Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 х.Гречаная Балка
Калининского район Краснодарского края
Секция Социально-историческая
Исследовательская работа на тему:
«О чём могут рассказать денежные купюры»
Автор :Басуев Артём Геннадьевич
Ученик 3 класса МБОУ СОШ № 9
Научный руководитель: Тютина Татьяна Пантелеймоновна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9
2020г
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..…….…..3
1.Из истории появления денег в России………………………………………………...……...4
2.Появление бумажных денег в России…………………………………………………….…..6
3.Изучение денежных купюр России………………………………………………………...…7
3.1. 10 рублей: изображения на самой мелкой банкноте………………………………...……7
3.2. 50 рублей: образ северной столицы………………………………………………………..7
3.3. 100 рублей: московские виды………………………………………………………………8
3.4. 200 рублей – Севастополь…………………………………………………………………..8
3.5. 500 рублей: Архангельск на денежном знаке…………………………………………......8
3.6. 1000 рублей: Ярославль на купюре……………………………………………….…….….8
3.7. 2000 рублей – Дальний Восток……………………………………………………..……....8
3.8.5000 рублей: на крупнейшей купюре – Хабаровска……………………………………....9
3.9. Памятные банкноты……………………………………………………………………..…..9
4.Карта памятных мест России. Путешествуем по изображениям на банкнотах…….……10
5. Заключение…………………………………………………………………………………...11
6. Список интернет источников ……………………………………………………………....12
7.Приложение…………………………………………………………………………………...13
Введение
Деньги конечно играют не маловажную роль в жизни человека и страны, актуальность этой темы неоспорима. Деньги служат средством оплаты и единицей счёта. Беря в руки российские денежные купюры, мы не раз обращали внимание на то, что они имеют разный цвет, разные узоры и изображения. Мой папа работает электромехаником на корабле. И поэтому ему часто приходится бывать в различных странах. Каждый раз, посетив ту или иную страну, он привозил денежные купюры и рассказывал откуда они. Я заметил, что на каждой денежной купюре различные рисунки и решил узнать о них. Я собрал бумажные купюры Российского государства. Что же расскажут денежные купюры?
Думаю, что не каждый знает, что именно изображено на бумажных купюрах России. Сначала я спросил об этом у родителей, но они не смогли сразу ответить на возникшие у меня вопросы. Заинтересовавшись историей происхождения денег, и вопросом - могут ли денежные купюры быть своеобразным источником при изучении истории страны, я решил изучить этот вопрос.
Моя гипотеза: предположим, что денежные знаки являются своеобразным источником при изучении истории стран.
Цель исследования: проверить, поможет ли изучение денежных купюр расширить мои знания по истории страны.
Задачи:
- Найти и изучить информацию о современных денежных купюрах Российской Федерации.
-Познакомиться с особенностью географического положения городов, изображенных на денежных знаках.
-Узнать о достопримечательностях этих городов.
Объект исследования: денежные купюры
Предмет исследования: изменение денежных купюр последних десятилетий
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
поиск денежных купюр
изучение денежных купюр
изучение литературных источников
составление карты «Путешествие по городам, изображённым на денежных копюрах»
Басуев Артём Геннадьевич
Краснодарский край, Калининский район, хутор Гречаная Балка
МБОУ СОШ № 9 , 3 класс
О чём могут рассказать денежные копюры.
Научный руководитель: Тютина Татьяна Пантелеймоновна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, , Калининский район, хутор Гречаная Балка
1. Из истории появления денег в России
Но было время,
когда денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в пещерах, вооружен
был дубиной и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги этому человеку
совершенно не были нужны.
Но прошло много лет, и эти
первобытные люди стали жить иначе. Они уже научились делать себе из камня
топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной
ловлей.
А если чего нельзя было достать
трудом, прибегали к силе и отнимали нужное себе у чужого из другой семьи.
Какое-нибудь племя жило, например, в той
местности, где можно было добывать соль. Другому племени соль тоже была нужна.
