НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"
Оценка 4.8

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература +2
Взрослым
26.04.2018
НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"
Речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Успешность работы с такими упражнениями подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов. Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке, система ситуативных упражнений. Создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.
___Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы__.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 г.Ивделя  Коммуникативная компетенция обучающихся  на уроках русского языка и литературы Выполнила:  преподаватель русского языка и  литературы МАОУ СОШ №2 г. Ивделя  Халанская Татьяна Владимировна Ивдель, 2018 год ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ  ГЛОССАРИЙ  1. КУЛЬТУРА УСТНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ  РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЕ  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3 5 6 8 18 20 21 2 ВВЕДЕНИЕ Плохая речь создаёт одно недоразумение за  другим. Они   нагромождаются , затуманиваются или совсем  заслоняют смысл, суть... К.С.Станиславский. Учащиеся   и   их   родители   заинтересованы   в   получении,   а   школа   в обеспечении качественного образования. В последние годы система образования обновила методы итогового контроля учащихся выпускных классов.  Одной из ключевых проблем  является коммуникативная компетентность. Современная   жизнь   ставит   перед   учеником   новые   цели:   свободное   владение языком,   умение   общаться   с   различными   людьми   в   различных   ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.  Школа   должна   сформировать   личность,   способную   адаптироваться   в изменяющихся условиях жизни.  Анализ состояния преподавания русского языка и литературы показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи.   Теоретические   сведения   о   русском   языке,   литературе,   риторике   не используются   в   полной   мере   для   формирования   практической   речевой деятельности.   Это   означает,   что   проблема   соотношения   знаний   о   языке   и практического владения языком еще не решена. 3 Формирование   коммуникативной   компетенции   в   процессе   обучения русскому языку и литературе – один из путей решения данной проблемы. Проблема     становится   ещё   более   актуальной,   так   как   итоговым показателем   по     русскому   языку   являются   результаты   ГИА,   на   которой выполнение   заданий   требует   от   выпускника   школы   следующих   умений: анализировать,   классифицировать   языковые   факты   с   целью   обеспечения различных видов речевой деятельности; оценивать языковые явления с точки зрения   нормативности;   анализировать   языковые   единицы   с   точки   зрения правильности, точности и уместности их употребления; использовать основные приёмы переработки текста, оценивать письменные высказывания с точки зрения   эффективности   достижения   поставленных языкового   оформления, коммуникативных задач; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять речевой самоконтроль.  Тема проекта:  речевая   компетенция   обучающихся   на  уроках   русского языка и литературы. Цель: развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Задачи:   учить  формулировать   собственное   мнение    и   аргументировать   свою позицию,  учить правильно говорить,  анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров, пробудить интерес к слову;  активизировать   творческую   деятельность   через   участие   в   различных творческих конкурсах. Предмет   исследованя: формы   и   методы   развития   коммуникативной компетенции  Объект исследования: процесс развития коммуникативной компетенции. 4 ГЛОССАРИЙ Компетенция  – совокупная характеристика знаний, умений и навыков, формируемых   в   процессе   обучения,   и   проявляемых,   как   способность   и готовность   личности   к   самостоятельным   выборочным   и   проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно­практических задач.  Коммуникация  – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит   успешность   людей   разного   возраста,   образования,   разного   уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями. Коммуникативная   компетенция  –   это   комплексное   многоуровневое личностное   образование,   совокупность   коммуникативных   характеристик личности,   а   также   ее   социально­перцептивные   и   операционно­технические знания   и   умения,   обеспечивающие   регуляцию   и   протекание   деятельности общения. 