«Новые логопедические технологии и нетрадиционные методы в коррекционной педагогике».
Оценка 4.6
Лекции
doc
дефектология
3 кл
18.06.2018
В коррекционной педагогике получили широкое распространение такие нетрадиционные методы коррекционного воздействия как фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия, имаготерапия и т. д.
Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать изолированными, самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служат для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Новые логопедические технологии.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ для обучающихся по адаптированным образовательным программам
«Магаданский областной центр образования № 1»
«Новые логопедические технологии
и нетрадиционные методы
в коррекционной педагогике».
Учительлогопед первой
квалификационной категории
Е.Б. Хомутова 2017
Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.
В коррекционной педагогике получили широкое распространение такие
нетрадиционные методы коррекционного воздействия как фитотерапия,
ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия, имаготерапия и т. д.
Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать изолированными,
самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служат
для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге,
улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Фитотерапия:
Фитотерапия — лечение с помощью лекарственных растений.
Фитотерапию использовали вавилоняне еще в ХI в. до н.э.
Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения
при различных речевых аномалиях для:
• восстановления умственной и физической работоспособности;
• устранения усталости, вялости, астенического синдрома;
• профилактики нарушений мозгового кровообращения;
• устранения бессонницы, нервозности;
• профилактики и устранения расстройств памяти;
• восстановления мышечного тонуса.
Ароматерапия:
Исследования ученых показали, что запахи способны
управлять работоспособностью и настроением человека.
• Аромат лаванды и розмарина действует успокаивающе и устраняет состояние
стресса.
• Запах лимона и эвкалипта возбуждает нервную систему и повышает
работоспособность.
• Эфирное масло чабреца — успокаивает.
• Мята — снимает головную боль и тошноту.
Длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерьяны, тимьяна, фенхеля и мелиссы
— обеспечивает снотворный эффект.
• Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта — тонизирует.
• Запах вербены успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных
детей.
• Запах настойки ивы приводит в состояние равновесия нервную систему.
• Запах настойки остролиста — уменьшает злобность, агрессивность.
Чтобы проверить действие настойки — несколько капель втереть в виски и в
область щитовидной железы. При положительной реакции наступает
приятное чувство расслабления мышц.
Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией.
Сеанс
продолжается 20—ЗО мин. Курс лечения от 10 до 20 сеансов. Он показан для
ослабленных, угнетенных, и наоборот, перевозбужденных детей.
Музыкотерапия:
Музыкотерапия — это воздействие музыки на человека с терапевтическими
целями.
Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют
естественные и искусственные звуки.
Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:
• увеличивают силу сердечных сокращений;
• способствуют расширению сосудов;
• нормализуют артериальное давление;
• стимулируют пищеварение;
• улучшают аппетит;
• облегчает установление контакта между людьми;
• улучшает обмен веществ;
Музыка действует избирательно, в зависимости от:
• характера произведения;
• инструмента, на котором исполняется (игра на флейте влияет на кровообращение,
флейта расслабляет).
Самый большой эффект от музыки — профилактика и лечение нервно
психических заболеваний. Музыкотерапия организуется в индивидуальной и
групповой формах.
Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:
— рецептивной;
— активной; — интегративной.
Рецептивная музыкотерапия (пассивная) существует в двух видах:
• музыкопсихотерапия решает задачи нормализации психоэмоционального
состояния. Может проходить в различных формах 1) «музыкальный сон» с
последующей беседой и анализом образов (Что «снилось»?); 2) музыкально
образная медитация;
• музыкосоматотерапия лечебное воздействие музыки непосредственно на тело
человека. Воздействие осуществляется в процессе прослушивания специально
созданных аудиомузыкальных программ («Антистрессовая», «Бронхиальная астма»,
которые помогают в лечении соматических заболеваний.
Активная музыкотерапия активное включение ребенка в музыкотерапевтический
процесс.
Включает следующие виды:
• вокалотерапия пение (коррекция психоэмоционального состояния, лечебно
оздоровительное воздействие)
• кинезитерапия танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика,
психогимнастика;
•инструментальная музыкотерапия — игра на музыкальных инструментах.
Интегративная музыкотерапия интеграция физиологии, рефлексотерапии и
музыкознания синтез музыкального и зрительного восприятия:
• музыкоцветотерапия;
• музыкоизотерапия восприятие произведений изобразительного искусства под
музыку или изображение музыки в рисунке.
На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово.
Музыка Баха,Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.
Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для
слуха и для нервной системы, так как:
— подавляет нервную систему;
увеличивает содержание адреналина в крови.
Наибольшим возбуждающим воздействием обладает:
• музыка Вагнера;
• оперетты Оффенбаха;
• «Болеро» Равеля; Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:
• музыка Франсиса Гойи;
• «Времена года» Чайковского;
• «Лунная соната» Бетховена;
• фонограмма пения птиц.
Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку
абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям
самого раннего возраста.
Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием
музыкотерапии — создание положительного эмоционального фона реабилитации:
снятие фактора тревожности;
стимуляция двигательных функций;
развитие и коррекция сенсорных процессов
(ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;
растормаживание речевой функции;
развитие чувства ритма, темпа, времени;
развитие мыслительных способностей и фантазии;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
• в музыкальном оформлении игр;
• музыкальной релаксации.
Музыкальная ритмика используется при лечении:
• тиков;
• заикания;
• нарушений координации;
• расторможенности;
• моторных стереотипов;
• дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха); Особенности использования:
громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не
тихо);
использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем
детям;
лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать
внимание новизной);
продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут
одновременно.
ХРОМОТЕРАПИЯ:
Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии
и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы,
можно воздействовать на функции:
вегетативной нервной системы
эндокринных желез
Синий цвет:
оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы
уменьшает головные боли
понижает аппетит
стимулирует умственную деятельность
Голубой цвет:
оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении
Фиолетовый цвет:
угнетает психические и физиологические процессы
снижает настроение Красный цвет:
активизирует
повышает физическую работоспособность
вызывает ощущение теплоты
стимулирует психические процессы
Зеленый цвет:
успокаивает
создает хорошее настроение (поэтому люди любят зеленый лес, луг,
зеленоватоголубую воду)
повышает защитные силы организма,
способствует угасанию воспалений, стимулирует зрение
Розовый цвет: тонизирующее воздействие
Желтый цвет:
вызывает чувство покоя
нейтрализует негативные действия
ЛИТОТЕРАПИЯ:
Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм
человека.
Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств
более 50 различных минералов.
Считается, что минералы координируют
циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга.
Авантюрин – уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, ясность
ума.
Аквамарин – снимает стрессовое состояние, устраняет фобии.
Александрит – успокаивает, способствует открытости, общению.
Алмаз – улучшает функции мозга, усиливает энергетику абстрактного мышления,
увеличивает контактность.
Аметист – снимает головную боль, бессонницу, укрепляет эндокринную систему,
увеличивает активность правого полушария мозга.
Бирюза – уравновешивает эмоции, укрепляет чувство взаимопонимания. Жемчуг – укрепляет память, приносит покой и умиротворение.
Изумруд – устраняет аффекты.
Кораллы – укрепляют память, избавляют от тиков, контролируют эмоции.
Лазурит – улучшает остроту зрения, уменьшает боли.
Малахит – стимулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких
Нефрит – стимулирует работу почек.
Опал – усиливает чувство интуиции.
Сапфир – помогает при лечении диабета, нарушений костной системы, избавляет
от бессонницы.
Сердолик – укрепляет зубы, стимулирует речь.
Топаз – влияет на щитовидную железу.
Хрусталь – улучшает кровь, стимулирует гипофиз и эпифиз.
Янтарь – стимулирует нервную систему, улучшает дыхательную систему, повышает
гемоглобин в крови.
ИМАГОТЕРАПИЯ:
Основана на театрализации психотерапевтического процесса – образе:
использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в
заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий
ситуацию.
Куклотерапия (один из видов имаготерапии)
Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма,
игрушки)
Используется:
при нарушениях поведения
при страхах
при нарушении коммуникативной сферы
Технология проведения:
с персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история,
связанная с травмирующей ребенка ситуацией инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие
положительные эмоции
сюжет строится по «нарастающей», заканчивается бурными эмоциональными
реакциями (смех, плач), снятием напряжения
Образноролевая драмтерапия – реконструкция поведенческой реакции при
разыгрывании специально подобранного сюжета.
Психодрама – дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством
педагога
Либропсихотерапия – лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу
(специально подобранные произведения)
Сказкотерапия
– психокоррекция средствами сказки – основана на
притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать,
фантазировать.
«Новые логопедические технологии и нетрадиционные методы в коррекционной педагогике».
«Новые логопедические технологии и нетрадиционные методы в коррекционной педагогике».
«Новые логопедические технологии и нетрадиционные методы в коррекционной педагогике».
«Новые логопедические технологии и нетрадиционные методы в коррекционной педагогике».
«Новые логопедические технологии и нетрадиционные методы в коррекционной педагогике».
«Новые логопедические технологии и нетрадиционные методы в коррекционной педагогике».
«Новые логопедические технологии и нетрадиционные методы в коррекционной педагогике».
«Новые логопедические технологии и нетрадиционные методы в коррекционной педагогике».
«Новые логопедические технологии и нетрадиционные методы в коррекционной педагогике».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.