УДК
Адриянова Е.Н.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская художественная школа
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
СРЕДСТВАМИ ДПИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Современные технологии входят в жизнь не только взрослого, а также активно и в жизнь подрастающего поколения.
Важную роль для реализации и развития практических умений молодых людей оказывает дополнительное образование. Именно оно является одним из приоритетных направлений, где развитие ребёнка происходит в рамках свободного времени, осознанного выбора, учёта интересов и первоначальных практических способностей.
Современная система дополнительного образования постоянно стремится к динамике, она специфична, уникальна, кроме того, наиболее отзывчива на требования современной ситуации.
На сегодняшний день в школах дополнительного образования возникла необходимость в новых подходах к преподаванию художественно-эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности ученика.
Новые подходы к развитию творческой личности средствами декоративно-прикладного искусства (далее - ДПИ) в художественно-эстетическом образовании приобретают особую значимость, а исследование методов обучения в данной области становится наиболее актуальными.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи. Всё это даёт возможность творческой самореализации ребёнка. [2]
Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что самостоятельно он не скоро научаются выделять из общей массы красоту окружающего мира, наслаждаться искусством. [1]
Детская художественная школа - это то место, где ребёнок от своей деятельности, в данном случае «рукотворной», получает эстетическое удовольствие, умения и навыки.
Искусство ДПИ, в отличие от других видов художественного творчества, менее всего зависимо от профессиональных институтов. Ему доступны все категории социальных слоев общества. В этом плане ДПИ также следовало бы охарактеризовать как «общедоступное и общехудожественное». [3]
Исключительно важными и необходимыми задачами в подходе развития творческой личности средствами ДПИ в художественно-эстетическом образовании в Детской художественной школе является научить ребёнка верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности, развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное.
Красота и художественный образ в произведениях декоративно-прикладного искусства соединяются с практической полезностью. [5] Область декоративно-прикладного искусства обширна. Его произведением может стать любая практическая вещь, оформленная по законам красоты и художественной образности.
Назначение этого вида искусства состоит в том, чтобы украшать быт, жилище, архитектурные сооружения и комплексы, улицы, парки, скверы и т.д. [4]
Декоративно-прикладное искусство имеет характерные черты, которые отличают его от других видов искусства:
- утилитарность, практическая принадлежность;
- коллективность творчества, т.е. труд носит коллективный характер, из поколения в поколение передается многовековой опыт народного искусства;
- традиционность, характеризуется соблюдением традиций, но и возникает благодаря насущным и духовным потребностям, раскрывая сферу индивидуальности;
- реальность, заключающаяся в его многовековой актуальности. [3]
Так наиболее популярные виды ДПИ для обучающихся Детской художественной школы могут стать: аппликация, батик, витражная роспись, гобелен, декупаж, мозаика, нитяная графика, пейчворк, рисование по фарфору, стеклу, ткани, кожи, художественная обработка кожи (художественное панно).
Развивая декоративно-прикладное творчество в ДХШ, учащихся необходимо знакомить с его промыслами, содержанием и назначением, материалами, характерными признаками, выразительными средствами, учить законам построения различных композиций.
Дополнением к такой работе с детьми может стать:
- просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы.
- чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной и интересной форме небольшой объем информации об истории художественного промысла, его особенностях.
В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству, можно сделать следующие выводы:
- занятия ДПИ оказывают благотворительное влияние на мыслительную деятельность детей.
- при знакомстве с изделиями ДПИ перед учащимися раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.
- учащийся видит результат своей деятельности, учиться анализировать и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над изделием(произведением) доставляет ребятам большое удовольствие.
- детская работа, готовое изделие, может служить преподавателю психологическим тестом, который отражает многие черты характера ребёнка.
- знакомство с изделиями народных мастеров обогащает словарный запас.
- рассматривая узоры, детали, изделия, учащиеся рассказывают об их назначении, техники, истории создания, технологии изготовления, что способствует развитию грамотной связной речи.
Из всего этого можно понять, что декоративно – прикладное творчество, как часть эстетического воспитания, помогает развивать в учащихся эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение.
На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир, как с точки зрения красоты, так и с точки зрения эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые, преподаватели, родители.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Глазова М.В. Восприятие цвета, Денисов В.С.: Москва «ООО Издательство «Эксмо», 2009. - 134 с.
2. Куликовская Т. Народные промыслы. - дидактический материал - Познаем окружающий мир: ООО «Стрекоза» Москва, 2011.- 267 с.
3. Мосин И.И. Все о стилях и течениях в современном искусстве: Вильнюс, UAB “Bestiary”, 2012.- 124 с.
4. Розе Т.В. Фразеологический словарь для детей: ОЛМА Медиа Групп, 2014. 56 с.
5. Старикова Ю.С. Основы дизайна. - Конспект лекций: Приор, 2012. - 76 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.