Новое понимание метода проектов в образовании
Оценка 4.6

Новое понимание метода проектов в образовании

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
06.06.2017
Новое понимание метода проектов в образовании
Исследовательская работа реализуется, когда есть потребность в чем-то новом или в усовершенствовании чего-то уже существующего. Другими словами, прежде чем начнет реализоваться проект, возникает актуальная потребность, нужда в чем-то. Проект нужен тогда, когда создается потребность в чем-то, но те, у кого эта потребность возникла, не знают, что и как нужно сделать, чтобы ее удовлетворить, В таком случае говорят, что существует проблема. В широком смысле проект сегодня понимается как особый способ постановки и решения проблем. Особый – потому, что не каждая проблема решается проектным способом.Проект нужен тогда, когда создается потребность в чем-то, но те, у кого эта потребность возникла, не знают, что и как нужно сделать, чтобы ее удовлетворить, В таком случае говорят, что существует проблема. В широком смысле проект сегодня понимается как особый способ постановки и решения проблем. Особый – потому, что не каждая проблема решается проектным способом.
Куштанова.doc
Куштанова В.П.                                                                    ГБПОУ «Строгановский колледж»                                                                    г. Очер                                                                    мастер производственного обучения                                                  E­mail: vera­[email protected] Новое понимание метода проектов в образовании Начнем с тех изменений, которые произошли в середине ХХ столетия в понимании   исследовательского     проекта   и   проектирования.   Разобраться   в этом   важно,   поскольку   нередко   в   образовательной   практике,   да   и   в теоретических   изысканиях   проектом   называют   то,   что,   по   сути,   им   не является. Конечно, при желании реализацией проекта можно назвать любой продукт творчества, но от такого называния само  действие проектированием не будет и пользы не принесет. Всякая исследовательская работа реализуется, когда есть потребность в чем­то   новом   или   в   усовершенствовании   чего­то   уже   существующего. Другими   словами,   прежде   чем   начнет   реализоваться   проект,   возникает актуальная потребность, нужда в чем­то.  Проект нужен тогда, когда создается потребность в чем­то, но те, у кого эта   потребность   возникла,   не   знают,  что  и  как  нужно   сделать,   чтобы   ее удовлетворить, В таком случае говорят, что существует проблема. В   широком   смысле   проект   сегодня   понимается   как  особый   способ постановки и решения проблем. Особый – потому, что не каждая проблема решается проектным способом. Проектный способ решения проблем нужен тогда,   когда   плохо   определен   образ   желаемого   результата   и   его   нужно спроектировать,  когда   возможно  спланировать   процесс   достижения желаемого   результата,   когда   существует   возможность  контролировать   и регулировать  ход спланированных действий. Как   и   всякое   сложное   образование,   проект   состоит   из   компонентов, качества   которых   и   связи   между   которыми   определяют   качество   самого проекта. В состав проекта входят:  проблема;  цели проекта;  план действий по достижению целей;  механизм контроля и регулирования хода выполнения планов (механизм управления реализацией планов достижения целей);  ресурсное обеспечение проекта;  действия, обеспечивающие реализацию проекта;  результаты реализации проекта;  команда проекта*. * В частном случае проект может реализовываться одним человеком. Компоненты проекта разрабатываются, формируются и используются в ходе его выполнения. Жизненный цикл проекта проходит стадии:  постановки проблемы – проблематизации;  разработки способа решения проблемы;  планирования реализации решения;  практической реализации проекта;  завершения проекта. Ставя   проблему,   определяют   потребность   в   чем­то,   чего   пока   не существует,   или   потребность   в   улучшении   чего­то   уже   существующего. Наличие потребности в изменениях – необходимое, но недостаточное условие для начала реализации проекта. Нужно еще, чтобы существовали возможности для   достижения   требуемого.   Поэтому   при   разработке   проекта   следует определить, что возможно сделать и какой соответствующий потребностям результат  можно   получить.  Поскольку   потребности  не  всегда   совпадают   с возможностями,   цель   будет   реалистичной   только   при   условии,   что   для   ее достижения будут найдены соответствующие возможности. Чтобы   достичь   цели,   необходимо   выполнить   какие­то  действия.  Но прежде   чем   действия   начнут   выполняться,   их   нужно   спланировать.   План действий определяет, кто, что, когда, где должен сделать, каким должен быть желаемый   результат.  Решать   сложные   проблемы   без  хорошо   продуманного плана – значит сильно увеличивать риск неудачи, особенно в тех случаях, когда проблема решается не одним человеком, а группой. Выполнение   всяких   действий   требует  ресурсов:  человеческих, материальных,   технических,   информационных,   финансовых.   