Непосредственно образовательная деятельность.
Дата: 20.01.17.
Педагог: Круговая В.В.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Раздел: Чтение сказки.
Тема: Руская народная сказка «Никита кожемяка».
Цель: развивать интерес к русскому народному творчеству.
Задачи: обогатить словарь детей; развивать познавательный интерес, желание получать
новые знания из книг, от взрослых; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу
России.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: пуд, межа, соха, дары.
Материал: иллюстрации к сказке «Никита Кожемяка», игрушка – Змей Горыныч,
подушечки – камни, ноутбук для показа слайдов.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
2. Чтение отрывков о былинных богатырях.
3. Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».
4. Рассматривание картинок «Доспехи богатыря».
Ход занятия:
Ребята, а вы любите путешествовать? (о.д.)
Я приглашаю вас в путешествие по сказочному русскому лесу. (Слайд)
Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем чтото написано. Вам
интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
Налево пойдешь – далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.
Направо пойдешь – много интересного узнаешь.
Дети, куда же пойдем? (направо)
А где правая сторона? (Дети показывают правую сторону).
Ну, что же, в путь! (Пройти по группе поровозиком)
Вот мы и пришли в наш сказочный лес.(Слайд) Давайте присядем на камни и оглядимся
вокруг.
Отгадайте, какие сказочные герои поселились в русском лесу:
Свист соловьиный,
Взор орлиный –
Не зверь, не охотник,
А (Соловей – Разбойник).
***
Из – за сопок и полей
Показался некий зверь.
В ноздри он дышал огнем.
Ночью стало, словно днем.
Он украл Забаву,
Потащил в дубраву. (Змей Огненный).
Ребята, а кто победил Огненного змея и Соловья – Разбойника? (Богатырь). А каких
богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
Послушайте стихотворение.
Широка ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулась!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Чувство торжества, гордости за свою
Родину).
Сегодня мы познакомимся с русским богатырем Никитой Кожемякой. Посмотрите на
иллюстрацию «Никита Кожемяка».
Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».
Физминутка. ( под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»):
Дружно встали – раз, два, три,
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже.
Поглядеть из под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
Вопросы по сказке.
1. Кто главный герой сказки?
2. Кто украл принцессу?
3. Какое животное помогало принцессе?
4. Кто сильнее змея?
5. Что делал Никита Кожемяка, когда к нему пришел царь за помощью?
6. Почему рассердился Никита?
7. Кто еще просил о помощи главного героя?
8. Можем ли мы назвать Никиту Кожемяку богатырем? Почему?
9. Что делили Змей и Никита?
10. Как победил Никита Змея? Что он с ним сделал?
(Влетает стрела со свитком. В нем просьба о помощи Ильи Муромца).
Игра: «Соберем богатыря в дорогу».
Ребята, давайте с вами вспомним, а какие вещи могут пригодиться
нашему богатырю, когда он собирается в дорогу?
(меч, кольчуга, щит, копье, сапоги, лук, шлем, колчан со стрелами).
Итог занятия.Рефлексия.
Какую русскую народную сказку мы читали?
Что вы узнали о Никите Кожемяке?
Кого мы собирали в дорогу? Интересно было вам всказочном русском лесу? А теперь
настала пора возвращаться нам к себе в группу. 1. Межа – в России граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли.
2. Соха – пахотное орудие, в отличии от плуга не переворачивает пласт почвы, а отваливает его в
сторону, примитивное сельскохозяйственное орудие.
3. Борозда – канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным взрыхляющим почву
орудием; канавка для отвода воды с полей при избыточном увлажнении, поливе в орошаемом
земледелии и для посева сельско хозяйственных культур.
4. Пуд – русская мера веса, равная 16,3 киллограмма.
Никита Кожемяка.
В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева
потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а
крепконакрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая
собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери,
привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и
ответ принесет.
Вот раз царь и царица пишут царевне: узнайде от змея, кто его сильней. Стала царевна от
змея допытываться и допыталась.
Есть, говорит змей, в Киеве Никита Кожемяка тот меня сильней.
Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: естьде в
Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.
Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошел его просить выручить их дочку из тяжелой
неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя
испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож.
Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни
упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошел.
Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот осиротил их лютый
змей, и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды.
Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки,
насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел.
Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, бревнами завалился и к нему не
выходит.
Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! сказал Кожемяка и
стал уже бревна руками разбрасывать.
Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.
Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его
душить. Стал тут змей молить Никиту:
Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим
весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я в другой.
Хорошо, сказал Никита. Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж
нас не было.
Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать,
борозду пропахивать; глубиной та борозда две сажени с четвертью. Провел Никита борозду
от Киева до самого Черного моря и говорит змею:
Землю мы разделили теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не
вышло.
Стали воду делить вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил.
Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой
труд ничего. Царевна же воротилась к отцу, к матери. Борозда Никитина, говорят, и теперь коегде по степи видна: стоит она валом сажени на
две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о
Никите Кожемяке.
НОД по ознакомлению с художественной литературой.
НОД по ознакомлению с художественной литературой.
НОД по ознакомлению с художественной литературой.
НОД по ознакомлению с художественной литературой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.