МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №12
«Кубань-мое Отечество»
Номинация: «Многонациональная Кубань»
Подноминация: «Занятие с детьми дошкольного возраста»
Тема : «Наша многонациональная Кубань!»
Воспитатель:
Ёлкина Анастасия Александровна
тел.: 8-918-164-63-46
e-mail: Anastasi.lu@mail.ru
г. Армавир
Аннотация.
В современных социально-политических условиях развития нашей страны главным является формирование высоконравственной, культурной личности, гражданина, патриота Отечества. Полноценное развитие личности без глубокого знания традиций и истории своей малой Родины – невозможно. Это определяет социально-нравственную и мировоззренческую ориентацию человека, влияет на становление характера личности. Краснодарский край сегодня – многонациональный край, в нем проживают представители разных национальностей, которые составляют единый народ.
Наша работа представляет собой одну из инновационных форм работы с детьми – сценарий квест-игры, в которой дети в игровой форме узнают сходства и различия многих этнических культур, что является основой для формирования уважительного отношения личности к традициям семьи, общества и государства, друг к другу.
Ценность проведенного мероприятия заключается в разработке продуктивного сотрудничества детского сада и краеведческого музея г. Армавир, что позволило раскрыть многообразие культур населения Кубани, закрепить положительное отношение к своей малой родине, народов, проживающих на территории Краснодарского края.
форма проведения урока (занятия): квест-игра
место проведения урока (занятия): МАДОУ №12
необходимое материально-техническое обеспечение:
- переносная музейная экспозиция
- ИКТ – технологии
Технологическая карта занятия в подготовительной группе |
|||||
Тема занятия |
Наша многонациональная Кубань! |
||||
Культурная практика |
Игровая деятельность Изобразительная деятельность Двигательная деятельность |
||||
Культурно-смысловой контент |
Подготовка детей к успешной интеграции в
многонациональное общество, продуктивной социализации. |
||||
Возраст воспитанников |
6-7 лет |
||||
Продолжительность занятия |
30 мин. |
||||
Опорные понятия (понятийный словарь)
|
Дошкольное образование и воспитание; толерантность;многонациональная, народы; Кубань. |
||||
Место проведения занятия (класс, , музей, памятник, историко-культурная среда города/поселка) |
- Групповое помещение детского сада - Специально оборудованный выездной музейно-образовательный комплекс |
||||
Цель (что формируем? (познавательные действия…) через что?- в какой деятельности?) |
Формирование патриотизма и толерантности посредством познавательной деятельности и обогащения культурного опыта детей. |
||||
Задачи: |
|||||
Воспитательные |
Воспитывать уважение к культурным и национальным особенностям других народов, живущих на территории Краснодарского края. |
||||
Развивающие |
- Развивать речь детей, учить вырабатывать свое мнение, аргументированно его выражать и уважать мнение товарищей. |
||||
Обучающие |
- Учить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций. - Анализировать и обобщать полученные знания для практического применения. |
||||
Оборудование |
Презентация к игре «Верю, не верю» Русский народный костюм Музейные экспонаты |
||||
Этапы |
Деятельность педагога, приёмы работы |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты ( в результате дети смогут…) |
||
Введение в ситуацию |
Дети стоят в кругу с воспитателем. Воспитатель: - Ребята, Доброе утро вам желаю, - Хорошее настроение посылаю. - И улыбка вслед идет, солнышко тепло дает. - Ребята, у вас хорошее настроение? (Да!) Поделитесь теплом друг с другом. - И у меня хорошее настроение! Беседа (В группе находятся шарики цвета кубанского флага, звучит песня «Каравай, каравай…»), Воспитатель (далее «В»): Ребята, что это за музыка? Когда мы слушаем и поем эту песенку? Дети(Далее «Д»): Когда у кого-то День Рождения В: а у кого сегодня день рождения? Д: в нашей группе – ни у кого. В: Ребята, может быть у нас есть подсказка? Обратите внимание на цвета шариков. Д: Они цвета кубанского флага. В: У каждого человека есть Родина. Для нас с вами это Краснодарский край, у которого сегодня день рождения! Что мы знаем о нашей Родине? Предлагаю вам заглянуть в копилку интересных фактов! |
Выполняют элементы психогимнастики Дети рассуждают, выдвигают свои гипотезы . |
Получат положительный эмоциональный настрой на совместную образовательную деятельность |
||
Актуализация знаний и умений |
Презентация к игре «Верю, не верю» - Верите ли вы, что наш край называют Кубанью в честь реки? (Это правда, Кубань – хоть и не самая длинная река Краснодарского края, но именно с нее начался Краснодарский край) - Верите ли вы, что символом Кубани среди деревьев является липа? (А это неправда! Настоящий символ - Тополь) - Верите ли вы, что день символов краснодарского края празднуется летом? (Верно, 1 июня) - Верите ли вы, что самая маленькая птица, живущая на Кубани – может поместиться в спичечный коробок? (Верно, это птица королек) - Верите ли вы, что Краснодарскому краю 10 лет? (Неверно, 85 лет) В: 85 лет исполняется нашему любимому краю. |
Смотрят презентацию, отвечают на вопросы в игре «Верю, не верю» |
Анализировать, сравнивать, обобщать |
||
Затруднение в ситуации |
Как принято праздновать дни рождения? Д: Поздравлять, дарить подарки, приглашать друзей Возникает затруднение. В: Как можно поздравить с днем рождения целый край? Ведь здесь проживает так много людей, которые принадлежат разным народам! У всех свои традиции, надо всех поздравлять по-своему. Выявление причины затруднения: - Как нам узнать про народы Кубани? Причина затруднения: - Мы не знаем, какие народы проживают на территории Кубани, их традиций. |
Делают предположения, как решить проблемную ситуацию |
Сформулировать причину затруднения. Поставить перед собой не менее одной задачи для устранения затруднения Спросить у взрослого. |
||
«Открытие» нового знания (способа действия) |
В: У кого мы можем узнать о народах Кубани и их традициях? Д:Можем спросить у взрослого, посмотреть телевизор В:А я знаю такое интересное место, где все это можно не только услышать, и увидеть, но даже потрогать! И вы узнаете это место, как только отгадаете загадку: «То здание богато В подборе экспонатов От подков до замков Все из прошлых веков!» Д:Музей! В:Верно! А путь к музею нам подскажет специальная карта. Чтоб в дороге не устать, нужно немного размяться: ФИЗМИНУТКА ПУТЕШЕСТВИЕ Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом) И цветов букеты соберем (наклоны вперед) Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх) Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках) Если встретятся овраги, Мы овраги обойдем (ходьба назад) Если встретятся коряги, Под корягой проползем (ходьба на четвереньках) Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках) Дружно в сказку попадем (обычная ходьба на месте)
В:Пришло время отправиться в наше увлекательное путешествие.
