Организованная образовательная деятельность по развитию речи направлена на обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста. Помогает закрепить понятия: «звук», «слог», «слово», «предложение», умение определять позицию звука в слове, делить слова на слоги, составлять из слов предложения, упражняет в умении различать гласные звуки, твердые согласные и мягкие согласные звуки.
образовательной деятельности по развитию речи
Конспект
(обучение грамоте) для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
старший воспитатель
Ильина Р.М.
Тема: Проделки деда Букваеда в городе Звукинске.
Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия.
Задачи:
Обучающие:
1.Упражнять в умении различать гласные звуки, твердые согласные и мягкие
согласные звуки.
2.Закрепить понятие «звук», «слог», «слово», «предложение», умение
определять позицию звука в слове, делить слова на слоги, составлять из слов
предложения.
3.Продолжать знакомить детей с существительными (словами – предметами),
прилагательными (словами – признаками), глаголами (словами – действиями).
Развивающие:
1.Развивать коммуникативные навыки.
2.Развивать логическое мышление, общую и мелкую моторику.
Воспитывающие:
1.Воспитывать умение работать подгруппами, оказывать друг другу помощь.
Оборудование: предметные картинки, синий и зеленый обручи, карточка со
словами для составления предложений, конверт, кружки красного, синего и
зеленого цвета (бусины), карточки со звуковыми схемами, картинки с
изображением предметов, названия которых начинается с твердого (мягкого0
согласного звука, и предметов, названия которых состоят из двух, трёх
слогов, полоска бумаги для записи схемы предложения, карточка с буквами, у
которых некоторые элементы отсутствуют, простой карандаш – на каждого
ребенка.
Ход НОД
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы сегодня побываем в городе Звукинске и узнаем
много интересного. Но прежде чем вы сядете на свои места, ответьте на
вопросы:
Кого много в жилом доме? (Людей)
Чего много в доме? (Вещей. Мебели)
Кого много в реке? (Рыб).
Чего много в океане? (Воды. Кораблей)Кого много в конюшне? (Лошадей)
Чего много в лесу? (Деревьев)
Чего много у тебя на голове? (Волос)
Кого много в курятнике? (Кур)
Чего много летом на деревьях? (Листьев)
Кого много в зоопарке? (Животных)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы знаете, что в городе Звукинске живут звуки. Какие?
ДЕТИ: Гласные и согласные.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Звуки умеют дружить, но в городе побывал дед Буквоед
и всех перессорил, все перепутал. Поможем жителям города навести
порядок?
ДЕТИ: Да
ВОСПИТАТЕЛЬ: Буквоед рассыпал бусы, а ведь каждая бусина обозначает
какойто звук. Нужно собрать бусины. Каким звукам соответствуют красные
бусины, каким синие, каким зеленые?
ДЕТИ: Красные – гласным; синие – твердым согласным; зеленые – мягким
согласным.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Какой звук услышите, такой кружок – бусину и
выложите.
(Называю звуки. Дети выкладывают кружки, обозначающие звуки: гласные
– красные кружки, твердые согласные – синие, мягкие согласные –
зеленые.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Сейчас мы поможем звуку –р отыскать своё место в
слове. На доске у меня расположены предметные картинки с изображение:
розы, моркови, коровы, шара. Ребята, вам нужно у себя на карточках
разместить синие кружки на звуковых схемах. (Дети работают с
карточками)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Справились с задание. Дед Буквоед разбросал
по всему городу картинки. (Показываю.) На них изображены предметы,
названия которых начинаются с согласных звуков: с твердых или мягких.
Давайте разберем картинки. Мальчики, соберите в синий обруч картинки с
изображением предметов, названия которых начинаются с твердого
согласного звука. Девочки, соберите в зеленый обруч картинки с
изображением предметов, названия которых начинаются с мягкого согласного
звука.
(Дети делятся на две команды и выполняют задание.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы. Разложили картинки, а теперь проверьте друг
у друга, правильно ли вы выполнили задание. Девочки у мальчиков, а
мальчики у девочек. (Дети проводят проверку).
ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас немного отдохнем.
Физкультурная разминка. (по показу)Гласные тянутся в песенке звонкой. (потягиваются)
Могут заплакать и закричать. (выполняют наклоны)
Могут в кровати баюкать ребенка. (баюкают)
Но не желают свистеть и ворчать. (выполняют повороты)
А согласные согласны (шагают на месте)
Шелестеть, шептать, скрипеть, (приседают)
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь. (выполняют повороты головой)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Среди звуков мы навели порядок. Когда гласные звуки
дружат с согласными, что получается?
ДЕТИ: Слоги.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Разберите картинки на подносах. Слева от себя
выложите картинки с изображением предметов, в названии которых, два
слога, справа – картинки с изображением предметов, в названии которых три
слога. Будьте внимательны!
(Дети выполняют задание.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Справились с заданием. Скажите, что
получится, если слоги тоже будут дружить?
ДЕТИ: Слова.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Верно. Давайте поиграем со словами. Если услышите
слово – предмет, хлопните, слово – признак – подпрыгните, слово – действие
– присядьте. (Проводится словесная игра.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, справились с заданием. В славном городе
Звукинске даже слова дружат, и тогда получается?
ДЕТИ: Предложение.
ВОСПИТАТЕЛЬ: хотела вам прочитать несколько предложений, но ничего
не могу понять. (Показываю карточку.) Наверное, это опять происки деда
Буквоеда. Помогите словам, составьте из них предложения.
Прислать, книга, пять.
Купить, мама, шуба.
Мурка, три, родить, котята.
Приехать, папа, через, день, шесть.
Дружить, всем, надо.
(Дети выполняют задание.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы правильно составили предложения. Давайте
последнее предложение запишем и отправим деду Буквоеду.
(Дети на полосках бумаги записываю схему предложения, и вкладывают
полоски в конверт.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, вы знаете, что слова состоят из звуков. Звуки мы
слышим и произносим. А что мы пишем и читаем?
ДЕТИ: Буквы.ВОСПИТАТЕЛЬ: Хотела вам буквы показать, но и тут дед Буквоед
побывал: стёр у каждой буквы часть. Помогите восстановить буквы, допишите
их. Мы их приклеим на большой лист бумаги и отправим деду Буквоеду.
Чтобы буквы получились красивыми, надо пальцы потренировать.
Пальчиковая гимнастика
(Кончики указательных пальцев обеих рук направлены вверх и соединены
. Буква
«А»
между собой подострым углом.
Левая рука. Средний палец соединяет середину указательных пальцев.
Безымянный и мизинец прижаты к ладони. Большой палец прижат к
указательному.
Правая рука. Средний, безымянный и мизинец прижаты к ладони.
Большой палец прижат к указательному.)
***
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
(Раздаю карточки. Дети дорисовывают недостающие элементы букв.
Затем наклеивают на общий лист бумаги и складывают в конверт.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Чему вы сегодня научились? (Ответы детей.) Вы
помогли жителям города Звукинска навести порядок. Буквы и предложения
мы положили в конверт. Отправим их деду Буквоеду – пусть он тоже
научится дружить со звуками, буквами и словами.