Нравственные заветы будущим поколениям двух величайших гениев, живших в разных столетиях по своей сути очень близки друг другу. Они актуальны и сегодня. Ф.И.Тютчев и Г.В.Свиридов жили в эпохи великих событий и исторических перемен, которые нашли отражение в их жизни и творчестве. Эпоха Ф.И.Тютчева – это наполеоновское нашествие, Отечественная война 1812 года, французская революция, создание коммунистического манифеста и Интернационала, заговор петрашевцев, «Крымская кампания», «освобождение крестьян». Г.В.Свиридов родился в 1915 году и был свидетелем становления новой власти рабочих и крестьян, эпохи сталинизма, тяжелых лет Великой Отечественной войны, Брежневских лет, зарождения Новой России.
Нравственные заветы. Тютчев и Свиридов..docx
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Городского округа Балашиха «Централизованная
библиотечная система»
Федурновская сельская библиотека
д.Федурново, ул. Авиарембаза, д.6
Соловьева Ольга Николаевна, заведующая библиотекой
Доклад
Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и
Г.В.Свиридова
Высшая задача таланта – своим произведениям дать
людям понять смысл и цену жизни.
В.Ключевский
Нравственные заветы будущим поколениям двух величайших
гениев, живших в разных столетиях по своей сути очень
близки друг другу. Они актуальны и сегодня. Ф.И.Тютчев и
Г.В.Свиридов жили в эпохи великих событий и исторических
перемен, которые нашли отражение в их жизни и творчестве.
Эпоха Ф.И.Тютчева – это наполеоновское нашествие,
Отечественная война 1812 года, французская революция,
создание коммунистического манифеста и Интернационала,
заговор петрашевцев, «Крымская кампания», «освобождение
крестьян».
Г.В.Свиридов родился в 1915 году и был
свидетелем становления новой власти рабочих и крестьян,
эпохи сталинизма, тяжелых лет Великой Отечественной
войны, Брежневских лет, зарождения Новой России.
Ф.И.Тютчев – философ, дипломат,
мыслитель, поэт всю свою жизнь стремился осмыслить
происходящее на его глазах, выявить закономерности
истории, заглянуть в духовный мир человека. Н.А. Добролюбов так писал о Тютчеве: « Таланту Тютчева
доступна и знойная страстность, и суровая энергия, и
глубокая
дума, возбуждаемая не одними стихийными
явлениями, но и вопросами нравственными, интересами
общественной жизни». Вся жизнь поэта, все его творчество –
поиск смысла жизни. По Тютчеву, без веры в Бога
невозможно нормальное развитие, гармоничный
ум и
подлинная жизнеспособность личности,
общества,
государства.
Вера в Бога укрепляет духовные и
нравственные нормы жизни. « Забывая Бога, человек
утрачивает истинную свободу, теряет способность различать
добро и зло и становиться «бешенным», ибо безысходно
блуждает в поисках иллюзорного бессмертия и подлинно
разумного существования жизни». Все это ведет к
разрушению нравственных ценностей.
Таких как,
благородство, совесть, любовь, верность, честь, достоинство,
распространению отрицательные качества человеческой
натуры - гордости, зависти, злобы, мстительности, жадности.
И только обращение к божественной мудрости, к народным
корням, народной жизни спасет Россию от разрушения.
Ф.И.Тютчев писал: « Следовательно, всем – и обществу и
правительству – постоянно говорить и повторять, что судьбу
России можно сравнить с севшим на мель кораблем, который
никакими усилиями команды нельзя сдвинуть с места, и
только приливная волна народной жизни способна снять его
с мели и пустить вплавь».
