НПК - Скульптура своими руками. Д.Орлов.
Оценка 4.6

НПК - Скульптура своими руками. Д.Орлов.

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
изобразительное искусство +2
7 кл—9 кл
12.02.2020
НПК - Скульптура своими руками. Д.Орлов.
Научно-исследовательская работа "Скульптура своими руками". Выполненная Д.Орловым (куратор С.Г.Бабинский). По мотивам графических листов якутского художника В.Васильева.
НПК Скульптура. Д.doc

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

 

 

 

 

Научно-практическая работа

«Скульптура своими руками»

 

 

 

 

Выполнил: Орлов Дмитрий,

ученик 8В класса.

Руководитель: Бабинский Сергей Григорьевич,

учитель технологии,  высшая

квалификационная  категория

 

г. Алдан

2018г.

Содержание

 

Введение

Глава 1

Что такое скульптура

Глава 2

Немного из истории скульптуры

Глава 3

Техники скульптур

Глава 4

Виды скульптур

Глава 5

Выполнение эскизов с разных ракурсов

Глава 6

Творчество Валериана Васильева

Глава 7

Инструменты и материалы для выполнения скульптуры

Глава 8

Поэтапная технология выполнения станковой скульптуры

Глава 9

Анкетирование и анализ результатов

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Я люблю лепить из пластилина. Лепка – это увлекательное занятие, которое позволяет проявить свою фантазию и отвлечься от повседневных занятий, а также лепка развивает мелкую моторику рук.

Лепкой я увлекаюсь давно и мне захотелось сделать более сложную работу. О техниках создания скульптур, я узнал на уроках изобразительного искусства.

 

Проблема: Узнать более подробно о техниках создания  скульптуры; узнать о мастерах Республики Саха (Якутия).

 

Цель работы: Выявление свойств  и возможностей создания скульптуры.

 

       В ходе работы я поставил следующие Задачи:

-Познакомиться с творчеством мастеров Республики Саха на примере творчества Валериана Васильева.

-Приобрести  знания в области применения некоторых технологий и приемов, научиться пользоваться ими на практике.

 

Актуальность темы: Познание технологии и создание станковой скульптуры, путем преобразования двухмерного изображения - линографии якутского мастера Валериана Васильева в трехмерное изображение - скульптуру. Воплощение мысли мастера Васильева: «Я хочу, чтоб мои работы пережили меня». Изучение исторического наследия Малой Родины.

 

Объект  работы: Станковая скульптура.

Предмет работы:  Произведение  Валериана Васильева «Сардаана».

 

Гипотеза:  Смогу ли я создать скульптуру из графического изображения?

Новизна и практическая значимость в том, что  работы Валериана Васильева создаются впервые в виде скульптуры.

 

В ходе работы я использовал такие Методы,  как:

·        Изучение

·        Наблюдение, опрос

·        Работа с литературой

·        Изготовление

·        Анкетирование

·        Сравнение результатов анкетирования

·        Поиск информации с помощью поискового ресурса Яндекс,  Google

Для решения поставленных задач мною была использована справочная, научно-популярная литература, а также интернет–источники.                           Работа состоит из введения, девяти глав, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость, выявлена проблема и поставлена гипотеза.

В первой  и второй главах основной части рассмотрены общетеоретические сведения об истоках и истории скульптуры. В  третьей и четвертой главах, рассказано о техниках, используемых при, создании скульптурных работ, виды скульптур. В пятой главе предоставлены эскизы моей работы. Глава шестая  описывает творчество мастера линографа Республики Саха (Якутия) Валериана Васильева. Далее, в главах седьмой и восьмой рассказано об инструментах и материале, применяемых для создания моей работы и поэтапная технология выполнения. В главе девятой, дан статистический анализ.

 

 

Глава 1. Что такое скульптура

 

Скульптура (от лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю) — ваяние, пластика — вид искусства, произведения которого отража­ют окружающую действительность в объемных, физически трех­мерных изображениях с помощью различных пластических мате­риалов.

Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались си­нонимами, однако смысловая нагрузка их различается. Скульпту­ра — более широкое понятие. Пластика, с одной стороны, техника скульптуры из мягких материалов (глина, пластилин, воск, эглин), с другой — художественно-изобразительное средство, позволяющее придать скульптуре образность. В отличие от живописи, графики скульптура охватывает меньший круг предметов, явлений, которые могли бы стать объектами для изображения. Выразительные средства в скульптуре разрабатываются с большей тщательностью. Во многом скульптура перекликается с архитектурой.

Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. Эта способность — необходимый компонент пластического творче­ства, как «чувство цвета» у живописца или «абсолютный слух» у музыканта. Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя. Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувствовать­ся в формообразование, его образность, так как скульптура — это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном мате­риале, выполненный в определенной технике и раскрывающий определенную идею. Полное «прочтение» скульптуры возможно тогда, когда понимается суть материала — его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры.

 

 

 

 

 

Глава 2. Немного из истории скульптуры

 

Корни этого вида искусства уходят в глубокую древность, в эпоху палеолита, именно тогда возникли первые её произведения. Скульптуры в виде изображений женщины или разных животных, найденные на месте многочисленных палеолитических стоянок в Западной Европе – яркое тому подтверждение. В эпоху неолита многообразие скульптурных памятников расширилось еще больше.

Конечно, наиболее развит был этот вид искусства в эпоху Древней Греции. Именно скульптура становится одной из главных форм выражения древнегреческой философии, в основе которой стояла личность человека – гармонично развитая как духовно, так и физически. Несметное количество изваяний богов, мифических героев и воинов было выполнено мастерами Древней Эллады, для которых делом всей жизни оказалась именно скульптура.

Что такое скульптура в понимании древнегреческого мастера? Это прежде всего гибкость, пластичность и органичность форм, основанная на точнейших анатомических деталях. Среди таких великих мастеров древнегреческой скульптуры можно выделить Фидия, Мирона, Лисиппа, Праксителя и других. Новый виток развития получила скульптура в XV-XVI веках, в эпоху Возрождения, которая опиралась на античные традиции. Центром ренессансной скульптуры стала Италия, среди великих скульпторов того времени – Микеланджело, Донателло, Верроккьо и другие творцы.

Большое внимание скульптуре уделяли также и советские идеологи. Она стала действенным инструментом пропаганды идей советского социализма. Главной особенностью советской скульптуры можно считать её монументальность. Величественные стелы, массивные монументы и тысячи памятников коммунистическим вождям оставила нам в наследство советская скульптура. В современной скульптуре на первый план выходит не образ (объект), а выбор цвета, фактуры и материала. Именно цвет становится едва ли не основным инструментом художественной выразительности в современной скульптуре.

 

Глава 3. Техники скульптур

 

Техника скульптуры разделяется на три вида — лепка, т. е. собст­венно пластика, в мягком материале (глина, воск), ваяние — обработ­ка твердых материалов (дерево, камень, слоновая кость), отливка и чеканка в металле.

Обычно процесс работы скульптора начинается с рисунка, набро­ска, затем он переходит к созданию модели в мягком материале (глина, пластилин, воск).

Мягкие мате­риалы считаются временными, при работе с ними обычно предпо­лагается дальнейшая отливка в более долговечные — чугун, бронзу. В наше время расширилось количество материалов, пригодных для скульптуры: возникли произведения из стали, бетона, пласт­массы.

Широко известны слова Микеланджело о том, что работая он просто удаляет из камня все лишнее. «Всякая статуя должна быть задумана, чтобы ее можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился».

 

Глава 4. Виды скульптур

 

Скульптура по своей форме делится на два основных вида : круглую скульптуру и рельеф. В круглой скульптуре обычно обработаны все ее стороны, и поэтому зрителю хочется обойти ее кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа.

 

Круглая скульптура

Всегда связана с определенной пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Они располагаются на поверхности в соответствии с характером лепки, а также с местоположением источника освещения. Есть ряд разновидностей круглой скульптуры.