Ну, и начиналась война, и тот, кто побеждал, становился хозяином.
Но бывало и так, что сила не
помогала. Тогда приходилось поступать по-другому. Племена заключали союз и
начинали меняться. Из одного племени давали соль, а из другого топоры, стрелы,
горшки.
Постепенно обмен развивался все
больше и больше. Для того, чтобы меняться, люди стали сходиться в определенные
места. Приходили из разных окрестностей и приносили с собой для обмена те вещи,
которых у них было много.
Выработались и правила для обмена. Согласились,
например, считать, что можно обменивать 1 топор или на 10 стрел или на 2 копья
или на 2 горшка или на 1 овцу.
А больше всего любили первобытные
люди меняться на украшения —раковины, кусочки янтаря и прочие красивые вещи.
И у кого больше было навешено разных украшений,
тот считался красивее и богаче.
Поэтому на все эти предметы скорее всего можно
было выменять нужную себе вещь.
Украшения начинают все охотнее и охотнее
принимать. Всякий знал, что если он возьмет за свои стрелы или копья ракушки и
янтарь, то он на них после купит все, что угодно.
А вспомните, что это такое, за что
можно купить все, что угодно? Это деньги. Таким образом, украшения постепенно
стали деньгами.
Но не только украшения, еще и
хозяйственные предметы служили деньгами.
У некоторых племен деньгами был скот: овцы,
коровы, лошади. И даже впоследствии названия некоторых денег оказались
происшедшими от слова «скот». У индусов теперь денежный знак называется
«рупия», а это слово раньше обозначало скот.
У других деньгами служили шкуры животных или
куски холста: его отмеряли «локтями», то есть рукой от локтя до конца пальцев,
и за несколько «локтей» получали нужные себе предметы. Но все эти деньги были
очень неудобны. Там, где деньгами служили скот или шкуры, неудобство было уже
потому, что этими деньгами нельзя платить за дешевые предметы.
Целого быка какая-нибудь вещь,
например, не стоит, а половины от него не отделишь, не убивая. То же самое
можно сказать и о шкурах. Раздери ее на куски,—никто ничего и не даст за них.
Значит, к этим деньгам нужно еще и «мелочь»
иметь — мешки с бобами или зернами.
Кроме того, все овцы и быки разные. Одни больше,
другие меньше, одни жирные, другие нет. Да и места все эти деньги занимали
слишком много. Нужно идти на базар за покупками,— значит, гони целое стадо овец
или тащи мешки с зерном.
2. Появление бумажных денег в России
Первые бумажные деньги появились в России в 1769 году, во времена правления Екатерины II. Они совершенно не были похожими на те, что есть сейчас. Они являлись скорее банковскими расписками на получение монет.
Первые бумажные деньги имели невысокое качество, потому что печатались или на плохой бумаге. Поскольку первые деньги имели простой вид, вскоре началось производство их подделки.
Большое количество фальшивых бумажных денег на привезенном печатном станке выпустил Наполеон II, когда вторгся в Россию. В 1814-1815 гг. произошло падение курса бумажного рубля до 20 копеек.
Позже в борьбе с подделкой очень важную роль сыграли водяные знаки, которыми были нанесены на банкноты. Это были не только портреты, но и картины русских художников.
Чтобы добиться усложнения рисунка и повышения качества бумажных денег, обращалась талантливым художникам, а в производство внедряли новейшие технологии и машины.
3. Изучение денежных купюр России
На уроках окружающего мира я узнал , что деньги были не всегда такими. Все изменения происходили с переменами в стране. Когда-то и в России на денежных банкнотах печатали изображения великих людей. Постепенно эта идея менялась, и стали появляться виды городов на купюрах рублей.
Сначала это была только Москва. Начиная с 1995 года, на купюрах российских денег начали помещать в качестве основных изображений архитектурные памятники различных городов России. В 1992 году распался на республики Советский Союз. Все они стали самостоятельными государствами и каждая ввела свои деньги. В России осталась прежняя денежная система: рубль.
