Тема «Богатыри земли Русской»
Ход образовательной деятельности:
(Дети сидят полукругом на стульях. Звучит музыка Э. Грига «Утро»)
Воспитатель: Собрались мы сегодня для беседы доброй и складной. Чтоб был у нас мир да лад и согласие. И велась наша беседа речью плавною. А еще хочу пожелать вам, чтоб участвовали вы в нашей беседе и внимательно слушали. Все, что услышите, может вам пригодиться. У меня для вас есть сюрприз – эта книга для детей, называется она «Былины о русских богатырях». В этой книге много иллюстраций с одной из былин мы с вами сегодня познакомимся. Дети, скажите, пожалуйста. Как называлась наша Родина в старину, когда ещё не было ваших дедушек и бабушек?
Дети: В старину наша Родина называлась Русью.
Воспитатель: Ее просторы и природные богатства с древности всегда манили захватчиков. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской. А как назывались в те далекие времена воины, охранявшие родную землю от врагов?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Богатыри, люди, которые обладают невиданной силой, храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т.д.). Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть.
Воспитатель: Дети, кого из богатырей вы знаете?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор.
Самые известные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Воспитатель: Русский народ наделил былинных богатырей лучшими положительными качествами: смелостью, силой, мудростью, преданностью своей Родине. Художник Виктор Михайлович Васнецов через краски выразил любовь народа к богатырям (обращает внимание детей к репродукции картины “Три богатыря”) Кто изображен на картине?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Это самая крупная картина художника – она, призванная выразить дух русского народа. Герои, наделены яркой внешностью с героическими чертами характера. Богатыри сидят верхом на конях. Кони у них тоже богатырские.
Воспитатель: Как одеты богатыри?
Дети: На голове у богатырей шлем. На них надеты “железные” рубахи, сапоги.
Воспитатель: Называются такие железные рубахи – кольчуги.
В
центре – Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем
чувствуется спокойная уверенная сила. В одной руке у него палица (показ), в
другой копье.
Богатырь справа, самый младший - Алёша
Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости,
он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с
копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Третий богатырь – Добрыня Никитич - он может выполнить самые сложные поручения.
Весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.
Воспитатель: Назовите, чем вооружены богатыри?
Дети: У Ильи Муромца – щит и копьё, а ещё палица.
У Алёши Поповича – лук со стрелами.
У Добрыни Никитича в руке меч.
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите: “Какими словами можно сказать о богатырях?”
Дети: Богатыри сильные, смелые, бесстрашные. Богатыри защищают свою Родину от врага.
Воспитатель: Верно. Трудно представить богатырей как-то по-другому. Картина вызывает у нас чувство гордости за русский народ, который создал такие образы былинных богатырей.
Засиделись мы за беседой нашей доброй и складной. Пора вам отдохнуть, да силу и ловкость свою показать.
Физминутка:
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
(Дети садятся на места, занятие продолжается)
Воспитатель: Не раз богатыри
спасали Русь от злого врага. Народ прославлял их подвиги и о таких богатырях
издавна слагал былины.
А что такое былина? (Ответы детей)
Воспитатель:
Былина – это русские народные песни - сказания. Создателями былин является народ. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских богатырей.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с былиной, в которой описываются подвиги одного из богатырей. Былина называется «Добрыня Никитич». Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопрос «С кем сражался Добрыня Никитич?»
(Чтение былины)
Воспитатель:
- Что я вам сейчас прочитала?
- Подвиги, какого богатыря описываются в этой былине?
- С кем сражался Добрыня Никитич?
- Какой уговор был между Добрыней Никитичем и змеем?
- Что произошло потом? (Змей утащил девицу – красавицу, племянницу князя Владимира и богатырю пришлось её спасать)
- Каким мы представляем Добрыню Никитича? (Смелым, отважным, храбрым, добрым, сильным)
Воспитатель: Кто из вас готов, тоже совершить подвиг? (Выбрать одного мальчика)
Игра «Снаряди богатыря в поход»
Воспитатель: Что нам понадобилось для богатыря?
Дети: Кольчуга, сапоги, шлем, лук и стрелы, меч, щит, богатырский конь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие у меня необычные рисунки.
(Раздать детям раскраски)
Воспитатель: Я предлагаю вам с помощью цветных карандашей раскрасить рисунки – портреты для выставки, для наших родителей.
(Дети приступают к работе, звучит “Богатырская симфония” Бородина)
По окончанию воспитатель вместе с детьми организует выставку детских работ.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете
былины и их главных героев. А теперь давайте вернемся в наше время.
- Как вы считаете, есть
богатыри в наше время? (Ответы детей)
- Как вы думаете, какими
качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей).
- Где их можно встретить?
(Пожарные, пограничники, космонавты, врачи)
Воспитатель: Днем и ночью эти
люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. И вы когда
вырастите, станете сильными и смелыми - настоящими патриотами нашей Родины.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.