НОД в подготовительной группе по развитию речи "Маша идет в школу"

  • docx
  • 23.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала НОД в подготовительной группе по развитию речи.docx

НОД в подготовительной группе по развитию речи "Маша идет в школу"

 

Задачи.

·        Закреплять составлять предложения, делить слова на слоги; называть и различать звуки русского языка, умение высказывать свою мысль.

·        Развивать речь, внимание, память, познавательный интерес, творческие способности, а так же самоконтроль и рефлексию.

·        Расширять словарь детей.

·        Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу, воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

 

Оборудование: презентация по теме ООД, проектор, карточки для игр «Кто - что», «Рассели по домикам»,  портфель, книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка, мяч, фишки для самоконтроля детей.

 

Методы и приемы:

- наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация);

- словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание);

- практические (игровые).

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

 

1. Вводная часть.

– Ребята, какое у вас сегодня настроение?  (Хорошее, радостное, веселое. )
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. 
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Посмотрите ребята к нам на занятия пришли гости, давайте улыбнемся и им тоже, таким образом, поприветствуем их.

 

Сегодня у нас будет необычное и интересное занятие, потому что к нам в гости придёт будущая первоклассница. Послушайте ее описание и определите из какого она мультфильма

 

Возраст: дошкольный.

Рост: точно не баскетбольный.

Вес : не худая и не толстая вроде.

Где живет: у железной дороге, в домике,  на природе.

Любимая фраза: «Поиграй со мною!»

Привычки: у всех быть болью головною.

Любимое блюдо: леденец на палочке.

В свободное время любит: играть со всеми в салочки.

Увлечения: мультики, игрушки, книжки.

Мечта: поскорее вырасти большой, как Мишка.

( СЛАЙД 1)

 

- А вот и наша героиня. (СЛАЙД 2,3). Скажите, пожалуйста, какая она по характеру? ( Ответы детей: Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…)

 

2. Основная часть.

1) ребята, Маша  скоро  пойдёт в школу, как и вы, и просит вас помочь ей подготовиться.(СЛАЙД 4).

— Поможем? А вам эти знания пригодятся? Зачем? А что будет, если не готовиться к школе? (Ответы детей)

— Хорошо, но прежде, чем мы узнаем задания, давайте вспомним правила хорошего поведения. Я начну, а вы продолжите.

(Речевая игра: «Доскажи словечко». Цель учить подбирать рифму по смыслу).

Слушаем внимательно, выполняем задания ………старательно.

Ответить хочешь – не кричи, а только руку …… …подними.

За столом сидим мы ровно и ведём себя ………спокойно.

-Молодцы! Ну что ж, вижу, вы готовы! А вот и 1 задание.

 

1 задание: «Да-Нетки»

Вопросы хитрые задам.

Коль отрицательный ответ,

Прошу ответить словом «нет»,

А утвердительный - тогда

Скажите громко слово «да».

Не сомневаюсь я, ребята,

У каждого ума палата,

Но у меня для вас совет:

Ответы «Да», ответы «Нет»

Давать мгновенно не спешите,

подумав крепко, говорите.

 

Откройте мне один секрет:

Живут жирафы в тундре?....нет

 

Увидишь в ясный день крота,

Парящим в небе, правда?...нет

 

Строитель строит города.

А осы строят соты?....да

 

Оранжевый и красный цвет

Горячими считают?...да

 

Машинам дан зеленый свет,

Идти по зебрам можно?....нет

 

В окошке утром – солнца свет,

Ночь наступает, верно?....нет

 

В реке теплющая вода.

И в проруби такая?.....нет

 

А будет нам видна звезда,

Коль ночью небо в тучах?....нет

 

 

2) - Маша очень хочет идти в школу и уже  собрала портфель. (СЛАЙД 5).

Давайте, посмотрим, что она в него положила. По очереди будем доставать по одному предмету из портфеля, называть его и описывать. Какая у предмета форма, цвет, величина; каково назначение предмета.

Игра «Опиши предмет».

(Книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка.)

- Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Школьные принадлежности).

(Воспитатель складывает всё в портфель).

3) - Взяла Маша портфель и отправилась в путь. А дорога шла через леса, через поля, через реки. По пути она встречала много разных предметов и вещей..., и вдруг увидела 4 домика. И в них надо было расселить изображенные на картинке предметы.

- Догадалась я давно,

Кто здесь ОН, ОНА, ОНИ, ОНО.

