Устройство пути. Дефекты и повреждения рельсов и элементов стрелочных переводов
Нормы и допуски содержания пути
Преподаватель ЮУрУЦПК Головчик Юрий Александрович
Презентация для профессиональной подготовки операторов дефектоскопных тележек
2024
Допускаемые скорости движения в зависимости от доли протяженности пути с выплесками на километре
Доля протяженности пути с выплесками на километре, %, для путей классов | Допускаемая скорость движения (пассажирские/грузовые), км/ч, на участках с рельсами | ||
1–3 | 4–5 | Р65 и тяжелее | Р50 и легче |
7–10 | – | 100/80 | 90/70 |
10–15 | 15–20 | 80/70 | 80/60 |
15–20 | 20–25 | 60/60 | 60/50 |
20–30 | 25–35 | 40/40 | |
более 30 | более 35 | В зависимости от общего состояния пути, но не более 25/25 |
Нормы и допуски содержания рельсовой колеи
Номинальный размер ширины колеи между внутренними гранями головок рельсов: | на прямых участках железнодорожного пути и на кривых радиусом 350 м и более | 1520 мм |
на более крутых кривых: | 1530 мм |
На железнодорожных путях общего пользования, где комплексная замена рельсошпальной решетки не производилась, до их реконструкции допускается:
Номинальный размер ширины колеи | на прямых и кривых участках железнодорожного пути радиусом более 650 м | 1524 мм |
на более крутых кривых ширина колеи: | 1530 мм | |
Величины отклонений от номинальных размеров ширины колеи, не требующие устранений на прямых и кривых участках железнодорожного пути, не должны превышать | по сужению | -4 мм |
по уширению | +8 мм | |
Ширина колеи | менее 1512 мм и более 1548 мм | не допускается |
бесстыкового железнодорожного пути на железобетонных шпалах, уложенных до 1996 года | разрешается не менее 1510 мм и не более 1548 мм |
На железнодорожных путях необщего пользования допускается сохранять до переустройства:
номинальный размер ширины колеи между внутренними гранями головок рельсов на участках с деревянными шпалами: | 1524 мм |
ширину колеи на более крутых кривых при радиусе от 349 м и менее | 1540 мм |
Величины отклонений от номинальных размеров ширины колеи, не требующие устранений на прямых и кривых участках железнодорожного пути радиусом 350 м и более, не должны превышать:
по сужению | -4 мм |
по уширению | +6 мм |
На строящихся, а также после проведения реконструкции и капитального ремонта железнодорожных путей номинальный размер ширины колеи между внутренними гранями головок рельсов должен быть:
на прямых участках железнодорожного пути | 1520 мм |
Уклоны отвода ширины колеи допускаются не более: | 0,0025 | при скоростях движения до 140 км/ч |
0,003 | 120 км/ч | |
0,0035 | 100 км/ч | |
0,004 | 80 км/ч | |
0,0045 | 60 км/ч | |
0,005 | 25 км/ч |
Не допускается эксплуатация железнодорожного пути при уклоне отвода ширины колеи более 0,005, в том числе при измерении на базе 1 м (при ручных промерах шаблоном), кроме железнодорожных путей 4 и 5 классов, уравнительных стыков, уравнительных приборов, глухих пересечений одиночных стрелочных переводов, измеряемой от стыка рамного рельса до корня остряков.
Скорость движения поездов при отступлениях по ширине колеи(числитель – пассажирские поезда, знаменатель – грузовые)
Уширение колеи при номинале, мм | Сужение колеи при номинале, мм | Требуемое ограничение скорости, км/ч | ||||||||
1520 | 1524 | 1530 | 1535 | 1540 | 1520 | 1524 | 1530 | 1535 | 1540 | |
более | ||||||||||
16 | – | 8 | – | 140/90 | ||||||
20 | 16 | 12 | 11 | 6 | 12 | 15 | – | 120/90 | ||
22 | 18 | 16 | 8 | 15 | 18 | 20 | 100/80 | |||
24 | 20 | 60/60 | ||||||||
26 | 22 | 13 | 25/25 | |||||||
28 | 24 | 18 | 81 | 18 | 23 | 28 | движение прекращается |
Содержание пути по уровню в прямых и кривых участках пути
Верх головок рельсов обеих нитей железнодорожного пути на прямых участках должен быть в одном уровне. | |||
Разрешается на прямых участках железнодорожного пути содержать одну рельсовую нить на 6 мм выше другой. При этом длина такого прямого участка не должна быть менее 200 м, за исключением прямых участков, расположенных между смежными кривыми одного направления, на которых возвышение одной нити над другой может быть и при длине прямой менее 200 м. | На прямых, расположенных на двухпутных участках пути | повышается, как правило, наружная нить | |
На прямых, расположенных на однопутных участках пути | повышаемая рельсовая нить устанавливается начальником дистанции пути в зависимости от местных условий: | ||
Возвышение одной нити над другой на прямом участке | должно заканчиваться не ближе 25 м от начала возвышения в кривой, если повышенная нить на прямой совпадает с нижней нитью кривой. |
Если на прямых участках с возвышением одной нити над другой расположено мостовое полотно на балласте, то на нем также должно быть сохранено это возвышение.
