Нормативно – правовая база патриотического воспитания в школе.
Конспект лекции.
План.
1. Основные понятия.
2.История развития патриотизма.
3. Нормативные документы.
4. Компетенции учителя.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С.Лихачёв
Прежде чем говорить о патриотическом воспитании, обратимся к основным понятиям по этой теме. К основным понятиям относятся термины: патриот, патриотизм, гражданственность, гражданско-патриотическое воспитание.
Заглянем в словарь Даля:
«Патриот, патриотка - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчи́зник». (4)
В современной трактовке патриот – человек, который любит свою Родину.
Он готов пожертвовать всем – принципами, идеалами, материальными благами во имя своего отечества, готовый идти на любые жертвы и совершить подвиги ради интересов своей Родины.
«Патриотизм – в переводе с греческого, означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству». (4)
Патриотизм - это очень важное понятие для человека и является ценностью. Патриотизм характерен как для жизни общества и государства, так и для каждого человека, являясь важнейшим духовно- нравственным достоянием. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.
Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
«Гражданственность – это понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой». (4)
«Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России» (4).
Воспитание в широком смысле – процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.
Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения».(6)
Если мы обратимся к истории человечества, то мы обнаружим, что патриотизм, гражданственность и отношение к родному месту была важна для человека с глубоких древних времен. К этой теме обращались многие философы, ученые, государственные деятели. Все они пытались определить нравственный дух человека и многие из них писали об этом в различных источниках.
Исторические корни патриотизма уходят глубоко в многовековую историю.
Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте. "Самые благородные помышления - о благе Отечества", - говорил Цицерон в диалоге "О государстве".
Довольно крепко понятие «патриот» вошло в жизнь людей с 1789 года, благодаря эпохе Великой Французской революции.
В России развитие патриотизма связано с историей развития государства. Все годы существования, Россия защищала свое Отечество, и испокон веков человек считал это своей святой обязанностью.
Русское общество считало, что патриотизм – это нравственно-организующее начало жизни русского народа. В основе его лежит идея защиты своей Родины, единство всего народа и ответственность за судьбу своего государства.
Император Петр I считал патриотизм великой силой и в эпоху его правления патриотизм был возведен в ранг государственной политики. Именно Петр I провозгласил лозунг «Бог, Царь и Отечество». Выступая перед воинами накануне Полтавской битвы, император призвал сражаться за государство, свой род и православную веру. «Учреждение к бою», «Артикул воинский», «Устав ратных и пушечных дел» и «Морской устав», — все эти и иные законы петровской эпохи закрепили патриотизм как норму поведения, прежде всего, воина.
Позже патриотизм вошел в систему образования.
Еще в дореволюционной России в школах уделялось много внимания воспитанию патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х века в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности. Повсеместно в школах вводились предметы «Отчизноведение» и «Отечествоведение». Уже в то время считалось, что патриотизм можно рассматривать как государственный, общественный и нравственный принцип, согласно которого человек строит свою жизнь. Патриотизм должен отражать отношение человека как гражданина к своей Родине. Это отношение состоит из многих параметров, но прежде всего это верность и преданность стране.
Важная составляющая патриотизма - это уважительное отношение к историческому прошлому своего государства, традициям. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам.
В наше время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.
Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537. Стратегия предполагает создание системы патриотического воспитания граждан России в среднесрочной и долгосрочной перспективе как условие решения задач обеспечения национальной безопасности. Об этом говорится в п. 84 раздела Концепции.
В этом контексте патриотизм рассматривается как особая направленность социального поведения граждан, высший смысл жизни и деятельности личности, долг и ответственность перед обществом. Это предполагает приоритет общественных интересов над индивидуальными интересами, а также готовность самопожертвования, при защите интересов Отечества.
В настоящее время необходимость формирования патриотизма декларируется во многих нормативных документах, программах, проектах, научных и популярных публикациях, посвященных проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения. Однако в российском обществе до сих пор отсутствует концептуальное видение решения проблемы патриотического воспитания и подготовки молодежи к защите Отечества и военной службе и стратегия осуществления этой деятельности в рамках функционирования принципиально новой системы, адаптированной применительно к изменившимся условиям.
В настоящее время создана нормативно – правовая база, основываясь на которую организуется патриотическое воспитание.
Во-первых, это главный закон Российской Федерации Конституция.
В преамбуле Конституции РФ провозглашены общечеловеческие ценности.
