Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
01.04.2017
Новые техники в направлениях декоративно – прикладного творчества.Модель программы по декоративно – прикладному творчеству объединения «Ленточное чудо».Как ни странно, рукоделие сегодня становится актуальным, как это было в прошлом. Но причины этого изменились. Можно сказать, что раньше рукоделием занимались «по бедности», из-за дефицита, недостатка вещей. Сегодня картина совершенно иная: переизбыток, казалось бы большой ассортимент товаров. Но качество, эстетическая сторона оставляют желать лучшего.
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства.docx
Новые направления в техниках декоративно
прикладного искусства
(реферат)
Исполнитель:
Фомина Елена Валерьевна
педагог дополнительного
образования
МБУ ДО ЦДТ г. Междуреченск Кемерово 2016
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Новые техники в направлениях декоративно – прикладного
1.
творчества…………………………………………………………………........6
Модель программы по декоративно – прикладному творчеству
2.
объединения «Ленточное чудо»…....................................................................13
Заключение………………………………………………………………….....15
Список литературы……………………………………………………………16
Приложения……………………………………………………………………17 Введение
Видеть красоту предметов декоративно прикладного искусства,
попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не
интересно?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый
исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный
мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в
собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку,
фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к
сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс
декоративноприкладного искусства.
Как ни странно, рукоделие сегодня становится актуальным, как это
было в прошлом. Но причины этого изменились. Можно сказать, что раньше
рукоделием занимались «по бедности», изза дефицита, недостатка вещей.
Сегодня картина совершенно иная: переизбыток, казалось бы большой
ассортимент товаров. Но качество, эстетическая сторона оставляют желать
лучшего.
Как правило, при творческом подходе вещь, сделанная своими руками,
получается индивидуальной, нестандартной, особенной, неповторимой. Мы
делаем то, что нельзя купить, то, чего нет ни у кого, кроме нас. В этом
изделии частичка нашего сердца, это выражение нашей индивидуальности, это
наше творчество. Индивидуальность очень важна в эпоху стандартов, глобализации и стремления культуры к упрощению потребностей человека.
Для подростка, это важно в период идентификации, самоопределения.
Кроме того, овладев дополнительными способностями, он получает опору во
внешней среде. Это оценка со стороны сверстников и компетентных взрослых.
Этому может способствовать участие детей в фестивалях, конкурсах,
выставках не только своего города, но и регионов России.
Приобщение к ручному труду важно и с другой точки зрения. В силу
прогресса, ручной труд уходит из нашей жизни. Массовый поток и легкая
доступность вещей формирует потребителя. Научиться уважать людей труда,
бережно относиться к рукотворному, к старинным традициям мастеров
можно только через свой собственный труд. Кроме того, занятия прикладным
видом творчества на основе народной культуры может повлиять на
самоопределение ребенка в будущем. Это может перерасти в профессию, или
стать увлечением, что тоже немаловажно.
Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для
развития интеллекта и психики ребёнка. Именно практическая деятельность
позволяет ему «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего
(невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными.
Дети с интересом включаются в разные виды труда, которые не
требуют дорогостоящего оборудования, сырья, но при этом разнообразны,
содержат элементы творчества, что приближает их к прикладному искусству.
Привлекает и то, что они дают возможность детям пройти весь трудовой
процесс от начала до изготовления конечного продукта, а также свободу в
выборе вида деятельности.
Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы,
создано на протяжении тысячелетий руками человека. Наша планета похожа
на гигантский фантастический музей вечности, главными экспонатами
которого является вдохновение, работа, мастерство. Для того чтобы украсить свой дом, можно сделать чтонибудь своими руками. Например, картины,
вышитые крестом, или корзинки и панно, сплетенные из бумаги.
Система эстетического воздействия на личность осуществляется
через искусство, которое должно проникать во все сферы детской жизни и
активно участвовать в формировании мировоззрения подрастающего
поколения, его представлений о жизни, нравственности, интеллекте,
эстетических свойствах личности.
Именно декоративноприкладное искусство даёт возможность ребёнку
систематически развивать органы чувств и творческие способности,
расширять возможности наслаждаться красотой и создавать её. Обучающийся
вводится в мир прекрасного, ему показывается, что можно заимствовать у
природы и внести в быт, сделав интерьер квартиры, одежду неповторимыми. В
процессе ознакомления с видами ДПИ воспитать в детях творческое
отношение к труду, уважение к народным традициям, эстетический вкус. 1. Новые техники в направлениях декоративно прикладного
искусства.
