свои творческие способности.
1. Нетрадиционные техники в изображении пейзажа на уроках изобразительного искусства
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки.
Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего мира детей.
Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Освоение нетрадиционных методов рисования, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.
Изобразительная техника – умение художников пользоваться различными художественными материалами, знания различных технических приемов работы различными художественными материалами, приемов изображения предметов в перспективе, передачи светотени, конструктивного строения, выразительность передачи изображаемого, индивидуальная изобразительная манера художника.
Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Интерес у детей появляется, когда все занятия проводятся комбинированными.
Что же рекомендуется иметь в кабинете изобразительного искусства для творчества школьника:
- мольберт или простой стол, можно с откидной крышкой,
- акварельные краски, гуашь, карандаши (цветные, простые), фломастеры, мелки, восковые свечи, вату, различные кисти, ткань, картон, природный материал, бархатную бумагу, разноцветную тушь, клей, цветную бумагу и другое.
А теперь нам нужно научить разумно использовать это многообразие материалов. Конечно, чаще всего, у детей в руках могут быть бумага, карандаши, фломастеры. Но существует множество способов нетрадиционного изображения предметов.
Граттаж. Суть этой техники в рисовании по восковой прокладке – в процарапывании. Нанесите цветной фон акварелью и подсушите бумагу. Затем весь фон затирается воском. Нальем в чашечку черную гуашь (можно добавить немного шампуня и перемешать). Теперь покроем этой смесью парафиновый лист. Возьмем заточенную палочку, процарапываем рисунок.
Монотипия
Эта техника хорошо подходит для открыток. Нанесите на стекло (или любой другой материал, не впитывающий краску) разноцветные полосы или узор. Теперь приложите сверху лист бумаги и слегка придавите. Снимите со стекла лист и рассмотрите отпечатанный рисунок.
Материалы: Гладкая поверхность, гуашь, кисть, бумага, баночка для воды.
Рисование по мятой бумаге. Эта техника интересна тем, что в местах сгиба бумаги (бумагу предварительно смять) краска, при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называется эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать можно в любом возрасте.
Метод пальцевой живописи.
Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть подбородком и носом. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему, скажите, мы должны рисовать только кисточкой и фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы – это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка намного лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастер кончился – а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит ладошку или пальчик ученика. Хорошо, если мы научим учеников пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным, а всеми. И еще: если школьник много времени провел с фломастерами и карандашами, то он не сразу примет условия учителя рисовать пальцами. Задача учителя – познакомить учеников с пальцевой живописью, напомнить о ней – а выбор пусть остается за детьми.
Рисование по мокрой бумаге.
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ученик хочет изобразить следующие темы: «город в тумане», «цветные сны», «идет дождь», «ночной город» и другие. Нам нужно научить школьника сделать бумагу влажной. Если бумага окажется излишне мокрой – рисунка может вообще не получиться. Поэтому нужно намочить в чистой воде комочек ваты, отжать и провести им по всему листу бумаги или по отдельной его части. И бумага готова к воспроизведению образов.
Кляксы
Капнуть и дать растечься краске по листу. В центр кляксы можно подуть через трубочку. Изображения из кляксы можно сделать зеркальными, если сначала сложить лист пополам (или скрутить его), затем расправить и капнуть на него краской. Теперь снова складываем лист и слегка прижимаем. Дальше — дело вашего воображения. Смотрите, на что похожи кляксы, и дорисовывайте необходимые детали.
Материалы: Акварель, трубочка, кисть, бумага, баночка для воды
Брызги
Интересные эффекты и изображения могут получиться, если сбрызгивать краску с кисточки или зубной щётки на лист бумаги. То же самое можно проделывать, положив на лист какой-либо предмет. Тогда вокруг предмета будет "точечный фон", а изображение предмета будет бесцветным.
Материалы: Альбом, краски, кисточка, зубная щетка, и изображение предмета или трафарет.
Штампование
Ребенку может понравиться "штамповать" предметы или таким способом "нарисовать" что-нибудь. "Штамповать" можно любые предметы, это могут быть кубики (набор геометрических фигур) или резинка на обратной стороне карандаша и т. д.
Материалы: Разные виды штампования, карандаш, краска, губка, кисть, бумага, баночка для воды.
Ниткография
Попробовать использовать в качестве дополнительного средства рисования нитки. Хорошо получается рисовать извилистые линии при помощи шерстяных ниток от распущенного изделия.
Материалы: Нить шерстяная, основа, краска, кисть, бумага, баночка для воды.
Нетрадиционных способов очень много в изобразительной деятельности. Важно только решить проблему – познакомить и научить школьников рисовать нетрадиционными способами, необходимо создать условия в школе, то есть подобрать необходимые материалы, организовать уголок творчества. Как же помочь школьникам увидеть выразительность важность каждой нетрадиционной техники, научить учеников использовать свои умения и знания в самостоятельной работе по изобразительной деятельности.