Я рассмотрел бумажные денежные знаки Российской Федерации, которые используются в нашей стране с 1997 года и по настоящее время. [1]
3.1. 10 рублей: изображения на самой мелкой банкноте
В России сегодня это — наименьшая купюра. В последнее время ее уверенно вытесняет монета того же достоинства. Но изредка она еще встречается в обращении. На ней можно видеть изображение города Красноярска. На лицевой части купюры показаны часовня Параскевы Пятницы (святой, покровительницы семьи и домашних животных) и мост на реке Енисей. Картинка обратной стороны содержит изображение плотины Красноярской гидроэлектростанции. (Приложение1)
Изучая купюру я нашёл информацию о самом городе Красноярске я узнал , что город стоит на берегу реки Енисей, через которую и возвели Енисейский мост. Енисейский мост в 1961 году вошел в книгу ЮНЕСКО под названием «Лучшие мосты мира». Красноярская ГЭС является первой гидроэлектростанцией на Енисее. По мощности Красноярская ГЭС входит в десятку крупнейших гидроэлектростанций мира и занимает второе место в России.
3.2. 50 рублей: образ северной столицы
Изображения на этой купюре посвящены прекрасному городу Санкт-Петербургу. Лицевая сторона изображает Ростральную колонну (ее основание) с женской фигурой на троне (символом Невы). На втором плане за колонной виднеется страж выхода к Балтийскому морю, музей-тюрьма - Петропавловская крепость. (Приложение 2)
Изображение оборотной стороны - гравюра с изображением здания бывшей биржи. Преобладающим цветом является голубой.
3.3. 100 рублей: московские виды
Главная тема изображения данной купюры — столица нашего государства. На лицевой стороне 100 рублевой купюры изображен Аполлон с колесницей (квадригой). Эта скульптура находится на фронтоне Большого театра.
Оборотную сторону посвятили зданию самого Большого театра и Театральной площади перед ним. Из дополнительных источников я узнал , что самыми известными местами в столице являются Красная Площадь и Московский Кремль. (Приложение 3)
3.4. 200 рублей – Севастополь.
На копюре – 200 рублей преобладающий цвет – зелёный. Населённый пункт - Севастополь. Лицевая сторона имеет снимок Памятника затопленным кораблям. Его возвели в 1905 году в честь значительного исторического события в Севастополе: во время оборонительных действий были затоплены русские корабли для того, чтобы неприятельский флот не смог проникнуть в Севастополь. На оборотную сторону нанесено воспроизведение историко-археологического заповедника «Херсонеса Таврического». (Приложение 4)
3.5. 500 рублей: Архангельск на денежном знаке
На этой купюре изображен город Архангельск. На лицевой ее части можно увидеть памятник Петру I на фоне морского вокзала и парусника. На обратной стороне показан Соловецкий монастырь, являющийся одной из российских святынь. Здесь располагаются девять церквей. Главная из них - Троицкий собор. Преображенский собор - самый большой и красивый монастырский храм. Под церковью Николая Чудотворца - монастырская ризница, в которой много драгоценных даров московских царей. (Приложение 5)
3.6. 1000 рублей: Ярославль на купюре
Современная купюра этого номинала имеет виды старинного города Ярославля. Ее лицевая сторона отличается памятником Ярославу Мудрому и часовней на фоне Ярославского кремля. Оборотная сторона показывает вид колокольни и храма Иоанна Крестителя, который считается культурным памятником мирового значения. [3] (Приложение 6)
3.7. 2000 рублей – Дальний Восток
Номинал – 2000 рублей преобладающий цвет – синий. Населённый пункт - Владивосток. Лицевую сторону банкноты декорирует снимок Русского моста. Именно этот мост стал соединяющим элементом между островом Русский и городом Владивосток. Данное сооружение построено в 2008 году и признано одним из самых удивительных в истории. На оборотной стороне зафиксировано изображение российского космодрома, находящегося в Амурской области и имеющего название «Восточный» (Приложение7)
3.8. 5000 рублей: на крупнейшей купюре – Хабаровска
Сегодня в обороте самая крупная российская купюра имеет номинал пять тысяч. На ней изображён город Хабаровск. На лицевой части можно видеть набережную города и памятник генералу, графу и губернатору Восточной Сибири Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому. (Приложение 8)
На оборотной стороне - мост на реке Амур в городе. Это самый длинный мост на всем Транссибе. Длина его около 2700 метров, а состоит он из 18 пролетов и левобережной эстакады. [4]
3.9. Памятные банкноты.