В настоящее время существует множество техник декоративно
прикладного искусства, они достаточно увлекательны, интересны и просты.
Изучив подобранную литературу и интернет ресурсы и не переставая
удивляться и восхищаться разнообразию техник прикладного творчества и
талантливости наших людей, мы выявили несколько новых техник.
Техники, связанные с использованием бумаги:
1. Айрис фолдинг («Радужное складывание») – техника складывания бумаги.
Появилась в Голландии. Техника требует внимания и аккуратности, но при
этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать
странички памятного альбома (скрапбукинг) интересными декоративными
элементами. ( Приложение 1)
2. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в
бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия оболочки
изображаемого предмета. А в скульптуре либо идёт наращивание объёма
дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.
(Приложение 1)
3. Гофротрубочки — так называется техника выполнения изделий, в которой
для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур
используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются
путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с
последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и
имеет множество вариантов исполнения и использования. (Приложение 1)
4. Квиллинг (от англ. quilling — от слова quil «птичье перо») искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали
медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с
позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.
(Приложение 1)
5. Папь маш (фр. papiermâché «жёванная бумага») — легко поддающаяся
ее
ее
формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги,
картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папьемаше
делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию,
шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.
В Федоскино, Палехе, Холуе из папьемаше изготавливают основу для
традиционной лаковой миниатюры.
Вы же можете декорировать заготовку из папьемаше не только красками,
расписывая как известные художники, а используя декупаж или ассамбляж.
(Приложение 1)
уе
уе
6. Скрапб кинг, скрэпб кинг (англ. scrapbooking: scrap — вырезка, book —
книга, букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства,
заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных
фотоальбомов.
Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной
истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других
памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи
отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов
вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга — сохранить
фотографии и другие памятные вещи о какихлибо событиях на длительный
срок для будущих поколений.
Специальным образом декорированный фотоальбом состоит из отдельных
листов, каждый из которых представляет законченную мысль, выраженную фотоколлажем. Обычно такой альбом охватывает какуюто одну тему:
свадьбу, юбилей, рождение ребёнка, каникулы на море и так далее.
Следует заметить, что скрапбукинг не ограничивается созданиями
классических альбомов— в коллекциях мастеров скрапбукинга встречаются
также альбомыаккордеоны, альбомы в виде домиков, альбомы в виде
коробочек/корзиночек, и даже отдельные открытки (так называемый
ее
кардм йкинг или кардм йкинг, англ. cardmaking, букв. «изготовление
открыток»). Существует и так называемый «цифровой скрапбукинг»,
эе
использующий для оформления и украшения фотографий различные
программные вычислительные средства (универсальные графические
редакторы или специализированное программное обеспечение,
предназначенное для обработки фотографий и обрамления рамками
различного вида и формы).
Работу по созданию альбомов упрощает множество шаблонов, заготовок
самых разных форм, использующие различные виды креплений (кольца, ленты,
пружинки). Можно и самому изготовить заготовку, вырезав её из плотного
картона, в виде силуэтов сердечка, замка, домика, цветочка и других
декоративных элементов. (Приложение 1)
Техники, связанные с плетением:
Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он
плёл из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель),
всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи,
лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы.
С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы
для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из
лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера,
из газет.... Появились такие техники плетения, как лозоплетение, плетение из
бересты и камыша, фриволите, узелковое плетение макраме, плетение на
коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение шнуров кумихимо, кольчужное плетение, плетение сеток, индейское плетение мандала, их
имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и
журналов)...
Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его,
можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.
1. Бисероплетение, как и сам бисер, имеет многовековую историю. Древние
египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать
браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но лишь в Хв
начался настоящий расцвет бисерного производства. Долгое время
венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда.
Мастера и мастерицы украшали бисером одежду и обувь, кошельки и
сумочки, чехольчики для вееров и очёчники, а также и другие изящные
вещицы.
С появлением в Америке бисера, коренные жители начали использовать его
вместо традиционно индейских привычных материалов. Для ритуального
пояса, колыбели, налобной повязки, корзины, сетки для волос, серёжек,
табакерок..