Основной нравственной
ценностью для Тютчева является любовь. Любовь к своей
стране, к ее природе, к ее народу, к семье, к женщине. Он
оценивал Россию, как единственное государство, способное
объединить славянские народы. Россия – единственная
страна, которая «хранит чистоту Православия, пытается
жить с Богом». Он был настоящим патриотом своей страны,
убежденным противником каких-либо заимствований с
Запада, считал, что у нее свой особенный путь. Главным
принципом и своеобразием России и русского народа
является «задушевность, смиренная красота, жертвенное
самоотречение, сердечное бескорыстие». В стихах поэта –
мир и человек,
извечные вопросы о смысле жизни,
человеческих взаимоотношений. «О, как убийственно мы любим», «Как океан объемлет шар земной», «О чем ты воешь,
ветр ночной?», «Пошли, Господь, свою отраду…». Даже
природа в его поэзии живая, она улыбается, смеётся,
злиться, дышит, грустит: «Чародейкою зимой», «Осенней
позднею порою», « Ты волна, моя морская»…
Ф.И Тютчев навсегда останется в литературе и в сердцах
своих читателей поэтом духовных исканий, настоящим
патриотом своей страны, свято верившим в истинные
ценности жизни. Его нравственные заветы – это глубокая
вера в Бога, соблюдение православных нравственных
утверждений, искренняя любовь к России, святая вера в ее
особую роль в истории всего человечества.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить!
«Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать
такие струны в человеческом сердце» - писал о величайшем
гении России Н.А.Некрасов.
Выдающийся русский
композитор ХХ века Г.В.Свиридов всю свою жизнь посвятил
созданию разумного, доброго, вечного, проповеди высоких
духовно-нравственных ценностей. Академик Д.С.Лихачев так
сказал о нём: «Г.В. Свиридов – русский гений, который по
настоящему еще не оценен. Его творчество будет иметь
огромное значение в грядущем возрождение русской
культуры». Главное в жизни для композитора было помогать
людям, жить лучше, быть чище, добрее, искать и находить
ответы на самые сокровенные вопросы жизни. Так же как и
Ф.И.Тютчев, Г.В.Свиридов видел смысл своей жизни в
служении своей стране и своему народу. В 2002 году вышла его книга «Музыка и судьба», в которой он сформулировал
свои нравственные заветы будущим поколениям. В ней он
пишет о духовном складе и характере русского народа, о
любви к своей земле, проповедует идеи народности,
всечеловеческого братства,
утверждение высоких
нравственных принципов. Свиридов уверен, что «высшим
выражением духовного мира человека является Христос».
Одним из первых советских композиторов, он видит
величайшие перемены в стране, изменение в общественной
жизни. Свиридов пытается найти выход из создавшегося
тупика. Композитор считает, что необходимо обратиться к
ценностям Православия, к традициям русской религии, к
национальной культуре. «Человек гибнет не только тогда,
когда он беднеет, голодает, страдает и умирает, а тогда,
когда он слабеет духом и разлагается нравственно и
религиозно,
совершая низменные безнравственные
поступки». В тетрадке №10 Свиридов пишет: « Размежевание
идет по самой главной, основной линии человеческого
бытия, по линии духовно-нравственной. Здесь начало всего,
смысла жизни». Как настоящий патриот своей страны он
переживает за судьбу России, за свой народ: «Россия –
грандиозная страна… Путь ее сложен и не во всем разгадан.
Её история полна могучих свершений, великих противоречий
и исполнена глубокого драматизма. И те, кто обливают её
грязью, опошляют её гениев – враждебны ей. Это апостолы
зла, нравственно разлагающие народ, с целью сделать ее
стадом в угоду иностранным туристам!». Красота, мощь,
самобытность, любовь к России – основные темы всех
произведений величайшего гения ХХ века. «Я хочу создать
миф «Россия». Пишу все об одном, что успею, то и сделаю,
сколько даст Бог»,- пишет в своей книге Г.В.Свиридов.
Всем своим творчеством Г.В. Свиридов пытается ответить
на главный вопрос, волнующий всех прогрессивных людей во
все времена – «Что делать?». Как и Ф.И.Тютчев приходит к
убеждению, что надо вернуться к православной вере,
«которая во все века возвращала Россию из пучины бед.