2. Творческие способности младших школьников и способы их развития. Методика обучения школьников нетрадиционным техникам изображения
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Творчество — это деятельность, создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Творческие способности - это умение находить новые оригинальные решения какой-либо проблемы. Ими наделены все, кто больше, кто меньше. Дети обладают гораздо большими творческими способностями, чем взрослые; но некоторые методы обучения и воспитания могут угасить эту детскую искорку.
Для развития творческого потенциала школьника необходимо систематически обращаться к её эмоциональным переживаниям. Возможность выразить свои эмоциональные состояния даёт человеку ощущение реализованности собственной уникальной индивидуальности, что позволяет ему воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении потенциальными возможностями.
Использование различных методов, таких, как тесты, тренинги, особенно подходят для:
- выявления скрытых творческих способностей младших школьников и их развития;
- преодоления эмоциональных, личностных и иных психологических барьеров, затрудняющих развитие школьников;
- профессиональной и особенно личностной подготовки педагогов и психологов, работающих над повышением творческих способностей школьников.
Использование новых методов и развивающих программ повышает уровень творческого и интеллектуального развития детей, а также повышают личностную самооценку, самоуважение и чувство собственного достоинства.
Важными условиями успеха на уроках изобразительного искусства является объективная оценка художественного творчества детей. Свои способности младшие школьники активно представляют в различных видах художественной деятельности. Различные виды изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика, архитектура, помогут развить творческие возможности детей младшего школьного возраста, сформировать чувство симметрии, пропорции, чувство линий, цвета и колорита, пространственное воображение.
На уроках изобразительного искусства для формирования умений и навыков применяются методы обучения: репродуктивный (выполнение упражнений) и проблемный.
Метод проблемного обучения следует применять для самостоятельной, поисковой работы учащихся: изучение строения, узоров, цвета, характера естественной формы и т.д.
При обучении нетрадиционным техникам должен быть комплекс методов руководства детской изобразительностью, то есть система в работе, обучать нужно постепенно и необходимо провести несколько занятий по одному виду техники. Необходимо, чтобы ученик правильно воспринял способы действия от учителя. Обучение строится на основе показа учителем способа действия – образец действия, который можно усвоить только благодаря обучению и неоднократного повтора. В процессе повторов упражнений вырабатываются смелость действия, уверенность, свобода владения, инструментами и материалами.
Чтобы научить школьника рисовать, конечно же, недостаточно дать ему карандаш или кисть – важно показать как с их помощью можно изобразить самые разные предметы и явления окружающей нас действительности. Именно поэтому учителю необходимо самому много рисовать, давая ученикам возможность наблюдать за процессом создания художественного образа.
Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. Тематика такого рисования может быть самой разнообразной. Ученик может придумать и нарисовать, что хочет. Поэтому не нужно их ограничивать в выборе темы, а наоборот надо учитывать желания и интересы школьников. Не следует заставлять рисовать их то, что они не могут нарисовать. Нетрадиционные техники рисования дают ученикам возможность удивляться и радоваться миру.
Таким образом, для формирования художественно-творческих способностей важно своевременно выявить природные задатки, склонности ребенка, стимулировать творческую деятельность, закрепить достигнутый успех постоянными тренировками, постепенно усложнять навыки практическими умениями. При этом надо помнить, что уроки изобразительного искусства только тогда обогащают эстетически, когда они несут радость.
Заключение
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Рекомендуется использовать на занятиях по нетрадиционному рисованию музыкальное сопровождение, чтобы создать выразительность художественного образа и развивать творческие способности.
Имея опыт рисования разными способами, дети уже сами могут предлагать, им стоит только предложить тему рисования.
В целом данная работа носит комплексный характер, то есть, каждому занятию педагог должен подходить творчески и каждому занятию должна предшествовать предварительная работа, каждое занятие должно иметь своё творческое завершение.
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт-рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Список литературы:
1. Панно и гобелены в нетрадиционной технике Автор: Васильченко А. А. Издательство: ОЛМА-ПРЕСС Год: 2004
2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ по спец. 2002 и 2010/Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М., Просвещение, 1979. – 272 с., 4 л. ил.
3. https://www.culture.ru/storage/images/60156b0641884c2ef3860608a5590185/a5085a5f2bb469f45589d71c3ea0a035.jpeg
4. https://shkolabuduschego.ru/wp-content/uploads/2017/05/derevya-otrazhayutsya-v-vode.jpg
5. https://ic.pics.livejournal.com/rimon_fotovivo/86575821/22289/22289_original.png
6. https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0f7a/00048fd1-da1849a8/hello_html_m209658dd.png
7. https://i.ytimg.com/vi/kAIC25EP28k/maxresdefault.jpg
8. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1011/00109e58-ead202de/hello_html_3a9a5d83.jpg
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.