Каким   бы замечательным   ни   был   план,   он   останется     лишь   замыслом,   если   для   его выполнения   не   окажется   достаточных   средств,   или   исполнители   не   будут обладать   нужной   квалификацией,   или   не   окажется   нужных   технических возможностей. Поэтому в процессе планирования необходимо решить, какие потребуются ресурсы, и определить из каких источников они будут получены. Следующая за разработкой плана стадия проекта – его практическая реализация. Хорошо продуманный  план – основа успеха проекта. Но даже хорошие планы  не могут предусмотреть всего. Поэтому при практической реализации проекта необходимо контролировать, в какой мере фактический ход работ соответствует плану. Если они перестанут соответствовать, нужно решать, как изменить план, чтобы достичь его цели. В настоящее время в системе проектирования существуют специальные средства. Позволяющие лучше анализировать проблемные ситуации, понимать суть   проблемы,   выявлять   и   оценивать   возможности   для   ее   решения, проектировать   реалистичные   цели,   разрабатывать   эффективные   планы   их достижения, оценивать риски и снижать их. Таким   образом,   включить   обучающихся   в   проектирование   значит включить их в деятельность по выявлению и решению проблем в каких­то сферах   социальной   действительности   или   же   в   собственной жизнедеятельности.   Осуществляя   это,   они   должны   проходить   все   стадии жизненного   цикла   проекта,   решая   проектировочные   задачи   и   оценивая   их результаты; если этого не происходит, то имеет место псевдопроектирование. Главным   результатом   включения   обучающихся   в   проектирование должно быть изменение в самих их, они должны будут что­то узнать, чему­то научиться. До   недавнего   времени   российская   школа   была   ориентирована   на передачу обучающимся готовых знаний. Она в лучшем случае формировала у них некую «картину мира», но не учила их изучать и понимать этот мир и, самое   главное,  не   учила   действовать   в   этом   мире.  Вследствие   этого образование   все   более   входило   в   противоречие   с   потребностями развивающегося социума и самих детей. Суть его в том, что объем новых знаний,   добытых   человечеством,   непрерывно   возрастает.   Увеличивается   и скорость   добывания   новых   знаний.   Закономерно   ставится   задача   учить обучающихся   самим добывать знания, развивать их познавательные умения. Развитие способности обучающихся познавать действительность безусловно важно, но этого совершенно не достаточно для их полноценного образования. Чтобы   быть   эффективным   субъектом   своей   жизнедеятельности, человеку необходимо не только иметь хорошую картину действительности, но и обладать развитой способностью к ориентации в этой действительности. Эту способность   называют  практическим   интеллектом.  Практический интеллект   –   это   особый   тип   мышления,   обеспечивающий   человеку возможность адекватно понимать ситуации, возникающие в его жизни, ставить цели, планировать их достижение, принимать решения в ходе их выполнения, прогнозировать   и   оценивать   их   возможные   последствия.   Практический интеллект развивается у человека в течение всей его жизни. Однако развитие только на основе опыта не приводит к высокому уровню развития. Чтобы научиться   ставить   цели,   разрабатывать   планы   их   достижения,   оценивать   и принимать   эффективные   решения,   необходимо   включаться   в   решение практических задач и развивать соответствующие интеллектуальные умения. Наилучшие возможности для этого представляет проектная деятельность. В ней   разработаны   универсальные   средства   постановки   и   решения   проблем. Включение   в   нее   и   освоение   этих   средств   позволит   учащимся   развивать следующие жизненно важные умения:  анализировать   проблемные   ситуации   и   ставить   актуальные   проблемы деятельности;  проектировать цели;  разрабатывать   альтернативные   варианты   решения   проблем   и   делать обоснованный выбор;  планировать достижение целей;  прогнозировать и оценивать последствия решений;  эффективно работать в группе.[1] «КАК НАПИСАТЬ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЕКТА» Памятка для обучающихся 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Укажи проблему и причину ее возникновения.  Назови цель работы, связанную с проблемой.  Перечисли задачи работы.  Представь план работы.  Опиши предполагаемый продукт.  Назови критерии, по которым можно оценить продукт.  Укажи свои успехи и неудачи, объясни их причины.  Укажи источники информации.  Оцени   эффективность   групповой   работы   (ее   результативность, затраченное время).  10. Обоснуй выбор формы презентации.  11. Сравни полученный продукт с предполагаемым.  12. Назови те, кому твой продукт будет интересен и полезен.  1 Лазарев В.С.  Новое понимание метода проектов в образовании (Педагогика. – 2011. ­№  10. с.3­11.)

Новое понимание метода проектов в образовании

Новое понимание метода проектов в образовании

Новое понимание метода проектов в образовании

Новое понимание метода проектов в образовании

Новое понимание метода проектов в образовании

Новое понимание метода проектов в образовании

Новое понимание метода проектов в образовании

Новое понимание метода проектов в образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2017