«Музейная
педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к
воспитанию и образованию юного поколения.
С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных
функций которого стала образовательно-воспитательная.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Работа по созданию мини-музея в группе началась с сентября месяца с опроса родителей. Было проведено анкетирование, с целью узнать, что родители знают о музеях, посещают ли родители с детьми музеи и какие, чтобы они могли предложить для создания мини-музея в группе. После анализа анкет родителей, проводились беседы с детьми и как результат, было решено организовать мини-музей «Хлеб».
Целью
организации музея стал анализ наблюдений за детьми, анализ уровня
сформированности у детей гражданской позиции, бережного отношения к продукту
жизнедеятельности, к культуре.
В предварительном этапе в создании музея организовали коллекции зерна,
сортов муки, поделок из соленого теста и организовали праздник «День рождение
музея «Хлеб».
Созданию музея повлияла проблемная ситуация: дети не имели представления о хлебе, как продукте труда многих людей, о взаимосвязи этого продукта с широким слоем общественной общезначимой жизнью с национальным государственным самосознанием.
Исходя
из этих направлений выделились цели:
-воспитание патриотичности и национального самосознания детей;
-уважение к труду взрослых;
-воспитание бережного отношения к продукту;
-формирование
предпосылок проектно-исследовательской деятельности.
Работа в музее тесно связана со многими сторонами жизни в дошкольном
учреждении.
Здесь
проходят и знакомство с производством хлеба, и занятия по изодеятельности, по
конструированию, и экспериментальная и исследовательская деятельность, и работа
по проектной деятельности, и тесная взаимообратная работа с родителями, и
приобщение к миру прекрасного через музейное восприятие окружающего.
Пополнение экспонатов музея происходит постоянно. Это и обновление имеющихся
экспонатов и привнесение новых. Экспонатом предмет становится только тогда,
когда он «обрастает» своей историей. Тогда экспонат интересен детям, становится
своим и значимым, ребенок может об этом экспонате рассказывать много и долго.
Таких экспонатов в нашем музее уже больше сотни.
В
музее постоянно проводятся различные мероприятия. Очень интересно проходят
опыты и эксперименты по проращиванию зерна. Опыт называется «Вершок и корешок»
или опыт с дрожжами – «Почему хлеб пушистый?». В рамках работы в музее прошел
проект «Береги хлеб». Дети собрали весь хлеб, который остался после обеда и
взвесили его, результат поразил детей. Теперь дети стали бережнее относиться к
хлебу.
Праздники в нашем музее особенные, они сопровождаются интересными событиями,
которые поучительны для детей и заканчиваются, как правило совместным с
родителями чаепитием. На таких праздниках дети узнали о разных видах хлеба у
разных народов, о правильной сервировке и о
правильном употреблении некоторых видов продуктов, о значении пословиц и
поговорок о хлебе у разных народов, и многое другое.
Музей стал для нас источником вдохновения. Изучая продукцию из муки –
макаронные изделия – мы создали целые картины и поделки.
Вместе с детьми изготовили макеты хлебного поля, меняли его экспозицию согласно
времени года.
При
правильной постановке работы в музее, музей становится своеобразной
образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их
увлекает сама созданная среда музея.
Список литературы.
1.Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами
музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.
2.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.:
Детство-Пресс,1998.
3.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.:
Аркти, 2005.
4.Музейная
педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой.
М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
5. Рыжова Н.А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004.
10.Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.:
Линка-Пресс, 2008.
6. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.