Доклад на тему
«Новое качество образования: запросы, оценки,
пути достижения».
Новая школа, которая должна прийти на смену традиционной- это школа, в которой есть место гармонии и взаимопониманию между учителями, учениками и их родителями. Новая школа должна быть свободна от предрассудков, бюрократии, хорошо финансироваться, чтобы ничто не стояло на пути создания новых кадров «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский. То есть начинать строить новую школу надо педагогам: начать изменения с себя, не противиться, не критиковать, не отвергать, а заняться построением обновленной системы образования, используя фундамент достижений, накопленных за многие столетия педагогической практики.
Но что же мы понимаем под качеством образования:
- определенный уровень знаний и умений, которого достигает ученик, с учетом особенностей личностного развития, в соответствии с поставленными целями;
- умение ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
- удовлетворенность учащихся и их родителями результатами по предмету, удовлетворенность учителя результатами своего труда,
- взаимоуважение;
- хорошие знания учащихся по предмету;
- количество детей, обучающихся на «4» и «5»;
Результатом образования учителя считают:
- высокое качество по предмету, 100%-ная успеваемость;
- эффективное применение современных образовательных технологий;
- достижение учеником определенного уровня знаний, умений, что подведет ученика к самостоятельным действиям, сформированность личностных качеств;
- эффективное применение современных образовательных технологий;
- ученик, способный самостоятельно на практике применять полученные в процессе обучения знания и умения;
- умение применять полученные знания на практике.
Под «новым качеством образования» понимают:
- соответствие современным требованиям;
- владение информационными и образовательными технологиями и их использование;
- определённый уровень воспитанности;
- способность адаптироваться в современных условиях;
- умение самостоятельно решать проблемы;
- социализация и адаптация к жизни;
- компетентный учитель, профессионал, способный к саморазвитию, самообразованию;
- умение ребенка самостоятельно работать добывать информацию по проблеме и использовать на практике;
Критерии нового качества
- изменение характера взаимодействия учителя и учащихся средствами своего предмета;
- готовность учителей к изменениям профессионально-педагогической деятельности;
- результат, показателями которого являются знания и умения;
- повышение уровня обученности и воспитанности, а также степень развития личности;
- осуществление работы по уровням обученности и воспитанности;
Почти все педагоги считают реальным достижение «нового качества образования» при условии:
1. Все будут к этому стремиться;
2. Наличие материально-технической базы и дифференцированного подхода;;
3. При совместных усилиях ученика, учителя (тьютора), родителей, общества;
4. При желании УЧИТЕЛЯ.
НО! Качество обучения в нашей школе по итогам 1 четверти этого учебного года понизилось на всех ступенях.
В чем причина понижения качества? Может быть, и в нас самих? Учителях?
Современному обществу нужен новый учитель:
• глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями; систематически повышающий свой профессиональный уровень;
• обладающий высокими профессиональными качествами; имеющий 1 и высшую квалификационную категорию;
• способный помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
• четко управляющий учебным процессом и внеурочной деятельностью учеников;
• умеющий терпеть, сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда ученики будут делать так, как он планирует;
• владеющий образовательными технологиями, умеющий объяснять, спрашивать;
• организовывающий работу учеников, применяя разные методы.
А мы часто задаем себе вопрос: «А это про меня?»
Не последнюю роль играют и личные качества учителя:
• умение общаться, найти правильный подход к ученикам и родителям;
• организованность, ответственность;
• инициативность и не безразличие;
• моральные и нравственные качества.
А мы спрашиваем себя: «А я такой?»
Конечно, мы хотим, чтобы у наших учеников все было хорошо. Но как помочь ребенку раскрыться, стать многогранной, интересной личностью? Старые методы порой не срабатывают.
Понимаем, что нужно сделать нечто, чтобы изменить ситуацию к лучшему!
Но нельзя впадать в крайность и внедрять нововведения ради них самих, и огульно отметать все, что успешно применялось раньше.
Учитель должен видеть те проблемы, которые стоят перед его детьми. Быть строгим и требовательным, иногда «вредным» и «занудным», но обязательно быть готовым в любой момент прийти на помощь. Только тогда он увидит в глазах детей истинное уважение.
Возникает вопрос: Где же найти ту золотую середину, чтобы учение не превращалось в мучение? Конечно же, сначала надо полюбить – детей, свой предмет.
Хочется сказать, что всё – от мастерства учителя, он должен быть мастером добывания знаний и творцом. И передавать это свое мастерство ребенку, чтобы он тоже стал мастером добывания знаний.
Субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, - низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала). В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы к конкретным ученикам и, конечно, помощь родителей.
Другая распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться. Ученик не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей.
Нежелание ученика учиться может быть вызвано отсутствием интереса лишь к определенному предмету. Здесь следует искать и найти такой подход, который заново открыл бы для данного ученика все достоинства изучаемого предмета.
Встречаются иногда и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл. Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Если учитель в работе постоянно их ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты будут минимальными. Лучше привлекать таких ребят для помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу и т.д. Одним словом, нужна продуманная система мер в борьбе сначала за интерес к предмету, а затем и успеваемость этого ученика.
Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников, их число колеблется в широких пределах в зависимости от возраста, достигая максимума в 7-8-9-х классах. Но, опыт работы с такими учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу, как на уроке, так и вне урока, то они постепенно исправляются.
К числу субъективных причин неуспеваемости можно отнести личную неприязнь ученика к учителю. Стойкая нелюбовь, неуважение к учителю сильно мешают мобилизации усилий ученика, порождая неуспеваемость. Важно, чтобы в отношениях учителя и ученика не было никакой фальши.
Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение.
Большое значение для успешности ученика имеет самоконтроль и самооценка. Задача учителя научить учащихся самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности, так как в условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни» - это становится для человека важнейшим качеством.
Рассмотрим объективные причины неуспеваемости.
Среди них самая распространённая - некачественная работа учителя-предметника из-за плохого знания предмета и методики его преподавания. У хорошо подготовленного учителя многие неуспевающие учащиеся вполне могли бы успевать, но их относят к разряду лентяев или неспособных.. Есть застывшие в своем развитии, которые давно перестали светиться светом знаний. Есть просто равнодушные люди.
Следующей объективной причиной неуспеваемости считается отсутствие у школьников способностей к данному предмету. Среди них есть и старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но неуспевающие по определенному предмету..
На начальном этапе работы с такими детьми некоторые вопросы программы следует облегчать, изменив уровень трудности заданий, не требуя отдельных сложных выводов и т.п. Со временем у этих учащихся появляется уверенность в своих знаниях, поскольку для них специально создается ситуация успеха. Причиной неуспеваемости иногда бывает неблагополучная семья. К сожалению, пока ещё встречаются семьи, где нет нормальных условий для работы ученика, его отдыха.
Неуспеваемость может быть связана с проблемой “улицы”. Отдых, игры на свежем воздухе необходимы. Однако часто соблазнов так много, а контроля родителей и прилежания учащихся так мало, что нерадивые ученики большую часть времени после школы проводят в компании с уличными приятелями. Отметим еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество - состояние неуверенности, безразличия к оценке.
Школьная практика показывает, что в домашней учебной работе учащихся имеются существенные недостатки. Во-первых, многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний. Во-вторых, недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий.. В-третьих, выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие этого учащиеся не только допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях, но и не осмысливают той связи, которая существует между теоретическим материалом и практическими упражнениями. Отрицательно сказывается и перегрузка учащихся домашними заданиями.
Мы работаем по новым образовательным стандартам, которые разрабатываются на федеральном уровне с участием заинтересованных ведомств, а также ученых
Сегодня любое образовательное учреждение, которое заинтересовано в том, чтобы дать своим выпускникам качественное образование, внедряет информационно-коммуникационные технологии в учебный процесс. Это помогает учителю по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность.
Рекомендации учителям:
меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться учащимся,
не исправлять сразу неправильные ответы, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ.
Собственные формулировки предлагать лишь тогда, когда это действительно необходимо.
И как можно больше проявлять сдержанности.
Вести постоянную систематическую профессиональную работу по самообразованию:
• изучать учебно-методическую литературу;
• использовать возможности новинок и интернета на уроке;
• посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;
• проводить открытые уроки и мастер классы по внедрению новых образовательных технологий;
Наша с вами задача- и учителей, и родителей- сделать всё для того, чтобы любой ученик, независимо от его способностей, от его возможности понять нас и объяснить нам то, что он понял, чувствовал себя в школе и дома счастливым. Даже двоечник имеет право на улыбку, на радость, на счастье. Может быть, то, что он двоечник, не его вина, а наша – мы не умеем учить таких, как он. Не таких плохих, а таких других.
…Один не самый успешный третьеклассник на вопрос: «Каким должен быть идеальный ученик?», - написал: «Идеальный ученик должен быть счастливым». И он глубоко прав.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.