Николай Лесков и его праведница в сказке-притче ,, Маланья-голова баранья"
Оценка 4.6

Николай Лесков и его праведница в сказке-притче ,, Маланья-голова баранья"

Оценка 4.6
docx
01.03.2023
Николай Лесков и его праведница в сказке-притче  ,, Маланья-голова баранья"
Николая Лескова все знают как талантливого писателя.docx

Николая Лескова все знают как талантливого писателя, у которого был свой, своеобразный взгляд на мир! Сколько раз, читая его произведения мы удивляемся и восхищаемся мастерством автора, тем, как он умело обращается со словом и с частью речи, как в его руках лексемы приобретают замысловатый узор, сплетаясь в прекрасное полотно сказания, сказки или притчи…

Но самое удивительное в этом человеке то, что он стремится привнести в свои тексты особую мораль, ту, что была дана Богом человеку в далеком прошлом, Ту, что на скрижалях начертала Его рука, Ту, что на сердцах выгравирована каждого от рождения, но у иных со временем стирается, а у других-полируется, приобретая все новый , яркий блеск.

В отношении заповедей Божьих очень интересна сказка-притча Н. Лескова ,, Маланья-голова баранья”. Здесь автор . возможно чуть ли не единственный раз, позволяет восторжествовать своему идеалу, тому, что должно жить в каждом человеке-Любви!

Текст достаточно прост , но в то же время он интересен этим, здесь нет замысловатых слов и выражений, о которые читатель может споткнуться, или которые придали бы тексту особый характер, но есть нечто особенное, то, что выделяет этот текст среди других у Николая Семеновича-особый тип Праведника. Казалось бы, у писателя есть целый цикл, посвященный таким необычным людям, почему же в  него не входит эта сказка? Вот здесь и состоит наша задача: разобраться в том, почему же героиня лишена такой чести-встать в один ряд с праведными людьми земли русской?

Обратимся к семантике слова ,,праведник”:

в словаре протоирея Григория  Дьяченко есть слово ,,праведный’-праведными святая церковь называет святых угодников Божьих Ветхого Завета. Таковы , например, Авраам, Лот, Иов и другие. Впрочем, святая церковь называет праведниками и некоторых новозаветных святых, именно тех, которые живя в миру и исполняя обязанности  государственные, общественные и семейные  , при всех переменах жизни своей поступали по определению закона Божия и были верны Богу. К лику новозаветных праведных относятся благоверные  князья, праведный Филарет милостивый и другие.

в словаре В. Даля нет такой лексемы, но есть слово,,правый”

ПРАВЫЙ, десной, противопол. левый, шуий; | прямой, противопол. кривой, косой; | истинный, истый, противопол. ложный; | чистый, непорочный, противопол. виновный. Кладу крест правой рукой. По правую руку, сторону; о правый бок. Держи правее! С права (справа) налево, посолонь. Правая рука всегда правее. Правая бровь свербит - хвалят, левая - бранят. Говорит направо, а глядит налево. Правая дорога, прямая; но бол. в переносн. Идти право, правым путем. Ходи право, гляди браво! Право ходить - душой не кривить. Правые деньги, неподдельные, истые; или право, прямо, безгрешно нажитые. Живем на правую копейку, честным трудом. Правый человек, живущий право, праведно, по правде.

В словаре Д. Н. Ушакова слово ,,праведник “ имеет следующее значение

ПРАВЕДНИК, праведника, м. (книжн. устар). Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-н. религии. || Человек, в своих поступках, в своем поведении ни в чем не погрешающий против требований нравственности. О, праведник! о, мой отец державный! Пушкин.

Как видим,  во всех трех словарях данное слово имеет схожие толкования, с разницей лишь в том, что протоиерей Дьяченко делает акцент на праведной и непогрешимой жизни такого человека, а вот в словаре Дмитрия Николаевича все немного сложнее6 здесь нет ограничения только богословской сферой, тут человек может жить среди людей и при этом не совершать злодеяний, быть искушаем и не поддаться дьявольщине, в то время как у  Дьяченко в первую очередь идут к праведникам люди Ветхого Завета, у которых не  было иной заповеди , кроме как послушания Богу, эти люди дики , они в своей сути безнравственны, но те из них, кто выбирает путь с Богом становились святыми, несмотря на все свои прегрешения, ведь Господь вменил веру Авраама ему в праведность, но это не означает, что отец всех верующих жил без греха все то время, пока не был избран Богом…

Индивид лесковской притчи максимально незатейлив, его определяют только его действия и поступки. Лесков никак не предоставляет возможности  читателю рассмотрения субъективного  мира  героев. Представление внешний вид героев кроме того не имеется. Нереальные создания (Смерть) функционируют наряду с основными  персонажами. Рассказ притчи обладает духовно-нравоучительным смыслом, обретающим открытое решение в завершении притчи. Речь небылицы стилизована под  общенародный говор, насыщена оборотами устного народного творчества, пословицами, прибаутками: «живут при случае со квасом, но иногда со водою», «Христос терпел и нам велел», «даст Бог день — даст и пищу на день» и т. д.