В отличие от обиходных памятные банкноты имеют вертикальное расположение рисунка. [2]
Номинал – 100 рублей. Преобладающий цвет – синий. Памятное событие – Олимпиада «Сочи – 2014». (Приложение 9)В оформлении использованы - сноубордист, олимпийские объекты в Сочи, стадион «Фишт» и жар-птица. [5]
Номинал – 100 рублей. Преобладающий цвет – оливково-зелёный. Памятное событие – возвращение Крыма в состав России. В оформлении использованы - памятник затопленным кораблям, фрагмент картины И.К. Айвазовского «Русская эскадра на Севастопольском рейде» и декоративный замок «Ласточкино гнездо». (Приложение10)
Номинал – 100 рублей. Преобладающий цвет – сине-зелёный. Памятное событие – Чемпионат мира по футболу в России. В оформлении использованы - мальчик с мячом в руке, вратарь Лев Яшин в прыжке и стилизованное изображение земного шара в виде футбольного мяча. (Приложение11)
4. Карта памятных мест России.
Путешествуем по городам изображённым на копюрах .
Я часто обращаюсь к денежным знакам, но не всегда обращал внимание на том, что изображено на купюрах, а ведь на них изображения объекты архитектуры и истории различных городов России.
Изображения выдающихся людей и исторических событий, знаменитых природных объектов, интереснейшие архитектурные сооружения, позволяют полнее изучить не только географию, но историю городов и страны.
Я решил сделать карту «Путешествие по городам, изображённым на денежных копюрах» (Приложение 12)
5 .Заключение
Подводя итог своей работы, я сделал вывод, что деньги – это средство обмена. Данная работа помогла мне изучить изображения на бумажных купюрах России и узнать
о городах, изображенных на денежных знаках. Составить карту «Путешествие по городам, изображённым на денежных копюрах». Своими исследованиями поделиться с одноклассниками. Многим ребятам понравилась моя работа, одноклассники заинтересовались данной темой.
Знания, умения и навыки обязательно пригодятся нам в дальнейшей учёбе. Исследования по данной теме я продолжу дальше, так как в старших классах буду изучать предмет «География». Ещё мне хотелось бы узнать о банкнотах разных материков и стран.
Таким образом, я считаю, что цель и задачи, поставленные в начале работы, достигнуты. Гипотеза исследования полностью подтвердилась: изображённые на бумажных денежных знаках географические объекты являются своеобразным источником при изучении истории и географии нашей страны.
6.Список интернет источников.
Басуев Артём Геннадьевич
Краснодарский край, Калининский район, хутор Гречаная Балка
МБОУ СОШ № 9 , 3 класс
О чём могут рассказать денежные копюры.
Научный руководитель: Тютина Татьяна Пантелеймоновна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, , Калининский район, хутор Гречаная Балка
Приложение 1
10 рублей: изображения на самой мелкой банкноте
Приложение 2
50 рублей: образ северной столицы
Приложение 3
100 рублей: московские виды
Приложение 4
200 рублей – Севастополь.
Приложение 5
500 рублей: Архангельск на денежном знаке
Приложение 6
1000 рублей: Ярославль на купюре
Приложение 7
2000 рублей – Дальний Восток
Приложение 8
5000 рублей: на крупнейшей купюре – Хабаровска
Приложение 9
Памятные банкноты «Сочи – 2014».
