ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫНЫҢ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ
КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КОСТАНАЙ
КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»
«Рекомендовано»
Председатель методического
совета колледжа
__________________М.Тулегенова «____» _________________ 2018 г.
«Утверждаю»
Директор ЧУ «Колледж Зерек» ____________ и.о.Курганбекова Д.
«____» _____________ 2018 г.
ЖҰМЫС ОҚУ БАҒДАРЛАМАСЫ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Пәні /Дисциплина Начальная военная подготовка
Мамандығы/ Специальность 0105000 «Начальное оброзование»
Біліктілігі / Квалификация 0105033 «Учитель иностранного языка начального образования»
Оқыту нысаны/Форма обучения очная
На базе основного среднего образования: 3 года 10 месяцев
Курс 1
Барлық сағат саны/ Всего часов 100
Теориялық / Теоретические 56
Практикалық/ практические 44
Емтихан/ Экзамен -
Сынақ/ Зачет 2 семестр
Курстық жоба/ Курсовой проект -
Контрольные работы -
Қостанай, 2018
Составитель программы : ____________________________________________
__________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, учёная степень и звание составителя)
Программа составлена в соответствии с типовой учебной программой по дисциплине «________________», утвержденной в _______ году решением УМС МОиРК, протокол от ________ года.
Программа обсуждена и представлена к утверждению на заседании цикловой методической комиссии
протокол № 1 от «26» августа 2018 года
Председатель ЦМК _______________________________
Программа рассмотрена и утверждена на заседании методического совета колледжа
протокол № 1 от «29» августа 2018 года
Председатель методического совета ___________________
№ |
Учебный год |
Дата переутверждения, № протокола |
Подпись председателя |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
Пояснительная записка
Основанием для организации и проведения начальной военной подготовки молодежи в организациях образования Республики Казахстан являются:
1. Закон РК «О воинской службе и статусе военнослужащих» от 16 февраля 2012 года.
2. Приказ № 606 Министра обороны Республики Казахстан от 19 декабря 2014 года. Постановление Правительства РК от 11 февраля 2013 года № 118 «Об утверждении Правил подготовки граждан к воинской службе, организации и проведения, а также формирования учебно – материальной базы по НВП.
Начальная военная подготовка является составной частью государственной системы подготовки граждан РК к военной службе в ВС, других войсках и воинских формированиях РК. Начальная военная подготовка является обязательным предметом изучения учащейся молодежи допризывного и призывного возраста в общеобразовательных школах всех типов, средних специальных учебных заведениях и профессионально-технических колледжах независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. Начальная военная подготовка молодежи проводится в целях:
- изучения молодежью положений Конституции РК, основ обороны государства;
- изучения роли ВС РК, их характера и особенности, значения воинской службы как почетной обязанности граждан РК, основных требований военной присяги, уставов ВС РК;
- ознакомление с вооружением и военной техникой воинских частей, с размещением и жизнью личного состава;
- приобретение необходимых военных знаний и практических навыков;
- освоение основ безопасности жизнедеятельности человека в чрезвычайных ситуациях.
Военно-патриотическое воспитание тесно увязывается с начальной военной подготовкой и должно способствовать лучшему овладению молодежью военным делом. На изучение начальной военной подготовки отводится 100 учебных часов на учебный год (1 курс) из них: 36 часов отводится на учебно-полевые сборы.
Тематический план учебной дисциплины «Начальная военная подготовка»
Номер занятия
|
Наименование разделов и тем |
|
|||
|
Т |
П |
|||
1 семестр |
56 |
43 |
8 |
||
Раздел 1. Вооруженные силы на страже суверенитета РК |
12 |
12 |
|
||
1 |
Вводное занятие. Государственное устройство Республики Казахстан. Роль Вооруженных Сил Республики Казахстан в обеспечении национальной безопасности |
2
|
2 |
|
|
2 |
Обретение государственной независимости республикой, ее историческое значение для народов Казахстана. |
2 |
2 |
|
|
3 |
Конституционные основы Республики Казахстан. Место Вооруженных Сил в государстве. |
2 |
2 |
|
|
4 |
Государственные символы Республики Казахстан, символы Вооруженных Сил Республики Казахстан и боевое знамя воинской части. |
2 |
2 |
|
|
5 |
Служба в Вооруженных Силах Республики Казахстан-школа патриотизма и интернационализма |
2 |
2 |
|
|
|
Раздел 2.Уставы Вооруженных Сил Республики Казахстан |
8 |
6 |
2 |
|
6 |
Уставы Вооруженных Сил Республики Казахстан-правовая основа поведения военослужащих. |
2 |
2 |
|
|
7 |
Устав внутренней службы Вооруженных Сил Республики Казахстан. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Республики Казахстан. |
2 |
2 |
|
|
8 |
Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Республики Казахстан. Организация караульной службы. |
4 |
4 |
|
|
|
Раздел 3. Тактическая подготовка |
12 |
2 |
10 |
|
9 |
Развитие Вооруженных Сил и военного искусства до XX века. Новое оружие и развитие принципов общевойскового боя. |
2 |
2 |
|
|
|
Раздел 4. Огневая подготовка
|
16 |
14 |
2 |
|
10 |
Основы стрельбы. Материальная часть оружия.
