Урок ___ НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Общие цели: дать представление учащимся о сущности перехода к новой экономической политике.
Вспомогательные цели: назвать причины недовольства большей части населения политикой большевиков после завершения основных событий Гражданской войны; с опорой на текст материала § 14 охарактеризовать противоречия нэпа.
Дополнительные цели: сравнить нэп с политикой «военного коммунизма»; составить сравнительную таблицу мероприятий нэпа и «военного коммунизма»; установить причинно-следственные связи между методами, которыми обеспечивалось единство партии большевиков и установление ее монополии на власть в годы нэпа.
Основные понятия и термины: экономическая политика, акционерные общества со смешанным капиталом, хозрасчет, нэпманы, кулаки, партаппарат, индустриализация.
Важнейшие даты и события: март 1921 г. - Кронштадтский мятеж; март 1921 г. - X съезд РКП (б).
Ход урока
I. Изучение нового материала.
План
1. Советская Россия после Гражданской войны.
2. Новая экономическая политика.
3. Первые итоги новой экономической политики.
4. Нэп и разногласия в руководстве партии большевиков.
1. Советская Россия после Гражданской войны.
С целью актуализации знаний обучающихся учитель в краткой повторительной беседе спрашивает:
- Как называлась экономическая политика Советского государства в годы Гражданской войны?
- В чем сущность «военного коммунизма»?
- Какие мероприятия в сельском хозяйстве характеризовали «военный коммунизм»?
- Отношения крестьян к политике «военного коммунизма».
Обучающиеся делают выводы:
- Кто участвовал в Кронштадтском восстании?
- Чем были недовольны восставшие против Советской власти в Кронштадте?
- Какие требования выдвинули восставшие Кронштадта?
причины перехода к новой экономической политике:
• глубокий социально-экономический и политический кризис власти;
• массовые восстания в сельской местности, выступления в городах, в армии и на флоте;
• крушение идеи «введения» социализма и коммунизма путем ликвидации рыночных отношений;
• стремление удержать власть любой ценой;
• спад революционной волны на Западе.
2. Новая экономическая политика.
заполнение таблицы «Мероприятия новой экономической политики».
Мероприятия |
В сельском хозяйстве |
В промышленности |
Товарр-денежные отношения |
«Кризисы НЭПа» и их главная причина |
В сфере управления |
|
|
|
|
В сфере промышленности |
|
|
|
|
В социальной сфере |
|
|
|
|
3. Первые итоги новой экономической политики.
«Кризисы новой экономической политики и их причины».
Причины:
- курс на экономическую автократию;
- некомпетентность основной части управленческого аппарата;
- ограничения крупного и среднего предпринимательства;
- ограниченность инвестиций в промышленность;
- бюрократизм и чиновничья волокита;
- перекачивание средств из села в город.
Кризисы:
- кризис сбыта 1923 г.;
- товарный кризис и кризис хлебозаготовок 1925 г.;
- товарный кризис и кризис хлебозаготовок 1927-1928 гг.
Кризисы отчетливо выявили две тенденции в развитии новой экономической политики:
1. Меры, стимулирующие нэп:
- свободный рынок;
- хозрасчет;
- материальная заинтересованность;
- конкуренция.
2. Меры, тормозившие нэп:
- чрезмерные ставки на увеличение прибыли;
- сосуществование двух валют: червонца и совзнака;
- несогласованность политики государственных учреждений.
заполнить схему:
Факторы краха новой экономической политики
/ \
Объективные |
Субъективные |
В Советской России - элементы рыночной экономики. Но государство было тоталитарным, отсутствовал парламентаризм, многопартийность и другие демократические начала. Политика - власть одной силы. Экономика - многоукладность |
Партия большевиков чувствовала себя в двойном окружении: - внешнем (капиталистическая - внутреннем (рыночный мир) |
социально-экономические итоги нэпа:
• быстрое восстановление сельского хозяйства, промышленности, транспорта;
• возрождение торговли;
• рост численности городского населения;
• повышение производительности труда рабочих;
• повышение
уровня жизни;
• ускоренная социальная дифференциация в городе;
• появление «новой буржуазии»;
• ускорение расслоения крестьянства;
• нарастание экономической нестабильности;
• регулярные экономические кризисы;
• рост безработицы.
Домашнее задание. § 14. Знать новые понятия, даты, события. Заполнить таблицу (см. вопрос № 2 §14).
Подготовить сообщения:
• «Патриарх Тихон».
• «Русская эмиграция».
• «Белая эмиграция и советская разведка».
•
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.