5 1. КУЛЬТУРА УСТНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Проблема   развития   устной   речи   школьников   приобретает   все   большее общественное   значение,   так   как   речь   является   убедительным   показателем духовной   культуры   личности.   что   почти   во   всех общеобразовательных школах, не говоря уже о лицеях и гимназиях, в учебный   Не   случайно, план   вводятся   такие   предметы,   как   ораторское   искусство   (или   риторика), актерское   мастерство,   выразительное   чтение,   психология   общения   и   т.   д. Обществу   необходимы   люди,   владеющие   словом,   умеющие   отстаивать   свои убеждения,   взгляды,   вести   дискуссию.   Уроки   литературы   и   русского   языка должны придать языку школьников эмоциональную окраску, сделать их язык более тонким и требовательным в смысле передачи всякого рода оттенков в окружающей жизни. 6 Большой вклад в развитие методики работы над устной речью в процессе изучения   литературы   внес   Н.В.   Колокольцев,   сосредоточив   внимание   на лексико­фразеологической работе с художественным текстом и на таких видах устных   высказываний   школьников,   особенно   среднего   звена,   как   пересказы, словесное рисование, различные виды упражнений обучающего характера. Принципиальные   теоретические   позиции   и   богатейший   фактический материал по развитию устной речи содержится в трудах К.В. Мальцевой. Автор рассматривает   методику   развития   речи   школьников   путем   проведения словарной работы в связи с анализом текста художественного произведения, его идейно­художественных   особенностей,   обучения   школьников   выразительному чтению, а также на материале смежных с литературой видов искусства. В.Я.   Коровина   разработала   и   реализовала   в   методических   пособиях определенный   вариант   структуры   такого   урока,   в   основе   которого   лежит следующее   положение:   «Интерес   учащихся,   пристальное   внимание   к собственной   речи   и   речи   своих   товарищей   рождается   благодаря   постоянно меняющемуся   (от   занятия   к   занятию)   материалу   произведений   Пушкина   или   Гоголя   или   Тургенева   и   систематической   отработке Лермонтова, монологической и диалогической речи обучающихся». Вот предложенная В.Я. Коровиной схема такого урока:  слово учителя о задачах специального урока;  словарная работа;  беседа.   Диалоги.   Введение   слов,   над   которыми   велась   работа,   в предложение собственной конструкции. Формулирование ответов и вопросов;  упражнения   на   развитие   связной   речи:   конкурсные   пересказы, рассказы;  выразительное   чтение   прозаических   и   стихотворных   текстов. Конкурс; 7  рассматривание и обсуждение иллюстраций;  диалоги.   Рассказы   о   художниках,   суждения   об   иллюстрациях. Отзывы, рецензии учащихся;  прослушивание авторского и актерского чтения;  обсуждения,   диалоги.   Беседа.   Рассказ­рассуждение   по   поводу услышанного. Сообщения о художниках;  заключительное слово учителя;  подведение итогов: удачи и недостатки, пожелания каждому». Словарная работа включает в себя лексические пласты из произведений писателей, помогает ввести в свой активный словарь новые слова и выражения. К примеру, такие фрагменты текстов могут дать источник для обогащения речи школьников. В завершение урока звучит чтение отрывков и короткие художественные пересказы текстов. Возможны рассказы о жизни и деятельности. Все это может входить в программу конкурса. 2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Пересказы художественного текста  многие методисты выделяют как одну из форм развития речи обучающихся.  Пересказы широко применяются в младших и средних классах как прием, способствующий усвоению содержания произведения и развития речи учащихся. 8 Пересказы   являются   важнейшими   приемами,   которые   используются   с целью   развития   речи   учащихся   средних   классов.   Пересказы   могут   быть следующих видов и подвидов: 1.   Подробный,   который,   в   свою   очередь,   делится   на   свободный,   т.е. основанный на первом впечатлении и передаче его в целом («своими словами»), и   художественный   —   близкий   к   тексту   автора,   имеющий   целью   не   только детально   передать   содержание,   но   и   отразить   художественные   особенности текста. 2. Краткий пересказ (сжатый) излагает основное содержание прочитанного –  учит школьника отбирать главное, отбросив второстепенное. 3.   Выборочный   пересказ   строится   на   отборе   и   передаче   содержания отдельных фрагментов текста, объединенных одной темой. При этом создается свой завершенный рассказ. 4.   