Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова
Оценка 4.8

Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова

Оценка 4.8
Лекции
docx
искусство +2
9 кл—10 кл
10.02.2018
Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова
Нравственные заветы будущим поколениям двух величайших гениев, живших в разных столетиях по своей сути очень близки друг другу. Они актуальны и сегодня. Ф.И.Тютчев и Г.В.Свиридов жили в эпохи великих событий и исторических перемен, которые нашли отражение в их жизни и творчестве. Эпоха Ф.И.Тютчева – это наполеоновское нашествие, Отечественная война 1812 года, французская революция, создание коммунистического манифеста и Интернационала, заговор петрашевцев, «Крымская кампания», «освобождение крестьян». Г.В.Свиридов родился в 1915 году и был свидетелем становления новой власти рабочих и крестьян, эпохи сталинизма, тяжелых лет Великой Отечественной войны, Брежневских лет, зарождения Новой России.
Нравственные заветы. Тютчев и Свиридов..docx
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Городского округа Балашиха «Централизованная библиотечная система» Федурновская сельская библиотека д.Федурново, ул. Авиарембаза, д.6 Соловьева Ольга Николаевна, заведующая библиотекой Доклад Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова Высшая задача таланта – своим произведениям дать людям понять смысл и цену жизни. В.Ключевский Нравственные заветы будущим поколениям двух величайших гениев, живших в разных столетиях по своей сути очень близки друг другу. Они актуальны и сегодня. Ф.И.Тютчев и Г.В.Свиридов жили в эпохи великих событий и исторических перемен, которые нашли отражение в их жизни и творчестве. Эпоха Ф.И.Тютчева – это наполеоновское нашествие, Отечественная война 1812 года, французская революция, создание коммунистического манифеста и Интернационала, заговор петрашевцев, «Крымская кампания», «освобождение крестьян». Г.В.Свиридов родился в 1915 году и был свидетелем становления новой власти рабочих и крестьян, эпохи сталинизма, тяжелых лет Великой Отечественной войны, Брежневских лет, зарождения Новой России. Ф.И.Тютчев – философ, дипломат, мыслитель, поэт всю свою жизнь стремился осмыслить происходящее на его глазах, выявить закономерности истории, заглянуть в духовный мир человека. Н.А. Добролюбов так писал о Тютчеве: « Таланту Тютчева доступна и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни». Вся жизнь поэта, все его творчество – поиск смысла жизни. По Тютчеву, без веры в Бога невозможно нормальное развитие, гармоничный ум и подлинная жизнеспособность личности, общества, государства. Вера в Бога укрепляет духовные и нравственные нормы жизни. « Забывая Бога, человек утрачивает истинную свободу, теряет способность различать добро и зло и становиться «бешенным», ибо безысходно блуждает в поисках иллюзорного бессмертия и подлинно разумного существования жизни». Все это ведет к разрушению нравственных ценностей. Таких как, благородство, совесть, любовь, верность, честь, достоинство, распространению отрицательные качества человеческой натуры - гордости, зависти, злобы, мстительности, жадности. И только обращение к божественной мудрости, к народным корням, народной жизни спасет Россию от разрушения. Ф.И.Тютчев писал: « Следовательно, всем – и обществу и правительству – постоянно говорить и повторять, что судьбу России можно сравнить с севшим на мель кораблем, который никакими усилиями команды нельзя сдвинуть с места, и только приливная волна народной жизни способна снять его с мели и пустить вплавь». Основной нравственной ценностью для Тютчева является любовь. Любовь к своей стране, к ее природе, к ее народу, к семье, к женщине. Он оценивал Россию, как единственное государство, способное объединить славянские народы. Россия – единственная страна, которая «хранит чистоту Православия, пытается жить с Богом». Он был настоящим патриотом своей страны, убежденным противником каких-либо заимствований с Запада, считал, что у нее свой особенный путь. Главным принципом и своеобразием России и русского народа является «задушевность, смиренная красота, жертвенное самоотречение, сердечное бескорыстие». В стихах поэта – мир и человек, извечные вопросы о смысле жизни, человеческих взаимоотношений. «О, как убийственно мы любим», «Как океан объемлет шар земной», «О чем ты воешь, ветр ночной?», «Пошли, Господь, свою отраду…». Даже природа в его поэзии живая, она улыбается, смеётся, злиться, дышит, грустит: «Чародейкою зимой», «Осенней позднею порою», « Ты волна, моя морская»… Ф.И Тютчев навсегда останется в литературе и в сердцах своих читателей поэтом духовных исканий, настоящим патриотом своей страны, свято верившим в истинные ценности жизни. Его нравственные заветы – это глубокая вера в Бога, соблюдение православных нравственных утверждений, искренняя любовь к России, святая вера в ее особую роль в истории всего человечества. Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить! «Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце» - писал о величайшем гении России Н.А.Некрасов. Выдающийся русский композитор ХХ века Г.В.Свиридов всю свою жизнь посвятил созданию разумного, доброго, вечного, проповеди высоких духовно-нравственных ценностей. Академик Д.С.Лихачев так сказал о нём: «Г.В. Свиридов – русский гений, который по настоящему еще не оценен. Его творчество будет иметь огромное значение в грядущем возрождение русской культуры». Главное в жизни для композитора было помогать людям, жить лучше, быть чище, добрее, искать и находить ответы на самые сокровенные вопросы жизни. Так же как и Ф.И.Тютчев, Г.В.