Согласно суждению Ю. В. Шмелёвой, облик героини берет начало  от образа  святой Иулиании с «Повести о Ульянии Осоргиной». Великомученица Иулиания, милосердная  абсолютно ко всем путешественникам и бедным, в неустанных хлопотах и добрых делах совсем не успевает пойти в храм, но данный факт совсем не мешает ей наследовать Царствие Божие [5]. Маланья — воплощение нежного и сильного чувства к людям, доброты и милосердия. Ей композиционно противопоставлены состоятельные рыболовы и хлебопашцы, — общество ожесточенных нравов[2]. Но  Терехова подмечает,  что своенравие главных героев Лескова обращается святостью, их безрассудность — мудростью. В данной взаимосвязи «дурачков», «глупцов» и «простачков», но согласно сущности — праведников Лескова, возможно свести с положительными персонажами Ф. М. Достоевского, — «юродивыми», «чудаками» и «идиотами»[6]. Малания, равно как и  прочие героини-праведницы Лескова, согласно суждению А. А. Новиковой, чем-то похожа воодушевленно-благоговейные женские лики русских икон.

Начиная с 1980-х гг. сказка «Маланья — голова баранья» неоднократно переиздавалась. Со временем творение попало в поле зрения литературоведов и критиков. Таким Образом, В. А. Богданов полагает,  что в полном смысле  праведники Лескова никак не одерживают побед, требуемых от «положительного героя» Случай, описанный в сказке «Маланья — голова баранья», едва ли не единственный, когда Лесков позволяет восторжествовать своему идеалу: «Ты не моя, — нет твоего имени в моём приказе: любовь не умирает; ты доживёшь до тех пор, когда правда и милосердие встретятся, и волк ляжет с ягнёнком и не обидит его»[3]. Владимир Бибихин предпринимает попытки понять смысл формулировки Лескова «по худу быть» с небылицы «Маланья — головка баранья»[4]. Ольга Гржибовская предлагает  следующее стилевое определение работы: общефилософская легенда, христианская сказка[2].

Теперь обратимся к значения именит Маланья 1. Славянское придуманное имя значение - малая. 2. Производная форма имени Мелания семантика - темнота, чернота.

М - сдержанный, прагматичный, уверенный в себе, усердный, жизнерадостный, осторожный.

А - инициативный, эгоцентричный, амбициозный, порывистый, креативный, честный.

Л - общительный, разговорчивый, сдержанный, умный, креативный, усердный.

Н - общительный, разговорчивый, креативный, мрачный, усердный, конфликтный.

Ь - инициативный, эгоцентричный, амбициозный, порывистый, нерешительный, мрачный.

Я - общительный, разговорчивый, сдержанный, креативный, честный, уверенный в себе.

Получается, что наша героиня в сути своей является темной, черной, но мы видим, что на самом деле данный персонаж очень светлый, чистый и почти святой…

Маланья и правда сдержанная, сильная, инициативная, общительная, усердная и честная личность! Она многое делает для других людей и почти ничего для себя. Это человек новый , тот, который не смотрит на внешность и физические недостатки, а тот, что поможет в любой ситуации, что зрит в корень, которому важна душа , суть человека, зерно добродетели в его душе…

Важно подчеркнуть , что Лесков намеренно использует именно это имя для героини, потому что оно является контрастным по отношению к ее характеру и потому что оно хорошо ложится в рифмовке с лексемой ,,баранья”, что отсылает нас к  еще одному противоречию, ведь издавна баран был символом глупости, неразумности и бестолковости, а здесь героиня явно смотрит на мир глазами не физическими,  духовными очами, что делает ее близкой к праведникам в обычном понимании смысла этого слова. Но вот ее решение вмешаться делает ее похожей на обыкновенного человека. Она не хотела ничего плохого , не стремилась к власти или всеобщему признанию, но не по своей воле она вмешалась в Промысл Божий, отозвав смерть со  своего порога и накрыв ее хворостом, и тут началось невиданное…Сердца людей ожесточились и сделались черны , как смоль, иные вожделели смерти и не могли дождаться ее…Что же делает Маланья? Она понимает, какой поступок совершила, что повлекло за собой ее решение , и она отпускает Смерть …Но не из эгоизма или желания превосходства такой поступок сделала героиня, а из большой любви к людям, она хотела облегчить страдания от утраты близких и любимых людей, а вышло наоборот…

В контексте лесковского произведения слово ,,праведник” приобретает такие синонимы : женщина, способная любить, жертвовать собой ради других, которая может ошибаться, совершать необдуманные поступки и беззаветно любить  других, ничего не требуя взамен.

