Невербальные средства общения в процессе
Оценка 4.6

Невербальные средства общения в процессе

Оценка 4.6
docx
30.05.2021
Невербальные средства общения в процессе
Невербальные средства общения в процессе.docx

Тема 3.

1.      Невербальные средства общения в процессе

консультирования.

2.      Этические и правовые аспекты личностного консультирования.

3.       Тестирование в практике личностного консультирования. 

 

Этика  и консультирование.  Принятие этически верных решений.  Двойственные отношения.  Закон и консультирование.  Правовые аспекты  отношений консультирования. Права клиентов и информация о клиентах.  

 

1.

Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

 

Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

Оптико-кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

коммуникативные (заменяющие речь)

описательные (их смысл понятен только при словах)

жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Мимика – это движение мышц лица.

Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

Визуальный контакт. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

Многие из этих замечаний и наблюдений за поведением клиентов во время консультации настолько важны, что в конце учебника для их лучшего усвоения они будут повторены для начинающих психологов-консультантов.

• поза «руки на пояс» характерна для решительного, волевого человека,

• наклон туловища вперед, сидя на стуле, говорит о том, что человек, как только закончится разговор с ним, уже готов будет действовать,

• человек, который сидит, закинув ногу на ногу и обхватив ее руками, часто обладает быстрой реакцией и его трудно убедить в споре,

• прижатые друг к другу лодыжки во время сидения говорят о том, что человек имеет негативные, неприятные мысли и чувства в данный момент времени,

• собирание с одежды несущественных ворсинок характеризует человека, который не вполне согласен с тем, что ему в данный момент времени говорят,

• прямая голова во время разговора свидетельствует о нейтральном отношении человека к тому, что он слышит,

• наклон головы в сторону во время слушания говорит о том, что у человека пробудился интерес,

• если голова человека наклонена вперед, то это чаще всего является признаком того, что он отрицательно относится к услышанному,

• скрещивание рук на груди – признак критического отношения и защитной реакции,

• иногда скрещивание рук свидетельствует о том, что у человека возникло чувство страха,

• перекрещивание ног – признак негативного или оборонительного отношения,

• жест «поглаживание подбородка» означает, что данный человек пытается принять решение, связанное с тем, что ему только что сказали,

• отклонение назад на спинку стула или кресла – движение, свидетельствующее об отрицательном настроении человека,

• если после того, как человека попросили сообщить о своем решении, он берет в руки какой-либо предмет, то это означает, что он не уверен в своем решении, сомневается в его правильности, что ему еще необходимо подумать,

• когда голова слушающего человека начинает склоняться к руке, чтобы опереться на нее, то это означает, что у него пропадает интерес к тому, что ему сейчас говорят,

• если человек потирает затылок ладонью и отводит глаза – это значит, что он говорит неправду,

• люди, часто потирающие затылочную часть шеи, склонны проявлять негативное, критическое отношение к окружающим,

• те люди, которые часто трут свой лоб, обычно являются открытыми и покладистыми,

• закладывание рук за спину свидетельствует о том, что человек расстроен,

• прикосновение во время произнесения слов к частям лица и головы – признак того, что данный человек не вполне искренен и говорит неправду,

• положение пальцев во рту свидетельствует о том, что человек в данный момент времени нуждается в одобрении и поддержке,

• постукивание пальцами по крышке стола или по чему-либо другому во время слушания свидетельствует о нетерпении человека,

• открытые ладони ассоциируются с искренностью, доверчивостью и честностью,

• скрытые ладони, напротив, говорят о закрытости, нечестности, неискренности человека,

• властный человек при рукопожатии старается держать свою руку сверху,

• покорный человек во время рукопожатия стремится держать свою ладонь снизу,

• тот, кто рассчитывает на равноправные отношения, старается во время рукопожатия держать свою ладонь на одном уровне с тем человеком, с кем он обменивается рукопожатием,

• не вполне уверенный в себе человек тянет руку другого на себя во время рукопожатия,

• сцепленные пальцы рук во время разговора могут означать разочарование.

В мимике человека также может встретиться ряд признаков, которые с высокой степенью вероятности могут свидетельствовать о его невротичности. Рассмотрим и эти признаки:

• у вечно улыбающегося человека оптимизм чаще всего является наигранным и, как правило, не соответствующим его реальному внутреннему состоянию,

• тот, кто внешне демонстрирует свою, якобы безукоризненную, выдержку, в действительности часто прикрывает этим хорошо скрываемое беспокойство и напряженность,

• у невротика углы рта чаще всего бывают опущенными книзу, а на лице – выражение уныния и отсутствия интереса к людям. Такой человек обычно нерешителен,

• взгляд у невротика напряженный, а глаза раскрыты шире обычного,

• выражение лица у невротика испуганное, цвет – бледный и болезненный,

• невротику нелегко рассмеяться от души, его улыбка часто напоминает ироническую усмешку или ухмылку.

