НЛП: репрезентативные системы и общение людей
Оценка 4.6

НЛП: репрезентативные системы и общение людей

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитание
07.02.2021
НЛП: репрезентативные системы и общение людей
НЛП: репрезентативные системы и общение людей
урок 8.docx

Конспект урока

Тема НЛП: репрезентативные системы и общение людей

Цель:

повышение уровня психологической компетентности.

 

Задачи:

1.       дать общую характеристику 4-х  репрезентативных систем;

2.       определить различия в способах восприятия информации.

3.       научиться определять людей с преобладающей репрезентативной системой по внешним проявлениям (внешний вид, поза, жесты, речь, поведение)

4.       выработать стратегию работы с клиентами , опираясь на полученные знания о разных способах восприятия информации.

Материалы и оборудование:

 

ТСО: компьютер, мультимедиа – проектор, экран; карточки с заданиями.

 

 План:

1. Организационная часть
2. Основная часть.
3. Завершение занятия.

Ход урока:

 

1)    Организационный момент (приветствие гостей и студентов).

Знакомство с темой урока, её местом в изучении дисциплины, её целями и за задачами

 

2. Основная часть.

2) Повторение пройденного материала

Блиц-опрос «Виды и функции общения»

Защита презентаций по темам:

«Что говорят нам мимика и жесты»

«Дистанции человеческого общения»

2 этап объяснение нового материала

 

Что такое нейролингвистическое программирование?

Так что же это такое - НЛП? Какие идеи стоят за этим названием?

НЛП - это искусство и наука о личном мастерстве. Исскуство, потому что каждый вносит свою уникальную индивидуальность и стиль в то, что он делает, и это невозможно отразить в словах и технологиях. Наука, потому что существует метод и процесс обнаружения паттернов, используемых выдающимися личностями в любой области для достижения выдающихся результатов. Этот процесс называется моделированием, и обнаруженные с его помощью паттерны, умения и техники находят все более широкое применение в разных сферах деятельности. Одной из основных сфер деятельности НЛП является повышение эффективности коммуникаций между людьми.

 

Мир вокруг нас беспределен, а наше сознание такое маленькое… Способности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать наиболее важное, а всё остальное отсеивать. Фильтрация происходит на самых разных уровнях – начиная с того, что вы можете совершенно не замечать “ненужных” людей, и, заканчивая тем, что вы просто не обращаете внимания на запах книг, находящихся у вас в руках. Мы не можем видеть и слышать абсолютно все, что нас окружает, мы выбираем наиболее важное для нас в этом мире. Нам просто приходится от чего-то отказываться, чтобы не перегружаться.

1. Всю информацию из мира человек получает по 3 каналам: он видит, слышит, чувствует.

Каналы восприятия: зрение, слух и чувства - одни из наиболее важных фильтров, при помощи которых человек просеивает, поступающую к нему извне, информацию.

1.     Визуальный – то, что мы видим. Это – образы, картинки, кино.

2.     Аудиальный – то, что мы слышим. Это может быть как речь, так и свист ветра или звук капающей воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.

3.     Кинестетический (от греческого “кинес” - движение) – то, что мы чувствуем (кожная чувствительность, внутренние (мышечные, ощущение в желудке), эмоции, запах, вкус).

Каждая система имеет свои тонкости и особенности. Например, самая скоростная – визуальная. А кинестетическая самая медленная.

Если коротко…

Внутри себя человек информацию воспроизводит уже при помощи 4 репрезентативных систем: визуальной (образы), аудиальной (звуки, мелодии), кинестетической (ощущения) и дигитальной (внутренний диалог).

Репрезентативная система – “повторное восприятие”. Репрезентативная система – это та система, при помощи которой человек обращается к собственному внутреннему опыту.

Когда мы думаем о том, что видим, слышим и ощущаем, мы воссоздаем эти картины, звуки и ощущения внутри себя. Мы вновь переживаем информацию в той сенсорной форме, в которой мы первоначально ее воспринимали. Иногда мы осознаем, что мы делаем, иногда нет. Можете ли вы, например, вспомнить, куда вы ездили в свой последний отпуск?

