Нравственные заветы будущим поколениям двух величайших гениев, живших в разных столетиях по своей сути очень близки друг другу. Они актуальны и сегодня. Ф.И.Тютчев и Г.В.Свиридов жили в эпохи великих событий и исторических перемен, которые нашли отражение в их жизни и творчестве. Эпоха Ф.И.Тютчева – это наполеоновское нашествие, Отечественная война 1812 года, французская революция, создание коммунистического манифеста и Интернационала, заговор петрашевцев, «Крымская кампания», «освобождение крестьян». Г.В.Свиридов родился в 1915 году и был свидетелем становления новой власти рабочих и крестьян, эпохи сталинизма, тяжелых лет Великой Отечественной войны, Брежневских лет, зарождения Новой России.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Городского округа Балашиха «Централизованная
библиотечная система»
Федурновская сельская библиотека
д.Федурново, ул. Авиарембаза, д.6
Соловьева Ольга Николаевна, заведующая библиотекой
Доклад
Нравственные заветы Ф.И.Тютчева и
Г.В.Свиридова
Высшая задача таланта – своим произведениям дать
людям понять смысл и цену жизни.
В.Ключевский
Нравственные заветы будущим поколениям двух величайших
гениев, живших в разных столетиях по своей сути очень
близки друг другу. Они актуальны и сегодня. Ф.И.Тютчев и
Г.В.Свиридов жили в эпохи великих событий и исторических
перемен, которые нашли отражение в их жизни и творчестве.
Эпоха Ф.И.Тютчева – это наполеоновское нашествие,
Отечественная война 1812 года, французская революция,
создание коммунистического манифеста и Интернационала,
заговор петрашевцев, «Крымская кампания», «освобождение
крестьян».
Г.В.Свиридов родился в 1915 году и был
свидетелем становления новой власти рабочих и крестьян,
эпохи сталинизма, тяжелых лет Великой Отечественной
войны, Брежневских лет, зарождения Новой России.
Ф.И.Тютчев – философ, дипломат,
мыслитель, поэт всю свою жизнь стремился осмыслить
происходящее на его глазах, выявить закономерности
истории, заглянуть в духовный мир человека. Н.А.Добролюбов так писал о Тютчеве: « Таланту Тютчева
доступна и знойная страстность, и суровая энергия, и
глубокая
дума, возбуждаемая не одними стихийными
явлениями, но и вопросами нравственными, интересами
общественной жизни». Вся жизнь поэта, все его творчество –
поиск смысла жизни. По Тютчеву, без веры в Бога
невозможно нормальное развитие, гармоничный
ум и
подлинная жизнеспособность личности,
общества,
государства.
Вера в Бога укрепляет духовные и
нравственные нормы жизни. « Забывая Бога, человек
утрачивает истинную свободу, теряет способность различать
добро и зло и становиться «бешенным», ибо безысходно
блуждает в поисках иллюзорного бессмертия и подлинно
разумного существования жизни». Все это ведет к
разрушению нравственных ценностей.
Таких как,
благородство, совесть, любовь, верность, честь, достоинство,
распространению отрицательные качества человеческой
натуры - гордости, зависти, злобы, мстительности, жадности.
И только обращение к божественной мудрости, к народным
корням, народной жизни спасет Россию от разрушения.
Ф.И.Тютчев писал: « Следовательно, всем – и обществу и
правительству – постоянно говорить и повторять, что судьбу
России можно сравнить с севшим на мель кораблем, который
никакими усилиями команды нельзя сдвинуть с места, и
только приливная волна народной жизни способна снять его
с мели и пустить вплавь».