Приведем еще несколько полезных наблюдений, которыми психолог-консультант может воспользоваться, оценивая клиента как личность.

Оговорка содержит намек на то, о чем человек на самом деле думает, но не хочет говорить открыто или вслух.

Память человека удерживает в основном те переживания, которые связаны со значимыми для него людьми и событиями.

Если человек опаздывает на встречу или вовсе забывает о ней, то с большой долей уверенности можно предположить, что он бессознательно избегает этой встречи.

Если человек постоянно забывает имена, то с достаточной уверенностью можно утверждать, что у него нет особого интереса к людям, и в первую очередь к тем, чьи имена он забывает.

Если человек чрезмерно многословен по и так вполне ясному вопросу, если, кроме того, в его голосе чувствуется дрожь и он, как говорится, ходит вокруг да около, не высказываясь определенно, значит, ему не вполне можно доверять.

Отчетливо звучащий, ясный голос обычно говорит об открытости и искренности человека.

Если человек что-то бормочет про себя и выражается неясно, то он, наверное, не горит желанием сблизиться с тем, кому он это говорит.

Если человек говорит медленно, старательно подбирая слова и тщательно контролируя свою речь, то он испытывает внутреннее психологическое напряжение.

Усиленные возражения клиента психологу-консультанту могут восприниматься как свидетельство того, что клиент не вполне уверен в себе и в истинности тех слов, которые сам произносит.

 

В случае серьезных затруднений клиента при ответе на вопросы психолога-консультанта рекомендуется воспользоваться следующими приемами, которые помогут снять у клиента излишнюю психологическую напряженность, сделать его более открытым:

1. Незаметно удалить из помещения, где проводится психологическая консультация, всех посторонних лиц, например, секретаря, лаборанта или помощника психолога-консультанта, оставшись наедине с клиентом. Это всегда можно сделать под каким-либо благовидным предлогом.

2. Можно поступить и наоборот: ввести в помещение консультации кого-либо из достаточно близких к клиенту людей, кто может его успокоить и облегчить разговор с психологом-консультантом. Данного человека (или данных людей, если их несколько) можно разместить рядом с клиентом или же между ним и психологом-консультантом.

3. Очень важно, чтобы, приступая к разговору с клиентом, психолог-консультант сам мог легко и свободно общаться с ним, не испытывая затруднений. В противном случае его собственное волнение, напряженность и неуверенность передадутся клиенту.

4. Поскольку в реальной жизни практически у всех людей, в том числе и у достаточно опытных консультантов-психологов, встречаются трудности в общении с людьми, начинающему психологу-консультанту рекомендуется самому пройти тренинг общения и по мере возможности избавиться или свести к минимуму подобные проблемы у самого себя. Полезно бывает перед началом встречи с клиентом прорепетировать предстоящий с ним разговор, особенно его начало.

5. Для совершенствования собственных коммуникативных умений и навыков психологу-консультанту рекомендуется освоить следующие краткие формы речевого этикета, которые при встрече с клиентами в психологической консультации могут оказаться ему полезными.

 

2

С этическими и ценностными проблемами сталкиваются все профессиональные консультанты. Тем не менее некоторые из них оказываются лучше осведомленными или более подготовленными к разрешению этих проблем. Паттерсон (Patterson, 1971) заметил, что профессиональное соответствие консультантов связано со знанием и практическим применением ими этических принципов. Уэлфел (Welfel, 1998) добавляет, что и эффективность консультантов связана с их этическими знаниями, а также способностью поступать в соответствии с ними.Неэтичное поведение в консультировании может принимать разные формы. Искушения, общие для всех людей, существуют и для консультантов. К таким искушениям относятся: «физическая близость, распространение сплетен или возможность карьерного роста (за взятку)» (Welfel & Lipsitz, 1983b, p. 328). Определенные формы неэтичного поведения являются очевидными и допускаются сознательно, тогда как другие – более скрыты и непреднамеренны. Но в любом случае пагубность последствий одинакова.Вот несколько наиболее распространенных форм неэтичного поведения в консультировании (Levenson, 1986; Pope & Vetter, 1992; Swanson, 1983a):

·​ нарушение конфиденциальности;

·​ превышение уровня профессиональной компетенции;

·​ пренебрежение своими обязанностями;

·​ претензии на компетенцию, которой не обладаешь;

·​ навязывание собственных ценностей клиенту;

·​ попытка поставить клиента в зависимость;

·​ сексуальные действия с клиентом;

·​ определенные конфликты интересов, такие как двойственные отношения;

·​ спорные финансовые договоренности, в частности назначение чрезмерной платы;

·​ несоответствие рекламе.