Итак, как вы это вспомнили? Может быть, картинка того места всплыла в вашей голове? Возможно, вы произнесли название или услышали звуки, сопутствовавшие отдыху. Или, может быть, вы воспроизвели свои ощущения. Мышление является настолько очевидным и банальным действием, что мы никогда не задумываемся о нем. Мы предпочитаем думать о том, о чем мы думает, а не о том, как мы думаем. Мы также предполагаем, что другие люди думают точно так же, как и мы.

Одним из способов, которым мы думаем, заключается в сознательном или бессознательном воспроизведении картин, звуков, ощущений, вкусов и запахов, которые мы переживали. Посредством языка мы можем даже создать разнообразие сенсорных переживаний без того, чтобы переживать их в действительности. прочитайте следующий абзац настолько медленно, насколько вы с удобством можете это сделать.

Задумайтесь на минуту о прогулке в сосновом лесу. Деревья возвышаются над вами, обступая со всех сторон. Вы видите краски леса вокруг себя, и солнце, пробиваясь сквозь листья деревьев и кустарников, отбрасывает тени и создает мозаику на траве. Вы проходите сквозь луч солнца, прорвавшийся сквозь прохладную крону из листьев над вашей головой. И, продвигаясь дальше, вы начинаете осознавать безмолвие, нарушаемое лишь пением птиц да похрустываением под ногами, когда вы наступаете на сухие ветки, шорохом ваших ног, ступающих по мягкому ковру леса. Время от времени раздается резкий треск, когда вы случайно ломаете сухую ветку, попавшую вам под ноги. Вы протягиваете руку и прикасаетесь к стволу дерева, ощущая шероховатость коры под своей ладонью. Постепенно вы обращаете внимание на легкий ветерок, ласкающий ваше лицо, и замечаете ароматный запах сосновой смолы, пробивающийся сквозь другие, более грубые запахи леса. продолжая прогулку, вы вспоминаете, что ужин будет скоро готов, и это будет одно из ваших самых любимых блюд. И вы уже почти чувствуете вкус пищи во рту в предвкушении.

Чтобы осмыслить этот последний абзац, вы прошли через все эти переживания в своей голове, используя свои органы чувств внутренним способом, чтобы репрезентировать данные переживания, которые были вызваны в вашем воображении с помощью слов. Возможно, вы создали эту сцену достаточно отчетливо, чтобы представить себе запах леса в уже воображаемой ситуации. Если вы когда-нибудь гуляли в сосновом лесу, то, вероятно, запомнили особенные переживания, связанные с этой прогулкой. Если же с вами никогда этого не случалось, то, наверное, вы сконструировали этот опыт из других похожих переживаний или использовали материалы телевизионных передач, фильмов, книг или других истчников

Канал восприятия

Репрезентативная система

Визуальный (зрение)

визуальная

Аудиальный (слух)

Аудиальная или аудиально-тональная

Кинестетический (чувства)

кинестетическая

 

Дигитальная или аудиально-дигитальная (появилась благодаря языку)

 

Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него гораздо более важен, чем остальные. НО это не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает, что зрение для него более важно. Люди каждого типа, естественно, в большей степени пользуются словами, относящимися к каждому конкретному каналу. Такие слова называются предикаты. Вот только у дигиталов таких специальных слов нет. Они пользуются преимущественно неопределенными (т.е. не относящимися ни к одной системе) и аудиальными.

4.     Работа с таблицей

 

визуал

аудиал

кинестет

 

 

 

Кролик

Сова

Вини Пух

Восприятие инф.

зрение

слух

чувства

предикаты

Ярко, ясно, наглядно, четко, синий, цветной, радужный, искристый, смотреть, пригляды-ваться, осмотреться, белесый.

 

ПОСМОТРИТЕ

Громко, тихо, ритмич-но, мелодия, слушать, разговор, беседовать, хрипло, бас, рычать, визжать, стон.

 

ПОСЛУШАЙТЕ

Чувствовать, дви-гаться, тепло, мок-ро, ощущение, боль, ныть, подра-гивать, прохладно, резь, действовать, напряжение.

 

ПОЧУВСТВУЙТЕ

Внешний облик, речь, дистанция.

Часто достаточно худощавы и поджа-ры; тонкие губы.

 Привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания.

 Голос, чаще всего, высокий.

Сидят обычно прямо и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх.

