НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 4.8

НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка 4.8
doc
20.04.2020
НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Шалатонова В.Н.doc

НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шалатонова Валентина Николаевна

Воспитатель первой квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 50 г. Апатиты

 

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель патриотического воспитания, которое должно начинаться уже в дошкольном возрасте, когда мы начинаем знакомить ребят с родным краем, с его народом, бытом и традициями. На основе этих знаний у них формируются такие нравственные качества, как: любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включил вопросы патриотического воспитания в содержание трех Образовательных Областей.

Социально-коммуникативное развитие

- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Познавательное развитие

Формирование первичных представлений:

- о себе, других людях, объектах окружающего мира,

- о малой родине и Отечестве,

- о социокультурных ценностях нашего народа,

- об отечественных традициях и праздниках,

- о планете Земля как общем доме людей,

- об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Художественно-эстетическое развитие

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания:

- произведений искусства;

- мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели. К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё отечество.

В работах Н.В. Алёшиной, А.А. Зеленовой, М.Д. Маханёвой рассматриваются проблемы приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, Отечеству.

Идеи этих и других авторов мы активно используем в своей деятельности. Но ФГОС ДО предполагает, что в основе социализации, развития инициативы и творческих способностей ребенка лежит его сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

Цель: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже у неё ведущая роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей черты, особенности, традиции, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации является метод проектов. Основываясь на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает у них познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, оказывает возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще участвуют в работе, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.

Начиная с 2012 года в своей работе использовала метод проектной деятельности, объединивший всех участников образовательного процесса, сделав их единомышленниками. 

При работе над проектами мы используем следующие этапы работы:

– ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей;

– вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);

– намечаем план движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей);

– обсуждаем план с семьями;

– все вместе рисуем план-схему проведения проекта;

– собираем информацию, материал;

– проводим образовательную деятельность, игры, наблюдения, совместные развлечения;

– даём домашние задания родителям и детям;

– переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения родителей и детей;

– организуем презентацию проекта (праздник, открытое мероприятие, акция, КВН), составляем альбом и т.п.

– подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», родительском собрании и проводим обобщение опыта.

Нами были разработаны и проведены проекты по всем образовательным областям.

Провела проекты «Познай себя», «Малые Олимпийские игры», «Животный мир Кольского полуострова», «Скоро в школу», «Театр и дети», «Город, в котором я живу», которые помогли нам в нравственно – патриотическом воспитание детей дошкольного возраста.

Проект «Познай себя»

Давая знания детям о строении своего тела, тем самым мы помогаем ребёнку ответить на такие жизненно важные вопросы, как «Кто я такой?» и «Каков я есть, что я из себя представляю?» Поняв это, ребёнок не только сможет назвать своё имя, фамилию, возраст, домашний телефон и адрес, имена и отчества родителей и другие заученные факты, но и научиться различать недостатки и достоинства (свои и других людей), давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих людей, объективно оценивать свои возможности, на основе которых будет формироваться его социальное поведение.

Итогом всей нашей работы стало развлечение «Путешествие в страну здоровячков», на которое мы пригласили родителей. Дети показали соответствующие своему возрасту необходимые знания, навыки и умения по укреплению собственного здоровья. Главный результат проекта заключался в том, что родители были, не только вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, но и научились делать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребенка.

Проект «Малые Олимпийские игры».

Детям были представлены Мультимедийные презентации: «Возникновение Олимпийских игр», «Олимпийская символика и традиции», «Спортсмены России».

Вместе с родителями были изготовлены эмблемы, вымпела, символы Олимпийских игр разных стран мира, был проведён спортивный праздник «Мы спортсмены» детей с родителями, где читали стихи и рассказывали о спорте и спортсменах.

Таким образом, целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечивает формирование патриотических чувств у воспитанников.
Проект помог вызвать чувство ответственности и гордости за достижения России.