 

Круглая скульптура по назначению делится на:
-Монументальную
-Станковую

 

Станковая скульптура - вид скульптуры, имеющий самостоятельное значение, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния и не связанный с архитектурой и предметным окружением. Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны психологизм, повествовательность, часто используется символистический и метафорический язык. Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Одним из наиболее важных жанров станковой скульптуры является портрет, дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого.

 

Монументальная скульптура - скульптура непосредственно связанная с архитектурной средой и отличающаяся крупными размерами и значительностью идей. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения.

 

 

 

 

 

Глава 5. Выполнение эскизов с разных ракурсов

 

За основу своего проекта я взял произведение Якутского линографа Валериана Васильева «Сардаана».

 

При разработке эскизов я изобразил скульптуру с разных ракурсов. Выполненные эскизы были оформлены на стенде:

 

Глава 6. Творчество Валерьяна Васильева

 

В 2018 году исполнилось восемьдесят лет со дня рождения, одного из самых удивительных художников графиков Якутии Валериана Васильева.

Валериан Романович Васильев родился 23 июня 1938 года в Якутске. Окончил факультет промышленных искусств Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское), отделение художественной обработки дерева.

Короткое время преподавал в Якутском художественном училище. Прожив всего 32 года, художник оставил богатое творческое наследие. Валериан Васильев оказал ощутимое воздействие на развитие якутской графики. Виртуозно работал в разных техниках эстампа (линогравюры, ксилографии, литографии), оригинальной графики.  Он один из мастеров, кто закладывал основы книжной графики Якутии.

 

Умер 4 декабря 1970 года.

В 1971 году ему посмертно было присвоено звание лауреата Государственной премии имени П.А. Ойунского в области литературы и искусства.

В 1999 году учреждена независимая общественная премия имени Валериана Васильева для молодых художников Якутии.

В 2016 году снят документальный фильм о жизни и творчестве Валериана Васильева (режиссер И. Барков).

 

Несмотря на недолгую жизнь и соответственно довольно короткий период, в течение которого он создавал свои великолепные работы, Валериан Васильев, тем не менее, оставил после себя для культуры Якутии да и, в общем-то, для всей мировой графической школы огромное и вместе с тем еще, наверное, не до конца по-настоящему оценённое наследие. 

 

Всего в запасниках музея хранится более 400 работ, выполненных в разных техниках.

 

Среди его графических шедевров специалисты выделяют прежде всего «Сардаану» и «Ал Луук Маас», а также серию работ «Новое и старое». Но вместе с тем даже в его, казалось бы, простых рисунках, выполненных карандашом или гуашью, можно увидеть очень изящную и вместе с тем технически совершенную работу, причем с очень своеобразным и сильным характером, присущим только ему.

 

 

 

 

 

 

Глава 7. Инструменты и материалы для выполнения скульптуры

 

Для выполнения моей работы мне понадобились следующие материалы:

·        Ватман для изготовления эскизов работы,

·        Доска для выполнения подставки,

·        проволока для изготовления каркаса изделия,

·        скульптурная масса для лепки,

·        лак для защиты от внешних факторов,

·        краска золотистого цвета.

 

В работе мною были использованы следующие инструменты:

·        Карандаш, ластик для создания эскиза,

·        Электрофрезер, наждачная бумага для изготовления подставки,

·        Круглогубцы для придания формы каркаса,

·        Стеки для работы со скульптурной массой,

·        Кисточка для нанесения лака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 8. Поэтапная технология выполнения станковой скульптуры

 

Первый этап

Изготовление из деревянной доски, подставки с помощью электрофрезера. После чего,  удаление шероховатостей с помощью наждачной бумаги.

 

Второй этап

Создание каркаса будущей работы из проволоки и  придание ей формы с помощью круглогубцев.

      

 

Третий этап

С помощью скульптурной массы сделана поверхность подставки для скульптуры.