Пересказ   с   изменением   лица   рассказчика   предлагает   изложение содержания от лица того или иного героя, от третьего лица. Здесь требуется глубокое понимание характера героя, художественных средств его изображения, большая предварительная работа. Опираясь   на   формируемые   в   средних   классах   умения   пересказывать художественный   текст,   в   старших   классах   эту   работу   необходимо совершенствовать   с   учетом   задач   изучения   курса   на   историко­литературной основе. В старших классах можно проводить научный пересказ художественного текста, прекрасные образцы которого даны, к примеру, в трудах Н.К. Гудзия по древнерусской   литературе.   Этот   вид   пересказа   передает   содержание   текста, включает в него отдельные цитаты, сохраняет в главном его художественные особенности,   сопровождая   необходимым   минимумом   литературоведческих оценок и комментариев, обращая внимание на композицию пересказываемого текста. Иногда в методической литературе и практике его называют пересказом 9 с   элементами   анализа   или   комментированным   пересказом.   Он   является промежуточным   этапом  работы между  чтением и  усвоением  текста,  с одной стороны, и его анализом, с другой.   Благодаря ему может быть осуществлен плавный переход к анализу текста. Доклады   и   сообщения  являются   широко   распространенными   видами устного   монолога   учащихся   на   уроках   литературы.   Школьники   выступают   с ними   при   изучении   обзорных   тем,   на   занятиях   по   биографии   писателя,   при   на   заключительно­обобщающих анализе   художественных   произведений, занятиях,   уроках   внеклассного   чтения.   Доклады   и   сообщения   помогают учащимся глубоко осваивать литературу как искусство слова, развивать устную и письменную речь во взаимосвязи. Комплексный, разноаспектный анализ текста еще один вид работы по  развитию речи обучающихся.  Разноаспектный анализ текста – один из наиболее эффективных приемов  повторения, обобщения и закрепления учебного материала, позволяющий на  материале компактного текста сформировать:  1) коммуникативную компетенцию –  прочные  навыки  выполнения всех видов   языкового   анализа   (фонетико­графическую,   орфоэпического, морфемного, лексического, морфологического, синтаксического);      словообразовательного, 2) навыки   работы   с   текстом   как   продуктом   речевой   деятельности (смысловая, композиционная целостность, стиль, типология, средства связи предложений в тексте, языковые средства выразительности);  3) навыки аргументации – умение вступать в корректный, доказательный диалог, убедительно мотивировать свою позицию. На первый план выдвигаются следующие формы и методы организации работы с текстом:  • комплексная работа с текстом;  10 • лингвостилистический анализ текста;  • сочинение­рассуждение;  • редактирование текста;  • различные виды диктантов;  • интеллектуально­лингвистические упражнения;  • работа с текстами­миниатюрами;  • составление синквейнов, кластеров к тексту;  • коммуникативные и игровые ситуации.  Для комплексной работы с текстом очень важны критерии отбора текстов. Тексты   должны   быть   интересными   с   точки   зрения   орфографии,   отличаться стилем,   типом   речи,   лексикой,   содержать   различные   синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения   содержания   очень   важно   анализировать   тексты   о   языке,   о   слове,   о необходимости   бережного   отношения   к   слову,   об   особенностях   процесса создания   произведений   искусства   слова,   о   восприятии   художественного произведения   как   творческой   деятельности.   Особую   роль   в   воспитании, развитии   современного   школьника   приобретают   тексты,   направленные   на духовно­нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии   и   т.   п.   При   этом   самого   пристального   внимания   учителя   требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор.  Примерный план анализа текста любого типа речи:  1. Выразительное чтение текста.  2. Словарная работа.  3. Тема текста.  4. Идея текста.  5. Тип текста.  11 6. Стиль текста.  7. Выразительные средства речи и их роль.  Уроки   по   лингвостилистическому   анализу   текста   помогают   осмыслить   показать   художественные   средства, идею   и   сюжет   произведения, использованные   автором   для   достижения   своей   цели,   обратить   внимание   на особенности языка конкретного писателя. При подведении итогов урока ребята говорят,  что они отрабатывали  навык  лингвостилистического  анализа текста, определяли его тему и идею. Такая работа с текстом потребовала изменения структуры   урока.   В   практике   работы   такой   урок   (урок­исследование,   урок словесности, деловая игра и т. п.) состоит из следующих этапов:   целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;   планирование   (школьники   вникают   в   содержание   и   идею   текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий);   исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);   дискуссия   (учащиеся   обсуждают   ход   урока,   анализируют,   добавляют, корректируют свои наблюдения);   итоговая творческая работа.  Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут   сочинения­миниатюры,   оформляют   свои   размышления   над   текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п. Учитель оценит не только результат, но и процесс работы.  Языковой материал предъявляется учащимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением. Приемы работы с текстами­миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию 12 собственного   высказывания,   сочинения,   что   важно   и   для   развития   памяти, внимания, мышления учащихся.  Интеллектуально­речевое такими методическими средствами как выполнение интеллектуально­лингвистических обеспечивается     развитие   упражнений.  Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память,   мышление).   В   свою   очередь   лингвистические   знания   приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает  несколько умственных   операций,   например,   сравнение,   группировку,   обобщение   и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.  Успешность   работы   с   такими   упражнениями   подкрепляется   за   счет широкого использования исследовательских методов.  Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные   педагогические   технологии     например,  технология   развития критического   мышления.   Создание   синквейнов,   кластеров,   инсерта   к   тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Средством создания речевых возможностей на уроке признается система   Учитель   моделирует   ситуативные   задания ситуативных   упражнений. самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в стабильных учебниках по русскому языку. Приведу пример: «Вы экскурсоводы, ведете   экскурсию   для   младших   классов.   Стараетесь   описать   картину   ярко, 13 образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать   заинтересованный   отклик   у   зрителей.   Кто   лучше   справится   с   этой задачей?»  Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите получившийся текст.  Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению.  Помогают в этом и коммуникативно­речевые упражнения.  Например,   задание:   прочитайте   пословицы   русского   народа   о   языке   и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?  1. Язык не стрела, но пуще стрелы разит.  2. Красную речь хорошо и слушать.  3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно.  4. Красное дерево редко, красное слово метко.  Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:  1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.  2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.  3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.  Развитие   речи   предусматривает   совершенствование   всех   видов   речевой деятельности (говорения, аудирования,   чтения, письма) и существует в трех направлениях, составляющих единое целое: 1.   Овладение нормами литературного языка По   программе   наши   ученики   должны   владеть   некоторыми произносительными,   лексическими   и   грамматическими   нормами.   Важно,   как будет организован процесс усвоения этих норм на уроке. Достижению поставленной цели способствуют: 14  письменное   изложение   или   устный   пересказ   текста,   содержащего необходимые для усвоения языковые средства;  свободный или творческий диктант;  письменный  пересказ   с дополнительным  заданием:  употребить  в  тексте данные слова или конструкции;  конструирование     словосочетаний,   предложений,   небольшого   текста   с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;  замена   ошибочных   вариантов   нормативными   (исправление   ошибок   в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);  заучивание   стихотворных   строк,   включающих   в   себя   слова   для запоминания   (правильный   вариант   произношения,   словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается); 2.  Словарная   работа  на   уроках   русского   языка   и   литературы   является одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение   словарным   составом   литературного   языка   является   необходимым условием   освоения   учащимися   русского   языка:   его   орфоэпии,   орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще. В своей работе я использую следующие приемы и методы:  работа   со   словами,   фразеологизмами,     данными   в   учебнике:   условно разбиваем все слова,   данные в рамках, на   смысловые группы (улица и движение,   наука,   спорт,   нравственные   качества   и   т.