На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, унты, головные
уборы, оленью упряжь, солнцезащитные кожанные очки...
Очень изобретательны были наши прабабушки. Среди огромного разнообразия
нарядных безделушек встречаются удивительные предметы. Щёточки и чехлы
на мел, чехольчики на зубочистку (!), чернильницу, перочистку и карандаш,
ошейник для любимой собачки, подстаканник, кружевные воротники,
пасхальные яйца, шахматные доски и многоемногоемногое другое.
(Приложение 1)
2. Ганутель — эксклюзивное мальтийское рукоделие. Именно в монастырях
Средиземноморья сохранилась до сих пор эта техника создания красивых
цветов для украшения алтаря. В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для
обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы
получаются изящными и лёгкими.
В ХVIв спиральную проволоку из золота или серебра называли поитальянски
«canutiglia», а поиспански «canutillo», на русском языке вероятно это слово
трансформировалось в «канитель». (Приложение 1)
Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и
создания изображений:
Рисование это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая
техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какойлибо
поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных
элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно
из линий и штрихов.
Например: рисунок углём, рисунок карандашом, рисунок тушью и пером...
ие
Ж вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей
зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую
основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также
произведения искусства, выполненные такими способами.
Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских
или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст,
дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен, и т. д. В том числе к
живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и
церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму.
1. Витраж (лат. Vitrum — стекло) — это один из видов декоративного
искусства. Стекло или иной прозрачный материал является основным
материалом. Из глубокой древности начинается история витражей.
Изначально стекла вставлялись в оконный или дверной проем, затем
появляются первые мозаичные картины и самостоятельные декоративные
композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные специальными красками по простому стеклу. ( Приложение 1)
ае
2. Нитяная гр фика (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) —
графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне
или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют
изографика или вышивка по картону. В качестве основания ещё можно
использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут
быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно
использовать цветные шелковые нитки. (Приложение 1)
ае
3. Энк устика (от др.греч. «искусство выжигания») — техника живописи, в
которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется
красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью
энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью
красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.
(Приложение 1)
Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей:
Шитье разговорная форма от глагола "шить", т.е. то, что шьется или сшито.
1.Вышивка.
Вышивка многогранна простой крестик и болгарский крестик,
художественная, русская, прямая и косая гладь, хардангер, темари, гобелен,
Punch Needle (ковровая вышивка), вышивка лентами, прошва, золотое шитьё,
Владимирский верхошов, цветная перевить, декоративные швы, мережка,
качалочки, кафасор, зерновой вывод, выкалывание, набирание, вырезание,
ришелье, имитация вырезания, поверхница, низь, штамповка двусторонняя,
счётная,
ручная филейная и гипюрная вышивки.
китайская,
Техника "punch needle" это продергивание нити или ковровая вышивка.
(Приложение1) 2. Пэчворк, Квилт, Квилтинг или Лоскутное шитьё это народное
декоративноприкладное искусство, с многовековыми традициями и
стилистическими особенностями. Это техника, использующая кусочки
разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для
соединения в покрывале, блузке или сумке.
Артишок – разновидность пэчворка, получившая своё название изза сходства
с плодами артишока. У этой техники есть и другие названия — «зубчики»,
«перья».
«уголки»,
«чешуйки»,
По большому счёту в этой технике все сводится к складыванию вырезанных
деталей и пришиванию их на основу в определенной последовательности. Или
же, используя бумагу, составлять (наклеивая) различные панно округлой (или
объёме.
многогранной формы)
плоскости или
на
в
Нашивать можно двумя способами: острие заготовок направлять к центру
основной детали, либо к ее краям. Это если шить плоское изделие. У изделий
объемного характера — острием к более узкой части. Складываемые детали
не обязательно вырезаются в форме квадратиков. Это могут быть и
прямоугольники, и круги. В любом случае мы встречаемся со складыванием
вырезанных заготовок, следовательно, можно утверждать, что эти лоскутные
техники принадлежат к семейству лоскутного оригами, а так как они создают
объем, то, следовательно, и к «3d» технике. (Приложение 1)
3. Цумами Канзаши. В основе техники Цумами лежит оригами. Только
складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami»
означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя
щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на
основу.
Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала
название целому новому виду декоративноприкладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек,
а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.
