Невербальные сигналы и диалоговые технологии в обучении
Оценка 4.6

Невербальные сигналы и диалоговые технологии в обучении

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
психологическая работа
5 кл—11 кл
30.06.2024
Невербальные сигналы и диалоговые технологии в обучении
Невербальные сигналы и диалоговые технологии в обучении. Методика примения
вербальное и невербальное общение.docx

 

 

 

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 

 

 

 

по дисциплине: «Психология образования»

на тему: «Невербальные сигналы и диалоговые технологии в обучении»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: педагог – психолог ГОУ ЛНР «Северодонецкая средняя школа №15» Дроздов Артем Евгеньевич

 

 

 

 

 

 

 

 

Северодонецк– 2024

 

«Если вы хмуритесь и при этом говорите добрые и хорошие слова, их смысл до ребёнка не дойдёт. Дети считывают микро мимику гораздо лучше и быстрее, чем взрослый человек».

Давайте попробуем разобраться в главном, начнем с основы вербальной коммуникации, с диалога.

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство - тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.

Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.

Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи.

Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке реплик развёртывание диалога будет спонтанным, поскольку обычно реплики - реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.

В результате внедрения диалоговых технологий в обучении произошёл переход от традиционно сложившейся, инструктивной, личностно-отчужденной, однонаправленной модели обучения (экстрактивной), при которой преподаватель предъявлял конкретное и нормативно закрепленное содержание всем ученикам без учета их индивидуальности и познавательных возможностей к личностно ориентированной модели, формирующей содержание обучения студентов при непосредственном и активном их участии и взаимодействии с преподавателем, объединенных общим предметом обсуждения и учитывающих индивидуальные особенности каждого ученика.

Актуальность изучения диалоговых технологий воспитания и обучения в школе обусловлена тем, что в современном мире на фоне все возрастающего ускорения научно-технического прогресса и переизбытка информации возрастает роль коммуникативных способностей человека, его умения работать в команде, которые эффективно развиваются методами и формами диалоговых технологий.

В исследованиях В.П. Беспалько, О.И. Горбича, В.Г. Гульчевской, Н.Е. Гульчевской, Л.В. Закрековой, Л.Н. Серебренникова, А.П. Чернявской, показана проблема развивающих технологий воспитания и обучения широко освещена в современной психолого-педагогической литературе. Одной из ведущих деятельностей школьников является диалог как «процесс взаимодействия и взаимосвязи субъектов, в котором происходит обмен информацией, деятельностью и ее результатами, опытом, умениями, навыками, эмоциональными состояниями.

В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий для формирования внутреннего субъектного мира личности школьника с учетом уникальной ценности ребенка.

Вследствие этого, в современной школе происходит изменение идеологии коллективизма на личностно-ориентированное образование, что предполагает внимание к личности ученика. В этом помогают гуманитарные технологии, которые основываются на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности.

Технология – в широком понятии - это совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства; в узком — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

По мнению М.В. Кларина, В.М. Монахова, Г.К. Селевко: Педагогическая технология – эта та категория, от которой зависит, какого характера познавательную деятельность включается ученик в образовательной среде школы в процессе обучения, что в свою очередь отражается на качестве его достижений в сфере коммуникаций.

Технология диалогового обучения – это одна из методик реализации личностно-ориентированного подхода, направленного на учет личностных потребностей и характеристик каждого учащегося. Личностно-ориентированное обучение широко распространено и активно применяется в современной системе образования.

Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. При этом диалог рассматривается как особая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда утвердившихся смыслов.

Диалог – это особая среда, в которой многие учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере они обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.

Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.

Диалогическая педагогическая деятельность направлена на создание педагогом такой среды, которая способствует накоплению диалогического опыта решения личностью гуманитарных проблем.

Важно не просто научить ребенка склонениям и спряжениям, не просто передать накопленные человечеством знания, а помочь ему «вписаться» в контекст культуры, помочь найти общий язык с другим (миром, природой, человеком) и осознать взаимозависимость друг от друга в этом мире.

