НОД "Богатыри Земли Русской"

  • docx
  • 15.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала нод Богатыри.docx

 

Тема «Богатыри земли Русской»

Ход образовательной деятельности:

(Дети сидят полукругом на стульях. Звучит музыка Э. Грига «Утро»)

Воспитатель: Собрались мы сегодня для беседы доброй и складной. Чтоб был у нас мир да лад и согласие. И велась наша беседа речью плавною. А еще хочу пожелать вам, чтоб участвовали вы в нашей беседе и внимательно слушали. Все, что услышите, может вам пригодиться. У меня для вас есть сюрприз – эта книга для детей, называется она «Былины о русских богатырях». В этой книге много иллюстраций с одной из былин мы с вами сегодня познакомимся. Дети, скажите, пожалуйста. Как называлась наша Родина в старину, когда ещё не было ваших дедушек и бабушек?

Дети: В старину наша Родина называлась Русью.

Воспитатель: Ее просторы и природные богатства с древности всегда манили захватчиков. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской. А как назывались в те далекие времена воины, охранявшие родную землю от врагов?

Дети: Богатыри. 

Воспитатель: Богатыри, люди, которые обладают невиданной силой, храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т.д.). Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть.

Воспитатель: Дети, кого из богатырей вы знаете?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор.

Самые известные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. 

Воспитатель: Русский народ наделил былинных богатырей лучшими положительными качествами: смелостью, силой, мудростью, преданностью своей Родине. Художник Виктор Михайлович Васнецов через краски выразил любовь народа к богатырям (обращает внимание детей к репродукции картины “Три богатыря”) Кто изображен на картине?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Это самая крупная картина художника – она, призванная выразить дух русского народа. Герои, наделены яркой внешностью с героическими чертами характера. Богатыри сидят верхом на конях. Кони у них тоже богатырские.

Воспитатель: Как одеты богатыри?

Дети: На голове у богатырей шлем. На них надеты “железные” рубахи, сапоги.

Воспитатель: Называются такие железные рубахи – кольчуги.

В центре – Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила. В одной руке у него палица (показ), в другой копье.
Богатырь справа, самый младший - Алёша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Третий богатырь – Добрыня Никитич -  он может выполнить самые сложные поручения.

 Весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

Воспитатель: Назовите, чем вооружены богатыри?

Дети: У Ильи Муромца – щит и копьё, а ещё палица.

У Алёши Поповича – лук со стрелами.

У Добрыни Никитича в руке меч.

 Воспитатель: Дети, подумайте и скажите: “Какими словами можно сказать о богатырях?”

Дети: Богатыри сильные, смелые, бесстрашные. Богатыри защищают свою Родину от врага.

Воспитатель: Верно. Трудно представить богатырей как-то по-другому. Картина вызывает у нас чувство гордости за русский народ, который создал такие образы былинных богатырей.

Засиделись мы за беседой нашей доброй и складной. Пора вам отдохнуть, да силу и ловкость свою показать.

Физминутка:
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
(Дети садятся на места, занятие продолжается)

Воспитатель: Не раз богатыри спасали Русь от злого врага. Народ прославлял их подвиги и о таких богатырях издавна слагал былины.
А что такое былина?
 (Ответы детей)
Воспитатель: 

Былина – это русские народные песни - сказания. Создателями былин является народ. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских богатырей.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с былиной, в которой описываются подвиги одного из богатырей. Былина называется «Добрыня Никитич». Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопрос «С кем сражался Добрыня Никитич?»

(Чтение былины)

Воспитатель:

- Что я вам сейчас прочитала?

 Подвиги, какого богатыря описываются в этой былине?

- С кем сражался Добрыня Никитич?

- Какой уговор был между Добрыней Никитичем и змеем?

- Что произошло потом? (Змей утащил девицу – красавицу, племянницу князя Владимира и богатырю пришлось её спасать)

Каким мы представляем Добрыню Никитича? (Смелым, отважным, храбрым, добрым, сильным)

Воспитатель: Кто из вас готов, тоже совершить подвиг? (Выбрать одного мальчика)

Игра «Снаряди богатыря в поход»

Воспитатель: Что нам понадобилось для богатыря?

Дети: Кольчуга, сапоги, шлем, лук и стрелы, меч, щит, богатырский конь.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие у меня необычные рисунки.

(Раздать детям раскраски)

Воспитатель: Я предлагаю вам с помощью цветных карандашей раскрасить рисунки – портреты для выставки, для наших родителей.

(Дети приступают к работе, звучит “Богатырская симфония” Бородина)

По окончанию воспитатель вместе с детьми организует выставку детских работ.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете былины и их главных героев. А теперь давайте вернемся в наше время.
Как вы считаете, есть богатыри в наше время? (Ответы детей)
Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей).
Где их можно встретить? (Пожарные, пограничники, космонавты, врачи)
Воспитатель: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. И вы когда вырастите, станете сильными и смелыми  настоящими патриотами нашей Родины.