Нравственное развитие обучающихся в начальной школе
в условиях ФГОС
Аннотация: Статья посвящена развитию нравственности у обучающихся младших классов. Представлены основные формы внеклассной деятельности по нравственному воспитанию детей.
Процесс воспитания в современной школе направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются нравственные качества. Как в наше чересчур прагматичное время сохранить в маленьком человеке чистоту восприятия мира, посеять в его душе семена добра и сострадания? Психологи отмечают, что младшие школьники способны как губка впитывать все новое, что именно в это время у них формируются важнейшие психические функции. Нам, учителям начальных классов, важно не только не упустить это благодатное время, суметь пробудить в детях природные задатки, но и заложить понятия общечеловеческих, нравственных ценностей, которые останутся с ними на всю жизнь, помогут обрести свое место в социуме.
Дети, пришедшие в школу, получают воспитание крайне разное по своему качеству в семье. Жизненную нравственность и судьбу каждого ребёнка во многом определяют его родители, но далеко не все способны развить в нём стремление к красоте, воспитать внутреннюю культуру и облагородить душу. Поэтому нам приходится корректировать все негативное полученное в семье и формировать чувства товарищества, патриотизма, гражданственности, активное отношение к действительности, уважение к людям труда, отношение ребенка к родителям, Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям и к самому себе.
Основы нравственности ребенка формируется, прежде всего, в процессе разнообразной деятельности: в учении, труде, игре, в общественно полезной работе и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Вместе с тем большое значение имеет систематическое нравственное просвещение детей, вооружение их знанием моральных норм и правил.
В младшем школьном возрасте у детей закрепляются привычки культурного поведения, интенсивно накапливаются знания о нравственных нормах. На начальном этапе учителю нужно постоянно напоминать о правилах для учащихся, требовать их соблюдения, пока оно не войдет в привычку. Затем это нужно делать не только учителю, а сами ребята должны напоминать друг другу о них. При оценке поведения учащихся в этот период нужно учитывать не только прочность поведенческих умений, навыков, привычек, но и знания моральных требований, умение критиковать свое поведение и поведение своих товарищей.
Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний.
Основные формы внеклассной деятельности по нравственному воспитанию
детей: игры, экскурсии, классные часы, этические беседы.
Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между ними определенных отношений. Задача учителя и воспитателя – внимательно наблюдая за детьми, выявлять, на какой нравственной основе строятся их взаимоотношения, и активно воздействовать на формирование гуманных отношений. Для этого надо вдумчиво подходить к созданию играющих групп, помочь робким, застенчивым найти себе товарищей, тщательно оценивать первые успехи детей в игре, проявление их товарищеских отношений, симпатий.
Развитию нравственных взаимоотношений в классном коллективе способствуют ролевые поручения учащимся. Эти поручения обязательно меняются, чтобы каждый ребенок смог поучаствовать в различных делах класса и выбрать занятие по душе (староста, цветовод, санитар тот же дежурный по классу). Надо твердо помнить: основная критерия нравственности – единство слова и дела. Надо продуманно создавать систему каждодневных мелких дел и ситуаций, в которых ребенок учился бы совершать реальные нравственные поступки - для одноклассников, для окружающих. Пережив однажды удовлетворение от совершенного нравственного действия, ребенок будет стремиться вновь испытать это чувство.
Экскурсии способствуют формированию и развитию таких нравственных
качеств личности младшего школьника как самостоятельность, инициативность, определенных организаторских способностей, умений работать вместе, проявляя подлинную заботу друг о друге и оказывать взаимопомощь.
Традиционно провожу сезонные экскурсии в природу, где дети наблюдают за изменениями в природе, играют, собирают природный материал, что еще и способствует экологическому воспитанию.