Вести диалог – значит искать истину вместе. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.

В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных этапах:

1-й этап - подготовительный. На этом этапе происходит постановка целей диалога и их максимальное уточнение; поиск и оформление проблемы; подбор диалоговых форм и приемов, позволяющих достичь цели; организация предстоящего события.

2-й этап - вводный. Его главные характеристики - создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы, актуализация необходимой информации, стимулирование ситуации интереса к проблеме.

3-й этап - основной. Диалог в разных модификациях: обсуждение вопросов в микрогруппах; выступление перед группой с заранее подготовленным сообще­нием; система вопросов (открытых, дивергентных, оценочных), не предполагающих однозначных ответов; формулировка проблемы, глубокий анализ и размышление над проблемой; вычленение «точек удивления» по С.Ю. Курганову; привлечение разнообразных источников информации; осмысление позиций; аргументированные выступления оппонентов; поиск путей решения проблемы и так далее. На этом же этапе осуществляется оценка текущих результатов, коррекция процесса осуществления информационного обмена.

4-й этап - итоговый, заключительный. Анализ и осмысление диалога с содержательной и процессуальной точек зрения. Рефлексия по поводу собственной работы. Выяснение успехов и неудач. Оценка психологической атмосферы во время работы, уровня реализации мысли­тельного потенциала. Определение возможных перспектив дальнейшей работы.

Внедрение диалоговых форм обучения способствует более глубокому и осознанному, чем при проведении обычного урока, пониманию учащимися предметного содержания усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных и нестандартных, обобщённости и функциональности усвоенных знаний и умений, развитию у учащихся способности к переносу знаний в новые условия. Кроме того, у учащихся вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.

Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения». Целью диалога является создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

В зависимости от роли диалога в развитии личностных качеств (функций личности) выделяют следующие типы диалога, отличающиеся друг от друга степенью доверительности, взаимопроникновения в другого.

В связи с усилением роли общения в условиях модернизации отечественного общего образования и в связи с переходом школы к новому поколению образовательных стандартов существует необходимость внедрения в практику современной школы современных образовательных технологий.

Успешное стабильное существование ученической группы и удовлетворенность ее членов во многом зависят от способности каждого к включению и кооперативных взаимосвязей. Учащийся, который не может легко и свободно сотрудничать с одноклассниками, вероятнее всего, будет изолирован. В классах, работающих по принципу сотрудничества, повышается продуктивность, и создаются более благоприятные условия для формирования коммуникативной культуры в отличие от тех, в которых индивиды находятся в отношениях конкуренции. Общепризнанно, что для внутригрупповых отношений наиболее действенной является не конкуренция, а сотрудничество.

Необходимость введения современных образовательных технологий обусловлена так же возможностью создания условий для самостоятельного решения коммуникативных проблем учащимися.

В настоящее время понятие «технология» нельзя отнести к общепринятым в консервативной педагогической науке, это достаточно новое понятие, под которым сегодня понимается, прежде всего, реализация системного метода формирования и использования всего образовательного процесса.

Технология может рассматриваться с нескольких позиций. С одной стороны, под технологией обучения понимается единство средств и методов отбора, презентации, трансформации и предъявления образовательной информации. С другой стороны, технология обучения может быть представлена как совокупность знаний о способах влияния преподавателя на учащихся в условиях образовательного процесса, с применением отобранных технических и информационных средств.

По словам А.А. Бодалева, М.В. Кларина, Г.К. Селевко: включение коммуникативно-диалоговых технологий в систему наиболее значимых для формирования коммуникативной культуры учащихся определяется тем, что в процессе ее использования в образовательной среде школы, деятельность учащихся приобретает характер критического осмысления различных проблем в общении, что обеспечивает развитие способности к обоснованной аргументации, оценке доводов в принятии решения в сложных жизненных ситуациях.