Проект «Животный мир Кольского полуострова»

В работе по данной теме, родители принимали активное участие: пополнили книжный уголок, уголок севера-игрушками животных севера. Принимали участие в развлечении «Наш Умка». Итогом всей работы бала экскурсия в Лапландский заповедник. Этот проект помог детям и родителям больше узнать о жизни животных нашего края, развивать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому, сплотил, сдружил семьи воспитанников.

 Проект «Скоро в школу»

Данный проект был полезен с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки, а детям помог поближе познакомиться со школьной жизнью. Содействовал освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Итогом данного проекта была сюжетно – ролевая игра «Скоро в школу», где родители приняли активное участие.

Проект «Театр и дети»

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Участвуя в театрализации, дети учились обращать внимание на нравственную сторону поступков людей, задумываться над мотивами поведения. Благодаря литературным героям дети учились оценивать свои поступки в различных ситуациях. Ведь основная идея сказок кроется в активной борьбе добра со злом, в прославлении общечеловеческих ценностей. Погружение в мир сказки посредством сценического образа даёт ребёнку возможность восприятия идеального образа героя, что помогает ему выработать определённое нравственное отношение к жизни.

Этот проект помог нам сформировать у детей и родителей интерес к театру и совместной театрализованной деятельности, дети закрепили правила поведения в общественных местах. Родители с большим желанием включились в проект, пополнили театральный уголок атрибутами, декорациями, элементами костюмов сделанными своими руками. Итогом нашей совместной работы было укрепление взаимоотношений между детьми и родителями в постановке спектакля по сказке «Гуси лебеди».

Подробнее хочется остановиться на проекте «Город, в котором я живу»

Актуальность этого проекта состоит в том, что с раннего возраста ребенку недостаточно прививается любовь и уважение к Родине. Телевидение, компьютер играют первостепенное значение в жизни подрастающего поколения. При всей своей занятости, родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о стране, родном крае, родном городе. Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями, чтобы воспитывать в детях патриотические чувства.

Отсюда вытекает важная проблема:

Недостаточно знаний у детей о родном городе.

Цель нашего проекта:

Воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу.

Задачи проекта:

1. Познакомить с историей возникновения города. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города.

2. Познакомить с гербом города.

3. Познакомить с предприятиями города, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие города, края, страны. Подчеркнуть: история города неотделима от истории страны.

4. Познакомить с историческими памятниками.

5. Познакомить с людьми, прославившими город.

6. Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города, воспитывать уважение к людям, создающих красивый город.

7. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города.

Этапы реализации проекта:

1этап – организационно – подготовительный:

1. Определение проблемы;

2. Определение цели и задач;

3. Определение методов работы;

4. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;

5.Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;

6. Проведение работы с родителями: подбор наглядного материала; совместное творчество;

7. Составление перспективного плана мероприятий, конспектов занятий.

2 этап - практический:

1. Организация практической работы с детьми;

2. Чтение художественной литературы, рассматривание фотографий, иллюстраций о городе;

3. Просмотр презентаций: «Апатиты – знаменитый, заполярный городок», «Горы Хибины»;

4. Беседы и занятия согласно перспективному планированию;

5. Художественное творчество: аппликация, лепка, рисование, конструирование;

6. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Автобус», «На стройках города», «Автомобильная дорога», «Гараж», «Автомойка», «Магазин», «Семья», «Детский сад»;

7. Дидактические игры: «Что, где находится» (схемы, карты), «Все профессии важны», «Хорошо и плохо», «Опасные предметы»; «Правила дорожного движения»;

8. Работа с родителями воспитанников: наглядное информирование, консультации, прогулки детей и родителей по улицам нашего города;

9. Пополнение материальной базы по теме проекта: макеты города, книги, фотографии, конструирование домов из бросового материала;

10. Выпуск альбомов по теме.