Интересны иносказательные персонажи произведения- дед Живая Душа и сама Смерть…Здесь явна аллюзия с Библией , когда к Аврааму явились Ангелы перед Мамврийским дубом, так и перед Маланьей возник этот персонаж, но если к Аврааму пришли трое, как символ троичности Бога, то к Маланье пришел один, как знак того, что Господь уже пострадал на кресте и нет нужды доказывать Его Единосущность и Троичность в лицах, ведь это уже человек Нового завета…

Герой Смерти нужен для того, чтобы показать героиню как человека , испытывающего огромную любовь к людям, как ту, к которой даже сама смерть приходит и не имеет возможности двинуться с места…

Можно сказать, что этот человек свят, ведь мы знаем, что по молитвам святых Господь исполнял прошения людей, даровал им то, чего они хотят…

Конец сказки очень аллегоричен, ведь здесь как бы говорится о том, что Маланья всю свою жизнь носила в сердце Бога, а значит, была самой любовью, ведь никто так не любит людей, как Господь, что послал Своего Единородного Сына пострадать на кресте за всех людей…Здесь тоже прослеживается аллюзия на церковное предание, согласно которому , когда Игнатия Антиохийского растерзали дикие звери, на его сердце были обнаружены инициалы Иисуса Христа, потом его стали называть Богоносцем, ведь всю свою жизнь он носил в сердце Христа и своей жизнью доказал, что умереть за Бога-правое дело мученичества…

Таким образом, можно сказать, что Маланья отличается от других праведников тем, что :

·        Вмешивается в Промысл Божий;

·        Одновременно близка новозаветным и ветхозаветным праведникам;

·        Имеет прямую параллель с реально жившим святым-Игнатием Богоносцем.

Наш персонаж не страдал за веру. Но и в ее жизни было много горя, она несла свой крест по-другому: своей жизнью доказывая, что жить по заповедям Божьим-единственно правильный путь.

1.     Филологические науки // Научные доклады высшей школы. — М. : Гос. изд-во «Советская наука», 1961. — Т. 1 (13). — С. 88.

2.     Гржибовская Ольга. «Маланья — голова баранья». Испытание классикой // Рыбинские известия. — 2013. — 10 января.

3.     Богданов В. А. «Н. С. Лесков в русской литературе». В сб. «В мире Лескова» // М. Сов. писатель, 1983. — Стр. 54.

4.     Бибихин В. В. «Политик» Платона и проблема правды // Историко-философский ежегодник. — М. : Наука, 2001.

5.     Шмелёва Ю. В. Поэтика малых жанров Н. С. Лескова (1880—1890-е годы.) Автореферат. // Иваново: 2001. — С. 16.

6.     Терехова Е. А. Произведения Н. С. Лескова для детей и проблема детского чтения в публицистике и критике писателя: автореферат. // Орёл: 2008. — С. 17.


 

Николая Лескова все знают как талантливого писателя, у которого был свой, своеобразный взгляд на мир!

Николая Лескова все знают как талантливого писателя, у которого был свой, своеобразный взгляд на мир!

Божия и были верны Богу. К лику новозаветных праведных относятся благоверные князья, праведный

Божия и были верны Богу. К лику новозаветных праведных относятся благоверные князья, праведный

Господь вменил веру Авраама ему в праведность, но это не означает, что отец всех верующих жил без греха все то время, пока не был избран

Господь вменил веру Авраама ему в праведность, но это не означает, что отец всех верующих жил без греха все то время, пока не был избран

Таким Образом, В. А. Богданов полагает, что в полном смысле праведники

Таким Образом, В. А. Богданов полагает, что в полном смысле праведники

Маланья и правда сдержанная, сильная, инициативная, общительная, усердная и честная личность!

Маланья и правда сдержанная, сильная, инициативная, общительная, усердная и честная личность!

Ангелы перед Мамврийским дубом, так и перед

Ангелы перед Мамврийским дубом, так и перед

Филологические науки // Научные доклады высшей школы

Филологические науки // Научные доклады высшей школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2023