(Единением и любовью – во времена монголо-татарского
нашествия, терпением и смирением в период строительства красоты,
уважения,
Н.И.Глинки.
«новой жизни»; патриотизмом и самопожертвованием,
соборностью и державностью в годы Великой Отечественной
войны).
Великое искусство, по мнению композитора всегда духовно.
В «записках» он пишет о высоких нравственных ценностях,
которые должны присутствовать в нем. Это гражданская
ответственность художника,
неприятие облегченного
представления.
Искусство должно раскрывать душу
человека, его духовный мир - «Величие художника – это
величие души». В качестве примера приводит творчество
величайших русских композиторов – М.П.Мусоргского,
А.П.Бородина,
Главными нравственными
качествами того или иного художника для него являются –
чуткость, простота, любовь к своему народу, неподкупность
совести. «Совесть» - в его понимании – «всеобщий закон»,
«высшая истина». Именно «совесть» - средство воспитания
всех человеческих добродетелей:
чувства добра,
справедливости,
человеческого
достоинства. «Русская культура неотделима от чувства
совести. Совесть – вот, что Россия принесет в мировое
сознание». Композитор очень любил жизнь во всех ее
проявлениях, во всех ее горестях и радостях. Он говорил:
«Мы гости здесь на земле, но как прекрасен мир! Сколько в
нем красоты, сколько печали!». Своей музыкой Свиридов
доказал, что основой жизни, основой души является любовь.
И в этом похожи и близки два гения русской культуры – поэт
ХХ1 века Ф.И. Тютчев и композитор ХХ века Г.В.Свиридов.
Любовь стала темой многих произведений Свиридова.
Г.В. Свиридов был выдающимся художником, философом,
мыслителем. Но все же главное в его наследии – это
музыкальные произведения: «Я прожил долгую жизнь. В
моей музыке отразились искания русской души». Среди его
сочинении - всемирно известные музыкальные иллюстрации
к повести А.С.Пушкина «Метель», сюита «Время вперед!»,
хоровой цикл «Курские песни», кантата на стихи
Б.Пастернака «Снег идет», вокально-симфоническая поэма
«Памяти С.А.Есенина», «Патетическая оратория» на слова
В.В.Маяковского, гимны Родины для хора, «Песнопения и молитвы», романс «Эти бедные селенья» на слова
Ф.И.Тютчева. И если поэт Ф.И Тютчев писал о своем даре
предвидения так: «Бывают мгновения, что я задыхаюсь от
своего бессильного ясновидения…»,
то композитор
Г.В.Свиридов был уверен, что «мудрость жизни заключена в
ней самой: новые поколения приходят в мир вполне чистыми,
значит дело в том, чтобы их воспитать в служении высокому
добру». «Моя музыка – некоторая маленькая свеча «из
телесного воска», горящая в бездонном мире преисподней».
Литература:
Вайнкоп Ю.Я., Гусин И.Л.// Краткий биографический словарь
композиторов/ под ред. И.В.Голубовского. 2е изд., доп. Л.:
Музыка,1971. 208.
Георгий Свиридов в воспоминаниях современников. М.: Мол.
Гвардия, 2006.
Пигарев К. Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева. М.: Издво АН
СССР,1962.376с.
Свиридов Г.В. Музыка как судьба/ Сост., авт. предисл. и
коммент. А.С.Белоненко. М.: Мол. Гвардия, 2002. 789с.
Тютчев Ф.И. Стихотворения. М.: Сов.россия,1976. 334с.,ил.
Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыка ХХ
века. – Изд. 2е. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 256с.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Городского округа
Балашиха «Централизованная библиотечная система» Федурновская сельская библиотека
д. Федурново, ул. Авиарембаза, д.6
Автор: Заведующая библиотекой
Соловьева Ольга Николаевна
Нравственные заветы
Ф.И.Тютчева и Г.В. Свиридова
2016
Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова
Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова
Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова
Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова
Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова
Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова
Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова
Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.