НПК - Скульптура своими руками. Д.Орлов.

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 12.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Научно-исследовательская работа "Скульптура своими руками". Выполненная Д.Орловым (куратор С.Г.Бабинский). По мотивам графических листов якутского художника В.Васильева.
Иконка файла материала НПК Скульптура. Д.doc

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

 

 

 

 

Научно-практическая работа

«Скульптура своими руками»

 

 

 

 

Выполнил: Орлов Дмитрий,

ученик 8В класса.

Руководитель: Бабинский Сергей Григорьевич,

учитель технологии,  высшая

квалификационная  категория

 

г. Алдан

2018г.

Содержание

 

Введение

Глава 1

Что такое скульптура

Глава 2

Немного из истории скульптуры

Глава 3

Техники скульптур

Глава 4

Виды скульптур

Глава 5

Выполнение эскизов с разных ракурсов

Глава 6

Творчество Валериана Васильева

Глава 7

Инструменты и материалы для выполнения скульптуры

Глава 8

Поэтапная технология выполнения станковой скульптуры

Глава 9

Анкетирование и анализ результатов

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Я люблю лепить из пластилина. Лепка – это увлекательное занятие, которое позволяет проявить свою фантазию и отвлечься от повседневных занятий, а также лепка развивает мелкую моторику рук.

Лепкой я увлекаюсь давно и мне захотелось сделать более сложную работу. О техниках создания скульптур, я узнал на уроках изобразительного искусства.

 

Проблема: Узнать более подробно о техниках создания  скульптуры; узнать о мастерах Республики Саха (Якутия).

 

Цель работы: Выявление свойств  и возможностей создания скульптуры.

 

       В ходе работы я поставил следующие Задачи:

-Познакомиться с творчеством мастеров Республики Саха на примере творчества Валериана Васильева.

-Приобрести  знания в области применения некоторых технологий и приемов, научиться пользоваться ими на практике.

 

Актуальность темы: Познание технологии и создание станковой скульптуры, путем преобразования двухмерного изображения - линографии якутского мастера Валериана Васильева в трехмерное изображение - скульптуру. Воплощение мысли мастера Васильева: «Я хочу, чтоб мои работы пережили меня». Изучение исторического наследия Малой Родины.

 

Объект  работы: Станковая скульптура.

Предмет работы:  Произведение  Валериана Васильева «Сардаана».

 

Гипотеза:  Смогу ли я создать скульптуру из графического изображения?

Новизна и практическая значимость в том, что  работы Валериана Васильева создаются впервые в виде скульптуры.

 

В ходе работы я использовал такие Методы,  как:

·        Изучение

·        Наблюдение, опрос

·        Работа с литературой

·        Изготовление

·        Анкетирование

·        Сравнение результатов анкетирования

·        Поиск информации с помощью поискового ресурса Яндекс,  Google

Для решения поставленных задач мною была использована справочная, научно-популярная литература, а также интернет–источники.                           Работа состоит из введения, девяти глав, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость, выявлена проблема и поставлена гипотеза.

В первой  и второй главах основной части рассмотрены общетеоретические сведения об истоках и истории скульптуры. В  третьей и четвертой главах, рассказано о техниках, используемых при, создании скульптурных работ, виды скульптур. В пятой главе предоставлены эскизы моей работы. Глава шестая  описывает творчество мастера линографа Республики Саха (Якутия) Валериана Васильева. Далее, в главах седьмой и восьмой рассказано об инструментах и материале, применяемых для создания моей работы и поэтапная технология выполнения. В главе девятой, дан статистический анализ.

 

 

Глава 1. Что такое скульптура

 

Скульптура (от лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю) — ваяние, пластика — вид искусства, произведения которого отража­ют окружающую действительность в объемных, физически трех­мерных изображениях с помощью различных пластических мате­риалов.

Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались си­нонимами, однако смысловая нагрузка их различается. Скульпту­ра — более широкое понятие. Пластика, с одной стороны, техника скульптуры из мягких материалов (глина, пластилин, воск, эглин), с другой — художественно-изобразительное средство, позволяющее придать скульптуре образность. В отличие от живописи, графики скульптура охватывает меньший круг предметов, явлений, которые могли бы стать объектами для изображения. Выразительные средства в скульптуре разрабатываются с большей тщательностью. Во многом скульптура перекликается с архитектурой.

Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. Эта способность — необходимый компонент пластического творче­ства, как «чувство цвета» у живописца или «абсолютный слух» у музыканта. Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя. Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувствовать­ся в формообразование, его образность, так как скульптура — это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном мате­риале, выполненный в определенной технике и раскрывающий определенную идею. Полное «прочтение» скульптуры возможно тогда, когда понимается суть материала — его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры.