Основной нравственной
ценностью для Тютчева является любовь. Любовь к своей
стране, к ее природе, к ее народу, к семье, к женщине. Он
оценивал Россию, как единственное государство, способное
объединить славянские народы. Россия – единственная
страна, которая «хранит чистоту Православия, пытается
жить с Богом». Он был настоящим патриотом своей страны,
убежденным противником каких-либо заимствований с
Запада, считал, что у нее свой особенный путь. Главным
принципом и своеобразием России и русского народа
является «задушевность, смиренная красота, жертвенное
самоотречение, сердечное бескорыстие». В стихах поэта –
мир и человек,
извечные вопросы о смысле жизни,
человеческих взаимоотношений. «О, как убийственно мылюбим», «Как океан объемлет шар земной», «О чем ты воешь,
ветр ночной?», «Пошли, Господь, свою отраду…». Даже
природа в его поэзии живая, она улыбается, смеётся,
злиться, дышит, грустит: «Чародейкою зимой», «Осенней
позднею порою», « Ты волна, моя морская»…
Ф.И Тютчев навсегда останется в литературе и в сердцах
своих читателей поэтом духовных исканий, настоящим
патриотом своей страны, свято верившим в истинные
ценности жизни. Его нравственные заветы – это глубокая
вера в Бога, соблюдение православных нравственных
утверждений, искренняя любовь к России, святая вера в ее
особую роль в истории всего человечества.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить!
«Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать
такие струны в человеческом сердце» - писал о величайшем
гении России Н.А.Некрасов.
Выдающийся русский
композитор ХХ века Г.В.Свиридов всю свою жизнь посвятил
созданию разумного, доброго, вечного, проповеди высоких
духовно-нравственных ценностей. Академик Д.С.Лихачев так
сказал о нём: «Г.В. Свиридов – русский гений, который по
настоящему еще не оценен. Его творчество будет иметь
огромное значение в грядущем возрождение русской
культуры». Главное в жизни для композитора было помогать
людям, жить лучше, быть чище, добрее, искать и находить
ответы на самые сокровенные вопросы жизни. Так же как и
Ф.И.Тютчев, Г.В.Свиридов видел смысл своей жизни в
служении своей стране и своему народу. В 2002 году вышлаего книга «Музыка и судьба», в которой он сформулировал
свои нравственные заветы будущим поколениям. В ней он
пишет о духовном складе и характере русского народа, о
любви к своей земле, проповедует идеи народности,
всечеловеческого братства,
утверждение высоких
нравственных принципов. Свиридов уверен, что «высшим
выражением духовного мира человека является Христос».
Одним из первых советских композиторов, он видит
величайшие перемены в стране, изменение в общественной
жизни. Свиридов пытается найти выход из создавшегося
тупика. Композитор считает, что необходимо обратиться к
ценностям Православия, к традициям русской религии, к
национальной культуре. «Человек гибнет не только тогда,
когда он беднеет, голодает, страдает и умирает, а тогда,
когда он слабеет духом и разлагается нравственно и
религиозно,
совершая низменные безнравственные
поступки». В тетрадке №10 Свиридов пишет: « Размежевание
идет по самой главной, основной линии человеческого
бытия, по линии духовно-нравственной. Здесь начало всего,
смысла жизни». Как настоящий патриот своей страны он
переживает за судьбу России, за свой народ: «Россия –
грандиозная страна… Путь ее сложен и не во всем разгадан.
Её история полна могучих свершений, великих противоречий
и исполнена глубокого драматизма. И те, кто обливают её
грязью, опошляют её гениев – враждебны ей. Это апостолы
зла, нравственно разлагающие народ, с целью сделать ее
стадом в угоду иностранным туристам!». Красота, мощь,
самобытность, любовь к России – основные темы всех
произведений величайшего гения ХХ века. «Я хочу создать
миф «Россия». Пишу все об одном, что успею, то и сделаю,
сколько даст Бог»,- пишет в своей книге Г.В.Свиридов.
Всем своим творчеством Г.В. Свиридов пытается ответить
на главный вопрос, волнующий всех прогрессивных людей во
все времена – «Что делать?». Как и Ф.И.Тютчев приходит к
убеждению, что надо вернуться к православной вере,
«которая во все века возвращала Россию из пучины бед.