Исследователи отмечают, что коммуникативно-диалоговые технологии не только развивают у учащихся такие качества как гибкость и критичность мышления, но и формируют дискуссионную, рефлексивную, коммуникативную культуру, тем самым, приобщая к культуре демократического общества. В.Г. Гульчевская, и Н.Е. Гульчевская выделяют следующие процедуры данной технологии: 1) постановка проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения; 2) введение исходной информации для обсуждения путем актуализации знаний или путем организации опыта учащихся; 3) целенаправленный ход обсуждения; 4) анализ и оценка дискуссии; подведение итогов: суммирование точек зрения, установление связей, выводы о целесообразности выбранной формы обсуждения .

Коммуникативно-диалоговые технологии (проблемная дискуссия, проблемная дискуссия с выдвижением проектов, дискуссия-диалог, межгрупповой диалог, дискуссия с игровым моделированием, направленный диалог и др.) в образовательной среде школы опираются на развивающую концепцию усвоения, что обусловлено полиаспектностью коммуникативной культуры.

Коммуникативно-диалоговая технология ориентируется на личностные структуры и является обучающей и воспитывающей по общему содержательному и структурному типу, что обусловлено спецификой коммуникативной культуры учащихся. Коммуникативно-диалоговая технология организована циклично и включает контроль, самоконтроль и взаимоконтроль в процессе коммуникативной деятельности. Учебный процесс организован на диалоговой основе, а учебный материал выстроен на базе личностно-смысловых и эмоционально-психологических характеристик.

В целом коммуникативно-диалоговая технология направлена на гуманизацию и демократизацию межличностных отношений учащихся. Основными структурными составляющими коммуникативно-диалоговой технологии являются: 1) философская база; 2) концептуальная основа; 3) содержание образовательного процесса, общие и частные цели, а также содержательный аспект учебного материала; 4) процессуальная часть, под которой подразумевается технологический процесс, включающий организацию собственно процесса обучения, способы и приемы дидактической активности, диагностику.

Формы диалоговой технологии.

Среди диалоговых технологий выделяют: проблемно-поисковые диалоги, семинары-дискуссии, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

Таким образом, в данном параграфе охарактеризованы понятия технология, педагогическая технология, диалог, обучение, диалоговое обучение.

По своей сути, диалог в ходе обучения предполагает прием построения коммуникативной связи между субъектами учебно-воспитательного процесса: учеником и педагогом. Он выступает способом построения отношений в образовательной сфере, в ходе которых реализуется сопереживание, проявляется взаимоуважение, осуществляется совместное творчество.

Учебный диалог помогает учащимся проявить себя. Это возможно благодаря тому, что в диалоге они чувствуют себя более уверенно, раскрепощенно и комфортно. Это помогает всестороннему развитию личности учащегося, раскрытию его природного потенциала.

Сущность технологии диалогового обучения проявляется в целевом назначении диалога: развитие системы межличностного взаимодействия, путем построения модели наиболее реально отражающей жизнь, позволяющей учащимся забыть об условностях и стереотипах построения учебного занятия, открывая возможности самовыражения и проявления себя на межличностном уровне.

Реализация технологии диалогового обучения проходит на основе подготовки учащегося к поиску самостоятельного решения. Именно на этом и базируется данная технология. Она заставляет учащихся самостоятельно исследовать различные процессы и явления, делать открытия, подводить итоги, искать ответы на вопросы. Таким образом активизируется мыслительный процесс учащихся, они начинают активно думать и выражать свои мысли в диалоге. Построение учебного диалога имеет некоторую специфику. Она проявляется в следующих чертах:

1.      Постановка общей проблемной ситуации;

2.      Два и более участника диалога, имеющих коммуникативную связь, строящуюся на взаимопонимании;

3.      Целевое назначение диалога;

4.      Обязательная обратная связь;

5.      Диалоговые взаимоотношения между педагогом и отдельным учащимся, между педагогом и коллективом учащихся.