|
2 |
2 |
|
|
11 |
Автомат(пулемет) Калашникова. Разборка и сборка автомата (пулемета). |
4 |
4 |
|
|
12 |
Работа частей и механизмов автомата (пулемета). |
2 |
2 |
|
|
13 |
Контрольный осмотр автомата (пулемета) и подготовка его к стрельбе. |
2 |
2 |
|
|
14 |
Задержки при стрельбе из автомата (пулемета) и способы их устранения. |
2 |
2 |
|
|
15 |
Уход за автоматом (пулеметом), его хранение и сбережение |
2 |
2 |
|
|
|
Раздел 5. Приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия
|
6 |
2 |
4 |
|
16 |
Приемы и правила стрельбы из малокалиберной винтовки. |
2 |
2 |
|
|
|
Раздел 6. Строевая подготовка
|
16
|
14 |
2
|
|
17 |
Строй и управление им. |
4 |
4 |
|
|
18 |
Повороты на месте. Движение строевым и походным шагом.
|
2 |
2 |
|
|
19 |
Перестроение из одношереножного строя в двухшереножный и обратно. |
2 |
2 |
|
|
20 |
Строевая стойка с оружием. |
2 |
2 |
|
|
21 |
Выполнение приемов с оружием на месте. Повороты и движение с оружием. |
2 |
2 |
|
|
22 |
Строй отделения. |
2 |
2 |
|
|
|
Раздел 7. Военная топография |
4 |
|
4 |
|
|
Раздел 8. Гражданская оборона |
22 |
10 |
0 |
|
23 |
Задачи медицинской службы Гражданской обороны. Особенности организации Гражданской обороны |
4 |
2 |
|
|
24 |
Ядерное оружие. Поражающие факторы ядерного взрыва.. |
2 |
2 |
|
|
|
2 семестр |
44 |
8 |
36 |
|
25 |
Мероприятия по обеспечению безопасности, защита населения и личного состава от оружия массвого поражения. |
2 |
2 |
|
|
26 |
Приборы радиационной и химической разведки. |
2 |
2 |
|
|
27 |
Характеристика основных групп инфекционных болезней и очагов бактериологического (биологического) поражения. Понятие о карантине и обсервации. |
2 |
2 |
|
|
Раздел 9. Основы медицинских знаний |
8 |
2 |
6 |
||
28 |
Первая медицинская помощь при ранениях, кровотечениях и ожогах. Средства и способы наложения повязок, остановка кровотечения. |
2 |
2 |
|
|
|
Учебно-полевые сборы |
36 |
|
36 |
|
30 |
Ограждение объектов и оборудование постов. Обязанности часового. |
2 |
|
2 |
|
31 |
Характеристика современного боя. Система огня. Действия солдата в бою. |
2 |
|
2 |
|
32 |
Солдат в обороне. Солдат в наступлении. |
2 |
|
2 |
|
33 |
Наблюдение. Взвод в наблюдении. |
2 |
|
2 |
|
34 |
Противотанковые и противопехотные мины. |
2 |
|
2 |
|
35 |
Невзрывные инженерные заграждения |
2 |
|
2 |
|
36 |
Ручные осколочные гранаты. |
2 |
|
2 |
|
37 |
Ведение огня. Прекращение огня. |
2 |
|
2 |
|
38 |
Наблюдение в бою и определение расстояний. |
2 |
|
2 |
|
39 |
Действия солдата возле машин и в машине. |
2 |
|
2 |
|
40 |
Ориентирование на местности без карты. |
2 |
|
2 |
|
41 |
Движение по азимутам. |
2 |
|
2 |
|
42 |
Мероприятий проводимые СД и СП в мирное и военное время. |
2 |
|
2 |
|
43 |
Спасательные и другие неотложные работы в чагах поражения и районах стихийных бедтствий |
2 |
|
2 |
|
44 |
Характеристика основных стихийных бедствий и организация работы постов. |
2 |
|
2 |
|
45 |
Повязки на различные части тела. Особенности наложения повязок при ранениях головы и рук. |
2 |
|
2 |
|
46 |
Ушибы, вывихи, растяжения связок, их признаки. Общие правила оказания первой медицинской помощи при открытых и закрытых переломах. |
2 |
|
2 |
|
47 |
Первая медицинская помощь при различных несчастных случаях. Способы искусственой вентиляции легких и непрямого массажа сердца. |
2 |
|
2 |
|
|
ИТОГО |
100 |
64 |
36 |
|
Содержание учебной дисциплины
Введение: Цели, задачи и содержание начальной военной подготовки, Законы Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан»,
«О воинской обязанности и статусе военнослужащих», «О национальной безопасности», «О Гражданской обороне» и Постановления Правительства Республики Казахстан.