В главном документе записано:
«1. Ценности демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России.
2.Нравственные ценности: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков.
3.Ценности российской государственности: сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости.
4.Ценности патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу». (7).
Важным документом, который основывается на Конституции Российской Федерации. является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. N 795.
«Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
-повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания;
-совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан;
-формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву;
-внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;
-повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания;
-развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях».(6)
Важное значение данной темы на современном этапе обосновано необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация в стране.
На эту проблему обратил внимание Президент Российской Федерации В. В. Путин. По мнению В.В. Путина «быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а, прежде всего, служить обществу и стране».(3).
Президент России считает, что формирование патриотизма позволит создать прочную моральную основу для созидания, для утверждения порядка и свободы, нравственности и гражданской солидарности, правды и справедливости, для национально - ориентированного сознания. «На фоне противоречивых процессов, протекающих в мире, интересы нации требуют от государственных структур решительных действий. Все это обуславливает необходимость нашего устремления только вперед, только в будущее».(3)
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая все вышесказанное можно дать такое определение:
«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества».(2)
Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;
-защита Отечества;
-проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
-гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
-гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
-уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
-ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
-гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.(2)
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается только воспитательным процессом в школе. Важное значение имеет семья, средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
О роли в сфере патриотического воспитания учащихся неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ. В частности, в своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ заявил: «Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». И с этим трудно не согласиться: да, ценности формируются в семье, неформальных сообществах, коллективах, в сфере массовой информации. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
Эта же идея заложена в ФГОС второго поколения и раскрывается в базовом документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Основным назначением Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:
1) системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;
2) системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
3) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.
Еще один документ, который лег в основу ФГОС «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Авторами документа являются А.Я. Данелюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – базовый документ, необходимый для разработки программ воспитания и социализации. Основным назначением документа в системе нормативного сопровождения стандартов является определение: национального воспитательного идеала; целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания; базовых национальных ценностей; основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания.
Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации – Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах. Рассмотрим эти документы.
Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», а также подпрограмме МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России», в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми.
Организуя работу по патриотическому воспитанию, необходимо основываться на содержание Письма Минобразования РФ «О патриотическом образовании и воспитании».
В документе «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации в 20011-2015г.» определены цели и задачи патриотического воспитания. Ознакомимся с фрагментом этого документа.
«Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития».
На современном этапе развития общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
- Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах». ( 5)
В настоящее время школа строит деятельность по патриотическому воспитанию на основе «Концепции модернизации российского образования на период до 2020г.», где определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.
29 октября 2015 года президент России Владимир Путин, по инициативе Министра Обороны РФ Сергея Шойгу, подписал указ о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». «В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе российских ценностей и традиций. Движение «Юнармия» работает с 1 сентября 2016 года. В настоящее время разработан план работы организации на год, российским брендом «Армия России» подготовлены образцы формы одежды и атрибутики юнармейцев.
Цель движения — вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев». (11).
Вступить в движение юнармейцев может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд.
В свободное от учебы время юнармейцы будут вести работу по сохранению мемориалов, обелисков, нести вахты памяти у Вечного огня, заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в крупных культурных и спортивных мероприятиях. «Юнармия» будет иметь полноценную военно-патриотическую и военно-спортивную программу: военные виды спорта, будет обучение военному делу — это не только сборка и разборка автоматов, но и курс молодого бойца со строевой и огневой подготовкой с пневматическим оружием. Дети будут изучать основы тактических действий, изучать военную историю России. ДОСААФ России даст возможность участникам нового движения обучаться на своих базах.
Вступая в ряды юнармейцев дается клятва: «Клянусь стремиться к победам в учебе и спорте, вести здоровый образ жизни, готовить себя к служению и созиданию на благо Отечества, чтить память героев, сражавшихся за свободу и независимость нашей Родины, быть патриотом и достойным гражданином России».
В России принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» является обновлённым вариантом раннее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан на основе инновационных технологий воспитания патриотизма в современных условиях.
Программа предполагает совместную деятельность государственных структур и гражданского общества в решении широкого спектра проблем развития патриотизма и придания ей новой динамики.
Программа имеет государственный статус и ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан Российской Федерации при сохранении приоритета патриотического воспитания подрастающего поколения – детей и молодёжи.