Чтобы технология диалогового обучения была успешно реализована и приносила должный образовательный эффект, необходимо исключить факторы, тормозящие диалог:

1.      Нетерпимость педагога и категоричность его взглядов. Педагог должен уважать мнение каждого участника диалога, принимать его взгляды и различные точки зрения;

2.      Проявлять внимательное отношение к каждому участнику диалога;

3.      Не использовать вопросы, требующие краткого ответа или же, риторические вопросы;

4.      Уметь слушать каждого участника диалога. Педагогу необходимо давать учащимся возможность высказаться, не перебивая их и, не исправляя;

5.      Речь учащихся, которые принимают участие в диалоге, должна быть культурной, правильно построенной. В речи должны присутствовать коммуникативные навыки.

Чтобы организовать диалоговое занятие, педагогу необходимо наладить контакт с коллективом учащихся. Только налаженный контакт, наличие взаимопонимания даст должный эффект. Иначе, у партнера по диалогу будет выработано негативное отношение к рассказчику, в следствие чего информация не будет усваиваться.

Принципы организации диалогового взаимодействия:

 Организация диалога на учебном занятии имеет свою специфику. Прежде всего, необходимо учитывать два ведущих принципа построения диалога:

1.      Исключение воздействия на учащегося. Нельзя оказывать педагогическое давление на учащихся. Нельзя только обучать. Нужно развиваться и самому педагогу в процессе общения с учениками. Поэтому необходимо строить с ними взаимодействие.

2.      Акцент на самостоятельной работе. Педагог не должен сам формулировать проблему или задавать вопросы. Ему необходимо только направить учащихся, чтобы они работали самостоятельно: выдвигали проблему и искали пути ее решения. Только ориентация на эти принципы, позволяет ставить личность учащегося на приоритетную позицию.

Преимущества технологии диалогового обучения:

 Использование технологии диалогового обучения в учебном процессе позволяет сделать учебный процесс ориентированным на личностное развитие учащихся. Кроме того, она имеет ряд достоинств:

1.      Обеспечивает целенаправленность учебного процесса;

2.      Развивает у учащихся познавательную активность;

3.      Способствует развитию мыслительной деятельности у участников диалога;

4.      Активизирует творческую сторону развития;

5.      Способствует самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию личности;

6.      Развивает у учащихся навыки коммуникативного общения;

7.      Формирует умения строить беседу, вести диалог;

8.      Развивает навыки вопросно-ответной формы общения;

9.      Развивает важные личностные качества: терпимость, умение слушать, уважение к другой личности, адекватного восприятия чужой точки зрения.

Приемы, способствующие развитию диалога и полилога:

«Мозговой штурм» - это форма интенсификации мыслительной деятельности, ее цель – стимулировать аудиторию к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей. Перед учениками ставится проблема. Ори должны обсудить эту проблему и предложить как можно больше вариантов ее решения. «У этих людей всегда 14 декабря и никогда не наступит 15».

«Кубик Блума». На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Ученик бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу соответственно грани, на которую выпадет кубик.

«Дебаты». «Опричнина породила Смутное время». «России был необходим Брестский мир». Необходимо найти и сформулировать аргументы «за» и «против» какого-либо тезиса.

Педагогическая диалоговая технология в формировании новых понятий, призвана выполнить следующие функции:

         - Когнитивную;

         - Креативную;

         - Рефлексивную.

Важнейшими компонентами диалоговой технологии являются проблемность, общение, сотрудничество. На их основе организуются разнохарактерная и разноуровневая деятельность учащихся, групповое создание проектов по решению комплексных проблем, активное общение. Основные виды и формы диалоговой технологии: диспут; дискуссия; интеллектуальный бой; телемост; пресс-конференция; интервью; интервью-диалог; турнир ораторов; интеллектуальная дуэль;; «волшебный стул» и др. Эти формы диалоговой технологии способствуют саморазвитию и самореализации учащихся, формированию коммуникативной компетентности и культуры. В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему.

