Нравственно-психологические отношения поколений

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема. Сложность ее – в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагоги обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
Иконка файла материала Нравственно.doc
Нравственно­психологические отношения поколений Отношения родителей и детей как психолого­ педагогическая проблема В   отношениях   родителей,   педагогов   и   детей   есть   сложная, парадоксальная проблема. Сложность ее – в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность   в   том,   что,   при   всей   ее   важности,   родители   и   педагоги обычно   ее   не   замечают,   ибо   не   имеют   для   этого   необходимой   психолого­ педагогической информации. Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные   варианты   независимо   от   того,   осознаются   они   или   нет.   Такие варианты   начинают   существовать   как   реальности   отношений.   Причем   их можно представить в определенной структуре – последовательных стадиях развития. Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к педагогу,   психологу,   как   правило,   по   поводу   возникшей   «вчера»,   «неделю назад»   тревожной   конфликтной   ситуации.   То   есть   они   видят   не   процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай. Конфликт   в   отношениях   родителей   и   детей   крайне   редко   возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей   и   детей,   выдав   им   своеобразный   аванс   в   чувстве   любви, потребности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром – проблема   их   общения   и   отношений.   Конфликт   –   жестокое   столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений. А боль в организме, как   известно,   ­   сигнал   бедствия,   физиологический   крик   о   помощи.   Она возникает в ходе развития заболевания. В   здоровых   семьях   родители   и   дети   связаны   с   естественными повседневными   контактами.   Слово   «контакт»   в   педагогическом   смысле может   означать   мировоззренческие,   нравственные,   интеллектуальные, эмоциональные,   деловые   связи   родителей   и   детей,   такое   тесное   общение между   ними,   в   результате   которого   возникает   душевное   единение, согласованность основных, жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и   отцовства,   которые   проявляются   в   родительской   любви   и   заботливой привязанности детей к родителям. Изучение   множества   разнообразных   документов   позволило   выявить некоторые   основные   тенденции   отношений   родителей   и   детей   в   семье.   В основу анализа положено видоизменение потребности в общении – одна из фундаментальных   характеристик   межличностных   отношений.   Под конфликтом понимается возникшая ситуация неразрешенного противоречия, в которой родители и дети испытывают острый психологический дискомфорти пытаются решить возникшую проблему односторонне, бескомпромиссными путями и методами. Существуют следующие стадии отношений родителей и детей: ­ родители   и   дети   испытывают   устойчивую   потребность   во   взаимном общении; ­ родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними; ­ чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей, тем скорее дети испытывают желание делиться с родителями; ­ поведение детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы родители; ­ поведение детей вызывает в семье конфликты, и при этом правы дети; ­ конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты; ­ полное взаимное отчуждение и враждебность. 2.4.2 Рациональные условия отношений родителей и детей Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны быть созданы психолого­педагогические предпосылки. Первая   и   главная   из   них   –   разумная   организация   семьи.   Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат   благодатной   почвой   для   произрастания   и   развития   ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей. В   коллективной   жизни   семьи   можно   наиболее   успешно   создавать обстоятельства   воспитательного   процесса,   подкрепляющие   словесные требования.   Нужные   педагогические   обстоятельства   отнюдь   не   всегда совпадают   с   жизненными.   И   их   нередко   приходится   создавать   вопреки жизненным обстоятельствам.  Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему   миру,   учета   их   возрастных   и   индивидуальных   особенностей. Возрастные особенности – это характерные для того или иного возрастного периода   анатомо­физиологические   и   психологические   особенности.   А   под индивидуальностью человека имеется в виду существенное своеобразие его основных свойств и качеств. Учет возрастных особенностей детей требует постепенного изменения воспитательных влияний на различных ступенях становления личности. Подход   к   детям   требует   от   родителей   педагогического   такта,   учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания. Важная сторона обоюдных контактов – участие в занятиях и интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своихдетей,   то   в   их   руках   окажется   эффективное   средство   воспитательного воздействия. Следование по следам интересов и увлечения детей предполагает также и  привлечение   детей   к   собственным   занятиям   и   увлечениям.  В   некоторых семьях   существует   правило:   вещи   необходимые   человеку   для   жизни,   он должен уметь делать сам. В каждой семье может сложиться многообразная система   установления   и   укрепления   тесных   связей   родителей   и   детей:   от родителей к детям, от детей к родителям. Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по­человечески близки друг другу, связаны узами не только   родственной,   но   и   духовной   близости.   Это   важная   предпосылка успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия на них. У детей возникает и развивается потребность советоваться с родителями, мысленно ставить их на свое место в трудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям. Тот   или   иной   отрицательный   вариант   отношений   в   семье   вовсе   не является   непреодолимой   фатальной   доминантой.   Если   родители   смогут психологически и педагогически грамотно разобраться в сложившейся стадии отношений, то преодоление отрицательных факторов возможно. Глубокие   контакты   с   родителями   создают   у   детей   устойчивое жизненное   состояние,   ощущение   уверенности   и   надежности.   А   родителям приносит радостное чувство удовлетворения.