НОД для детей старшего возраста (речевое развитие) Тема: Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела».
Цель: помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (в обработке В.Глоцера и Г.Снегирёва), учить пересказывать её.
Задачи:
1. Развитие свободного общения, компонентов устной речи: как грамматического строя, так и диалогической и монологической форм.
2. Формирование активного словаря.
3. Воспитание интереса к чтению художественной литературы, желания и умения слушать.
4. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку.
Предварительная работа:
1. Знакомство с жизнью и бытом северных народов.
2. Чтение сказок северных народов.
3. Разучивание игр народов севера.
Материал и оборудование: цветик-семицветик, фотографии животных севера, «очаг», мнемотаблица, варежки для игры, кукла в национальном костюме
Ход НОД:
Организационный момент:
(Детей приглашают в полукруг).
С добрым утром, с новым днём!
Как мы дружно здесь живём.
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём.
Сюрпризный момент.
В: Ребята, вчера я заглянула в нашу волшебную коробочку, и увидела в ней цветок. Мне кажется, это ……
Дети: Цветик-семицветик.
В.: Точно! А вы помните, что умеет делать этот цветок?
Д.: Он умеет выполнять разные желания!.....
В.: Тогда я предлагаю воспользоваться им и отправиться в путешествие. А давайте отправимся на крайний север, как героиня Женя из рассказа «Цветик -семицветик?
Д.: Да!
В.: Только нужно вспомнить и произнести слова. Помните какие?
Воспитатель отрывает один лепесток, и все вместе произносят слова:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели!
Вели, чтобы мы оказались на крайнем севере!
Под волшебную музыку происходит «волшебное» перемещение.
В.: Ого! Вот это да! Ребята, как холодно! Смотрите, кругом всё белым-бело! Снег! Лёд! А вон там вдали я вижу белых медведей!
В.: Кого вы видите ещё?
Д.: Оленей.
В.: Кто же это возлегает на льдинах?
Д.: Это моржи.
В.: Здесь ещё и птицы в таком холоде летают. Что же это за белая птица?
Д.: Это полярная сова.
В.: А, посмотрите-ка, налево. Я вижу там огонек. Там живут люди. Этот северный народ зовётся эскимосами. Что напоминает вам название этого народа?
Д.: Мороженое «эскимо».
В.: Верно. Ребята, я предлагаю вам зайти в гости к эскимосам и подружиться с ними. Как вы думаете?
Д.: Да, давайте зайдём в гости.
Приходим к месту стоит очаг и встречает хозяйка (куколка в эскимосском костюме). Воспитатель рассказывает о эскимосском народе. Воспитатель берет куклу в руки: Эскимосы - народ, который первым встречает утро нового дня на территории России. Название эскимосы происходит от индейского слова "эскимо" ("употребляющий сырое мясо"). Моря, омывающие Чукотку Камчатку, с древнейших времён славились богатством и разнообразием морских животных. Основной пищей служило сырое, вяленное, замороженное или квашенное мясо морских животных. Эскимосы, народ гостеприимный. И пока вы будете греться, я расскажу вам чудесную эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела». Вы запомнили название сказки? Кто кого обидел?
- А кто такой бычок?
Дети говорят о телёнке.
- Вы рассказали о телёнке. А ещё есть морская рыбка под названием «бычок». Вот его лисичка и обидела. Хотите узнать, как это случилось?
Д.: Да.
Воспитатель читает сказку «Как лисичка бычка обидела».
Х.: Вам понравилась эскимосская сказка?
Д.: ……..
В: Давайте погреем наши руки и пальчики у очага (используется Упражнение «Скажи наоборот» при помощи «горячей картошки)
Весело- грустно
Дружба – вражда, ссора.
Друг – враг.
Грубая – ласковая.
Добрая – злая.
Хитрая – простодушная.
Обижать – утешать.
Дразнить –хвалить.
Плакать – радоваться, смеяться.
Совместный пересказ сказки воспитателя и ребенка
Двое детей пересказывают сказку, при этом одного рассказчика назначает воспитатель, а второго приглашает ребёнок, но должен сделать это вежливо: «Вика, хочешь рассказать эту сказку вместе со мной» - «Хочу. Спасибо».
- А чем лисичка бычка обидела, что она запела? Если она пела, значит эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споём лисичкину дразнилку вместе. А теперь пусть споёт …..(…….)
В: Ребята я хочу предложить сюжетные картинки. Нужно выбрать одну, которая соответствует нашей сказке. (Дети выполняют задание)
В: Молодцы, а теперь скажите, а другие картинки к каким сказкам относятся? (дети выполняют задание)
В: Присаживайтесь и ещё раз внимательно прослушайте сказку. И постарайтесь запомнить все слова, которые сказала лиса бычку, что бычок ответил лисичке. Что мама – лиса спросила у лисички. Что лисичка ответила маме. Повторное чтение сказки.
В: Теперь, я предлагаю пересказать сказку по мнемотаблице.
Х.: Чтобы вы не скучали, предлагаю поиграть в эскимосскую народную игру:
«Жмурки в рукавичках»
Среди
участников выбирается водящий, которому завязывают глаза. На руках у водящего
должны быть рукавицы. К водящему подходит один из игроков. Задача водящего – на
ощупь определить, кто перед ним.
Если водящий угадал, тот человек становится водящим, если нет - к водящему
подходит следующий участник.
Воспитатель берет в руки куклу
В: Нам очень понравилось гостить у эскимосов, но, нам пора возвращаться в детский сад. Большое спасибо. До свидания.
Дети благодарят и прощаются.
В.: А теперь, чтобы вернуться, нам снова нужен лепесток цветика-семицветика и волшебные слова.
Все вместе произносят:
Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток.
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели.
Вели, чтобы мы оказались в детском саду.
Под загадочную музыку происходит возвращение в детский сад.
Рефлексия.
В: - Какую сказку вы сегодня слушали?
Д. - «Как лисичка бычка обидела».
В. - Кто больше всех вам понравился?
Д. - Бычок, Лисичка, мама Лиса.
В. - Согласны ли вы с концовкой сказки?
Как бы вы закончили сказку?
Д. - Надо, чтобы лисичка и бычок помирились и т. п.
В: Какая в этой сказке лисичка? А бычок? Помните, что мама-лиса сказала дочке? Вот и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли вы так же, как лисичка.
В. - Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?
Д. - Нет, нельзя дразнить, потому что все не могут быть похожими друг на друга. Каждый по- своему особенный.
В. - Какие вежливые слова вы знаете?
Д. - Спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, прости, будь добр, и т. д.
В: Вы все сегодня молодцы, потому что оказались воспитанными и дружелюбными. Каждый ребенок подойдет и выберет себе грустный или веселый смайлик, в зависимости от того насколько понравилось собрание.
Спасибо, занятие окончено!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.