Дистанция – чтобы лучше разглядеть собеседника (садятся в отдалении, чтобы увеличить поле зрения – например, напротив)

Когда жестикулируют, руками показывают картинки, на каком расстоянии,и в каком направлении.

Поза – они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная «телефонная поза» - голова наклонена немного вбок.

Особо характерных признаков тела нет.

Голос обычно очень выразительный, глубокий, мелодичный, часто хороший музыкальный слух.

Жестов мало, на среднем уровне.

Тело достаточно плотное.

 Губы – широкие, полно-кровные. Обычно, сидят, наклонившись вперед, довольно часто сутулятся.

Говорят они медленно, голос часто глухой и низкий.

Дистанция - любят быть  близко к собеседнику, чтобы потрогать.

Эмоционально неустой-чивы. Черты – раздражи-тельность и ранимость. Речь – неправильно произ-носят некоторые слова, его короткие фразы отличают-ся непоследовательностью.

Характеристика

Важно, чтобы было красиво (на парте порядок). Внешний вид важнее удобств. И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде – не из соображения при-личия, а по требованию эстетики.

Хорошие  рассказчики. Хорошо развито чувство организованнос-ти. И планируют они хорошо.

Зрение и слух – это одна система. Если они не видят, то, как бы и не слышат.

Имеет большой зрительный запас, т.е. может узнать много слов по памяти.

Обладают хорошей зрительно-тактильной координацией.

Хорошо развита мелкая моторика (глаз - рука).

Предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, модели-руют, быстро осваивают компью-тер, любят головоломки, раскрас-ки.

Не любят прикосновений.

 

Легко адаптируются. Любят говорить. Для них нет риторичес-ких вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.

Дети раньше начинают говорить и отличаются большим словарным запасом.

Дети любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное коли-чество вопросов, правильно и хорошо говорят.

Рано проявляют интерес к чте-нию, охотно читают вслух и легко запоминают указания учителя.

На столе невообразимый беспоря-док. Для него важнее сам процесс работы, а не обстановка, в кото-рой он происходит.

Уверен в себе, легко общается как со сверстниками, так и со взрос-лыми. Эти дети главные участни-ки всех игр, чаще занимают лиди-рующие роли.

Микромоторика на возрастном уровне. Привыкли открыто выра-жать свои мысли, однако часто получают замечание за болтовню и за стремление говорить от име-ни всех одноклассников.

 

Ценят удобство, комфорт, внимательно относится к собственному телу.

В одежде главное удобст-во, а не внешний вид.

Любят, чтобы до него до-трагивались во время раз-говора.

Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, тро-гать, пробовать и нюхать – это их способ восприятия мира, они по-другому просто не понимают (это не означает, что они подвижные люди). Даже если они читают инструк-цию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.

В фильмах, книгах – главное сюжет.

Слабо планируют.

«Разговоров много, дела мало» - их главный аргу-мент.

Тяжело переносят стресс и дискомфортные ситуации – они же во все эти пережи-вания погружаются. Им тяжело сказать «нет».

 

Внимание!

Особое внимание – развитию язы-ковых навыков, коммуникабель-ности, и общей физической коор-динации.

Трудно подолгу слушать объясне-ния учителя, однако, если он отвлекается, его поведение все равно остается безупречным.

Желательно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Или, в крайнем случае, показать руками, какого это размера и где расположено.

Могут отставать в развитии навы-ков, связанных со зрением и моторным восприятием.

Легко выполняют даже сложные указания учителя, но быстро на-доедают занятия, требующие усидчивости и работа над индиви-дуальным заданием.

Легко отвлекаются на любой шум или разговор, не могут сосредо-точиться на зрительных заданиях больше, чем на несколько минут.

Не способны на протяже-нии длительного времени оставаться в покое и конценрировать свое вни-мание на одном предмете.

Раздражает долго пребыва-ние в замкнутом прост-ранстве. Требуют немед-ленного удовлетворения желаний  и не готовы бороться с трудностями.

Плохо развита мелкая моторика.

В классе д/б 2 места – где он не слишком отвлекал от занятий других учеников, где он мог бы успокоиться.

Нужно постоянно подбад-ривать, похлопать по пле-чу, обнять или пожать ру-ку.

Перевод слов.