Приложение 10
Памятное банкноты. Событие – возвращение Крыма в состав России
Приложение 11
Памятные банкноты. Событие – Чемпионат мира по футболу в России
Приложение 12
Басуев Артём Геннадьевич
Краснодарский край, Калининский район, хутор Гречаная Балка
МБОУ СОШ № 9 , 3 класс
О чём могут рассказать денежные копюры.
Научный руководитель: Тютина Татьяна Пантелеймоновна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, Калининский район, хутор Гречаная Балка
Аннотация
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет наиболее подходит для денег. Перепробовали многое: и скот, и продукты, и меха, и ткани. Но эти деньги оказались очень неудобными! Сейчас нам больше известно о деньгах.
Актуальность. Изо дня в день мы имеем дело с ними – покупаем необходимые вещи, расплачиваемся ими за различные услуги. Родители дают нам деньги на «карманные расходы» или просят сходить в магазин за покупками.
Но не каждый гражданин знает, что изображено на бумажных купюрах России. Заинтересовавшись историей происхождения денег, и вопросом - могут ли денежные купюры быть своеобразным источником при изучении истррии страны, мы решили изучить этот вопрос. Моя гипотеза: предположим, что денежные знаки являются своеобразным источником при изучении истории стран .
Цель исследования: проверить, поможет ли изучение денежных купюр расширить мои знания по истории страны.
Задачи:
Изучить денежные купюры последних десятилетий.
Сравнить мои выводы с историческими сведениями.
Провести опрос окружающих по теме данной работы.
Объект исследования: денежные купюры
Предмет исследования: изменение денежных купюр последних десятилетий
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
поиск денежных купюр
изучение денежных купюр
изучение литературных источников
составление карты «Путешествие по изображениям на копюрах»
Заявка-анкета
участника конкурса научных проектов школьников в рамках районной научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани
1. |
Ф.И.О. (полностью) |
Басуев Артём Геннадьевич |
2. |
Секция |
естественнонаучная |
3. |
Название проекта |
О чём могут рассказать денежные копюры |
Сведения об участнике |
||
4. |
Дата рождения |
30.11.2010г |
5. |
Домашний адрес (с указанием индекса, край, населенный пункт и т.д.) |
353797 Краснодарский край Калининский район х.Гречаная Балка ул.Советская, 68\1 |
6. |
Контактные телефоны (федеральный код, домашний, мобильный) |
88616345621, 89183803230 |
7. |
Электронный адрес |
|
8. |
Паспортные данные (свидетельство о рождении): серия, номер, кем и когда выдан (полностью) |
III-АГ №723604, выдан 09.11.2010г. отделом ЗАГС Калининского района управления ЗАГС Краснодарского края |
Сведения о родителях (законных представителей) |
||
9. |
Ф.И.О. родителей (полностью) |
Басуева Яна Викторовна |
10. |
должность, место работы |
Бухгалтер, ООО «Кирпили» |
11. |
контактные телефоны |
89184557286 |
Сведения об образовательном учреждении (в т. ч. учреждения дополнительного образования) |
||
12. |
Полное название образовательного учреждения (в соответствии с Уставом) |
Муниципальной бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 9 хутора Гречаная Балка |
13. |
Класс |
3 |
14. |
Полный адрес образовательного учреждения (с указанием индекса) |
353797 Краснодарский край Калининский район х.Гречаная Балка ул.Первомайская, 40 |
15. |
Электронный адрес образовательного учреждения |
|
16. |
Телефон образовательного учреждения (с указанием федерального кода) |
88616345568 |
17. |
ФИО директора образовательного учреждения (полностью) |
Луценко Людмила Владимировна |
Сведения о научном руководителе |
||
18. |
Ф.И.О. научного руководителя (полностью) |
Тютина Татьяна Пантелеймоновна |
19. |
Звание, должность, место работы, научного руководителя |
учитель начальных классов МБОУ СОШ №9 х.Гречаная Балка |
20. |
Контактные телефоны (федеральный код, домашний, мобильный) |
89183803230 |
21. |
Электронный адрес |
СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
участника районной научно-практической конференции
1. |
Фамилия, имя, отчество субъекта персональных данных |
Я, __________________ ________________ ___________________, (фамилия) (имя) (отчество) |
2. |
