НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДПИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Оценка 4.7

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДПИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
16.01.2017
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ  СРЕДСТВАМИ ДПИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
На сегодняшний день в школах дополнительного образования возникла необходимость в новых подходах к преподаванию художественно-эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности ученика. Новые подходы к развитию творческой личности средствами декоративно-прикладного искусства (далее - ДПИ) в художественно-эстетическом образовании приобретают особую значимость, а исследование методов обучения в данной области становится наиболее актуальными.Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи. Всё это даёт возможность творческой самореализации ребёнка.
статья ДИТИ НИЯУ МИФИ.docx

УДК

         Адриянова Е.Н.

       Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

         Детская художественная школа

 

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

СРЕДСТВАМИ ДПИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Современные технологии входят в жизнь не только взрослого, а также активно и в жизнь подрастающего поколения.

Важную роль для реализации и развития практических умений молодых людей оказывает дополнительное образование. Именно оно является одним из приоритетных направлений, где развитие ребёнка происходит в рамках свободного времени, осознанного выбора, учёта интересов и первоначальных практических способностей.

Современная система дополнительного образования постоянно стремится к динамике, она специфична, уникальна, кроме того, наиболее отзывчива на требования современной ситуации.

На сегодняшний день в школах дополнительного образования возникла необходимость в новых подходах к преподаванию художественно-эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности ученика.

Новые подходы к развитию творческой личности средствами декоративно-прикладного искусства (далее - ДПИ) в художественно-эстетическом образовании приобретают особую значимость, а исследование методов обучения в данной области становится наиболее актуальными.

Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи. Всё это даёт возможность творческой самореализации ребёнка. [2]

Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что самостоятельно он не скоро научаются выделять из общей массы красоту окружающего мира, наслаждаться искусством. [1]

Детская художественная школа - это то место, где ребёнок от своей деятельности, в данном случае «рукотворной», получает эстетическое удовольствие, умения и навыки.

Искусство ДПИ, в отличие от других видов художественного творчества, менее всего зависимо от профессиональных институтов. Ему доступны все категории социальных слоев общества. В этом плане ДПИ также следовало бы охарактеризовать как «общедоступное и общехудожественное». [3]

Исключительно важными и необходимыми задачами в подходе развития творческой личности средствами ДПИ в художественно-эстетическом образовании в Детской художественной школе является научить ребёнка верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности, развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное.

Красота и художественный образ в произведениях декоративно-прикладного искусства соединяются с практической полезностью. [5] Область декоративно-прикладного искусства обширна. Его произведением может стать любая практическая вещь, оформленная по законам красоты и художественной образности.

Назначение этого вида искусства состоит в том, чтобы украшать быт, жилище, архитектурные сооружения и комплексы, улицы, парки, скверы и т.д. [4]

 Декоративно-прикладное искусство имеет характерные черты, которые отличают его от других видов искусства:

-  утилитарность, практическая принадлежность;

- коллективность творчества, т.е. труд носит коллективный характер, из поколения в поколение передается многовековой опыт народного искусства;

- традиционность, характеризуется соблюдением традиций, но и возникает благодаря насущным и духовным потребностям, раскрывая сферу индивидуальности;

- реальность, заключающаяся в его многовековой актуальности. [3]

Так наиболее популярные виды ДПИ для обучающихся Детской художественной школы могут стать: аппликация, батик, витражная роспись, гобелен, декупаж, мозаика, нитяная графика, пейчворк,  рисование по фарфору, стеклу, ткани, кожи, художественная обработка кожи (художественное панно).

 Развивая декоративно-прикладное творчество в ДХШ, учащихся необходимо знакомить с его промыслами, содержанием и назначением, материалами,   характерными признаками,  выразительными средствами, учить законам построения различных композиций.

Дополнением к такой работе с детьми может стать:

- просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы.

- чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной и интересной форме небольшой объем информации об истории художественного промысла, его особенностях.

В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству, можно сделать следующие выводы:

- занятия ДПИ оказывают благотворительное влияние на мыслительную деятельность детей.

- при знакомстве с изделиями ДПИ перед учащимися раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.

- учащийся видит результат своей деятельности, учиться анализировать и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над изделием(произведением) доставляет ребятам большое удовольствие.

- детская работа, готовое изделие, может служить преподавателю психологическим тестом, который отражает многие черты характера ребёнка.

- знакомство с изделиями народных мастеров обогащает словарный запас.

- рассматривая узоры, детали, изделия, учащиеся рассказывают об их назначении, техники, истории создания, технологии изготовления, что способствует развитию грамотной связной речи.

Из всего этого можно понять, что декоративно – прикладное творчество, как часть эстетического воспитания, помогает развивать в учащихся эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение.

На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир, как с точки зрения красоты, так и с точки зрения эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые, преподаватели, родители. 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Глазова М.В. Восприятие цвета, Денисов В.С.:  Москва «ООО Издательство «Эксмо», 2009. -  134 с.

2. Куликовская Т. Народные промыслы. - дидактический материал - Познаем окружающий мир:  ООО «Стрекоза» Москва, 2011.- 267 с.

3. Мосин И.И. Все о стилях и течениях в современном искусстве: Вильнюс, UABBestiary”, 2012.- 124 с.

4. Розе Т.В. Фразеологический словарь для детей: ОЛМА Медиа Групп, 2014.  56 с.

5. Старикова Ю.С. Основы дизайна. - Конспект лекций: Приор, 2012. - 76 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

УДК Адриянова Е.Н

УДК Адриянова Е.Н

Исключительно важными и необходимыми задачами в подходе развития творческой личности средствами

Исключительно важными и необходимыми задачами в подходе развития творческой личности средствами

ДПИ оказывают благотворительное влияние на мыслительную деятельность детей

ДПИ оказывают благотворительное влияние на мыслительную деятельность детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017