Раздел 1. Вооруженные Силы на страже суверенитета РК
Учащийся должен знать:
- место и роль ВС РК в обеспечении национальной безопасности;
- символы ВС РК и значение боевого знамени в/ч;
- виды и рода ВС РК воинские звания офицерского и сержантского составов
конституционные и законодательные права и обязанности граждан РК по защите суверенитета и территориальной целостности государства;
- правовые основы прохождения воинской службы;
- подготовку призывников и допризывников к военной службе;
- о подготовке по военным специальностям.
Тема 1. Цели, задачи и содержание НВП молодежи. Строй и их элементы. Предварительная и исполнительная команды. Обязанности солдата перед построением и в строю. Ответ на приветствии на месте.
Тема 2. Государственное устройство Республики Казахстан. Роль Вооруженных Сил Республики Казахстан в обеспечении национальной безопасности Обретение государственной независимости республикой, ее историческое значение для народов Казахстана. Защита Отечества-важнейшая функция государства.
Тема 3. Конституционные основы Республики Казахстан. Место Вооруженных Сил в государстве. Государственные символы Республики Казахстан, символы Вооруженных Сил Республики Казахстан и боевое знамя воинской части.
Тема 4. Служба в Вооруженных Силах Республики Казахстан-школа патриотизма и интернационализма. Современная армия Казахстана.
Тема 5. Формирование Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Тема 6. Законодательная основа создания Вооруженных Сил РК. Воинская обязанность и военная служба.
Тема 7. Боевые традиции Вооруженных Сил РК. Подготовка военных кадров в Казахстане
Раздел 2. Уставы Вооруженных Сил Республики Казахстан
Учащийся должен знать:
- назначение уставов ВС РК;
- особенности и общее содержание требований Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РК;
- особенности и общее содержание требований Устава внутренней службы Вооруженных Сил РК;
- особенности и общее содержание требований строевого Устава Вооруженных Сил РК.
Тема 8. Уставы Вооруженных Сил Республики Казахстан-правовая основа поведения военослужащих. Дисциплина и военное право. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Республики Казахстан
Тема 9. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Республики Казахстан. Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Тема10. Назначение и задачи караульной службы. Организация караульной службы. Ограждение объектов и оборудование постов.
Тема 11. Обязанности часового. Порядок применения оружия часовым. Действия часового при нападении на пост или охраняемый им объект.
Тема12. Размещение военослужащих. Содержание помещений. Распределение времени и поддержание порядка. Оздоровление уловий службы и быта военослужащих.
Раздел 3. Тактическая подготовка
Учащийся должен знать:
- общую характеристику современного боя;
- виды боя и их характеристику;
- организацию мотострелкового отделения и его вооружение.
Учащийся должен уметь:
- составлять карточки огня отделения;
- передвигаться под огнем противника по любой местности;
- преодолевать препятствия (заграждения);
- выбирать место для наблюдения и стрельбы, а также самоокапываться в бою
действовать по сигналам «Радиационная опасность!», «Химическая тревога!», «Воздух!», «Отделение к бою!».
Тема 13. Развитие Вооруженных Сил и военного искусства до XX века. Новое оружие и развитие принципов общевойскового боя. Характеристика современного боя.
Тема 14. Основы боевых действий и организация мотострелкового отделения. Огонь в бою. Система огня.
Тема 15. Действия солдота в бою.
Тема 16. Солдат-наблюдатель. Ориентирование на местности без карты. Наблюдение в бою и определение расстояний.
Тема 17. Солдат в обороне. Солдат в наступлении.
Тема 18. Походный, предбоевой и боевое порядки мотострелкового отделения.
Тема 19. Отделение в наступлении. Отделение в обороне.
