Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Научно-практическая работа
«Скульптура своими руками»
Выполнил: Орлов Дмитрий,
ученик 8В класса.
Руководитель: Бабинский Сергей Григорьевич,
учитель технологии, высшая
квалификационная категория
г. Алдан
2018г.
Содержание
|
Введение |
Глава 1 |
Что такое скульптура |
Глава 2 |
Немного из истории скульптуры |
Глава 3 |
Техники скульптур |
Глава 4 |
Виды скульптур |
Глава 5 |
Выполнение эскизов с разных ракурсов |
Глава 6 |
Творчество Валериана Васильева |
Глава 7 |
Инструменты и материалы для выполнения скульптуры |
Глава 8 |
Поэтапная технология выполнения станковой скульптуры |
Глава 9 |
Анкетирование и анализ результатов |
|
Заключение |
|
Список литературы |
Введение
Я люблю лепить из пластилина. Лепка – это увлекательное занятие, которое позволяет проявить свою фантазию и отвлечься от повседневных занятий, а также лепка развивает мелкую моторику рук.
Лепкой я увлекаюсь давно и мне захотелось сделать более сложную работу. О техниках создания скульптур, я узнал на уроках изобразительного искусства.
Проблема: Узнать более подробно о техниках создания скульптуры; узнать о мастерах Республики Саха (Якутия).
Цель работы: Выявление свойств и возможностей создания скульптуры.
В ходе работы я поставил следующие Задачи:
-Познакомиться с творчеством мастеров Республики Саха на примере творчества Валериана Васильева.
-Приобрести знания в области применения некоторых технологий и приемов, научиться пользоваться ими на практике.
Актуальность темы: Познание технологии и создание станковой скульптуры, путем преобразования двухмерного изображения - линографии якутского мастера Валериана Васильева в трехмерное изображение - скульптуру. Воплощение мысли мастера Васильева: «Я хочу, чтоб мои работы пережили меня». Изучение исторического наследия Малой Родины.
Объект работы: Станковая скульптура.
Предмет работы: Произведение Валериана Васильева «Сардаана».
Гипотеза: Смогу ли я создать скульптуру из графического изображения?
Новизна и практическая значимость в том, что работы Валериана Васильева создаются впервые в виде скульптуры.
В ходе работы я использовал такие Методы, как:
· Изучение
· Наблюдение, опрос
· Работа с литературой
· Изготовление
· Анкетирование
· Сравнение результатов анкетирования
· Поиск информации с помощью поискового ресурса Яндекс, Google
Для решения поставленных задач мною была использована справочная, научно-популярная литература, а также интернет–источники. Работа состоит из введения, девяти глав, заключения и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость, выявлена проблема и поставлена гипотеза.
В первой и второй главах основной части рассмотрены общетеоретические сведения об истоках и истории скульптуры. В третьей и четвертой главах, рассказано о техниках, используемых при, создании скульптурных работ, виды скульптур. В пятой главе предоставлены эскизы моей работы. Глава шестая описывает творчество мастера линографа Республики Саха (Якутия) Валериана Васильева. Далее, в главах седьмой и восьмой рассказано об инструментах и материале, применяемых для создания моей работы и поэтапная технология выполнения. В главе девятой, дан статистический анализ.
Глава 1. Что такое скульптура
Скульптура (от лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю) — ваяние, пластика — вид искусства, произведения которого отражают окружающую действительность в объемных, физически трехмерных изображениях с помощью различных пластических материалов.
Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались синонимами, однако смысловая нагрузка их различается. Скульптура — более широкое понятие. Пластика, с одной стороны, техника скульптуры из мягких материалов (глина, пластилин, воск, эглин), с другой — художественно-изобразительное средство, позволяющее придать скульптуре образность. В отличие от живописи, графики скульптура охватывает меньший круг предметов, явлений, которые могли бы стать объектами для изображения. Выразительные средства в скульптуре разрабатываются с большей тщательностью. Во многом скульптура перекликается с архитектурой.
Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. Эта способность — необходимый компонент пластического творчества, как «чувство цвета» у живописца или «абсолютный слух» у музыканта. Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя. Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувствоваться в формообразование, его образность, так как скульптура — это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном материале, выполненный в определенной технике и раскрывающий определенную идею. Полное «прочтение» скульптуры возможно тогда, когда понимается суть материала — его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры.
Глава 2. Немного из истории скульптуры
Корни этого вида искусства уходят в глубокую древность, в эпоху палеолита, именно тогда возникли первые её произведения. Скульптуры в виде изображений женщины или разных животных, найденные на месте многочисленных палеолитических стоянок в Западной Европе – яркое тому подтверждение. В эпоху неолита многообразие скульптурных памятников расширилось еще больше.