(Единением и любовью – во времена монголо-татарского
нашествия, терпением и смирением в период строительствакрасоты,
уважения,
Н.И.Глинки.
«новой жизни»; патриотизмом и самопожертвованием,
соборностью и державностью в годы Великой Отечественной
войны).
Великое искусство, по мнению композитора всегда духовно.
В «записках» он пишет о высоких нравственных ценностях,
которые должны присутствовать в нем. Это гражданская
ответственность художника,
неприятие облегченного
представления.
Искусство должно раскрывать душу
человека, его духовный мир - «Величие художника – это
величие души». В качестве примера приводит творчество
величайших русских композиторов – М.П.Мусоргского,
А.П.Бородина,
Главными нравственными
качествами того или иного художника для него являются –
чуткость, простота, любовь к своему народу, неподкупность
совести. «Совесть» - в его понимании – «всеобщий закон»,
«высшая истина». Именно «совесть» - средство воспитания
всех человеческих добродетелей:
чувства добра,
справедливости,
человеческого
достоинства. «Русская культура неотделима от чувства
совести. Совесть – вот, что Россия принесет в мировое
сознание». Композитор очень любил жизнь во всех ее
проявлениях, во всех ее горестях и радостях. Он говорил:
«Мы гости здесь на земле, но как прекрасен мир! Сколько в
нем красоты, сколько печали!». Своей музыкой Свиридов
доказал, что основой жизни, основой души является любовь.
И в этом похожи и близки два гения русской культуры – поэт
ХХ1 века Ф.И. Тютчев и композитор ХХ века Г.В.Свиридов.
Любовь стала темой многих произведений Свиридова.
Г.В. Свиридов был выдающимся художником, философом,
мыслителем. Но все же главное в его наследии – это
музыкальные произведения: «Я прожил долгую жизнь. В
моей музыке отразились искания русской души». Среди его
сочинении - всемирно известные музыкальные иллюстрации
к повести А.С.Пушкина «Метель», сюита «Время вперед!»,
хоровой цикл «Курские песни», кантата на стихи
Б.Пастернака «Снег идет», вокально-симфоническая поэма
«Памяти С.А.Есенина», «Патетическая оратория» на слова
В.В.Маяковского, гимны Родины для хора, «Песнопения имолитвы», романс «Эти бедные селенья» на слова
Ф.И.Тютчева. И если поэт Ф.И Тютчев писал о своем даре
предвидения так: «Бывают мгновения, что я задыхаюсь от
своего бессильного ясновидения…»,
то композитор
Г.В.Свиридов был уверен, что «мудрость жизни заключена в
ней самой: новые поколения приходят в мир вполне чистыми,
значит дело в том, чтобы их воспитать в служении высокому
добру». «Моя музыка – некоторая маленькая свеча «из
телесного воска», горящая в бездонном мире преисподней».
Литература:
Вайнкоп Ю.Я., Гусин И.Л.// Краткий биографический словарь
композиторов/ под ред. И.В.Голубовского. 2е изд., доп. Л.:
Музыка,1971. 208.
Георгий Свиридов в воспоминаниях современников. М.: Мол.
Гвардия, 2006.
Пигарев К. Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева. М.: Издво АН
СССР,1962.376с.
Свиридов Г.В. Музыка как судьба/ Сост., авт. предисл. и
коммент. А.С.Белоненко. М.: Мол. Гвардия, 2002. 789с.
Тютчев Ф.И. Стихотворения. М.: Сов.россия,1976. 334с.,ил.
Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыка ХХ
века. – Изд. 2е. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 256с.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Городского округа
Балашиха «Централизованная библиотечная система»Федурновская сельская библиотека
д. Федурново, ул. Авиарембаза, д.6
Автор: Заведующая библиотекой
Соловьева Ольга Николаевна
Нравственные заветы
Ф.И.Тютчева и Г.В. Свиридова
2016