Свиридов видел смысл своей жизни в служении своей стране и своему народу. В 2002 году вышла его книга «Музыка и судьба», в которой он сформулировал свои нравственные заветы будущим поколениям. В ней он пишет о духовном складе и характере русского народа, о любви к своей земле, проповедует идеи народности, всечеловеческого братства, утверждение высоких нравственных принципов. Свиридов уверен, что «высшим выражением духовного мира человека является Христос». Одним из первых советских композиторов, он видит величайшие перемены в стране, изменение в общественной жизни. Свиридов пытается найти выход из создавшегося тупика. Композитор считает, что необходимо обратиться к ценностям Православия, к традициям русской религии, к национальной культуре. «Человек гибнет не только тогда, когда он беднеет, голодает, страдает и умирает, а тогда, когда он слабеет духом и разлагается нравственно и религиозно, совершая низменные безнравственные поступки». В тетрадке №10 Свиридов пишет: « Размежевание идет по самой главной, основной линии человеческого бытия, по линии духовно-нравственной. Здесь начало всего, смысла жизни». Как настоящий патриот своей страны он переживает за судьбу России, за свой народ: «Россия – грандиозная страна… Путь ее сложен и не во всем разгадан. Её история полна могучих свершений, великих противоречий и исполнена глубокого драматизма. И те, кто обливают её грязью, опошляют её гениев – враждебны ей. Это апостолы зла, нравственно разлагающие народ, с целью сделать ее стадом в угоду иностранным туристам!». Красота, мощь, самобытность, любовь к России – основные темы всех произведений величайшего гения ХХ века. «Я хочу создать миф «Россия». Пишу все об одном, что успею, то и сделаю, сколько даст Бог»,- пишет в своей книге Г.В.Свиридов. Всем своим творчеством Г.В. Свиридов пытается ответить на главный вопрос, волнующий всех прогрессивных людей во все времена – «Что делать?». Как и Ф.И.Тютчев приходит к убеждению, что надо вернуться к православной вере, «которая во все века возвращала Россию из пучины бед. (Единением и любовью – во времена монголо-татарского нашествия, терпением и смирением в период строительства красоты, уважения, Н.И.Глинки. «новой жизни»; патриотизмом и самопожертвованием, соборностью и державностью в годы Великой Отечественной войны). Великое искусство, по мнению композитора всегда духовно. В «записках» он пишет о высоких нравственных ценностях, которые должны присутствовать в нем. Это гражданская ответственность художника, неприятие облегченного представления. Искусство должно раскрывать душу человека, его духовный мир - «Величие художника – это величие души». В качестве примера приводит творчество величайших русских композиторов – М.П.Мусоргского, А.П.Бородина, Главными нравственными качествами того или иного художника для него являются – чуткость, простота, любовь к своему народу, неподкупность совести. «Совесть» - в его понимании – «всеобщий закон», «высшая истина». Именно «совесть» - средство воспитания всех человеческих добродетелей: чувства добра, справедливости, человеческого достоинства. «Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть – вот, что Россия принесет в мировое сознание». Композитор очень любил жизнь во всех ее проявлениях, во всех ее горестях и радостях. Он говорил: «Мы гости здесь на земле, но как прекрасен мир! Сколько в нем красоты, сколько печали!». Своей музыкой Свиридов доказал, что основой жизни, основой души является любовь. И в этом похожи и близки два гения русской культуры – поэт ХХ1 века Ф.И. Тютчев и композитор ХХ века Г.В.Свиридов. Любовь стала темой многих произведений Свиридова. Г.В. Свиридов был выдающимся художником, философом, мыслителем. Но все же главное в его наследии – это музыкальные произведения: «Я прожил долгую жизнь. В моей музыке отразились искания русской души». Среди его сочинении - всемирно известные музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель», сюита «Время вперед!», хоровой цикл «Курские песни», кантата на стихи Б.Пастернака «Снег идет», вокально-симфоническая поэма «Памяти С.А.Есенина», «Патетическая оратория» на слова В.В.Маяковского, гимны Родины для хора, «Песнопения и молитвы», романс «Эти бедные селенья» на слова Ф.И.Тютчева. И если поэт Ф.И Тютчев писал о своем даре предвидения так: «Бывают мгновения, что я задыхаюсь от своего бессильного ясновидения…», то композитор Г.В.Свиридов был уверен, что «мудрость жизни заключена в ней самой: новые поколения приходят в мир вполне чистыми, значит дело в том, чтобы их воспитать в служении высокому добру». «Моя музыка – некоторая маленькая свеча «из телесного воска», горящая в бездонном мире преисподней». Литература:  Вайнкоп   Ю.Я.,   Гусин   И.Л.//   Краткий   биографический   словарь композиторов/   под   ред.   И.В.Голубовского.­   2­е   изд.,   доп.­   Л.: Музыка,1971.­ 208.  Георгий   Свиридов   в   воспоминаниях   современников.­   М.:   Мол. Гвардия, 2006.  Пигарев К.   Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева.­ М.: Изд­во АН  СССР,1962.­376с.   Свиридов   Г.В.   Музыка   как   судьба/   Сост.,   авт.   предисл.   и коммент. А.С.Белоненко.­ М.: Мол. Гвардия, 2002.­ 789с.  Тютчев Ф.И. Стихотворения.­ М.: Сов.россия,1976.­ 334с.,ил.  Шорникова   М.   Музыкальная   литература.   Русская   музыка   ХХ века. – Изд. 2­е.­ Ростов н/Д: Феникс, 2004.­ 256с. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Городского округа Балашиха «Централизованная библиотечная система» Федурновская сельская библиотека д. Федурново, ул. Авиарембаза, д.6 Автор:  Заведующая библиотекой Соловьева Ольга Николаевна  Нравственные заветы  Ф.И.Тютчева и Г.В. Свиридова 2016

Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова

Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова

Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова

Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова

Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова

Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова

Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова

Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова

Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова

Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова

Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова

Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова

Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова

Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова

Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова

Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и Г.В.Свиридова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2018