Конечно, наиболее развит был этот вид искусства в эпоху Древней Греции. Именно скульптура становится одной из главных форм выражения древнегреческой философии, в основе которой стояла личность человека – гармонично развитая как духовно, так и физически. Несметное количество изваяний богов, мифических героев и воинов было выполнено мастерами Древней Эллады, для которых делом всей жизни оказалась именно скульптура.
Что такое скульптура в понимании древнегреческого мастера? Это прежде всего гибкость, пластичность и органичность форм, основанная на точнейших анатомических деталях. Среди таких великих мастеров древнегреческой скульптуры можно выделить Фидия, Мирона, Лисиппа, Праксителя и других. Новый виток развития получила скульптура в XV-XVI веках, в эпоху Возрождения, которая опиралась на античные традиции. Центром ренессансной скульптуры стала Италия, среди великих скульпторов того времени – Микеланджело, Донателло, Верроккьо и другие творцы.
Большое внимание скульптуре уделяли также и советские идеологи. Она стала действенным инструментом пропаганды идей советского социализма. Главной особенностью советской скульптуры можно считать её монументальность. Величественные стелы, массивные монументы и тысячи памятников коммунистическим вождям оставила нам в наследство советская скульптура. В современной скульптуре на первый план выходит не образ (объект), а выбор цвета, фактуры и материала. Именно цвет становится едва ли не основным инструментом художественной выразительности в современной скульптуре.
Глава 3. Техники скульптур
Техника скульптуры разделяется на три вида — лепка, т. е. собственно пластика, в мягком материале (глина, воск), ваяние — обработка твердых материалов (дерево, камень, слоновая кость), отливка и чеканка в металле.
Обычно процесс работы скульптора начинается с рисунка, наброска, затем он переходит к созданию модели в мягком материале (глина, пластилин, воск).
Мягкие материалы считаются временными, при работе с ними обычно предполагается дальнейшая отливка в более долговечные — чугун, бронзу. В наше время расширилось количество материалов, пригодных для скульптуры: возникли произведения из стали, бетона, пластмассы.
Широко известны слова Микеланджело о том, что работая он просто удаляет из камня все лишнее. «Всякая статуя должна быть задумана, чтобы ее можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился».
Глава 4. Виды скульптур
Скульптура по своей форме делится на два основных вида : круглую скульптуру и рельеф. В круглой скульптуре обычно обработаны все ее стороны, и поэтому зрителю хочется обойти ее кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа.
Круглая скульптура
Всегда связана с определенной пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Они располагаются на поверхности в соответствии с характером лепки, а также с местоположением источника освещения. Есть ряд разновидностей круглой скульптуры.
Круглая скульптура по назначению делится
на:
-Монументальную
-Станковую
Станковая скульптура - вид скульптуры, имеющий самостоятельное значение, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния и не связанный с архитектурой и предметным окружением. Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны психологизм, повествовательность, часто используется символистический и метафорический язык. Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Одним из наиболее важных жанров станковой скульптуры является портрет, дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого.
Монументальная скульптура - скульптура непосредственно связанная с архитектурной средой и отличающаяся крупными размерами и значительностью идей. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения.
Глава 5. Выполнение эскизов с разных ракурсов
За основу своего проекта я взял произведение Якутского линографа Валериана Васильева «Сардаана».
При разработке эскизов я изобразил скульптуру с разных ракурсов. Выполненные эскизы были оформлены на стенде:
Глава 6. Творчество Валерьяна Васильева
В 2018 году исполнилось восемьдесят лет со дня рождения, одного из самых удивительных художников графиков Якутии Валериана Васильева.
Валериан Романович Васильев родился 23 июня 1938 года в Якутске. Окончил факультет промышленных искусств Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское), отделение художественной обработки дерева.
Короткое время преподавал в Якутском художественном училище. Прожив всего 32 года, художник оставил богатое творческое наследие. Валериан Васильев оказал ощутимое воздействие на развитие якутской графики. Виртуозно работал в разных техниках эстампа (линогравюры, ксилографии, литографии), оригинальной графики. Он один из мастеров, кто закладывал основы книжной графики Якутии.
Умер 4 декабря 1970 года.
В 1971 году ему посмертно было присвоено звание лауреата Государственной премии имени П.А. Ойунского в области литературы и искусства.
В 1999 году учреждена независимая общественная премия имени Валериана Васильева для молодых художников Якутии.