Для организации диалога в процессе обучения необходимо найти противоречия и проблемы в учебном материале, сформулировать основные требования к ведению диалога, подобрать специальные задания, выбрать форму и структуру диалога.

Большое значение в диалоге имеет равноправное общение. Для его организации полезно использовать следующие методические приемы:

- формулирование проблемы и анализ способов её решения;

- выражение собственной точки зрения в контексте иных;

- эффективное слушание и понимание собеседников;

- выделение различных смыслов, сопоставление различных мнений;

- оценку смысла и значения поступающей информации;

- выделение различных причинно-следственных связей;

- логический анализ накопленных фактов, мнений, точек зрения;

- разные интерпретации информации;

- выражение оценочных суждений и самооценку;

- формулирование выводов о значимости и перспективности диалога.

В ходе диалога формируется речевая культура общения, подразумевающая культуру общения, навыки публичного выступления и обсуждения проблем. А это часть коммуникативной культуры, которая включает умение слушать и понимать собеседника, анализ разных точек зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения.

При использовании диалоговой технологии особое значение приобретают диалогическая позиция учителя - терпимое отношение к различным взглядам учащихся, готовность принять взаимоисключающие точки зрения на проблему и найти коллегиальное решение с учётом доказательности и аргументированности позиций участников диалога, а также жизненный опыт учащихся как источник проблем для обсуждения. Целесообразно применять диалогические задания, выполнение которых зависит от создания позитивной эмоциональной среды: свободного обмена мнениями, идеями в обстановке живого обсуждения.

Одна из целей обучения в диалоге состоит в создании комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс овладения знаниями. Все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, приводит её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.

Активное использование диалоговых форм требует серьёзной методической подготовки учителя и обучения школьников приёмам ведения дискуссий и диспутов умениям сдерживать свои эмоции, уважительно относиться к мнениям своих товарищей, даже если они имеют противоположную точку зрения.

На этапе подготовки учителя и учащихся к диалогу обращается особое внимание на выбор темы и проблем, форм проведения диалога. При проведении диалога важны чёткая организация и вовлечение каждого учащегося в диалог, управление процессом.

При подведении итогов необходимо проанализировать и оценить усвоение знаний и умений в рамках изучаемой темы, уровень сформированности коммуникативной компетентности и культуры учащихся достижение целей занятия.

Приведём несколько положений, характеризующих культуру ведения диалога:

- Критиковать идеи, а не человека. Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы.

-Побуждать каждого участвовать в обсуждении и усваивать нужную информацию.

-Выслушивать соображения каждого, даже если с ним не согласен.

-Пытаться разобраться в том, что непонятно.

-Сначала воспринять все высказанные идеи и факты, относящиеся к разным точкам зрения, а затем пытаться совместить их так чтобы это способствовало пониманию проблемы.

-Стремиться осмыслить и понять разные взгляды на проблему.

-Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и фактов.

Таким образом практика показывает, что внедрение диалоговых форм обучения способствует более глубокому и осознанному, чем при проведении обычного урока, пониманию учащимися предметного содержания усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных и нестандартных, обобщённости и функциональности усвоенных знаний и умений, развитию у учащихся способности к переносу знаний в новые условия. Кроме того, у учащихся вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.

Что же такое невербальное общение как базис успешного преподавания?

Во время урока учитель не просто объясняет материал: его речь сопровождается жестами и мимикой, он делает паузы в монологе и выделяет голосом важные места в теме, он перемещается по классу и принимает разные позы. Всё это относится к невербальной коммуникации.

Вербальную речь – слова, которые произносит педагог – можно записать или пересказать без потери смысла. Говорящий, как правило, контролирует и анализирует сказанное.