 

Перспективный план работы

День недели, дата

Тема занятия

Понедельник

«Мой любимый город»

«История города Апатиты»

Вторник

«Улицы города»

Среда

«Природа, экология, туризм»

Четверг

«Предприятия города»

Пятница

Герб города

Рисование «Мой любимый город»

Понедельник

Конструирование домов

Вторник

Улицы города

Беседа о В.И.Ленине

Среда

Аппликация «Построим новый город»

Четверг

«Музеи, памятники и памятные места»

Пятница

Конструирование «Макет нашего города»

 

Планирование

Виды деятельности

Задачи проекта

Содержание области

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей в развивающей среде

 

 

 

Познавательно – исследовательская деятельность

Формировать у детей любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему города.

«История города»;

«История в названиях улиц»;

«Наш город»;

«Предприятия города»;

«Музеи, памятники»;

«Природа, экология, туризм»;

«Герб города».

Рассматривание книг, иллюстраций по теме.

Рассматривание фотоальбома «Апатиты-заполярный городок».

Конструирования из разнообразного конструктора.

Трудовая деятельность

Знакомство детей с основными профессиями людей нашего города.

Организация общественно полезной деятельности ребёнка на благо своей семьи, города.

Труд на участке детского сада;

Хозяйственно-бытовой труд в группе;

Уборка игрушек в группе, на участке.

 

Трудовые поручения в группе и на участке.

 

 

Игровая деятельность

Совершенствовать практические навыки на основе полученных знаний.

Игровые упражнения «Экскурсии по городу»; «Поездка на автобусе»; с/р игры «Мы идём в кинотеатр».

Игровые упражнения «Прогулки по городу», «Ремонт машин»,

с/р игры «Стройка», «Семья».

Коммуникативная деятельность

(конструктивное общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками)

Расширение и активизация словарного запаса детей на основе полученных новых знаниях, общение со сверстниками.

Составление рассказа «Чтобы ты хотел построить в городе?»

Составление альбомов о городе, плаката, макета.

 

Рассматривание книг и фотографий своего города.

Н-игры «Транспорт», «ПДД».

 

 

Продуктивная и изобразительная деятельность

Вызвать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, развивать творческие способности.

Конструирование домов, автодороги;

Рисование «Мой любимый город», «Герб города»;

Аппликация «Построим новый город».

Работа с раскрасками «Наш город»,

 «Дома нашего города»,

«Транспорт».

 

Восприятие художественной литературы и фольклора

Учить вести беседу по содержанию произведения.

Воспитывать умение слушать произведение.

Чтение рассказов и стихов о городе.

Рассматривание иллюстраций к книге, фотографий и альбомов о городе.

 

Музыкальная деятельность

Приобщать к музыкальному искусству;

Прослушивание песен о городе Апатиты, гимна своей родины.

Прослушивание музыки.

 

Двигательная деятельность

Развивать двигательную активность детей, формировать интерес к физической культуре.

Физкультурные занятия. Прогулки, экскурсии. Подвижные игры. Спортивные досуги, праздники.

Спортивные игры, эстафеты, соревнования.

Спортивные упражнения.

Игровые упражнения.

Прогулки.

Подвижные игры.

 


Работа с родителями

Беседы, консультации

1. Папка – ширма «Расскажите малышу о городе»

2. «Прогулка по городу»

3. «Посёлок Апатиты»

4. «Список улиц Апатитов»

5. «Рабочие посёлки Молодёжный и Белореченский»

6. «Апатиты, Апатиты – заполярный городок»

7. «Общие сведения по Мурманской области и г.Апатиты"

Практические задания

1.Подборка книг, стихов о городе, крае.

2.Совместное творчество с детьми: изготовление макетов зданий города Апатиты, выставка рисунков «Мой любимый город».

Экскурсии

В кинотеатр «Полярный», в ДК «Строителей», к памятнику Защитникам Заполярья, в Лапландский заповедник, на хлебозавод.