 

 

 

 

 

Глава 2. Немного из истории скульптуры

 

Корни этого вида искусства уходят в глубокую древность, в эпоху палеолита, именно тогда возникли первые её произведения. Скульптуры в виде изображений женщины или разных животных, найденные на месте многочисленных палеолитических стоянок в Западной Европе – яркое тому подтверждение. В эпоху неолита многообразие скульптурных памятников расширилось еще больше.

Конечно, наиболее развит был этот вид искусства в эпоху Древней Греции. Именно скульптура становится одной из главных форм выражения древнегреческой философии, в основе которой стояла личность человека – гармонично развитая как духовно, так и физически. Несметное количество изваяний богов, мифических героев и воинов было выполнено мастерами Древней Эллады, для которых делом всей жизни оказалась именно скульптура.

Что такое скульптура в понимании древнегреческого мастера? Это прежде всего гибкость, пластичность и органичность форм, основанная на точнейших анатомических деталях. Среди таких великих мастеров древнегреческой скульптуры можно выделить Фидия, Мирона, Лисиппа, Праксителя и других. Новый виток развития получила скульптура в XV-XVI веках, в эпоху Возрождения, которая опиралась на античные традиции. Центром ренессансной скульптуры стала Италия, среди великих скульпторов того времени – Микеланджело, Донателло, Верроккьо и другие творцы.

Большое внимание скульптуре уделяли также и советские идеологи. Она стала действенным инструментом пропаганды идей советского социализма. Главной особенностью советской скульптуры можно считать её монументальность. Величественные стелы, массивные монументы и тысячи памятников коммунистическим вождям оставила нам в наследство советская скульптура. В современной скульптуре на первый план выходит не образ (объект), а выбор цвета, фактуры и материала. Именно цвет становится едва ли не основным инструментом художественной выразительности в современной скульптуре.

 

Глава 3. Техники скульптур

 

Техника скульптуры разделяется на три вида — лепка, т. е. собст­венно пластика, в мягком материале (глина, воск), ваяние — обработ­ка твердых материалов (дерево, камень, слоновая кость), отливка и чеканка в металле.

Обычно процесс работы скульптора начинается с рисунка, набро­ска, затем он переходит к созданию модели в мягком материале (глина, пластилин, воск).

Мягкие мате­риалы считаются временными, при работе с ними обычно предпо­лагается дальнейшая отливка в более долговечные — чугун, бронзу. В наше время расширилось количество материалов, пригодных для скульптуры: возникли произведения из стали, бетона, пласт­массы.

Широко известны слова Микеланджело о том, что работая он просто удаляет из камня все лишнее. «Всякая статуя должна быть задумана, чтобы ее можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился».

 

Глава 4. Виды скульптур

 

Скульптура по своей форме делится на два основных вида : круглую скульптуру и рельеф. В круглой скульптуре обычно обработаны все ее стороны, и поэтому зрителю хочется обойти ее кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа.

 

Круглая скульптура

Всегда связана с определенной пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Они располагаются на поверхности в соответствии с характером лепки, а также с местоположением источника освещения. Есть ряд разновидностей круглой скульптуры.

 

Круглая скульптура по назначению делится на:
-Монументальную
-Станковую

 

Станковая скульптура - вид скульптуры, имеющий самостоятельное значение, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния и не связанный с архитектурой и предметным окружением. Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны психологизм, повествовательность, часто используется символистический и метафорический язык. Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Одним из наиболее важных жанров станковой скульптуры является портрет, дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого.

 

Монументальная скульптура - скульптура непосредственно связанная с архитектурной средой и отличающаяся крупными размерами и значительностью идей. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения.

 

 

 

 

 

Глава 5. Выполнение эскизов с разных ракурсов

 

За основу своего проекта я взял произведение Якутского линографа Валериана Васильева «Сардаана».

 

При разработке эскизов я изобразил скульптуру с разных ракурсов. Выполненные эскизы были оформлены на стенде:

 

Глава 6. Творчество Валерьяна Васильева

 

В 2018 году исполнилось восемьдесят лет со дня рождения, одного из самых удивительных художников графиков Якутии Валериана Васильева.

Валериан Романович Васильев родился 23 июня 1938 года в Якутске. Окончил факультет промышленных искусств Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское), отделение художественной обработки дерева.

Короткое время преподавал в Якутском художественном училище. Прожив всего 32 года, художник оставил богатое творческое наследие. Валериан Васильев оказал ощутимое воздействие на развитие якутской графики. Виртуозно работал в разных техниках эстампа (линогравюры, ксилографии, литографии), оригинальной графики.  Он один из мастеров, кто закладывал основы книжной графики Якутии.

 

Умер 4 декабря 1970 года.

В 1971 году ему посмертно было присвоено звание лауреата Государственной премии имени П.А. Ойунского в области литературы и искусства.

В 1999 году учреждена независимая общественная премия имени Валериана Васильева для молодых художников Якутии.