п.),   поясняем   их лексическое   значение,   составляем   с   ними   предложения   и   тексты­ миниатюры;  различные виды диктантов: словарный диктант (1 раз в неделю); диктант по   памяти   (проверка   домашнего   задания);   диктант   «Угадай   словечко» 15 (читаю   толкование   слова,   а   дети   записывают   само   слово);   зрительный диктант;  сочинение­миниатюра по опорным словам;  карточки с разнообразными заданиями;  «Объясни разницу» — работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (паронимами);  «Справочное   бюро»     –   работа   со   словарями:   поиск     «адреса»   слова   в словаре, объяснение его толкования, правописания и произношения. Эффективность   этих   приемов   увеличивается   при   использовании   демонстрации иллюстративного   материала,   игровых   форм   работы,   при   презентации, выполненной самими учащимися и   составлении лингвистических сказок, басен. 3.  Обучение различным видам речевой деятельности Обучение слушанию:  повторить услышанный текст (пересказ подробный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);  записать во время слушания опорные слова;  конспектировать, составлять тезисы (9­, 10­, 11­е классы). Обучение чтению (обучающее, ознакомительное, просмотровое и т.д.). От правильного обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, его отношения к учению, школе, самому себе. Чтение   –   это   не   только   средство   общекультурного   развития,   но   и средство,  гарантирующее  учебные  успехи   по  всем  предметам.  Ведь  чтение  в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех   дисциплин,   даже   математики.   Неправильно   понятая   задача   ведет   к неправильному решению. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал проводить непринужденную беседу в связи с прочитанным, поэтому я стараюсь как можно чаще вовлекать ребят в 16 обсуждение,   подбираю   тексты   на   актуальные   проблемы   современности. Использую следующие вопросы и задания:  прочитать   выразительно,   ответить   на   вопросы   или   вспомнить,   что   из текста было известно ранее, а что оказалось новым;  прочитать и определить, что и почему вызывает смех (радость, печаль...);  разбить текст на абзацы, озаглавить, подобрать эпиграф;  придумать альтернативное продолжение произведения;  проанализировать   происходящие   в   произведении   события, охарактеризовать героев в ракурсе современности. Стремясь   оживить   процесс   работы,   для     отработки   орфограмм   и пунктограмм       использую   поэтические     и   прозаические   тексты,   по   которым учащиеся предварительно готовятся к выразительному чтению и обсуждению в классе. Такой вариант был принят ребятами с удовольствием. Так же на уроках русского языка и литературы при обучении устной и письменной речи использую в работе другие формы работы:  сочинение­репортаж на актуальную тему современности;  составление   лингвистической   сказки,   басни     (использую   на   уроках русского языка для объяснения нового материала);  интервью   с   литературным   героем,   героем   фильма,   актером,   известным политическим или общественным деятелем;  составление   фантастических рассказов, утопий:   «Прошлое и будущее русского   языка»,   «Речевой   портрет   человека   в   2050   году»,   «Язык будущего»;  отзыв   о   просмотренном   фильме,   составление   аннотаций   и   рецензий   на литературные новинки;  доклады и рефераты (подготовка и защита): «Русские лингвисты», на одну из тем курса русского языка, о родном крае, о писателе или поэте;  портретный  и психологический очерк (о себе, своих друзьях, классе); 17  составление   сценариев   внеклассных   мероприятий:   «Язык   СМИ   и рекламы», «Сохранить язык». Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: «Дитя, которое   не   привыкло   вникать   в   смысл   слова,   темно   понимает   или   вовсе   не понимает   его   настоящего   значения   и   не   получило   навыка   распоряжаться   им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».  На всех видах вышеназванных уроков создается особая образовательная ситуация,   когда   через   общение   ученик­учитель,   ученик   ­   ученик   происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и практических навыков, то есть закладываются   базовые   знания,   необходимые   для   организации   дальнейшей результативной   учебной   деятельности.   Общение   становится   обязательным условием   учебной   деятельности.   При   этом   урок   сохраняется   как   форма организации   обучения,   но   обновляются   приемы   и   средства   обучения   через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных   педагогических   технологий   (технологий   проблемного   обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий), неурочных форм организации деятельности.  Одно   из   важных   условий   применения   данного   опыта   –   переход   от традиционного обучения к личностно­ориентированному. Такой подход требует становления   педагога   как   профессионала,   легко   ориентирующегося   в инновациях.  