«Нетрадиционные способы решения некоторых видов примеров на сложение и вычитание в пределах 20 и 100 на основе знания алгоритма»
Пояснительная записка.
Целью данной статьи является ознакомление со способами вычислений для примеров некоторых видов на основе алгоритмов.
Основная задача статьи – познакомить с нетрадиционными алгоритмами для решения примеров.
Объектом воздействия являются учащиеся 1 и 2 классов. Предмет статьи совершенствование техники вычислений.
На уроках математики в начальной школе, особенно в 1 классе, устная работа занимает большое место. Это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т. д. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. До недавнего времени они сводились в основном к вычислениям. Для формирования навыков устных вычислений устные упражнения по-прежнему являются одной из основных форм работы. Формирование навыков устной работы – это очень важный вопрос для начальной школы. Можно привести множество примеров , когда требуются навыки именно устного выполнения действий. Само собой разумеется, такие навыки можно отрабатывать только в процессе устных упражнений .
Федеральные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) впервые в истории российского начального математического образования ввели понятие алгоритм в обучении математике и поставили задачу: обеспечить «овладение основами … алгоритмического мышления, … записью и выполнением алгоритмов; … умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы».
В Математическом энциклопедическом словаре понятие алгоритм характеризуется так: «Алгоритм-точное предписание, которое задаѐт вычислительный процесс, начинающий с произвольного исходного данного… и направленный на получение полностью определяемого этим исходным данным результата.»
Хочу поделиться некоторыми алгоритмами вычитания и сложения в пределах 20 и 100.
1. Алгоритм вычитания для случаев вида 17-8, 34-9
17-8= 34-9=
1) 8>7 1) 9>4
2)
8-7=1
2) 9-4=5
3)
10-1=9 3) 30-5=25
2. Алгоритм вычитания для случаев вида 70-5
-1
70 – 5 = 65
10 5
а) Определим число десятков разности, как число, на 1 меньшее числа
десятков уменьшаемого.
б) Определим число единиц разности, как число, дополняющее вычитаемое до 10.
в) Назовѐм разность.
Рассмотрим пример. Допустим, предстоит изучение случаев сложения вида 9+6.Не буду анализировать прѐм выполнения данного действия, так как это хорошо известно каждому учителю. Отмечу только, что для успешного, без лишних трудностей, усвоения учащимися приѐма дополнения до 10 необходимо:1)повторить с учащимися таблицу сложения в пределах 10; 2) вспомнить переместительное свойство сложения и его значение для вычислений; 3) обратить внимание на табличные случаи ,для которых сумма равна 10.4) Выполнить упражнения, в которых по сумме и одному из слагаемых может быть найдено другое слагаемое; 5)повторить сложение вида:10+5.Сравним с алгоритмом.
3. Алгоритм сложения для случаев вида 9+6, 27+4
9 + 6 = 15
1
а) Узнаем, сколько единиц не хватает до круглого десятка первому
слагаемому.
б) Сложив их, получим цифру десятков.
в) 6 – 1 – это цифра единиц.
27 + 4 =31
3
Важной особенностью алгоритмов является то, что в нѐм нет обоснования, что данная последовательность операций приводит к требуемому результату. Алгоритмы можно использовать для восстановления и активизации необходимых знаний, умений и навыков (освежить их в памяти учащихся), а также для непосредственной подготовки к восприятию нового, например для отработки отдельных операций, входящих в состав более сложных умений и навыков. Алгоритмы активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их использовании у детей развивается зрительная память, внимание, быстрота реакции, моторика. Как показывает опыт, использование алгоритмов играет немаловажную роль в повышении эффективности урока.
Литература:
1. Макаренков Ю.А. Что такое алгоритм? Минск, 1988 г.
2. Прохоров Ю. В. Математический энциклопедический словарь. – 1988.
3. Кравченко В. С. Устные упражнения по математике. Москва ., 1988г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.