Документ, удостоверяющий личность субъекта персональных данных |
паспорт серия _____________ номер _______________, кем и когда выдан _______ _______________________________________________________________________ свидетельство о рождении серия _____ номер _______________, кем и когда выдан ________________________________________________________________________ |
3. |
Адрес субъекта персональных данных |
зарегистрированный по адресу: ______________________________________________________,
|
4. |
Родители (законные представители) |
__________________ ________________ ___________________, (фамилия) (имя) (отчество) паспорт серия _____________ номер _______________, кем и когда выдан _______ _______________________________________________________________________ зарегистрированный по адресу: ______________________________________________________,
|
даю своё согласие своей волей и в своем интересе на обработку с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» моих персональных данных (включая их получение от меня и/или от любых третьих лиц) |
||
с целью: |
||
5. |
Цель обработки персональных данных |
документирования факта, этапов и процесса моего воспитания и обучения, констатации достижения мной установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов); индивидуального учёта освоения мной образовательной программы, подтверждения достигнутого образовательного ценза (уровня), удостоверяемого соответствующим документом об образовании и хранения моих персональных данных; регистрации по месту пребывания (в случае проживания в общежитии); посещения учреждений с пропускным режимом (научные институты, лаборатории и т.п.) |
в объёме: |
||
6. |
Перечень обрабатываемых персональных данных |
фамилия, имя, отчество, фото, пол, дата рождения, место рождения, гражданство, документ, удостоверяющий личность (вид документа, его серия и номер, кем и когда выдан), регистрационный номер участника/номер личного дела, место жительства, место регистрации, телефоны (в том числе мобильный), адрес электронной почты, материалы вступительных испытаний, место учебы, текущая и итоговая успеваемость, результаты участия в образовательных и творческих мероприятиях, опыт выполнения творческих или исследовательских проектов, материалы по итогам Олимпиады, информация о смене фамилии, имени, отчества, сведения о родителях: фамилия, имя, отчество, адрес, телефон; информация о руководителе (сопровождающем) – фамилия, имя, отчество и контактный телефон |
для совершения: |
||
7. |
Перечень действий с персональными данными на совершение которых дается согласие |
действий в отношении персональных данных, которые необходимы для достижения указанных в пункте 6 целей, включая без ограничения: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование (в том числе передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, публикация на сайтах ГБУ ДО КК «Центр развития одаренности» www.cdodd.ru; кратких персональных данных (ф.и.о. участника группы, место учебы и уровень достижений в программе); трансграничную передачу персональных данных с учетом действующего законодательства |
с использованием: |
||
8. |
Общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных |
как автоматизированных средств обработки моих персональных данных, так и без использования средств автоматизации. |
9. |
Срок, в течение которого действует согласие |
Для участников конкурса «Эврика» настоящее согласие действует со дня его подписания и на срок 12 месяцев после окончания соревнования или до дня отзыва в письменной форме. |
10. |
Отзыв согласия на обработку персональ-ных данных по инициативе субъекта персональных данных |
В случае неправомерного использования предоставленных персональных данных согласие на обработку персональных данных отзывается моим письменным заявлением. |
11. |
Дата и подпись субъекта персо-нальных данных |
____ _________ 20____ года ____________________ __________ (фамилия, инициалы субъекта п.д.) (подпись) |
12. |
Дата и подпись родителя (законного представителя) |
____ _________ 20____ года ____________________ __________ (фамилия, инициалы родителя, (подпись) законного представителя.) |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.