Невербальный язык очень индивидуален и зависит от всех участников общения – говорящего и воспринимающих информацию. Такое общение невозможно пересказать, потому что оно зависит от контекста ситуации. Невербальное поведение всегда спонтанно: непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознанные — над осознаваемыми.

Основная информация, которую считывает ребёнок, невербальна:

55% – выражение лица, положение тела, жесты;

38% – тон голоса и интонация;

7% – логичность, компетентность, разнообразие лексикона, культура речи.

Главное – донести информацию до учеников, а как это делать – неважно. Это очень распространённое заблуждение среди педагогов, которое мешает в работе. В общении между учителем и учениками важны как вербальные, так и невербальные средства.

Ошибки в невербальном общении

Глаза в глаза

 Считается, что ребёнок не может вынести зрительный контакт со взрослым человеком больше 10 секунд, особенно с авторитарной фигурой. Это вторжение в зону комфорта ребёнка: он будет испытывать неприятные ощущения и стараться всячески отгородиться собеседника. Не потому, что он не знает ответа на заданный вопрос, а потому, что испытывает психологический дискомфорт.

Забыть о мимике и движениях тела

 Потеря контроля над мимикой и жестами связана с аффектом. В момент объяснения интересной темы — например, по истории или литературе — педагог может перестать контролировать свою позу и движения тела. Шаг во время ходьбы по классу и жесты становятся широкими — это может нарушить личное пространство ребёнка. Тогда он будет искать способы избежать контакта с учителем.

Адаптеры

 Жесты, которые сопровождают человеческие чувства и эмоции, называются адаптерами: руки в замок, плечи подняты, голова опущена. Их используют и взрослые, и дети (у последних они гораздо более простые и очевидные). Например, ребёнок читает стихи, а преподаватель опускает голову вниз. Так он показывает, что не следит за ответом ребёнка, потерял интерес — это может сбить ученика.

Потеря контакта

 Если преподаватель во время урока довольно много двигается по классу, он в меньшей степени контролирует свою позу. Из-за перемещения в пространстве педагог может терять визуальный контакт с аудиторией. Широкий шаг, долгие паузы в походке совпадают с паузами в монологе — это может создавать напряжение в речи.

Зачем нужны жесты?

 1.  Для снятия напряжения во время долгого монолога.

Важно помнить, что педагог в классе находится «в коробке» своего личного пространства (примерно по 40 см слева и справа от него), за которое не стоит выходить. Не нужно тянуться вперед к ученикам — это может восприниматься как агрессия.

2. Чтобы подчеркнуть эмоциональные моменты в монологе.

Чаще применяется в преподавании гуманитарных дисциплин. Жесты — это акценты, которые расставляет учитель.

3. Чтобы усилить эмоциональное напряжение.

При жестикуляции важно использовать пальцы и запястья. Локти поднимать не нужно: учащиеся воспринимают это как угрозу. Опущенные плечи учителя означают его слабую позицию. Подниматься со стула нужно мягко: резкие движения пугают детей.

4. Для структурирования информации.

Жесты можно использовать как вводные конструкции в русском языке.

Чего нельзя делать во время перемещения по классу:

 1. Переносить вес тела с одной ноги на другую. Это считывается как заминка, неуверенность в своих словах.

2. Держать руки за спиной — слабая позиция. Если педагог держит руки перед собой, ученики воспринимают его как уверенного и спокойного человека, который контролирует образовательный процесс.

3. Отходить назад от обучающихся. Учителю следует держаться в поле видимости учеников. Считается, что приемлемая дистанция — 1-2 метра. Ближе тоже подходить не стоит.

4. Смотреть вниз и в сторону. Если учитель не смотрит на своих учеников, они считают его незаинтересованным.

5. Разворачиваться одним плечом к аудитории — эта поза считывается как отстранение.