Содержание пути с повышением одной нити над другой на 6 мм | на мостах длиной не более 25 м с ездой поверху с мостовыми брусьями | возвышение допускается |
на мостах с мостовыми брусьями большей длины; | возвышение не допускается |
Кривые участки
В кривых участках пути наружная рельсовая нить устраивается и содержится выше внутренней.
Длина переходной кривой должна составлять не менее 20 м.
Конец и начало отвода возвышения наружного рельса кривой и кривизны должны совпадать с точками начала переходной кривой и конца переходной кривой.
В стесненных условиях допускается устройство отводов возвышения без переходных кривых: | либо на протяжении прямой | При этом должны соблюдаться требования непревышения величины непогашенного ускорения 0,7 м/с2 и скорости его изменения 0,6 м/с3. | На линиях, на которых обращается пассажирский подвижной состав с улучшенными динамическими характеристиками, величина непогашенного ускорения может быть установлена более 0,7 м/с2 в соответствии с конструкторской документацией на подвижной состав и результатами проведенных испытаний. |
либо по 50% на прямой и кривой (без соблюдения условия совпадения отводов возвышения и кривизны) |
Фактическое максимальное возвышение наружного рельса с учетом допусков на содержание | должно составлять 150 мм |
Величина возвышения наружной нити на стрелочных переводах | должна быть не более 75 мм |
Круговые кривые радиусом 4000 м и менее должны сопрягаться с прямыми участками переходными кривыми, кроме кривых на стрелочных переводах и случаев, предусмотренных ремонтной и эксплуатационной документацией.
При понижении наружной нити: | от 20 до 40 мм | скорость движения по таким кривым устанавливается 15 км/ч |
более 40 мм | движение прекращается |
На перегонах многопутных линий головки рельсов всех путей, расположенных на общем земляном полотне, должны устраиваться на одном уровне. В процессе эксплуатации допускается разница в уровне головок рельсов на прямых участках пути не более 15 см, если иное не предусмотрено проектной документацией.
На закрестовинных и переводных кривых стрелочных переводов не допускается понижение наружной нити по отношению к внутренней (обратного возвышения) более чем на 20 мм.
Не допускается уклон отвода возвышения наружного рельса в кривых участках пути более 3,2 мм/м на всей длине переходной кривой или ее части длиной не менее 30 м.
Качественная и балловая оценка состояния рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона
Путеизмерителями контролируются, регистрируются и оцениваются следующие параметры: | ширина колеи | сужения и уширения |
положение рельсовых нитей по уровню | перекосы и плавные отклонения уровня | |
положение рельсовых нитей в плане | горизонтальные стрелы изгиба от хорды длиной 21,5 м в точке, расположенной на расстоянии 4,1 м от ее конца – рихтовка | |
просадки рельсовых нитей в вертикальной плоскости | стрелы изгиба рельсовых нитей от хорды длиной 17 м в точке, расположенной на расстоянии 2,4 м от ее конца | |
параметры устройства кривых в плане и по возвышению наружного рельса | ||
сочетания отступлений по рихтовке с перекосами и просадками | ||
длинные неровности в плане и профиле | длиной до 150 метров |
Отклонения геометрических параметров рельсовой колеи от номинальных значений (отступления и неисправности) оцениваются | в зависимости от их величины и максимальной скорости движения поездов на участке, установленной приказом начальника железной дороги (начальника региональной дирекции инфраструктуры) | |
Отклонения от норм содержания пути подразделяются при оценке | на четыре степени (качественная оценка отступлений) | |
Разделение отклонений от норм содержания пути на степени производится по приближению к предельным значениям, требующим ограничения скоростей движения поездов, и, в зависимости от потребности, в проведении необходимых путевых работ: | отступления, требующие ограничения скорости движения или его закрытия и проведения неотложных работ | являются отступлениями четвертой (IV) степени (неисправностями); |
отступления, близкие по величине к предельным значениям, по которым ограничивается скорость движения поездов | являются отступлениями третьей (III) степени. Эти отступления устраняются в первоочередном порядке; | |
отступления, устраняемые в плановом порядке | вторая (II) степень; | |
отклонения, превышающие установленный допуск, но не требующие устранения при текущем содержании пути | первая (I) степень. Они учитываются при оценке изменений состояния пути во времени и планировании профилактических путевых работ машинными комплексами |
Продолжение таблицы
Для каждого отступления определяется балловая оценка. Величины баллов установлены в зависимости от их амплитуды, длины и установленной скорости движения поездов.