Американская ассоциация консультирования (АСА) (в то время APGA – Американская ассоциация по подбору персонала и персональному руководству) создавала свои первые стандарты на базе этического кодекса АРА (Allen, 1986). Разработка первого кодекса АСА была инициирована Дональдом Сьюпером и была завершена в 1961 году (Callis, Pope & DePauw, 1982). С тех пор кодекс периодически пересматривался (в 1974, 1981, 1988 и 1995 годах). АСА также издает «Л Practitioner's Guide to Ethical Decision Making» («Практическое руководство по принятию этически правильных решений») (Forester-Miller & Davis, 1996), видеоконференции по разрешению острых этических проблем (Salo, Forester-Miller & Hamilton, 1997) и «Ethical Standards Casebook» («Книга прецедентов применения этических стандартов) (Herlini & Corey, 1996).

Последний этический кодекс АСА называется «Code of Ethic and Standards of Practice» («Этический кодекс и стандарты практической работы»). Подобный кодекс является одним из наиболее значительных признаков, свидетельствующих, что профессиональное консультирование перешло в зрелое состояние, поскольку характерным признаком профессии является стремление к специализации знаний и к соблюдению норм этического кодекса.

В кодексах АСА этические стандарты распределены по восьми тематическим разделам. Их содержание подобно содержанию многих других этических кодексов (Allen, Sampson & Herlihy, 1988), и в то же время они отвечают специфике консультирования. Первый раздел относится к характеру взаимоотношений консультирования, включая профессиональную ответственность консультанта по отношению к его клиентам и их благополучию, например уважение особенностей клиента и его прав. В этом разделе также рассматриваются индивидуальные потребности консультантов и способы решения таких сложных проблем, как двойственные отношения, оплата услуг и завершение консультирования. Например, в этом разделе АСЛ четко заявляет, что сексуальная близость между консультантами и клиентами является неэтичной. Здесь также рассматриваются границы профессиональной компетенции в работе с клиентами, например возможность применения компьютера в консультировании.

Второй раздел охватывает вопросы конфиденциальности в консультировании, включая право консультанта на невмешательство в его личную жизнь, правила ведения документации по консультированию, особенности работы с несовершеннолетними и неправоспособными клиентами, порядок консультаций у других специалистов, проблемы, связанные с исследованием и обучением. Третий раздел сконцентрирован на вопросах, относящихся к профессиональной ответственности. Сюда включены материалы по профессиональной компетенции, по рекламе и ходатайствам, профессиональным полномочиям и ответственности перед обществом. Четвертый раздел касается взаимоотношений с представителями других профессий, включая работодателей и работающих по найму. В нем оговариваются такие вопросы, как взимание платы с клиентов, поступающих по направлениям агентств (что является нарушением этики), а также отношения с субподрядчиками.

Пятый раздел посвящен проведению оценки и измерений, а также интерпретации. Кроме обшей информации, он содержит данные, касающиеся умения применять и интерпретировать тесты. Шестой раздел фокусируется на вопросах, относящихся к обучению, прохождению практики и супервизированию, включая требования к педагогам и инструкторам, программам обучения консультантов, студентам и практикантам. Седьмой раздел касается исследований и публикаций и определяет ответственность исследователей. В нем описана установившаяся практика информирования о результатах исследований (включая публикации). Наконец, в восьмом разделе рассматриваются способы разрешения этических вопросов, включая права консультантов, подозреваемых в нарушении этического кодекса, и сотрудничество с комитетами по этике.

юбой этический кодекс содержит ряд специфических недостатков. Ниже перечислены наиболее часто упоминаемые из них (Веутег, 1971; Corey, Corey & Callanan, 1998; Mabe & Rollin, 1986; Talbutt, 1981).

·​ Некоторые вопросы не могут быть разрешены с помощью этического кодекса.

·​ Трудно добиваться выполнения этического кодекса.

·​ Возможны противоречия между стандартами, включенными в кодекс.

·​ Существуют юридические и этические вопросы, не охваченные кодексами.

·​ Этические кодексы представляют собой исторические документы. Следовательно, то, что ранее считалось приемлемым, через некоторое время может оказаться неэтичным.

·​ Возможны конфликты между этическими и юридическими кодексами.

·​ Этические кодексы не охватывают кросскультуральных проблем.