В 2016 году снят документальный фильм о жизни и творчестве Валериана Васильева (режиссер И. Барков).
Несмотря на недолгую жизнь и соответственно довольно короткий период, в течение которого он создавал свои великолепные работы, Валериан Васильев, тем не менее, оставил после себя для культуры Якутии да и, в общем-то, для всей мировой графической школы огромное и вместе с тем еще, наверное, не до конца по-настоящему оценённое наследие.
Всего в запасниках музея хранится более 400 работ, выполненных в разных техниках.
Среди его графических шедевров специалисты выделяют прежде всего «Сардаану» и «Ал Луук Маас», а также серию работ «Новое и старое». Но вместе с тем даже в его, казалось бы, простых рисунках, выполненных карандашом или гуашью, можно увидеть очень изящную и вместе с тем технически совершенную работу, причем с очень своеобразным и сильным характером, присущим только ему.
Глава 7. Инструменты и материалы для выполнения скульптуры
Для выполнения моей работы мне понадобились следующие материалы:
· Ватман для изготовления эскизов работы,
· Доска для выполнения подставки,
· проволока для изготовления каркаса изделия,
· скульптурная масса для лепки,
· лак для защиты от внешних факторов,
· краска золотистого цвета.
В работе мною были использованы следующие инструменты:
· Карандаш, ластик для создания эскиза,
· Электрофрезер, наждачная бумага для изготовления подставки,
· Круглогубцы для придания формы каркаса,
· Стеки для работы со скульптурной массой,
· Кисточка для нанесения лака.
Глава 8. Поэтапная технология выполнения станковой скульптуры
Первый этап
Изготовление из деревянной доски, подставки с помощью электрофрезера. После чего, удаление шероховатостей с помощью наждачной бумаги.
Второй этап
Создание каркаса будущей работы из проволоки и придание ей формы с помощью круглогубцев.
Третий этап
С помощью скульптурной массы сделана поверхность подставки для скульптуры.
Четвертый этап
На каркас нанесена скульптурная масса для придания объема. С помощью стеков, путем отсечения излишков массы, была сформирована фигура.
Пятый этап
Покраска и лакирование изделия.
Глава 9. Анкетирование и анализ результатов
Я провел анкетирование среди учащихся. В нем участвовало 30 человек. Опросы, проводимые в рамках данного исследования, показали следующую картину:
· Знаете ли вы, что такое скульптура?
90 % – да, 10 % - нет
· Какие виды скульптуры вам известны?
10 чел.- барельеф, 7 чел. – бюст, 3чел. – статуя.
· Материал, из которого выполняется скульптура /перечислить/.
Камень – 20 чел., гипс – 17 чел., глина – 13 чел., лёд – 4 чел., бетон – 6 чел., пластилин – 1 чел., металлы – 20 чел., дерево – 1 чел., мрамор – 1 чел.
· Какие произведения скульптуры в нашем городе вы знаете?
Памятник В.И.Ленину – 20 чел., памятник первооткрывателям Бертину и Тарабукину – 16 чел., мемориал Славы – 5 чел.
Проанализировав ответы учащихся, я понял, большинство учащихся знают, что такое скульптура и знают произведения скульптуры в нашем городе.
Заключение
Моя научно-практическая работа получила логическое завершение. Мне удалось воссоздать произведение «Сардаана» якутского мастера Валериана Васильева в виде станковой скульптуры. В результате работы, мной изучены разные виды скульптур и техники их создания. Проведено анкетирование среди учащихся, анализ результатов опроса. Выявлено знание учеников о скульптурах нашего города.
Научно-практическая работа была интересной и познавательной, я получил много полезной информации из литературных и интернет источников о творчестве Якутского мастера Валериана Васильева, освоил технику создания станковой скульптуры.
В процессе создания моей работы, мое увлечение лепкой перешло на новый уровень: узнал технологию создания скульптуры на каркасной основе, что позволит в будущем делать более сложные работы. Изучение биографии и творчества Валериана Васильева мне позволило более ближе познакомиться с историей Родного края и познакомить с ней окружающих.
Список литературы:
1. Документальный фильм к «График Валерьян Васильев», 2016
2. Бортовой журнал авиакомпании Yakutia №1, январь 2014
3. Елатомцева И.М. Станковая скульптура. Минск, «Высшая школа», 1975
4. История мирового искусства. БММ АО, М., 1998
5. Шмидт И.М. Беседы о скульптуре. М., Искусство, 1963
6. Энциклопедия «Все обо всем», 2003
Интернет- сайты:
1. http://wikipedia.org
2. http://rusadvice.оrg
3. http://sakhamedia.info
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.