Урок математики в 3 классе
Учитель Тютина Т.П.
Тема: «Закрепление внетабличного умножения и деления».
Цель:
1)закреплять вычислительные навыки (табличные и внетабличные случаи деления и умножения); умение решать задачи изученных видов;
2)развивать вычислительные навыки, математическую речь, память;
3)прививать интерес к математике.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся решать задачи изученных видов; читать равенства, используя математическую терминологию; анализировать и делать выводы; работать в парах; контролировать свою работу и её результат.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для индивидуальной работы (3 варианта), карточки с краткой записью, карточка с изображением сундука для измерения площади (1 карточка на парту).
Ход урока:
I.Организация деятельности учащихся.
- Ребята, наведите порядок на парте, проверьте осанку (кулачок, ножки, спина).
- Начинаем урок.
II.Сообщение темы урока.
- Ребята, посмотрите на экран. (Слайд 2) Как выполнить действие деление в этом выражении? (72:3)
- В таблице умножения на 3 есть такой случай деления?
- Верно, нет. Значит, какое это деление?
- Да, это внетабличное деление. Знакома ли нам эта тема? (Слайд 3)
- Мы будем продолжать изучать эту тему. Как вы думаете зачем? (Лучше закрепить и т.д.)
(Запись «Правильно, дядя Фёдор…»)
- Сегодня на уроке мы будем не только решать примеры и задачи, но и путешествовать вместе с героями литературного произведения, чтобы было веселее вместе.
- С героями, какого произведения мы будем путешествовать? (Трое из Простоквашино) (Слайд 4)
- Кто автор этой сказки? (Э. Успенский)
- Назовите сказочных персонажей. Мы будем путешествовать с ними. (Дядя Шарик, кот Матроскин, собака Шарик)
- Отправимся на поиски клада по этому плану (маршрут). (Слайд 5)
III.Актуализация знаний.
- Герои в путь, а мы за ними. Они оставили записку, но просто так я её вам не отдам. Потрудитесь и выполните правильно задание.. Работаем по вариантам. Продолжите логическую цепочку.
1 вариант – 2, 4, 8, 16, … (32, 64)
2 вариант – 3, 6, 12, 24… (48, 96)
1 вариант
a |
21 |
23 |
25 |
c |
72 |
72 |
b |
3 |
3 |
3 |
d |
2 |
4 |
a·b |
|
|
|
c:d |
|
|
2 вариант
a |
22 |
24 |
26 |
c |
64 |
64 |
b |
3 |
3 |
3 |
d |
2 |
4 |
a·b |
|
|
|
c:d |
|
|
- А теперь помогите своему соседу, проверьте его работу и укажите на ошибки. Кто не уверен в том, что всё правильно посчитал, ответы на доске. (Слайд 6)
- Ребята, у каждого из вас на парте есть оценочный лист, возьмите лист своего соседа, оцените его работу и дорисуйте смайлик. Верните лист соседу. (Оценочный лист - №1)
- Что же записано в записке?
(Молодцы! Приглашаем принять участие в увлекательной игре!)
(Слайд 7)
- Дядя Фёдор со своими друзьями подошли к препятствию. Это лес. (Слайд 8-12). Чтобы его преодолеть, надо решить задачи. У вас есть числа и знаки действий, нужно составить соответствующие выражения.
· Сколько заготовила белка шишек, если разгрызла 17, а осталось разгрызть 15? (32)
- Как узнали?
· Сколько Саша собрал грибов, если Маша собрала 12, а Саша в 2 раза больше? (24)
- Как узнали?
· Сколько яблок съел ёжик, если у него было 34, а осталось 18? (16)
- Как узнали?
· Сколько в лесу деревьев, если лиственных 64, а хвойных в 4 раза меньше?(16)
- Как узнали?
- Под каждым компонентов арифметического действия, поместите его название.
Сравните ответы с доской. (Слайд 13)
- Мы с вами вспомнили компоненты сложения, вычитания, умножения, деления. Для чего мы это сделали?
- Верно, это нам понадобится при решении примеров и уравнений. Оцените себя, как вы справились с этим заданием, всё ли верно посчитали, не допустили ли ошибок. (Оценочный лист - №2)
- Дядя Фёдор интересуется, кто с лёгкостью, без препятствий преодолел лес, поднимите руку. А у кого возникли трудности? А Шарик говорит, что в жизни всё получится, главное не вешать нос.