·​ Этические кодексы не охватывают все возможные случаи.

·​ Зачастую бывает трудно согласовывать интересы всех сторон, вовлеченных в этический спор.

·​ Этические кодексы не являются проактивными документами для помощи консультантам в новых ситуациях.

 

   

3

       Тестирование, оценка и диагностика «являются неотъемлемыми компонентами процесса консультирования» и применяются на всех его этапах – от начальной стадии до проспективного наблюдения (Hohenshil, 1996, р. 65). Сегодня фактически все консультанты занимаются тестированием, оценкой и диагностикой. При этом они исходят из своих теоретических установок, образования, ценностных ориентации и условий работы. Следовательно, консультантам необходимо разбираться в методиках, связанных с каждым из данных процессов.

  Классификация тестов

Существует целый ряд классификаций тестов. Шертцер и Стоун (Shertzer & Stone, 1981) приводят семь из них.

1.         Стандартизированные/нестандартизированные тесты. Стандартизированные тесты применяются и обрабатываются согласно определенным правилам (например, тест самонаправленного изучения (Self-Directed Search)) в противоположность тем, которые не имеют такой регламентации (например, экспериментальный проективный тест (experimentalprotective test)).

2.         Индивидуальные/групповые тесты. Методики, рассчитанные на работу только с одним человеком единовременно (например, тестовая оценочная батарея Кауфмана для детей (Kaufman Assessment Battery for Children) (Kamphaus, Beres, Kaufman & Kaufman, 1996)), противопоставляются тем, которые могут применяться в группе (например, Миннесотский школьный опросник на выявление аттитюдов (Minnesota School Attitude Survey) (Callis, 1985)).

3.         Тесты на скорость/силу: тесты, которые должны быть выполнены за определенный, установленный инструкцией, период времени (таковы большинство тестов достижений), в противоположность таким, которые предоставляют испытуемому неограниченное время для того, чтобы продемонстрировать имеющиеся знания (многие индивидуально применяемые тесты интеллекта).

4.         Тесты, включающие выполнение деятельности/тесты «бумаги и карандашам: тесты, требующие манипуляций с объектами (например, субтест детской шкалы интеллекта Векслера на складывание фигур (WISC-IIF)) противопоставляются тестам, в которых обследуемые отмечают правильные ответы на бланке или дают письменные ответы (например, анкеты, направленные на выявление зависимости).

5.         Объективные/субъективные тесты. Тесты, не требующие развернутого рассуждения респондента (предполагающие короткий ответ: «истинно – ложно», «соответствует или нет» или выбор из нескольких альтернатив (Aiken, 1997)), в противоположность тем, которые требуют, чтобы респондент выносил суждение (например, Словарный субтест пересмотренного теста Векслера для взрослых (WAIS-R) (Wechsler, 1981)).

6.         Тесты с установкой на достижение максимального результата в противоположность тестам на выявление типичной деятельности: тесты, которые требуют от испытуемых максимального результата (такие, как тесты интеллекта и специальных способностей), противопоставляются тестам, в которых определяется, что субъект предпочитает делать или обычно делает (тесты на выявление интересов или установок).

7.         Тесты, имеющие нормативы/базирующиеся на критериях: тесты, которые сравнивают показатели индивида с показателями группы (такие, как интеллектуальные тесты или тесты достижений), противопоставляются тестам, которые измеряют показатели индивида по сравнению с желательным уровнем или стандартом (например, тест на скорость чтения (Aiken, 1997; Cronbach, 1990)).               


 

Тема 3. 1. Невербальные средства общения в процессе консультирования

Тема 3. 1. Невербальные средства общения в процессе консультирования

В мимике человека также может встретиться ряд признаков, которые с высокой степенью вероятности могут свидетельствовать о его невротичности

В мимике человека также может встретиться ряд признаков, которые с высокой степенью вероятности могут свидетельствовать о его невротичности

Очень важно, чтобы, приступая к разговору с клиентом, психолог-консультант сам мог легко и свободно общаться с ним, не испытывая затруднений

Очень важно, чтобы, приступая к разговору с клиентом, психолог-консультант сам мог легко и свободно общаться с ним, не испытывая затруднений

В этом разделе также рассматриваются индивидуальные потребности консультантов и способы решения таких сложных проблем, как двойственные отношения, оплата услуг и завершение консультирования

В этом разделе также рассматриваются индивидуальные потребности консультантов и способы решения таких сложных проблем, как двойственные отношения, оплата услуг и завершение консультирования

Children) (Kamphaus, Beres, Kaufman &

Children) (Kamphaus, Beres, Kaufman &
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021