Давайте продумаем использование невербальных сигналов для управления классом:

Стратегии для поддержания дисциплины и внимания учеников

В образовательном процессе важную роль играет умение учителя поддерживать дисциплину и внимание учеников. Эффективное управление классом требует не только вербальных, но и невербальных методов коммуникации. Невербальные сигналы могут существенно повысить эффективность педагогического взаимодействия, так как они воздействуют на подсознание учеников и могут быть восприняты быстрее и яснее, чем слова. Рассмотрим стратегии использования невербальных сигналов для поддержания дисциплины и внимания в классе.

Визуальный контакт

Один из наиболее мощных инструментов невербальной коммуникации – это зрительный контакт. Учитель, активно использующий зрительный контакт, может легко привлекать внимание учеников и контролировать ситуацию в классе. Когда ученик видит, что учитель смотрит на него, он ощущает личное внимание и включенность. Это помогает удерживать дисциплину, так как ученики реже отвлекаются и нарушают правила.

Жесты и движения

Жесты и движения также играют важную роль в управлении классом. Указание рукой может направить внимание учеников на доску или конкретный объект, что способствует концентрации. Поднятая рука может служить сигналом для тишины, а жест "стоп" – просьбой прекратить какое-либо действие. Важно, чтобы жесты были ясными и однозначными, чтобы избежать неправильного понимания.

Мимика

Выражение лица учителя может передать множество эмоций и намерений. Улыбка может поощрить учеников и создать позитивную атмосферу, а серьезное выражение лица – дать понять, что необходимо соблюдать правила и внимательно слушать. Мимика должна быть искренней и соответствовать ситуации, чтобы не вызывать недоверия или непонимания.

Положение и движение в классе

То, где и как движется учитель, также имеет большое значение. Приближение к группе учеников, занимающихся разговором, может служить сигналом, что они должны вернуться к работе. Постоянное перемещение по классу помогает учителю держать всех учеников в поле зрения и демонстрирует активное участие в учебном процессе.

Тишина

Использование пауз и тишины – еще одна мощная стратегия. В моменты, когда в классе становится шумно, внезапная пауза и молчание учителя могут привлечь внимание лучше любых слов. Ученики инстинктивно начинают прислушиваться, что помогает восстановить порядок и концентрацию.

Пример позитивного поведения

Учитель сам должен демонстрировать те модели поведения, которые он ожидает от учеников. Невербальные сигналы, такие как аккуратность в движениях, уважительное отношение и позитивная энергия, передаются ученикам и задают тон всему учебному процессу.

Невербальные сигналы являются важным инструментом в арсенале каждого учителя. Эффективное использование визуального контакта, жестов, мимики, движений и пауз позволяет создавать благоприятную учебную атмосферу, поддерживать дисциплину и внимание учеников. Эти методы помогают не только предотвращать нарушения, но и формировать уважительные и продуктивные отношения в классе. Учитель, умеющий мастерски владеть невербальными сигналами, способен значительно повысить качество образовательного процесса и достичь лучших результатов в обучении.

Таким образом в современной школе коммуникативно-диалоговые и невербальные технологии должны активно включаться в систему образования и воспитания учащихся, благодаря чему деятельность учащихся приобретает характер критического осмысления различных проблем в общении, а это, в свою очередь, обеспечивает развитие способности к обоснованной аргументации, оценке доводов в принятии решения в сложных жизненных ситуациях. Коммуникативно-диалоговые технологии развивают у учащихся такие качества, как гибкость и критичность мышления, формируют дискуссионную, рефлексивную, коммуникативную культуру, тем самым, приобщая к культуре современного демократического общества.

Внедрение современных вербальных и невербальных форм и методов обучения в практику современной школы способствует более глубокому и осознанному, чем при проведении обычного урока, пониманию учащимися предметного содержания, усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных и нестандартных, обобщённости и функциональности усвоенных знаний и умений, развитию у учащихся способности к переносу знаний в новые условия.