В 2016 году снят документальный фильм о жизни и творчестве Валериана Васильева (режиссер И. Барков).

 

Несмотря на недолгую жизнь и соответственно довольно короткий период, в течение которого он создавал свои великолепные работы, Валериан Васильев, тем не менее, оставил после себя для культуры Якутии да и, в общем-то, для всей мировой графической школы огромное и вместе с тем еще, наверное, не до конца по-настоящему оценённое наследие. 

 

Всего в запасниках музея хранится более 400 работ, выполненных в разных техниках.

 

Среди его графических шедевров специалисты выделяют прежде всего «Сардаану» и «Ал Луук Маас», а также серию работ «Новое и старое». Но вместе с тем даже в его, казалось бы, простых рисунках, выполненных карандашом или гуашью, можно увидеть очень изящную и вместе с тем технически совершенную работу, причем с очень своеобразным и сильным характером, присущим только ему.

 

 

 

 

 

 

Глава 7. Инструменты и материалы для выполнения скульптуры

 

Для выполнения моей работы мне понадобились следующие материалы:

·        Ватман для изготовления эскизов работы,

·        Доска для выполнения подставки,

·        проволока для изготовления каркаса изделия,

·        скульптурная масса для лепки,

·        лак для защиты от внешних факторов,

·        краска золотистого цвета.

 

В работе мною были использованы следующие инструменты:

·        Карандаш, ластик для создания эскиза,

·        Электрофрезер, наждачная бумага для изготовления подставки,

·        Круглогубцы для придания формы каркаса,

·        Стеки для работы со скульптурной массой,

·        Кисточка для нанесения лака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 8. Поэтапная технология выполнения станковой скульптуры

 

Первый этап

Изготовление из деревянной доски, подставки с помощью электрофрезера. После чего,  удаление шероховатостей с помощью наждачной бумаги.

 

Второй этап

Создание каркаса будущей работы из проволоки и  придание ей формы с помощью круглогубцев.

      

 

Третий этап

С помощью скульптурной массы сделана поверхность подставки для скульптуры.

Четвертый этап

На каркас нанесена скульптурная масса для придания объема. С помощью стеков, путем отсечения излишков массы, была сформирована фигура.

 

    

 

 

Пятый этап

Покраска и лакирование изделия.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 9. Анкетирование и анализ результатов

 

Я провел анкетирование среди учащихся. В нем участвовало 30 человек. Опросы, проводимые в рамках данного исследования, показали следующую картину:

·        Знаете ли вы, что такое скульптура?

90 % – да, 10 % - нет

 

·        Какие виды скульптуры вам известны?

10 чел.- барельеф, 7 чел. – бюст,  3чел. – статуя.

 

·        Материал, из которого выполняется скульптура /перечислить/.

Камень – 20 чел., гипс – 17 чел., глина – 13 чел., лёд – 4 чел., бетон – 6 чел., пластилин – 1 чел., металлы – 20 чел., дерево – 1 чел., мрамор – 1 чел.

 

·        Какие произведения скульптуры в нашем городе вы знаете?

Памятник В.И.Ленину – 20 чел., памятник первооткрывателям Бертину и Тарабукину – 16 чел., мемориал Славы – 5 чел.

 

    Проанализировав ответы учащихся, я понял, большинство учащихся знают, что такое скульптура и знают произведения скульптуры в нашем городе.

 

Заключение

 

 Моя научно-практическая работа  получила логическое завершение.  Мне удалось воссоздать произведение «Сардаана» якутского мастера Валериана Васильева  в виде станковой скульптуры. В результате работы, мной изучены разные виды скульптур и техники их создания. Проведено анкетирование  среди учащихся, анализ результатов  опроса. Выявлено знание учеников о скульптурах нашего города.

 

Научно-практическая работа  была интересной и познавательной,  я получил много полезной информации из литературных и интернет источников о творчестве Якутского мастера Валериана Васильева, освоил технику создания станковой скульптуры.

 

В процессе создания моей работы, мое увлечение лепкой перешло на новый уровень: узнал технологию создания скульптуры на каркасной основе, что позволит в будущем делать более сложные работы. Изучение биографии и  творчества Валериана Васильева мне позволило более ближе познакомиться с историей Родного края и познакомить с ней окружающих.

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Документальный фильм к «График Валерьян Васильев», 2016

 2. Бортовой журнал авиакомпании Yakutia №1, январь 2014

3. Елатомцева И.М. Станковая скульптура. Минск, «Высшая школа», 1975

4. История мирового искусства. БММ АО, М., 1998

5. Шмидт И.М. Беседы о скульптуре. М., Искусство, 1963

6. Энциклопедия «Все обо всем»,  2003

 

Интернет- сайты:

 

1. http://wikipedia.org

2. http://rusadvice.оrg

3. http://sakhamedia.info


Скачано с www.znanio.ru