Раздел 4. Огневая подготовка
Учащийся должен знать:
- назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата (пулемета);
- меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Учащийся должен уметь:
- выполнить неполную разборку и сборку автомата (пулемета);
- проверить исправность автомата (пулемета), его чистоту, смазку и готовность к стрельбе;
- устранять задержки, возникшие при стрельбе из автомата (пулемета);
- применять приемы метания ручных осколочных гранат.
Тема 20. Основы стрельбы. Назначение, устройство частей и механизмов автомата (пулемета). Разборка и сборка автомата (пулемета). Работа частей и механизмов автомата (пулемета).
Тема 21. Контрольный осмотр автомата (пулемета) и подготовка его к стрельбе. Задержки при стрельбе из автомата (пулемета) и способы их устранения. Уход за автоматом (пулеметом), его хранение и сбережение.
Тема 22. Ручные осколочные гранаты. РГД-5, РГН, РГО и Ф-1. работа частей и механизмов.
Тема 23. Материальная часть оружия. Назначение, боевые своства и общее устройство малокалиберной винтовки ТОЗ-8 (ТОЗ-12). Разборка и сборка винтовки. Приемы и правила стрельбы из малокалиберной винтовки.
Тема 24. Приемы стрельбы из автомата (пулемета). Производство стрельбы. Прекращение стрельбы. Приемы стрельбы на ходу.
Тема 25. Приемы метания ручных осколочных гранат.
Раздел 5. Строевая подготовка
Учащийся должен знать:
- определения «строй» и «элементы строя»;
- команды для построения и движения строя, относительную разницу между предварительными и исполнительными командами;
- приемы выполнения движения строевым и походным шагом, повороты на месте и в движении;
- команды и порядок построения в одну и в две шеренги, а также перестроение одношереножного строя в двухшереножный строй и обратно;
- команды и действия при выполнении выхода из строя и возвращение в строй;
- сигналы для управления строем и машиной: рукой, флажками и фонарями.
Учащийся должен уметь:
- принимать строевую стойку, выполнять команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!»;
- выполнять движение строевым и походным шагом, повороты на месте и в движении;
- выполнять воинское приветствие на месте и движении в головном уборе и без него;
- выполнять команды при действиях у машин и на машинах;
- управлять строем и машинами с помощью сигналов.
Тема 26. Строй и управление им. Повороты на месте. Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении.
Тема 27. Перестроение из одношереножного строя в двухшереножный и обратно. Строевая стойка с оружием.
Тема 28. Выполнение приемов с оружием на месте. Повороты и движение с оружием. Строй отделения.
Тема 29. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
Тема 30. Строй отделения.
Раздел 6. Военная топография
Учащийся должен знать:
- общие понятия об ориентирах и ориентировании на местности;
- устройство компаса Адрианова;
- понятие об азимутах: истинный азимут – А, магнитный азимут – мА, магнитное склонение б;
- способы определения сторон горизонта по компасу;
- сущность движения по магнитному азимуту.
Учащийся должен уметь:
- ориентироваться на местности;
- определять направление магнитного азимута на ориентиры по компасу;
- двигаться на местности по магнитным азимутам.
Тема 31. Ориентирование на местности без карты.
Тема 32. Движение по азимутам. Понятие об азимутах. Азимут истинный и магнитный. Определение магнитного азимута по компасу.
Раздел 7. Гражданская оборона
Учащийся должен знать:
- задачи, структуру ГО;
- виды оружия массового поражения;
- индивидуальные и коллективные средства защиты от ОМП;
- приборы радиационной и химической защиты;
- действия разведчика в составе поста радиационного и химического наблюдения;
- характеристику основных групп инфекционных болезней;
- о карантине и обсервации в очагах биологического заражения;
Учащийся должен уметь:
- использовать средства индивидуальной защиты;
- работать с приборами радиационной и химической разведки.
Тема 33. Гражданская оборона объектов хозяйства. Цели и задачи Гражданской обороны.
Тема 34. Задачи медицинской службы Гражданской обороны. Особенности организации Гражданской обороны в школах и средних учебных заведениях. Мероприятия, проводимые СД и СП в мирное и военное время.
Тема 35. Характеристика основных стихийных бедствий и организации работы постов.
Тема 36. Ядерное оружие. Поражающие факторы ядерного взрыва. Характеристика поражающего действия ядерного взрыва.
Тема 37. Химическое оружие. Классификация отравляющих веществ. Принципы применения химического оружия.
Тема 38. Приборы радиационной и химической разведки.
Тема 39. Работа санитарных дружин (постов) в очагах химического поражения и очагах сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ).
Тема 40. Биологическое оружие. Характеристика поражающего действия биологического оружия. Виды и основные свойства биологических средств.
Тема 41. Характеристика основных групп инфекционных болезней и очагов бактериологического (биологического) поражения. Понятие о карантине и обсервации.