Каждый классный час, в любой форме проведения, будь то викторина, беседа, игра-путешествие или соревнование, так же способствует нравственному воспитанию учащихся. Очень важно, чтобы с детьми проводились беседы о морали - этические беседы. Они должны включать основные вопросы, дающие возможность выработать у школьников нравственные представления. Тему для беседы каждый учитель формулирует сам. Формулировка должна быть выразительной, а сам классный час содержать правило, вывод, указывающий на то, как надо поступать. Например: вывод кл. час: «О товариществе и дружбе» «Друга ищи, а нашел - береги», а кл. часа «О доброте и отзывчивости» - «Говорить легко — делать трудно» и т.д. Запланировать такие беседы заранее очень сложно, поскольку необходимость их проведения напрямую связана с жизнью и событиями в классном коллективе. Иногда этические беседы приходится проводить с группой учащихся или индивидуально с отдельными учениками. Очень часто эти беседы начинаются с прочтения литературного произведения, прослушав, которое детям предлагается подумать, как бы они поступили, если бы с ними случилась подобная ситуация.
В школьной практике сообщение и разъяснение нравственных норм и правил происходит как в процессе бесед, так и в процессе урока. Следовательно, в любом хорошем уроке воспитывающий характер обучения непременно проявляется. Но воспитательные возможности учебных предметов различны. Урок – это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений, особенно благоприятные условия, создаются на уроках чтения – классного и внеклассного. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал значение детского чтения для нравственного формирования ребенка. Он говорил, что каждое произведение может показать ребенку ту или другую сторону жизни. Художественная литература содержит богатейший материал, связанный с нравственными идеями. Читая ту или иную книгу, школьники стремятся подражать нравственным поступкам героев. Соответственно, дети получают представления и о чувствах, которые испытывает хороший или плохой человек в разных ситуациях, о поступках, которые он может совершать или не совершать.
Рассказы, сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к Родине, готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, патриотические чувства.
Огромную роль в нравственном развитии ребенка играет детский коллектив. Становление и развитие детского коллектива, формирование в нем нравственных взаимоотношений - процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания педагога. (Например, на уроке «Комнатные растения» по окр. миру можно предложить детям распределить обязанности по уходу за растениями: кто-то рыхлит землю, другой обрывает сухие листья, третий поливает… при этом учитель учитывает и подчеркивает не только качество выполнения задания, но и взаимоотношения уч-ся. Таким образом, дети убеждаются, что от работы каждого зависит успех всех, что недостаточно самому хорошо работать, надо чтобы так же работал товарищ, а значит, вовремя прийти к нему на помощь.) Учитель должен использовать прием одобрения даже при небольшом успехе, продвижении вперед.
Надо помочь детям почувствовать коллектив как целое, научить их дорожить его интересами. Ребенок должен чувствовать себя в коллективе защищенным от несправедливости и обиды, видеть, что он не безразличен коллективу. Этому способствуют общешкольные праздники, соревнования, классные мероприятия:
День знаний, Праздник Букваря, День именинника, Новогодние утренники т.д.
Надо помнить, что нравственность формируется и в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. И здесь важную роль играет авторитет и личность учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, забота, такими же будут отношения учеников между собой. Важно, чтобы учитель внимательно следил за собственными приемами работы с детьми, сам строго соблюдал нормы поведения, был примером для детей, был справедливым в своих требованиях.
Но со временем детей, не надо стараться полностью ограждать от какого-бы то ни было влияния. Нужно лишь привить им иммунитет ко всему негативному, что окружает ребёнка в жизни, т.е. постараться сделать его душу невосприимчивой к различным формам безнравственности. Их надо учить принимать собственное решение, совершать нравственные поступки не ради похвалы или от страха наказания, а осознанно, испытывая потребность поступить именно так, а не иначе.
Из всего сказанного следует, что за нравственным развитием ребенка нужно следить также тщательно, как следят за его успехами в чтении, письме, математике. Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво т.к. нравственное просвещение детей – дело важное, нужное из него формируются основы нравственности школьников.
Литература
1. Настольная книга классного руководителя. Справочно-методическое пособие. - М., Астрель, 2003 – 574 с.
2. Интернет-ресурсы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.