Это далеко не весь список новых направлений в техниках декоративно –
прикладного творчества, т.к. время не стоит на месте, и люди, занимающиеся
этим направлением, находят всё более интересные идеи для творчества.
(Приложение 1)
2.Модель программы по декоративно – прикладному
творчеству объединения «Ленточное чудо».
В наше время элементы канзаши используются для украшения
аксессуаров для волос, фоторамок, фотоальбомов, в качестве брошей, для
создания настенных панно и т.д.
Этот вид рукоделия мы применили на занятиях в объединении
«Ленточное чудо». Программа была рассчитана на один год обучения.
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и
творческих способностей. В дополнительном образовании данный вид
декоративноприкладного творчества распространен мало, поэтому возникла
необходимость в написании дополнительной образовательной программы.
Программа включает в себя материал, который может быть освоен детьми
разного возраста в одном месте и в одно время. Занятия детей канзаши
открывают возможность для глубокого и осмысленного их творчества.
Рациональноинтуитивные действия, производимые с лентой, позволяют
ребенку одновременно складывать руками из ткани «нечто» и решать
проблемы различного характера, находить выход из создавшегося положения,
задействовав разум.
Отличительной особенностью программы является то, что результат
каждого занятия учащихся виден сразу. Сколько занятий – столько изделий.
Все работы дети забирают с собой на память, и у них появляется возможность подарить их своим близким, друзьям, знакомым. Таким образом, они
получают оценку своего труда не только педагогом, но и окружающими
людьми. А это стимулирует их развитие.
Таким образом, канзаши – это не просто технология изготовления цветочных
украшений, но и полноценный вид декоративноприкладного искусства,
способствующий развитию творческой личности.
Результатом реализации данной образовательной программы являлись
выставки детских работ, использование поделоксувениров в качестве
подарков для родных и близких, друзей, учителей и т.д.; оформление зала для
изготовление изделий для
проведения праздничных мероприятий,
декорирования интерьера собственного дома.
Возраст
детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы 1015 лет, но исходя, из опыта работы успешное усвоение
программы было у детей постарше. Девочки с удовольствием делали себе и
своим близким украшения, некоторые даже продавали свои изделия. Четыре
девочки участвовали в научно практической конференции, писали проект под
названием «Возможности атласной ленты. Японское искусство «канзаши» в
наши дни», где заняли третье призовое место. В течение года принимали
участие в конкурсах разного уровня и занимали призовые места.
(Приложение 2) Заключение
Обучая детей творчеству, мы не только даём детям знания, умения и
навыки, но и создаём условия для успешного обучения, для сохранения и
приумножения традиционных художественных ценностей, для формирования
нравственно здоровой личности ребёнка, совершенствуя свой педагогический
опыт, используя разнообразные инновации.
Всё новое в творчестве всегда интересно детям. Разнообразие приёмов,
способов, средств делает образовательный процесс увлекательным, развивает
свободу деятельности, воображение и фантазию. Ребёнок проходит путь
познания, начиная с уникальности народного творчества и заканчивая
современными формами декоративно прикладного искусства. Работы
получаются разнообразными в своём исполнении, насыщенными новыми
образами, но выдержанными в определённом художественном стиле.
Применение новых техник позволяет развивать у детей оригинальность
способа выражения, находчивость в поисках решения поставленных задач. В
результате таких поисков и открытий детская деятельность становится
свободной, радостной и успешной. Список литературы
1.
Чернякова, Н.С. Уроки детского творчества [Текст]:/ Н.С.
Чернякова. Тула: Родничок, 2002.189 с.
2.
Гущина, Т.Н. Воспитываем творческую индивидуальность
[Текст] / Т.Н.Гущина. М.: АРКТИ, 2012. – 160 с.
3.
Кирилло, А. А. Учителю об изобразительных материала [Текст] /
А. А. Кирилло. – М.: Просвещение, 1971. – 200 с.
4.
Локшина, М. И. Красивые узлы – обереги: пошаговые уроки для
начинающих [Текст] / М. И. Локшина: Эксмо, 2014. – 64 с.: ил. –
(Азбука рукоделия). Айрис фолдинг
Приложение 1
Бумагопластика
Гофротрубочки Квилинг
Папье маше
Скрапб кинг
уе Бисероплетение
Ганутель
Витраж Нитяная графика
Энкаустика
Вышивка Артишок
Пэчворк
Цумами Канзаши Приложение 2
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.