Статья
«Нетрадиционные уроки как средство развития познавательного интереса к математике»
Подготовила: Контогова С В
Актуальность проблемы опыта. Проблема формирования и развития познавательного интереса к математике представляет собой особую значимость при обучении школьников. Одним из средств познавательного интереса к математике является нетрадиционный урок. Моей целью является выявление дидактических возможностей использования нетрадиционных уроков для развития познавательного интереса к математике.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить возрастные возможности использования нетрадиционных уроков по математике.
3. Выявить дидактические возможности использования нетрадиционных уроков по математике.
4. Разработать содержание и методику проведения нетрадиционных уроков по математике.
5. Опытно — экспериментальным путем доказать необходимость и возможность формирования интереса к математике у обучающихся.
Объектом исследования является организация образовательного процесса по математике с учащимися младшего школьного возраста.
Предмет исследования. Формирование познавательного интереса к математике средствами нетрадиционных уроков.
Обоснование авторской идеи и научная основа опыта. Важным стимулом в любом виде человеческой деятельности является интерес. Интерес вызывает у человека стремление работать в какой-то определенной области,служит источником творческого отношения к работе. Развитие познавательного интереса у обучающихся к предмету — одно из условий прочности знаний. Вполне объяснимо внимание, оказанное педагогическими исследователями познавательному интересу.
В психолого — педагогической литературе представлено большое многообразие понятий «интерес»:
- Интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной активности;
- Интерес трактуется как активатор разнообразных чувств;
- «интерес — это своеобразный план эмоциональных, волевых, интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека»;
Развитие познавательного интереса у обучающихся к предмету — одно из условий прочности знаний. Вполне объяснимо внимание, оказанное педагогическими исследователями познавательному интересу.
Мною была изучена литература: Я. А. Коменского, И. Герберта, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского и многих других.
Свой выбор я остановила на изучениях «интереса» Г. И. Щукиной.
Интерес по ее мнению проходит ряд стадий: от простого любопытства к любознательности, к познавательному и теоретическому интересу.
Под любопытством принято понимать самую элементарную стадию ориентировки, связанную с новизной предмета, который может и не иметь значения для человека. На стадии любопытства ученик может довольствоваться только занимательностью того или иного предмета, той или иной области знаний. На этой стадии развития интереса у учащихся еще не замечается к познанию сущности. Любопытство связано больше с эмоциональной реакцией на новизну. Любознательность — ценное состояние личности. Эта стадия характеризуется стремлением проникнуть за пределы видимости. На этой ступени развития познавательного интереса детям свойственны эмоции удивления, радости познания.
Уже в восьми — девятилетнем возраста у ребенка появляется направленность на учебные предметы, связанная со стремлением узнать больше, чем дается на уроке. Любознательность становится устойчивой чертой характера и представляет большую ценность для развития личности.
Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательным школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса и имеет достаточно высокие показатели в учении.
Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личности.
На практике, в отличии от теории, рассмотреть данные ступени развития познавательного интереса особенно друг от друга будет сложнее, так как в каждом классе к определенному предмету у разных учеников интерес проявляется по — разному.
Также «интерес» классифицируют:
- по содержанию
- по объему (широкие, узкие)
- по силе (активные, пассивные)
- по степени стойкости (устойчивые, неустойчивые)
- по дифференцированности.
Наличие познавательного интереса — это важное условие развития обучающихся в учебе. Чтобы оценить или проанализировать динамику развития интереса у школьника важно знать, какие показатели характеризуют познавательный интерес. Познавательные интересы школьника развиваются, усложняются, обогащаются в ходе развития.
Познавательный интерес характеризуется критериями:
1. Познавательная активность.
2. Глубина изучения предмета
3. проявление самостоятельности в познании предмета и преодолении трудностей
4. распределение свободного времени с учетом интереса
В процессе обучения учащихся учитель может наблюдать и фиксировать проявления всех этих критериев и в зависимости от этого строить свою собственную деятельность по постепенному развитию познавательного интереса учащихся.
Формирование интересов в значительной мере обусловлено индивидуальным опытом жизни и деятельности ребенка. Вот почему, тот или иной уровень развития познавательного интереса у ребенка нельзя рассматривать как присущий только одному возрасту. Дети одного возраста могут иметь различный уровень развития интересов, неодинаковое их содержание, глубину, стойкость и направленность.
Сущность познавательного интереса состоит в том, что объектом его является сам процесс появления, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений, познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, относительно устойчивых стремлений к постоянному, глубокому и основательному их изучению. Именно благодаря интересу, как знание, так и процесс их при обретения могут стать движущейся силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.
Таким образом, приходим к тому, что познавательный интерес нуждается в формировании и последующем развитии.
Учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во — первых, через нее осуществляется основные отношения ребенка с обществом; во — вторых, в них осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов. Усвоение возможно не только в учебной деятельности, но и в других видах деятельности: в игре, в процессе решения практических задач и т. п. К моменту поступления ребенка в школу формирование учебной деятельности только начинается. Процесс эффективности формирования учебной деятельности зависит от содержания усваимого материала, конкретной методики обучения и форм организации учебной работы школьников.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике обучающегося 5,6 классов, свидетельствует о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умение учиться, не научиться дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо боле высоких душевных физических затрат.
Практика показывает, что одного интереса к учению недостаточно для развития произвольной памяти как высший психической функции.
Совершенствование памяти обучающихся обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и отработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.
По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение — универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание.
С развитием мышления связано возникновение важных новообразований младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий, рефлексии.
К 11-12 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность является факторами, непосредственно определяющие успешность обучения в этом возрасте. При овладении математической ведущая роль принадлежит объему внимания.
Развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
На занятиях с пятиклассниками важно использовать юмор. Юмор имеет очень большое значение для развития ребенка этого возраста, в том числе и познавательного развития. В это время дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые часто кажутся взрослым несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимыми к детским шуткам и умели использовать юмор в учебной работе. Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются достаточно легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в шутливой форме («Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам», Медиана — это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну).
На занятиях по овладению общеучебными навыками дети могут научиться сами использовать юмор для лучшего запоминания. 6 класс — это младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Основными задачами развития в этот период являются:
1. формирование нового уровня мышления, логической памяти, изобретательного устойчивого внимания
2. формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов
3. формирование интереса к другому человеку как к личности
4. развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа
5. развития и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личной автономии
6. развития чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки
7. развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания
8. развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям
9. формирования представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
Интерес к изучению предмета во многом зависит от того, как проходят уроки. Поэтому я на своих уроках часто применяю нетрадиционную форму — интегрированные уроки: математика — информатика.
Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать урок ярким, насыщенным. Каждый ученик работает активно и увлеченно, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес.
Увлекшись, он и не замечает, что учится — он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.
Нетрадиционные уроки своей необычностью привлекает внимание учащихся и оживляет работу в классе. В каждом применении нетрадиционных уроков присутствует элемент новизны. Но в то же время задания с использованием нетрадиционных уроков могут выступать как обновление уже усвоенных знаний, например другой способ доказательства теорем. И конечно такие уроки носят занимательный характер, способствуют созданию доверительной обстановки в классе и положительного эмоционального настроя учащихся.
Таким образом, систематическое и умелое включение нетрадиционных уроков в учебный процесс способствует формированию и развитию интереса у учащихся к математике.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.