Качество воспитания, ответственное отношение к исполнению родительской роли определяют состояние общества, института семьи и психологического здоровья личности и последующих поколений.
Практически каждый человек становится родителем, и качество воспитания, семейного взаимодействия зависит от состояния родительства. С появлением ребенка в семье, супруги сознательно или неосознанно приобретают новую роль - родителей. Принятие родительской роли происходит раз и навсегда. Биологическая способность быть родителем не всегда совпадает с психологической готовностью к родительству. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы реализации родительства в паре со своим супругом / супругой формируются под влиянием самых различных факторов.
Родительство играет значительную роль в жизни конкретной личности. На протяжении всей жизни родитель остается значимой фигурой для индивида. Также необходимо отметить, что в целом в науке нет четкого определения родительства, нет обоснования феномена родительства с психологической точки зрения.
Актуальность данной тематики работы также определяется такими обстоятельствами, как: - снижение рождаемости в РБ и естественным сокращением численности населения страны; - рост числа разводов; - отсутствием адекватных представлений о родительстве; - тенденция превращения семей в смешанные, где один из родителей для ребенка (детей) является не родным.
Мы считаем, что юношеский возраст — период в жизни человека, когда наступает осознанный выбор создавать семью. Помимо психологических новообразований, требуется и комплекс специальных компетенций, которые обозначаются как родительские компетенции.
МАРИНА ИГОРЕВНА СВЯТОЩИК.docx
МАРИНА ИГОРЕВНА СВЯТОЩИК
Барановичи, БарГУ
Научный руководитель – Елена Анатольевна Клещёва, кандидат
психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики
НОВАЯ РОЛЬ – РОДИТЕЛЬ
Качество воспитания, ответственное отношение к исполнению
родительской роли определяют состояние общества, института семьи и
психологического здоровья личности и последующих поколений.
Практически каждый человек становится родителем, и качество
воспитания, семейного взаимодействия зависит от состояния родительства.
С появлением ребенка в семье, супруги сознательно или неосознанно
приобретают новую роль родителей. Принятие родительской роли
происходит раз и навсегда. Биологическая способность быть родителем не
всегда совпадает с психологической готовностью к родительству.
Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы
реализации родительства в паре со своим супругом / супругой
формируются под влиянием самых различных факторов.
Родительство играет значительную роль в жизни конкретной личности.
На протяжении всей жизни родитель остается значимой фигурой для
индивида. Также необходимо отметить, что в целом в науке нет четкого
определения родительства, нет обоснования феномена родительства с
психологической точки зрения.
Актуальность данной тематики работы также определяется такими
обстоятельствами, как: снижение рождаемости в РБ и естественным
сокращением численности населения страны; рост числа разводов;
отсутствием адекватных представлений о родительстве; тенденция
превращения семей в смешанные, где один из родителей для ребенка
(детей) является не родным.
Мы считаем, что юношеский возраст — период в жизни человека, когда
наступает осознанный выбор создавать семью. Помимо психологических
новообразований, требуется и комплекс специальных компетенций,
которые обозначаются как родительские компетенции.
Нами была разработана анкета, состоящая из 16 вопросов открытого и
закрытого типа. В опросе приняли участие студенты учреждения
образования «Барановичского государственного университета» 2 и 4
курсов инженерного факультета и факультета славянских и германских
языков. Общее количество опрошенных составило 84 человека, из них 42 человека студенты 2 курса (по 21 человеку юноши и девушки) и 42
человека студенты 4 курса соответственно. Анкеты обрабатывались в
соответствии гендерным аспектом и по курсам обучения. Вопросы анкеты
разделены на 5 блоков, позволяющих студентам самостоятельно оценить
свои компетенции в области родительства: 1. Целесообразность подготовки
к родительству. (Вопросы 1,2); 2. Представления о роли семьи в жизни
человека. (Вопросы 35); 3. Готовность иметь детей. (Вопросы 59); 4.
Нормативные представления о родительских компетенциях. (Вопросы 10
13); 5. Представления о собственной родительской компетентности.
(Вопросы 1416).
Большинство молодых людей и девушек осознают некоторую
некомпетентность в вопросах родительства и считают, что подготовка к
этому ответственному процессу необходима.
Интересным нам показалось то, что большинство респондентов
возлагают ответственность за подготовку человека к родительсву на семью,
совсем не отдавая предпочтений учреждениям образования.
Так же порадовало, что молодежь адекватно оценивает свои
возможности, и почти ¾ опрошенных считают, что они еще не готовы к
рождению ребенка по самым разным причинам. Ктото еще получает
образование, ктото не обрел достаточную материальную независимость.
Большинство опрошенных показали неправильное представление об
ответственном родительстве, но включили в это понятие следующие
определения: моральная готовность, материальная готовность, желанный
ребенок, умение обращаться с ребенком, а так же четкое представление о
воспитании детей.
Что же касается мотивов вступления в брак, то и у юношей, и у девушек
преобладает мотив реализации потребности в любви. У девушек он выражен
в большей степени. Такой мотив как беременность преобладает у юношей.
Вероятно они в большей степени осознают ответственность. Но так же это
может быть связано с эмансипационными настроениями современных
женщин.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство молодежи
имеет размытое представление об ответственном родительстве
подтвердилась. Мы можем сказать, что большинство опрошенных не
понимают, что значит быть ответственным родителем.
На основе полученных результатов мы видим, что юноши не осознают
свою ответственность за семью, детей и благополучие ничуть не меньше,
чем девушки, а иногда даже и в большей степени (например, беременность
как мотив вступления в брак). В завершении хочется сказать, что ответственное отношение к
социальной роли родителя и супруга и является тем фундаментом
благополучия всего общества, основой позитивной демографической
ситуации, залогом низких показателей разводов и неполных семей.
НОВАЯ РОЛЬ – РОДИТЕЛЬ
НОВАЯ РОЛЬ – РОДИТЕЛЬ
НОВАЯ РОЛЬ – РОДИТЕЛЬ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.