Яркая личность

 

Громкое имя

Сильная натура

Увидеть

 

Услышать

Уловить суть

Проглядеть

 

Прослушать

Упустить

Некрасивый

 

Неблагозвучный

Неприятный

Посмотрим

 

Обговорим

Прикинем

Тусклый

 

Однозвучный

Вялый

Осматриваться

 

Прислушиваться

Заострить внимание

Показать

 

Рассказать

Продемонстрировать

Просмотреть

 

Прослушать

Прочувствовать

Красиво выглядит

 

Хорошо звучит

Гладко выходит

 

Сейчас я предлагаю обратиться к нашей таблице, с которой мы сегодня с вами будем работать.

И первое задание, с которым вам необходимо будет справиться: впишите в 3 строку (Восприятие информации) те органы чувств, через которые получает информацию аудиал, визуал, кинестет, дигитал.

Каждый из представленных типов обладает своей индивидуальной характеристикой. (Краткое представление характеристики представленных типов).

А сейчас, опираясь на полученную информацию, давайте вместе порассуждаем, каковы же особенности внимания каждого из типа (идет фронтальная работа).

Мы с вами познакомились, с особенностями характеристик и внимания. А теперь давайте поработаем переводчиками (работа со строкой “Перевод слов” – заполнить пропущенные слова)

Вспомните героев советского мультфильма “Вини Пух”. Вспомните их поведение и речь и попытайтесь определить ведущую репрезентативную систему у них. Наклейте на свой раздаточный материал рисунки героев.

Способы работы с аудиалами, визуалами, кинестетами (работа в группах; мозговой штурм; оформление результатов работы на отдельных листа). После того, как вы поработаете, я предлагаю вам представить наработанный материал.

Следующая работа: в группе: изучите внешний облик, речь, дистанцию представленных типов и изобразите карикатурно или схематично внешние признаки аудиала, визуала и кинестета (на каждую группу 1 тип).

4. Подведение итогов.

Несколько полезных замечаний:

·         у ребенка, как и взрослого, может быть выражена одна ведущая репрезентативная система, но она не всегда бывает развита в полном объеме;

·         мы понимаем, что если у человека хорошо развиты все каналы восприятия и все репрезентативные системы, он будет успешнее воспринимать и обрабатывать информацию.

И в заключении я прошу внутри группы поделиться впечатлениями о семинаре, какие знания и полезные навыки приобрел каждый из вас. (В группы раздается клубок ниток, и перебрасывая этот клубок, оставляя держать нить, каждый в группе говорит о своих впечатлениях и полученном опыте. После того, как нити будут переплетены, мы говорим о том, что каждый приобрел какую-то часть знаний, которыми он в дальнейшем может поделиться и с коллегами, и с родителями, а так же помочь нашим детям, ведь какие бы мы предметы не преподавали, мы все очень тесно переплетены, и работа каждого из нас важна, и она влияет на все, что происходит в школе)


 

Конспект урока Тема НЛП: репрезентативные системы и общение людей

Конспект урока Тема НЛП: репрезентативные системы и общение людей

Основная часть. 1) Повторение пройденного материала

Основная часть. 1) Повторение пройденного материала

Визуальный – то, что мы видим.

Визуальный – то, что мы видим.

Канал восприятия Репрезентативная система

Канал восприятия Репрезентативная система

Ярко, ясно, наглядно, четко, синий, цветной, радужный, искристый, смотреть, пригляды-ваться, осмотреться, белесый

Ярко, ясно, наглядно, четко, синий, цветной, радужный, искристый, смотреть, пригляды-ваться, осмотреться, белесый

Характеристика Важно, чтобы было красиво (на парте порядок)

Характеристика Важно, чтобы было красиво (на парте порядок)

Внимание! Особое внимание – развитию язы-ковых навыков, коммуникабель-ности, и общей физической коор-динации

Внимание! Особое внимание – развитию язы-ковых навыков, коммуникабель-ности, и общей физической коор-динации

Внимание! Особое внимание – развитию язы-ковых навыков, коммуникабель-ности, и общей физической коор-динации

Внимание! Особое внимание – развитию язы-ковых навыков, коммуникабель-ности, и общей физической коор-динации

Вспомните героев советского мультфильма “Вини

Вспомните героев советского мультфильма “Вини
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2021