 

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по дисциплине: «Психология образования» на тему: «Невербальные сигналы и диалоговые технологии в обучении»

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по дисциплине: «Психология образования» на тему: «Невербальные сигналы и диалоговые технологии в обучении»

Если вы хмуритесь и при этом говорите добрые и хорошие слова, их смысл до ребёнка не дойдёт

Если вы хмуритесь и при этом говорите добрые и хорошие слова, их смысл до ребёнка не дойдёт

Актуальность изучения диалоговых технологий воспитания и обучения в школе обусловлена тем, что в современном мире на фоне все возрастающего ускорения научно-технического прогресса и переизбытка информации…

Актуальность изучения диалоговых технологий воспитания и обучения в школе обусловлена тем, что в современном мире на фоне все возрастающего ускорения научно-технического прогресса и переизбытка информации…

Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и…

Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и…

Его главные характеристики - создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы, актуализация необходимой информации, стимулирование ситуации интереса к проблеме

Его главные характеристики - создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы, актуализация необходимой информации, стимулирование ситуации интереса к проблеме

В связи с усилением роли общения в условиях модернизации отечественного общего образования и в связи с переходом школы к новому поколению образовательных стандартов существует необходимость…

В связи с усилением роли общения в условиях модернизации отечественного общего образования и в связи с переходом школы к новому поколению образовательных стандартов существует необходимость…

В.Г. Гульчевская, и Н.Е. Гульчевская выделяют следующие процедуры данной технологии: 1) постановка проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения; 2) введение исходной…

В.Г. Гульчевская, и Н.Е. Гульчевская выделяют следующие процедуры данной технологии: 1) постановка проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения; 2) введение исходной…

Таким образом, в данном параграфе охарактеризованы понятия технология, педагогическая технология, диалог, обучение, диалоговое обучение

Таким образом, в данном параграфе охарактеризованы понятия технология, педагогическая технология, диалог, обучение, диалоговое обучение

Чтобы технология диалогового обучения была успешно реализована и приносила должный образовательный эффект, необходимо исключить факторы, тормозящие диалог: 1

Чтобы технология диалогового обучения была успешно реализована и приносила должный образовательный эффект, необходимо исключить факторы, тормозящие диалог: 1

Обеспечивает целенаправленность учебного процесса; 2

Обеспечивает целенаправленность учебного процесса; 2

Основные виды и формы диалоговой технологии: диспут; дискуссия; интеллектуальный бой; телемост; пресс-конференция; интервью; интервью-диалог; турнир ораторов; интеллектуальная дуэль;; «волшебный стул» и др

Основные виды и формы диалоговой технологии: диспут; дискуссия; интеллектуальный бой; телемост; пресс-конференция; интервью; интервью-диалог; турнир ораторов; интеллектуальная дуэль;; «волшебный стул» и др

Целесообразно применять диалогические задания, выполнение которых зависит от создания позитивной эмоциональной среды: свободного обмена мнениями, идеями в обстановке живого обсуждения

Целесообразно применять диалогические задания, выполнение которых зависит от создания позитивной эмоциональной среды: свободного обмена мнениями, идеями в обстановке живого обсуждения

Сначала воспринять все высказанные идеи и факты, относящиеся к разным точкам зрения, а затем пытаться совместить их так чтобы это способствовало пониманию проблемы

Сначала воспринять все высказанные идеи и факты, относящиеся к разным точкам зрения, а затем пытаться совместить их так чтобы это способствовало пониманию проблемы

Ошибки в невербальном общении

Ошибки в невербальном общении

Чаще применяется в преподавании гуманитарных дисциплин

Чаще применяется в преподавании гуманитарных дисциплин

Один из наиболее мощных инструментов невербальной коммуникации – это зрительный контакт

Один из наиболее мощных инструментов невербальной коммуникации – это зрительный контакт

Невербальные сигналы являются важным инструментом в арсенале каждого учителя

Невербальные сигналы являются важным инструментом в арсенале каждого учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2024