Четвертый этап

На каркас нанесена скульптурная масса для придания объема. С помощью стеков, путем отсечения излишков массы, была сформирована фигура.

 

    

 

 

Пятый этап

Покраска и лакирование изделия.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 9. Анкетирование и анализ результатов

 

Я провел анкетирование среди учащихся. В нем участвовало 30 человек. Опросы, проводимые в рамках данного исследования, показали следующую картину:

·        Знаете ли вы, что такое скульптура?

90 % – да, 10 % - нет

 

·        Какие виды скульптуры вам известны?

10 чел.- барельеф, 7 чел. – бюст,  3чел. – статуя.

 

·        Материал, из которого выполняется скульптура /перечислить/.

Камень – 20 чел., гипс – 17 чел., глина – 13 чел., лёд – 4 чел., бетон – 6 чел., пластилин – 1 чел., металлы – 20 чел., дерево – 1 чел., мрамор – 1 чел.

 

·        Какие произведения скульптуры в нашем городе вы знаете?

Памятник В.И.Ленину – 20 чел., памятник первооткрывателям Бертину и Тарабукину – 16 чел., мемориал Славы – 5 чел.

 

    Проанализировав ответы учащихся, я понял, большинство учащихся знают, что такое скульптура и знают произведения скульптуры в нашем городе.

 

Заключение

 

 Моя научно-практическая работа  получила логическое завершение.  Мне удалось воссоздать произведение «Сардаана» якутского мастера Валериана Васильева  в виде станковой скульптуры. В результате работы, мной изучены разные виды скульптур и техники их создания. Проведено анкетирование  среди учащихся, анализ результатов  опроса. Выявлено знание учеников о скульптурах нашего города.

 

Научно-практическая работа  была интересной и познавательной,  я получил много полезной информации из литературных и интернет источников о творчестве Якутского мастера Валериана Васильева, освоил технику создания станковой скульптуры.

 

В процессе создания моей работы, мое увлечение лепкой перешло на новый уровень: узнал технологию создания скульптуры на каркасной основе, что позволит в будущем делать более сложные работы. Изучение биографии и  творчества Валериана Васильева мне позволило более ближе познакомиться с историей Родного края и познакомить с ней окружающих.

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Документальный фильм к «График Валерьян Васильев», 2016

 2. Бортовой журнал авиакомпании Yakutia №1, январь 2014

3. Елатомцева И.М. Станковая скульптура. Минск, «Высшая школа», 1975

4. История мирового искусства. БММ АО, М., 1998

5. Шмидт И.М. Беседы о скульптуре. М., Искусство, 1963

6. Энциклопедия «Все обо всем»,  2003

 

Интернет- сайты:

 

1. http://wikipedia.org

2. http://rusadvice.оrg

3. http://sakhamedia.info


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

Содержание Введение

Содержание Введение

Введение Я люблю лепить из пластилина

Введение Я люблю лепить из пластилина

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость,…

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость,…

Глава 2. Немного из истории скульптуры

Глава 2. Немного из истории скульптуры

Широко известны слова Микеланджело о том, что работая он просто удаляет из камня все лишнее

Широко известны слова Микеланджело о том, что работая он просто удаляет из камня все лишнее

Глава 5. Выполнение эскизов с разных ракурсов

Глава 5. Выполнение эскизов с разных ракурсов

Глава 6. Творчество Валерьяна

Глава 6. Творчество Валерьяна

Глава 7. Инструменты и материалы для выполнения скульптуры

Глава 7. Инструменты и материалы для выполнения скульптуры

Глава 8. Поэтапная технология выполнения станковой скульптуры

Глава 8. Поэтапная технология выполнения станковой скульптуры

Четвертый этап На каркас нанесена скульптурная масса для придания объема

Четвертый этап На каркас нанесена скульптурная масса для придания объема

Глава 9. Анкетирование и анализ результатов

Глава 9. Анкетирование и анализ результатов

Список литературы: 1. Документальный фильм к «График

Список литературы: 1. Документальный фильм к «График
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2020