Нетрадиционные технологии в работе с детьми
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. В речи детей наблюдается множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова, мало развита диалогическая речь, неумение грамотно и доступно формулировать вопрос, строить краткий и развёрнутый ответ. У детей нашей группы (с общим недоразвитием речи), помимо речевых нарушений существуют и некоторые другие особенности психического развития, такие как: снижение зрительного восприятия, недостаточность внимания, памяти, мыслительных операций. В звуковом анализе слова воспитанники испытывают трудности правильного использования грамматических форм языка и составлении связанных текстовых сообщений, таких как пересказ, самостоятельный рассказ по картинке или из опыта ребёнка. Для улучшения памяти, а через неё и мышления, необходимо воспитывать у детей приёмы запоминания и припоминания. В своей практике мы используем приём мнемотехники, который даёт отличные результаты. Приёмы мнемотехники призваны облегчить запоминание и увеличить объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи: заучиванию стихов, загадок, пословиц, составлению описательных рассказов, пересказыванию текстов. Что такое мнемотехника? Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Мнемотехника помогает упростить для наших детей процесс непосредственнообразовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме. Актуальность мнемотехники для дошкольников с ОВЗ обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. В обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). В чём же заключается суть приёма? Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи, дети получают навыки коммуникации и общения. Что даёт нам этот приёма? Преимуществ от данной техники множество, например: • Улучшается память, внимание, воображение, фантазия. • Развивается речь, увеличивается словарный запас. • Расширяются представления об окружающем мире. • Формируется наглядно образное и абстрактное мышление. • Ребёнок учится выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию. • Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру. • Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга. Существует множество приёмов запоминания, как для взрослых, так и для детей. Основные приемы: • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (Мы заучивали цвета радуги, используя знаменитое «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). • Мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, мнемосхемы. • Нахождение ярких, необычных ассоциаций (картинки, карточки, фразы) которые соединяются с запоминаемой информацией. Работа с мнемотаблицами состоит из четырех этапов: 1. Кодирование в образы 2. Запоминание (соединение двух образов) 3. Запоминание последовательности 4. Закрепление в памяти Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. • Мнемоквадраты – символическое или образное изображение одного предмета или действия (строка стихотворения, первые строки сказки и т. д.) • Мнемодорожки – последовательность предметов, действий, связанных одной сюжетной линией. • Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная информация. Как мы используем этот приём? Мнемотехника, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем усложняются занятия, демонстрируя мнемодорожки – это несколько картинок 4-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют взрослые, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Где можно использовать мнемосхемы? • Пересказ художественной литературы • Заучивание стихов • Обогащение словарного запаса • Обучение составлению рассказов • Отгадывание и загадывание загадок • Ознакомление с миром природы и д т. Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Таким образом, благодаря использованию мнемотехники, у детей расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Учитывая особенности обучающихся с ОВЗ, необходимо: предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро истощается, не может долго работать. Дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением: достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии. Конечно, использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и популярный метод в развитии и укреплении памяти - традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым и интересным, мнемотехника справляется отлично. Использование данной технологии в работе с детьми ОВЗ даёт устойчивые результаты обучения, воспитания и развития. Дети усваивают сложный материал легко и быстро, занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно. Список литературы: Большева Т.В. «Учимся по сказке» (развитие мышления дошкольников с помощью мнемотаблиц) С-П «Детство-ПРЕСС» 2005г. Омельченко Л.В. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи». Ткаченко Т.А. «Использование схем в составлении описательных рассказов» /Дошкольное воспитание 1990г.№1 Ульянова О.Г. «Игровой комплекс с мнемосхемами по речевому развитию». Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Санкт-Петербург. - Детство-Пресс.2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.