18 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ Коммуникативная   компетентность   не   возникает   на   пустом   месте,   она формируется.   Основу   её   формирования   составляет   опыт   человеческого общения.   Основными   источниками   приобретения   коммуникативной компетентности   являются   опыт   народной   культуры;   знание   языков   общения, используемых   народной   культурой;   опыт   межличностного   общения;   опыт восприятия   искусства.   Использование   педагогических   методик   развития коммуникативной   компетенции   в   процессе   обучения   русскому   языку   и литературе  позволило мне достичь следующих результатов:   у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация  изучения русского языка и литературы;   более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и  навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению  учебных задач, совершенствуется речевое развитие, 19  повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться  реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;   повысился уровень коммуникативной компетенции. Оценка коммуникативных УУД Класс/год Уровни речевого развития высокий средний 5 класс (2015/2016 уч.год) 6 класс (2016/2017 уч.год) 7 класс (2017/2018 уч.год) 7% 12% 19% 26% 38% 44% низкий 68% 50% 37% Участие в дистанционной международной олимпиаде «Знанио» (осень  2017/2018) – 12 участников: 2 диплома второй степени, 4 диплома третьей  степени; (зима 2017/2018) – 16 участников: 3 диплома второй степени, 4  диплома третьей степени.  В международной дистанционной олимпиаде от проекта «Инфоурок»  (зима 2018) – 14 участников: 1 диплом первой степени, 4 диплома второй  степени, 3 диплома третьей степени. Соловьева Дарья (ученица 7а класса) – диплом за 3 место в школьном  этапе Научно­практической конференции «Я познаю мир ­ 2018» Майорова Валерия (ученица 11 класса) – диплом за 1 место в школьном  этапе Научно­практической конференции «Я познаю мир ­ 2018» Зайцева Дарья (ученица 11 класса) – победитель школьного этапа  Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика», победитель  муниципального этапа Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ            Развитие коммуникативной компетенции возможно, с моей точки зрения,   за   счет   реализации   в   процессе   преподавания   русского   языка межпредметных   связей,   умения   ориентироваться   в   различных   речевых ситуациях,   умения   строить   диалогическое   высказывание   через   тексты, используемые на других учебных предметах. В   заключение   хочется   отметить,   что   формирование   коммуникативной компетенции   на   уроках   русского   языка   и   литературы   способствует разностороннему развитию языковой личности ученика, а также предполагает необходимость   гармоничного   сочетания   собственно   учебной   деятельности,   в рамках   которой   формируются   базовые   знания,   умения   и   навыки,   с 21 деятельностью   творческой,   связанной   с   развитием   индивидуальных   задатков учащихся,  их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно   решать   нестандартные   коммуникативные   задачи.   От   уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе. Использование   новых   технологий   на   уроке   русского   языка,   уроке развития речи  позволяет  активизировать   познавательные  интересы  учащихся, контролировать   деятельность   каждого,   значительно   увеличить   темп   работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести   контроль.   Очень   важно,   что   учащиеся   работают   с   увлечением   на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алдакаева   Н.   Г.   «Сочинение   как   основной   вид   творческой   работы   на уроках русского языка и развития речи». Ж. «Образование в современной школе», №8, 2001 год. 2. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной)  культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. ­ 2006. ­  №3.  3. Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М., 1990.  22 4. Селевко Г. В. Компетентности и их классификация // Народное  образование. – 2004. – №4. – С. 138­143  5. Шанаева И. Л. «Проблемы развития речи учащихся на уроках русского языка и пути их решения». Ж. «Ментор», №1, 2008 год. 6. Школьная риторика: Учебное пособие: 7 класс (в 2­х частях) / Под ред.  Т.А. Ладыженской. ­ М.:Просвещение 7. http://wiki.rkc­74.ru/index.php/Компетенции_в_образовании.  8. https://studfiles.net/preview/1725691/page:6/                                                                                                                                        23

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"

НПК. Проект "Коммуникативная компетенция школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018