Детей встречает Хозяйка. Хозяйка (далее «Х»): Добро пожаловать, гости дорогие! Приветствуем, Вас, добрые люди! Просим в нашу хату! Красному гостю – почётное место! Будьте как дома, присаживайтесь! Куда путь держите? Д: В музей Х: Что вы хотите узнать? Д: Интересно узнать про народы Кубани. Х: Про один из них могу и я рассказать! Сейчас вы находитесь в русской избе. Один из народов Кубани – русские. Родной язык русский. Обратите внимание на мой костюм - из каких элементов он состоит? (рубаха, «косоворотка», брюки, рубаха и сарафан, платье, украшенное разными вышивками, кружевом). На голове кокошник, платок, повязка; у мужчин – картуз (фуражка). Одежда удобная, яркая, красочная, нарядная, украшенная вышивкой. Девушки зимними долгими вечерами украшали вышивкой одежду. В: А почему не все платочки вышиты? Х: Все готовятся к празднованию 83 лет Краснодарского края, а одна я ничего не успеваю! Помощь мне бы не помешала. Д: Мы поможем тебе. Х: Спасибо ребята. В: А нам пора оправляться дальше. Звучит песня «У адыгов обычай такой». Слова Киримизе Жанэ, музыка Гошнау Самоговой.
В: Ребята, а ведь в этой песне поется о народе. О каком? Д. Адыги. В: Верно! Более 450 лет адыги и русские мирно и дружно живут под одним небом, но мальчиков с детства учили военному делу, готовили наездников-воинов. Большой честью было погибнуть в бою, как герой. О храбрых джигитах-наездниках слагали песни, легенды. Это Находило свой отлик и играх и забавах адыгов. Давайте поиграем в адыгейскую народную игру, которая называется «Всадник» ШЫУ Подготовка: В игре участвуют четыре и больше игроков. Они распределяются по парам. Отмечается линия старта, а на расстоянии 20 метров от неё проводится линия финиша. Описание игры: Первый игрок – «конь» - вытягивает руки назад-вниз, а второй – «наездник» - берёт его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой. Правила игры: Побеждает пара, которая ни разу не проиграла забег. В: Пора продолжать свой путь. Ребята, посмотрите, какая красивая кукла. Обратите внимание на ее наряд. Что вы можете сказать о нем? Д:это национальный костюм армяней В: Наша гостья не с пустыми руками. Посмотрите, что там? (ответы детей) . Это национальный армянский хлеб “Лаваш”, его выпекают из пшеничной муки в традиционных печах-тонирах. Лаваш не теряет своих вкусовых качеств очень долго. Удобство лаваша заключается в том, что в него, можно завернуть сыр, мясо, зелень, соленье. Он может заменить салфетку и тарелку, а свернув конусом, даже ложку. Армянская Кухня очень полюбилась Кубанцам и всем жителям России. Но нам пора отправляться дальше. |
Знакомятся с особенностями национального состава населения Краснодарского края. |
Сформулировать не менее 1 способа преодоления затруднения |
||
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребёнка |
Взгляните, куда это мы попали? В какой - то национальный музей. Давайте рассмотрим все повнимательнее. Как вы думаете, к какому народу относятся эти предметы быта? Может кто-то увидел знакомые предметы одежды или быта? Правильно, это русский музей. Хотели бы вы познакомимся с русской культурой поближе? Д: дети рассматривают костюм, предметы быта. В: Посмотрите на эту красоту. К какой народности могут относиться эти предметы быта, одежды? В: посмотрите, а вот же они, представители разных народностей, мы уже с вами говорили о национальных костюмах, обращали внимание на узоры, линии. Теперь каждый из вас оденет одного представителя в национальный костюм. ( на столах все необходимое для расцвечивания: краски, пластилин, карандаши, цв. бумага и т. д.) Дети проходят за рабочие столы и одевают (расцвечивают) своих кукол, под тихие национальные мелодии. |
||||
Осмысление |
Беседа: - Где вы сегодня побывали? - Что вы смогли узнать? - Чем мы сегодня занимались? - О чем бы вы хотели рассказать своим родителям и друзьям? |
Обсуждают занятие, отвечают на вопросы. |
Развитие аналитических способностей, рефлексии |
||
Библиография: |
Березлева Е.В., Тертышникова Н.А., Мы все такие разные: Программа приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре народов Кубани / Е.в. Березлёва, Н.А. Тыртышникова; под общ. ред. О.Н. Родионовой. – 2-е изд. – Армавир, 2018. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2018
|
||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.