Основной целью Программы является дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания, приведение её в соответствие с новыми историческими реалиями функционирования патриотизма в российском обществе.
«Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
-продолжить совершенствование системы патриотического воспитания с учётом научной разработки современных инновационных технологий и механизмов воспитания патриотизма в современных условиях;
-совершенствовать нормативно-правовое, организационно-методическое и информационное обеспечение функционирования системы патриотического воспитания;
-шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, неформальные группы молодёжи и отдельных граждан;
-повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;
-развивать и совершенствовать систему военно-патриотического воспитания граждан, вырабатывать перспективные формы и методы для повышения престижа военной и правоохранительной служб;
-развивать материально-техническую базу патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих, воинских и служебных коллективах и общественных объединениях;
-повышать вклад (роль) средств культуры и массовой информации в патриотическом воспитании граждан» (12).
Кроме того существуют и другие нормативные документы, которые нужно учитывать при организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях.
К ним относятся:
1.Указ Президента Российской Федерации от 16.05.1996 №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи».
2.Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 №551 «О военно - патриотических молодежных и детских объединениях»
3.Приказ Министра обороны Российской Федерации от 0201.2000 №6 «О поддержке общественных объединений, ведущих работу по военно - патриотическому воспитанию молодежи».
4.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.06.2005 №03-1230 «Об организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символов России».
5.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 01.03.2002 №30-51-131/16 «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации».
6.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 25.10.1999 №06-9ин/28-06 и Генерального штаба вооруженных сил Российской Федерации от 26.10.1999 №4036 «О военно-патриотическом воспитании молодежи».
7.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12.03.2003 №28-51-181/16 "О деятельности музеев образовательных учреждений"
Министерство образования в своих документах определяет основные направления
патриотического воспитания. Система патриотического воспитания в
образовательном учреждении должна быть направлена на формирование у учащихся
активной позиции, определять условия для развития любви к родине. Она должна
мотивировать учащихся к активной жизненной позиции , приобретать жизненный
опыт, вырабатывать позицию гражданского долга и научиться соединять личные
интересы с общественными.
Таким образом, в Российской Федерации организовано проведение
единой государственной политики в области гражданско-патриотического
воспитания.
Основная роль в этой сфере в образовательном учреждении отводится педагогу.
От того, какой педагог придет в учебное заведение, зависит качество гражданского - патриотического воспитания, образования, характер уклада жизни этого заведения. Учитель не только сам должен быть гражданином и обладать гражданскими компетентностями, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской компетентности и соответствующих ценностей у своих учеников.
У учителей должны быть сформированы ключевые компетентности, необходимые для успешной реализации идей гражданского и патриотического воспитания и образования.
Компетентный подход в патриотическом воспитании и образовании предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования. Педагог должен обладать набором следующих компетенций:
- Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.
-Компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.
-Компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.
-Коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми .
-Учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
Все виды компетентности не могут быть сформированы без опоры на нравственные ценности, и не может реализовываться вне системы ценностных ориентиров. Поэтому у педагога должна быть сформирована как определенная жизненная позиция, так и внутренней готовности к ее реализации в процессе воспитательного и образовательного процесса. Теоретической основой гражданско-патриотического воспитания в современной отечественной педагогике является системно - деятельностный подход к воспитанию патриотизма и гражданственности молодежи. (9) В образовательных учреждениях разных типов и видов реализуется комплексный подход к решению задач гражданского становления личности учащихся.
Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.
Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины.
Литература.
1. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». http://standart.edu.ru/.
2.Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://www.lexed.ru/doc.php?id=3206#/Центр образовательного законодательства
3.Путин, В. В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] Сайт: http://nextrus.ru/interes/916-ejegodnoe-poslanie-prezidenta-2013.html?start=1.
4. В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. www.classes.ru/.../russian-dictionary-Dal-term-24131.htm
5. Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
6. «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. N 795 Сайт «Госпатриотпрограмма. РФ». www.gospatriotprogramma.ru/
7.Конституция Российской Федерации. www.constitution.ru/
8. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года №24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».
Портал Президента Российской Федерации - http://www.president.kremlin.ru
9.Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д.
Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях // журнал "История и обществознание в школе". 2002. № 4.
10. Порталы Минобразования России - http://www.informika.ru; http://www.gov.edu.ru
(методическое обеспечение образовательного процесса и патриотического воспитания).
11. Указ президента России от 29 октября 2015 года о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
12.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.