Балловая оценка начисляется | Балловая оценка начисляется за следующие виды отступлений: |
Балловая оценка индивидуального отступления | Балловая оценка индивидуального отступления устанавливается в зависимости от его степени, амплитуды и длины. |
Дополнительные баллы | Каждая неисправность, требующая ограничения скорости движения поездов, прибавляет к сумме баллов на километре 50 баллов. |
Оценка для километров, рабочих подразделений и дистанций пути | Оценка состояния рельсовой колеи определяется для километров и участков пути, обслуживаемых подразделениями путевого хозяйства, на основании суммарной балловой оценки отступлений от норм содержания рельсовой колеи. |
Количественная оценка километра | Количественная оценка километра устанавливается как сумма штрафных баллов всех отступлений II степени и выше, их сочетаний, выявленных на километре, и приводится к длине километра. |
Качественная оценка участка пути
Качественная оценка участка пути – оценка километровых отрезков и участков пути, обслуживаемых подразделениями путевого хозяйства в зависимости от количества на них отступлений разных степеней, используется для оценки работы подразделений путевого хозяйства и планирования ремонтных работ.
Качественная оценка километров определяется в соответствии с их балловой оценкой и устанавливается в соответствии с таблицей.
Количественная и качественная оценка километра
Качественная оценка километра | Сумма баллов за отступления на километре | |
для установленных скоростей движения более 60 км/ч | для установленных скоростей движения 60 км/ч и менее | |
отлично (О) | 0–5 | 0–3 |
хорошо (X) | 6–15 | 4–10 |
удовлетворительно (У) | 16–99 | 11–99 |
неудовлетворительно (Н) | 100 и более |
Номинальная величина стыкового зазора, мм | Температура рельсов, °C, для климатических регионов с годовой амплитудой температуры рельсов (T)* | ||
T > 100 °C | T = 90–100 °C | T < 90 °C | |
длина рельсов 25 м | |||
0 | выше 30 | выше 40 | выше 50 |
1,5 | 30–25 | 40–35 | 50–45 |
3,0 | 25–20 | 35–30 | 45–40 |
4,5 | 20–15 | 30–25 | 40–35 |
6,0 | 15–10 | 25–20 | 35–30 |
7,5 | 10–5 | 20–15 | 30–25 |
9,0 | 5–0 | 15–10 | 25–20 |
10,5 | от 0 до -5 | 10–5 | 20–15 |
12,0 | от -5 до -10 | 5–0 | 15–10 |
Нормы и допуски содержания стыковых зазоров
В стыках рельсов при их укладке оставляют зазоры для того, чтобы при изменении температуры воздуха рельсы могли изменять свою длину.
Номинальная (нормальная) величина стыковых зазоров для рельсов длиной 25,00 и 12,50 м определяется в зависимости от годовой (наибольшей из многолетних) амплитуды изменения температуры рельса по климатическим регионам.
Таблица 3 Номинальные значения зазоров в стыках по климатическим регионам (при диаметре отверстий в рельсах 36 мм)
13,5 | от -10 до -15 | от 0 до -5 |
15,0 | от -15 до -20 | от -5 до -10 |
16,5 | от -20 до -25 | от -10 до -15 |
18 | от -25 до -30 | от -15 до -20 |
19,5 | от -30 до -35 | от -20 до -25 |
21,0 | от -35 до -40 | от -25 до -30 |
22,0 | ниже -40 | ниже -30 |
длина рельсов 12,5 м | ||
0 | выше 55 | выше 60 |
1,5 | 55–45 | 60–50 |
3,0 | 45–35 | 50–40 |
4,5 | 35–25 | 40–30 |
6,0 | 25–15 | 30–20 |
7,5 | 15–5 | 20–10 |
9,0 | от +5 до -5 | 10–0 |
10,5 | от -5 до -15 | от 0 до -10 |
12,0 | от -15 до -25 | от -10 до -20 |
13,5 | от -25 до -35 | от -20 до -30 |
15,0 | от -35 до -45 | от -30 до -40 |
16,5 | от -45 до -55 | от -40 до -50 |
18 | ниже -55 | ниже -50 |
Величина стыкового зазора, мм (при диаметре отверстий в рельсах 36 мм)* | Скорость движения поездов, км/ч |
Более 24 до 26 | 100 |
Более 26 до 30 | 60 |
Более 30 до 35 | 25 |
Более 35 | движение прекращается |
Скорость движения поездов при величине стыкового зазора
Примечание
При диаметре отверстий в рельсах 40 мм нормы увеличиваются на 2 мм.* На стрелочных переводах, за исключением проекта 2750 и проектов стрелочных переводов с подвижным сердечником, при величине стыкового зазора в хвосте крестовин:
от 20 до 24 мм движение ограничивается до 100 км/ч;
от 24 до 30 мм – 60 км/ч;
более 30 мм – ограничивается скорость 15 км/ч.
Величина ступеньки, мм | Скорость движения, км/ч, при температуре воздуха | |
выше -25 °С | -25 °С и ниже | |
Более 1 до 2 | 80 | 50 |
Более 2 до 4 | 40 | 25 |
Более 4 до 5 | 15 | |
Более 5 | Движение закрывается |
Условия пропуска поездов по стыкам с вертикальными и горизонтальными ступеньками
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.