Урок математики 1 класс (Школа России)
Учитель Тютина Т.П.
Тема: ВЕЛИЧИНЫ. ДЛИНА
Цели: познакомить с понятиями: величина, измерение величины, единица измерения (мерка); установить общий принцип измерения длин отрезков; установить зависимость между результатами измерения величины и меркой; познакомить с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, ладонь, сантиметр и т. д.), научить использовать их практически; развивать математические способности, интерес к предмету, логическое мышление, аналитические способности.
Оборудование: таблица с геометрическими фигурами (см. п. II. 1), таблички с записью понятий: , , , три разноцветные полоски (две одинаковой длины, третья – другой длины).
Ход урока
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I. Организационное начало.
|
Долгожданный дан звонок – Начинается урок.
|
Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре.
Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание.
|
II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.
Открытие нового.
|
1. Понятие о геометрических фигурах. *– Назовите данные геометрические фигуры.
– Разделите их на группы по какому-либо признаку. – Какие группы выделили? (Отрезки и ломаные; замкнутые и незамкнутые линии.) – Есть ли здесь равные отрезки? Как доказать? 2. Введение новых понятий. – Какие свойства предметов знаете? (Цвет, форма, размер, материал, назначение и т. д.) – Какие из данных свойств можно сравнить с помощью знаков «>», «<», «=»? (Анализируя предположения, учащиеся приходят к в ы в о д у: с помощью данных знаков можно сравнить предметы по длине, их массе, объёму.) – Вот эти свойства предметов называются величинами. Н а д о с к е с х е м а:
– У каждого из вас на парте есть набор из трёх разноцветных полосок. – Выберите величину, по которой будем сравнивать полоски. (Длина.) – Как правильно сравнить полоски? (Наложением, совместив концы полосок.) В ходе практической работы выясняют, какая полоска длиннее или короче, какие одинаковы по длине. Наблюдения фиксируют с помощью знаков сравнения. – Итак, в чём убедились, к какому в ы в о д у пришли? (Длина – это величина, так как длины можно сравнивать.) 3. Измерение длин отрезков. – Сравните по длине данные отрезки. (На доске даны два отрезка на значительном расстоянии друг от друга.) – Как узнать, какой из них длиннее? П р о б л е м а! Предлагают различные варианты. Главное: нужно выбрать какую-либо мерку. – Выберите любую из полосок. Измерьте длину каждого из отрезков. К доске приглашаются ребята, которые, используя цветные полоски, измеряют отрезки. Так как полоски брали разные, то и длину получили разную: один и тот же отрезок получился разной длины. В ы в о д (делают учащиеся): сравнивать отрезки можно только тогда, когда они измерялись одинаковыми мерками. Открытие! 4. Единицы измерения длины. Р а б о т а п о у ч е б н и к у*. * № 1, с. 1. Единичный отрезок – мерка для измерения длины. – Запишите, сколько раз каждый единичный отрезок укладывается в данный отрезок. – На что обратили внимание? Везде ли единичный отрезок одинаковый? Какой сделаем вывод? (В ы в о д: чем больше единичный отрезок, тем меньшее число раз он откладывается в отрезке.) – Обратите внимание: рядом с цифрой стоит буква. Что она обозначает? (4 с. – 4 синих единичных отрезка, 6 к. – 6 красных единичных отрезков и т. д.)
|
|
Ф и з к у л ь т м и н у т к а |
5. Старинные меры длины. *– Давайте представим себе, что мы оказались на необитаемом острове. Нам нужно измерить его. Как же это сделать? Через постановку проблемы учащиеся знакомятся со старинными мерами длины: шаг, локоть, сажень, ладонь, дюйм. Пытаются их использовать на практике в классе. Р а б о т а с у ч е б н и к о м. * № 2, с. 1. Сравнение единиц длины. 6. Сантиметр – единица длины. *– Давайте измерим ширину класса с помощью шагов. Приглашаются 2–3 ученика, которые шагами измеряют ширину кабинета. Устанавливают, что результат получился разный. Почему?! Длина шага отличается. => Нужна единая единица измерения. Одной из них является сантиметр. Р а б о т а п о у ч е б н и к у. * № 3, с. 1. – Как правильно использовать линейку, чтобы правильно измерить длину отрезка АБ? |
|
Ф и з к у л ь т м и н у т
III. Повторение и закрепление пройденного |
РАКЕТА А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носочки поднимитесь. Опустите руки вниз. Раз, два, три, четыре – Вот летит ракета ввысь 1. Измерение длин отрезков. * № 4, с. 1. 2. Построение отрезков заданной длины. – Постройте в тетради в клетку отрезок: КМ = 4 см, ОБ = 7 см, СН = 3 см. 3. Поиск закономерности. 1-я строчка – запишите тройку чисел 4 3 7 и продолжите закономерность. IV. Итог. – Что узнали нового? – Какие проблемы решали? – Что показалось вам наиболее интересным? – Что запомнилось? |
|
ΙV. Итог |
– Что нового узнали? 4 4 – Какие знания повторили? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Чем, на ваш взгляд, отличаются уроки по «Букварю» от уроков русского языка? |
ТООУ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.