Тема 42. Мероприятия по обеспечению безопасности, защита населения и личного состава от оружия массвого поражения. Укрытия населения в в защитных сооружениях.Рассредоточение рабочих, служащих и эвакуация населения.
Тема 43. Средства индивидуальной защиты. Использование средств индивидуальной защиты при действиях на зараженной местности.
Тема 44. Виды медицинской помощи, двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения. Характеристика основных стихийных бедствий и организация работы постов.
Тема 45. Техническое обслуживание средств индивидуальной защиты в подразделениях. Преодоления зон (районов) заражения. Действия войск в зонах заражения, районах разрушений, затопления, пожаров.
Тема 46. Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения и районах стихийных бедствий. Разведка очагов поражения (заражения). Действия разведчика в составе поста радиационного и химическогонаблюдения. Действия разведчика в составе разведывательного звена при ведении разведки на объекте в очаге поражения (заражения).
Раздел 8. Основы медицинских знаний
Учащийся должен знать:
- меры воздействия на кровообращение с использованием горчичника;
- основные способы бинтовых повязок;
- правила наложения укрепляющих и давящих повязок;
- особенности наложения повязок при проникающих ранениях черепа, груди и живота;
- способы искусственной вентиляции легких («рот в рот», «изо рта в нос», по Сильвестру, по Каллистову).
Учащийся должен уметь:
- ухаживать за больным;
- определять артериальное давление;
- проводить непрямой (закрытый) массаж сердца и искусственную вентиляцию легких
оказывать ПМП при открытых и закрытых переломах наложением шины;
- оказывать ПМП при переломах костей черепа, ключицы, ребер, позвоночника, костей таза, верхних и нижних конечностей (с использованием табельных и подручных средств иммобилизации);
- наложить повязку на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности;
- оказывать ПМП при различных несчастных случаях: обморожении, солнечном и тепловом ударе, электрической травме, утоплении.
Тема 47. Первая медицинская помощь при ранениях, кровотечениях и ожогах. Средства и способы наложения повязок, остановки кровотечений
Тема 48. Правила наложения жгута, закрутки и использования подручных средств для остановки артериального кровотечения. Повязки на различные части тела. Правила и способы наложения повязок на голову, и верхние конечности.
Тема 49. Особенности наложения повязок при проникающих ранениях черепа, груди и живота
Тема 50. Первая медицинская помощь при переломах, травматическом токсикозе, ушибах, вывихах.
Тема 51. Ушибы, вывихи, растяжения связок, их признаки. Общие правила оказания первой медицинской помощи при открытых и закрытых переломах. Основные положения наложения шины.
Тема 52. Первая медицинская помощь при различных несчастных случаях.
Тема 53. Способы искусственой вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Тема 54. Выполнение нормативов. Зачет.
Список рекомендуемой литературы
Основная:
1. Учебник НВП (10 класс) – К.Р. Аманжолов, А.Б. Тасбулатов, Д.К. Майхиев, Б.К. Аманжолова. – Алматы «Мектеп» 2006 год.
2. Учебник НВП (11 класс) – К.Р. Аманжолов, А.Б. Тасбулатов, Д.К. Майхиев, Б.К. Аманжолова. – Алматы «Мектеп» 2007 год.
Дополнительная:
1. НВП. Методическое руководство (10 класс) – Алматы «Мектеп» 2003 год.
2. НВП. Методическое руководство (11 класс) – Алматы «Мектеп» 2003 год.
3. Образцы документов по планированию НВП и военно-патриотического воспитания в организациях образования – Астана 2006 год.
4. Закон РК от 16.02.2012 года. «О воинской обязанности и статусе военнослужащих».
5. Постановление Правительства РК № 118 от 11.02.2013 года. «Правила подготовки граждан к воинской службе, организации и проведения, а также формирования учебно-материальной базы начальной военной подготовки».
6. Конституция РК – 30 августа 1995 года.
7. Медицинская подготовка населения–Потапов В.Ф. Москва «Медицина» 1989 года.
8. Закон РК «О борьбе с терроризмом» от 13.07.1999 года № 416-1.
9. Уставы ВС РК от 5 июля 2007 года № 364.
10. Военная доктрина – 2011 года.
11. НВП. Дидактические материалы - Алматы «Мектеп» 2003 года.
Авторы: Аманжолов К.Р. ., Майхиев Д.К.
12. Справочник преподавателя военного дела – КазГАТУ им. С. Сейфулина ИПК. Высшие курсы вневойсковой подготовки.
13. Методические рекомендации по НВП. - Астана 2013 года.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.