Формы работы

Индивидуальные: - беседы; консультации; посещение семьи ребенка;

Коллективные: - групповые тематические консультации; родительские собрания; родительские конференции; круглые столы; «дни открытых дверей»; показы открытых занятий; приглашение на просмотр утренников и развлечений с детьми; участие в различных в выставках работ; участие в проектной деятельности.

Наглядно – информационные: - родительские уголки; информационные стенды; листы - памятки, информационные листы, библиотека специальной литературы; библиотека игр; видеотека, аудиотека; работа в контактной группе.

- также мы используем анкетирование; тестирование; различные вопросники.

 

3 этап – заключительный:

1.Оценка этапов реализации проекта детьми;

2.Выставка рисунков детей «Мой любимый город», поделки из пластилина «Животные Севера», макет города – аппликация «Наш город».

3.Презентация макета города.

 

Материально – технические ресурсы:

1. Подбор исторической литературы о родном крае, городе.

2. Подбор художественного слова.

3. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, слайдов).

4. Подготовка материала для продуктивной деятельности.

5. Дидактические игры.

6. Выставка книг, рисунков, поделок.

7. Создание макета города.

Данный проект помог детям и родителям приобщиться к богатым традициям родного города и края, а также не остаться равнодушными к самобытной красоте родного края.

Наши дети участвовали в городском конкурсе «Умники и умницы», посвящённому городу Апатиты и заняли 2 –е место.

Анализируя работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей, можно с уверенностью сказать о том, что: проведенная работа дала положительные результаты:

- у детей значительно увеличились показатели нравственного сознания и самосознания (понимание нравственных образцов, духовных значений и смыслов);

- дети овладели необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других детей.

- дети стали проявлять отзывчивость, применять свои знания о нравственных нормах в жизни, доносить их до родителей.

- дети получили глубокие и прочные знания о народной культуре, родном крае, общечеловеческих основах быта русского человека.

- получили знания о православных праздниках.

У родителей:

- повысилась и компетентность в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

- родители стали проявлять интерес к нравственно-патриотическому становлению личности ребёнка и активно участвовать в деятельности детского сада, направленной на нравственно-патриотическое развитие детей.

 

Список литературы

1.     Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

2.     Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.

3.     Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.

4.     Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. . Проекты в работе с семьёй: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2012.

5.     Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно - методическое пособие./ СПб: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2000.

6.     Куцакова Л. В. Нравственно- трудовое воспитание в детском саду - М. : Мозаика-Синтез, 2007.

7.     От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

8.     Петрова В. И. Стульник Т. Д. Нравственные беседы с детьми 4-7 лет - М. : Мозаика-Синтез, 2007.


9.     Скачано с www.znanio.ru

НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели

К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели

КВН), составляем альбом и т.п. – подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», родительском собрании и проводим обобщение опыта

КВН), составляем альбом и т.п. – подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», родительском собрании и проводим обобщение опыта

Таким образом, целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечивает формирование патриотических чувств у воспитанников

Таким образом, целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечивает формирование патриотических чувств у воспитанников

При всей своей занятости, родители мало уделяют внимания этой проблеме

При всей своей занятости, родители мало уделяют внимания этой проблеме

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Автобус», «На стройках города», «Автомобильная дорога», «Гараж», «Автомойка», «Магазин», «Семья», «Детский сад»; 7

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Автобус», «На стройках города», «Автомобильная дорога», «Гараж», «Автомойка», «Магазин», «Семья», «Детский сад»; 7

Трудовая деятельность

Трудовая деятельность

Работа с родителями Беседы, консультации 1

Работа с родителями Беседы, консультации 1

Данный проект помог детям и родителям приобщиться к богатым традициям родного города и края, а также не остаться равнодушными к самобытной красоте родного края

Данный проект помог детям и родителям приобщиться к богатым традициям родного города и края, а также не остаться равнодушными к самобытной красоте родного края
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020