Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема
В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема. Сложность ее – в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагоги обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
Нравственнопсихологические отношения поколений
Отношения родителей и детей как психолого
педагогическая проблема
В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная,
парадоксальная проблема. Сложность ее – в скрытом, интимном характере
человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А
парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагоги
обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого
педагогической информации.
Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные
типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие
варианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их
можно представить в определенной структуре – последовательных стадиях
развития. Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к
педагогу, психологу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю
назад» тревожной конфликтной ситуации. То есть они видят не процесс
развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется,
внезапный, необъяснимый, удивительный случай.
Конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает
случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности
родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви,
потребности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром –
проблема их общения и отношений. Конфликт – жестокое столкновение,
эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений. А боль в организме,
как известно, сигнал бедствия, физиологический крик о помощи. Она
возникает в ходе развития заболевания.
В здоровых семьях родители и дети связаны с естественными
повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле
может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные,
эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение
между ними, в результате которого возникает душевное единение,
согласованность основных, жизненных устремлений и действий. Природную
основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства
и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой
привязанности детей к родителям.
Изучение множества разнообразных документов позволило выявить
некоторые основные тенденции отношений родителей и детей в семье. В
основу анализа положено видоизменение потребности в общении – одна из
фундаментальных характеристик межличностных отношений.
Под
конфликтом понимается возникшая ситуация неразрешенного противоречия,
в которой родители и дети испытывают острый психологический дискомфорти пытаются решить возникшую проблему односторонне, бескомпромиссными
путями и методами.
Существуют следующие стадии отношений родителей и детей:
родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном
общении;
родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними;
чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей, тем скорее дети
испытывают желание делиться с родителями;
поведение детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы родители;
поведение детей вызывает в семье конфликты, и при этом правы дети;
конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты;
полное взаимное отчуждение и враждебность.
2.4.2 Рациональные условия отношений родителей и детей
Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних
лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны
быть созданы психологопедагогические предпосылки.
Первая и главная из них – разумная организация семьи. Общие
перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности,
традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений
служат благодатной почвой для произрастания и развития ростков
внутренних взаимосвязей родителей и детей.
В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно создавать
обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие словесные
требования. Нужные педагогические обстоятельства отнюдь не всегда
совпадают с жизненными. И их нередко приходится создавать вопреки
жизненным обстоятельствам.
Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их
внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей.
Возрастные особенности – это характерные для того или иного возрастного
периода анатомофизиологические и психологические особенности. А под
индивидуальностью человека имеется в виду существенное своеобразие его
основных свойств и качеств.
Учет возрастных особенностей детей требует постепенного изменения
воспитательных влияний на различных ступенях становления личности.
Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета
жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и
неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к
внутреннему миру человека. Общение, совместные дела, единые стремления
становятся наиболее естественным процессом воспитания.
Важная сторона обоюдных контактов – участие в занятиях и интересах
детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своихдетей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного
воздействия.
Следование по следам интересов и увлечения детей предполагает также
и привлечение детей к собственным занятиям и увлечениям. В некоторых
семьях существует правило: вещи необходимые человеку для жизни, он
должен уметь делать сам. В каждой семье может сложиться многообразная
система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от
родителей к детям, от детей к родителям.
Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда,
когда родители и дети почеловечески близки друг другу, связаны узами не
только родственной, но и духовной близости. Это важная предпосылка
успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний
мир детей и успешного воздействия на них. У детей возникает и развивается
потребность советоваться с родителями, мысленно ставить их на свое место в
трудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям.
Тот или иной отрицательный вариант отношений в семье вовсе не
является непреодолимой фатальной доминантой. Если родители смогут
психологически и педагогически грамотно разобраться в сложившейся стадии
отношений, то преодоление отрицательных факторов возможно.
Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое
жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям
приносит радостное чувство удовлетворения.