Догадаешься и ты,

В домики их рассели. Игра «Рассели по домикам».

 

Физкультурная минутка с Машей ( СЛАЙД 6)

- Ребята, загрустила Маша. Ох, как многого она еще не знает! Она думала, что собрала портфель и можно отправляться в школу, а, оказывается нужно много чего знать и уметь. Упало у Маши настроение. Давайте сделаем так, чтобы Маша снова была весела. Станьте в круг и возьмитесь за руки.

Настроение упало,

Дело валится из рук…

Но ещё не всё пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоём,

С облегчением вздохнём –

Настроение поднимем

И от пыли отряхнём!      

Гимнастика для глаз «Будь внимателен!» (СЛАЙД 7) (снятие напряжения, профилактика нарушений зрения, закрепление букв, пространственная ориентация)

— Внимание на экран! Найдите глазами букву в правом верхнем углу (Р) и произнесите её, теперь переведите глаза в левый нижний угол (К) произнесите, переведите глаза в левый верхний угол (Б) произнесите, в правый нижний угол (Т) произнесите, остановим взгляд в центре листа, произнесите букву (О), поморгайте глазами, зажмурьтесь, откройте. 

Б Р

О

К Т

 

4) - А ведь в школе нужно владеть определёнными знаниями. Там много деток, с ними нужно уметь общаться, находить общий язык. И выражаем свои чувства и мысли, общаемся мы с вами с помощью предложений.

- Ребята, а из чего же состоят предложения? (Из слов).

- Посчитайте, сколько слов в следующем предложении? А для этого давайте составим непростые предложения, а сказочные. Они будут состоять из детей нашей группы. (Вызываю детей, и они встают по порядку). Сегодня ярко светит солнце. (4) Птички поют весело.(3) Море волнуется. (2) (СЛАЙД 8)

5) - Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? Расскажите Маше. (Из звуков).

- На какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные).

- Как произносятся гласные звуки? (Легко, свободно, поются, тянутся). А согласные? (не тянутся, не поются)

- Давайте назовём гласные звуки: А,О,У,И,Ы,Э

- Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие).

Поиграем в игру “Ты мне – я тебе”. Я “кидаю” вам твёрдый звук, вы мне назад “мягкий”.

Вы – большие молодцы! А теперь приготовьте свои язычки и пойте вместе с Машей. «Логопедическая песенка Маши на слоги «ШИ-ША-ШУ» .(СЛАЙД 9).

6) – Молодцы! Теперь Маша умеет считать слова в предложении и различать звуки. Но, ребята, нам ещё нужно научить нашу будущую ученицу делить слова на слоги. Покажем, как это делается? Давайте будем называть школьные принадлежности и считать в них слоги. Покажем, как это делается? Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать. (Тетрадь, карандаш, линейка, учебник, ластик, альбом, краски, кисточка)…

7)– Вы уже знаете, что Маша большая озорница и любит разные игры. И вам предлагает игру “Противоположности” (с мячом). Я называю слово, а вы противоположное.

Первый- последний

Сладкий- горький

Быстро - медленно

Вверх- вниз

Солнечный – пасмурный

Старт – финиш

Открыть - закрыть

Вперед – назад

День – ночь

Грязь – чистота

Пустой – полный

Включить – выключить

Трудолюбивый – ленивый

Больной – здоровый

Белый – черный.

8) Последнее задание (СЛАЙД 10)

– Перед вами карточки с различными предметами и наборы с геометрическими фигурами. На предметы, которые отвечают на вопрос ЧТО? – положите круг, а на предметы, которые отвечают на вопрос КТО? — положите квадрат. Выполняйте последнее задание.

 

3. Заключительная часть. – Молодцы, дети, Маша вас хвалит и желает вам хорошей учебы.(СЛАЙД 11). Скажите, вам понравилось занятие?
- Что больше, вам понравилось?
- Как вы думаете, справились ли вы с заданием.
- А какое задание для вас было самым сложным.
- Посмотрите, я поставлю перед вами 2 баночки. Если вы считаете, что вы справились полностью с заданиями, то возьмите по красному кружку, если вам в чем - то было тяжело и не все успели сделать, то возьмите желтый кружок. Покажите нашим гостям, ваши карточки
. В чём испытывали затруднение? Хотели бы ещё встретиться с Машей? (Ответы детей)

- Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу. А 1 сентября, она, как и вы, пойдёт в школу и будет учиться на пятёрки и четвёрки.