Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на
личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви
к своему Отечеству.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта, весьма кропотливая работа, должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Задачи:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Данные задачи должны решаться во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Планировать работу целесообразно по темам:
- Моя семья;
- Моя улица;
- Мой детский сад.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:
1. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
2. Беседы с детьми о стране, родном городе;
3. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
6. Знакомство детей с народной декоративной росписью.
Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующее педагогическое условие - тесное сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке.
Назовите пословицы поговорки про семью родину и т.д.
1. «Нет милее дружка, чем родная матушка»
2. «Вся семья вместе, так и душа на месте»
3. «Когда в семье лад, не нужен и клад»
4. «Семья сильна, когда над ней крыша одна»
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных
праздниках духовно обогащают, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают
интерес к его истории и культуре. Поэтому необходимо знать и изучать культуру
своих предков.
Предлагаю отправится в …..
«Путешествие в прошлое России».
Ответы на вопросы из истории
традиций и культуры России.
1. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы (Зимой -
в крещенские морозы, древесина становится сухой.)
2. Какой день Масленой недели назывался Широким?
(Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)
3. Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для
строительства избы?
(Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла,
приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)
4. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?
(Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)
5. Как называется основание печи в крестьянской избе?
(Опечек)
6. Назовите печную утварь, что хранилась в верхней части опечка?
(Чугунки, ухваты, горшки.)
Из истории русского народного костюма.
1. Старинный женский головной убор замужней женщины?
(Кокошник)
2. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
(Косоворотка)
3. Украшение и оберег от сглаза на одежде?
(Вышивка)
4. Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?
(Зипун)
5. Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?
(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным
знаком, символом благородства)
6. Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом?
(Порты)
В нравственно - патриотическом воспитании необходимо привить детям такие важные
понятия как «Любовь к отечеству»; дать понятие, что такое Родина.
Продолжением данной работы является знакомство с флагом и гербом государства.
Предлагаю следующие задания.
Что означают цвета флага?
Белый - Мир и чистота благородства.
Синий - Честность, верность и правда.
Красный - Смелость и великодушие.
И в конце нашего семинара решим
кроссворд:
1. Как в старину называли дом? (Изба)
2. Один из православных праздников? (Пасха)
3. Короткая шутливая песенка? (Частушка)
4. Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
5. Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
6. Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)
7. Население определенной стороны? (Народ)
8. Отечества страна, в которой человек родился? (Родина)
9. Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)
10. Человек любящий свою страну? (Патриот)
Молодцы, все справились с заданиями. А дети наши вырастут и будут любящими гражданами, которые помнят и ценят свою историю!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.