IV. Закрепление изученного материала.
- Герои прошли лес и вот дорога к реке. (Слайд 14-15) Шарик решил пойти простой дорогой, поэтому он предлагает самые лёгкие примеры. Матроскин выбрал путь сложнее и решил пойти на запах молока, поэтому на его дороге примеры немного труднее. А Дядя Фёдор выбрал самый трудный путь. Он хорошо считает, учится в школе, поэтому на его дороге самые трудные примеры.
- Подумайте, какому герою вы могли бы помочь решить примеры. Выберите карточку. Поднимите руку, кто решил пойти по дороге Шарика, Матроскина, а Дяди Фёдора. На карточках папа Дяди Фёдора подготовил для вас вопросы, в которых просит рассказать, как решать некоторые примеры. Приступайте к работе. (Карточки с заданиями)
Дорога Дяди Фёдора – Одинаковы ли способы решения первых примеров в каждом столбике? Почему?
64:16= 78:6=
26·3= 5·17=
91:7= 32·2=
25·4= 96:16=
Дорога Матроскина – Подчеркните примеры, для решения которых, один из компонентов необходимо разложить на разрядные слагаемые?
12·2= 36:3=
5·20= 11·7=
44:4= 5·12=
33·3= 29·2=
Дорога Шарика – Подчеркните пример, в котором ответ искали методом подбора.
7·7= 15:5=
9·3= 60:30=
5·4= 36:9=
2·12= 45:15=
- А кто справился с теоретическими вопросами? Кто пошёл дорогой Дяди Фёдора, поднимите руку? Вместе, конечно, весело идти, поэтому помогите проверить своим товарищам. Разбейтесь на пары по дорогам героев и проверьте ответы у своих товарищей. Не забудьте про вопросы папы Дяди Фёдора. Если есть ошибки, укажите на них. Кто затрудняется, сверьтесь с доской. (Слайд 16)
- Очень хочется услышать ответы на вопросы папы Д.Фёдора. (Проверка вопросов)
- Товарищ вам помог проверить, а вы оцените себя, дорисуйте смайлик. (Оценочный лист №3)
- Вот мы и прошли дорогу, и пришли к реке, у которой нас ждёт новое препятствие. (Слайд 17)
- Чтобы перебраться через неё, надо построить мост, который будет сооружаться из брёвен. А сколько потребуется брёвен для моста, мы узнаем, решив задачу. (Слайд 18)
Шарик принёс 72 бревна, а Матроскин в 4 раза меньше. Сколько брёвен они принесли вместе?
-Открываем тетради. В них будем записывать решение задачи.
- Поднимите руку, кто знает, как решать задачу?
- Приступайте к работе. Записываем только решение и ответ. Кому нужна помощь?
(Учитель раздаёт карточку №1)
- Приступайте к решению.
(Если ученик затрудняется решить, учитель раздаёт карточку №2 для слабых учащихся)
Карточка №1
Шарик – 72 бр. ? бр.
Матроскин - ?бр., в 4 р. <, чем
Карточка №2
1) □ : □ = □ (бр.) – принёс Матроскин
2) □ + □ = □ (бр.)
- Кто справился. На доске продолжение... (Слайд 18)
* Для того чтобы построить опору для моста, сколько каждому из трёх героев нужно принести брёвен, если бы они работали по-честному?
- Что значит по-честному? Это как? (Поровну)
- На доске решение, (Слайд 19) проверьте и оцените себя. (Оценочный лист №4)
(72:4+72=90 (бр.))
- Мы переправились через реку и оказались у цели. (Слайд 20-21)
V. Рефлексия.
Работа с геометрическим материалом. Работа в парах.
- Итак, мы добрались до клада. Какой большой сундук. (Слайд 22)
- У вас на парте лежит такой же сундук.
- В нём что-то есть. Хотите узнать? Для этого надо открыть. Из каких геометрических фигур состоит этот сундук?
- Для того чтобы сундук открылся, нужно найти периметр и площадь прямоугольника. Выполните это задание в паре.
- Итак, какой же код получился, чему равен периметр, а площадь?
- Смотрим, отгадали мы или нет! (Слайд 23)
- Оцените работу своего соседа в вашей паре, дорисуйте смайл на его оценочном листе. (Оценочный лист №5)
VI. Итог урока.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Все препятствия мы преодолели с Дядей Фёдором, котом Матроскиным и собакой Шариком.
- Оцените свою работу на уроке. Посмотрите, каких смайликов у вас больше, поместите своё имя на доску под соответствующий смайл. Посчитайте на оценочном листе, если у вас все смайлы весёлые, получаете 5, если 4 весёлые – 4, 3 веселых – 3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.